Урок № 5. Тема: «Виды перекрестков» | Поурочные планы по ПДД 7 класс
Урок № 5. Тема: «Виды перекрестков»
24.09.2013 37807 0Цели урока: Познакомить учащихся с видами перекрестков и правилами безопасного перехода проезжей части.
Материалы к уроку:
Перекрёстки и их типы
Слово перекрёсток знакомо всем. Но, наверно, вы не вникали в его смысл, не задумывались о его значении.
Перекрёсток — место пересечения дорог на одном уровне.
Было бы безопаснее, если бы дороги пересекались не на одном уровне, а проходили бы одна над другой. Тогда бы транспортные средства не мешали друг другу, их пути не пересекались бы, они не теряли бы время, пропуская друг друга, не было бы опасности столкновений и наездов.
Такие пересечения существуют. Их называют транспортными развязками. Только строить их очень сложно и дорого. Поэтому их пока мало, а большинство дорог пересекаются на одном уровне.
Перекрёстки бывают разные. Это зависит от того, как дороги пересекаются между собой.
Т-образный трёхсторонний перекрёсток.
Транспорт едет с трёх сторон.
Х-образный четырёхсторонний перекрёсток. Транспорт едет с четырёх сторон.
У-образный трёхсторонний перекрёсток. Транспорт едет с трёх сторон.
Многосторонний перекрёсток (пересечение более двух дорог). Транспорт едет с многих направлений. | Площадь — перекрёсток сложной формы (пересечение более четырёх дорог).
|
Перекрёсток — это не только место пересечения путей транспорта и пешеходов, здесь транспортные средства поворачивают налево и направо, разворачиваются в обратном направлении. Их пути движения не только пересекаются между собой, но и пересекают пути движения пешеходов.
Чтобы на перекрёстке движение было безопасным, устанавливают светофоры и дорожные знаки, на проезжую часть наносят линии дорожной разметки, транспортные средства оснащают специальными предупредительными сигналами.
Пешеход на перекрёстке, прежде чем начать переход улицы, должен во многом разобраться, в том числе ему очень важно знать, едут автомобили прямо или поворачивают. Узнать об этом пешеход может от самих водителей. Каким образом?
Водители при помощи предупредительных сигналов, установленных на транспортных средствах, сообщают друг другу и пешеходам о своих действиях. К таким сигналам относятся световые указатели поворотов. Обычно их называют «мигалками», потому что при включении они мигают. Включил водитель левую «мигалку» — предупреждает о повороте налево, включил правую «мигалку» — предупреждает о повороте направо. По этим сигналам другие водители, а также пешеходы узнают о намерении водителя ехать в ту или иную сторону.
Чтобы сигналы поворотов — «мигалки» — были лучше заметны, их устанавливают по три с каждой стороны транспортного средства. Впереди это белый фонарь, сбоку — жёлтый, сзади — жёлтый или красный.
Если на транспортных средствах световые указатели поворотов не предусмотрены (например, на велосипедах) или оказались неисправными, сигналы поворотов подают рукой.
На транспортных средствах устанавливают ещё и звуковые сигналы. В населённых пунктах подавать звуковые сигналы запрещено. Использовать их можно для предупреждения дорожно-транспортного происшествия. Это разрешено и на загородных дорогах. Но если дорога проходит рядом с больницей, санаторием, домом отдыха, детским садом и т.п., то на этом участке дороги подача звукового сигнала может быть запрещена, и тогда там устанавливают дорожный знак «Подача звукового сигнала запрещена».
Если на перекрёстке нет ни светофора, ни регулировщика, которые определяли бы очерёдность движения пешеходов и транспорта, то такой перекресток называется нерегулируемым. Пешеходный переход, расположенный на таком перекрёстке, тоже является нерегулируемым.
Рассмотрим подробно, как надо переходить дорогу по пешеходному переходу, расположенному на нерегулируемом перекрёстке.
Начнём с обозначений перехода. Он может быть обозначен дорожными знаками «Пешеходный переход», а иногда, кроме знаков, ещё и дорожной разметкой «зебра».
Если пешеходный переход на перекрёстке не обозначен, то переходить дорогу нужно по линии продолжения тротуаров. Линии эти условные, т.е. никак не обозначенные, их следует провести мысленно.
Правила перехода дороги на нерегулируемом пешеходном переходе не зависят от того, как он обозначен и обозначен ли вообще.
Правила перехода всегда одинаковы.
Обозначения перехода служат только для определения его ширины.
Если на переходе есть разметка «зебра», то она и определяет его ширину: какой ширины сама «зебра», такова и ширина перехода.
Если переход обозначен только знаками, то ширина перехода равна расстоянию между знаками.
Если пешеходный переход на перекрёстке не имеет никаких обозначений (пешеходам разрешено переходить дорогу по линии тротуаров), то ширина перехода равна расстоянию между условными линиями тротуаров.
Иногда на перекрёстке по краю тротуара бывают установлены ограждения, препятствующие переходу. Разумеется, что в таких местах переход дороги запрещён. Он может быть запрещён и при отсутствии ограждений, если имеется знак «Движение пешеходов запрещено». Это запрещающий знак круглой формы с красной окантовкой. На белом фоне изображён идущий пешеход, перечёркнутый красной чертой.
Рассмотрим нерегулируемый пешеходный переход, расположенный на обычном четырёхстороннем перекрёстке.
Вы подошли к перекрёстку. Определили по известным признакам, где находится пешеходный переход. Остановились перед поребриком и проанализировали, что из себя представляет перекрёсток: в каких направлениях едут транспортные средства, откуда может грозить опасность?
На таком перекрёстке движение транспортных средств идёт в четырёх направлениях. Какие именно транспортные средства опасны для вас?
В первой части пути по переходу опасность будет грозить только слева. Во второй части пути опасность будет — только справа.
Во второй части пути опасность справа могут создавать только машины, едущие прямо.
Видно что, в одном случае проще первая часть пути через дорогу, а вторая сложнее, а в другом, наоборот. Однако в любой ситуации переход дороги на нерегулируемом перекрёстке требует внимания и ответственности.
Совершая на перекрестке, правый или левый поворот, водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих улицу, на которую сворачивает машина. Всё же убедитесь, что водитель уступает вам дорогу. Если вы в этом не уверены — сами пропустите машину.
Иногда можно видеть, как на перекрёстках некоторые пешеходы, желая сократить расстояние, идут по пути, изображённому на рисунке.
Это очень рискованный путь: большую его часть пешеход повёрнут спиной к сторонам возможного появления транспорта.
Недопустимо ведут себя и те пешеходы, которые на перекрёстках, образованных узкими «тихими» улочками, переходят дорогу не как положено, а наискосок, прямо через перекрёсток. Появление машины на «тихой» улице всегда неожиданно, и пешеход, застигнутый на перекрёстке, ведёт себя непредсказуемо: куда он побежит, спасаясь от машины, водителю угадать невозможно. Чаще всего такие случаи заканчиваются несчастьем.
Правила перехода дороги по пешеходному переходу
на нерегулируемом перекрёстке
1. Остановись у пешеходного перехода на краю тротуара, не наступая на поребрик.
2. Посмотри налево и направо. Определи, в каких направлениях на перекрёстке едут транспортные средства: нет ли машин, делающих повороты в направлении пешеходного перехода.
3. Пропусти все близко движущиеся транспортные средства.
4. Начинай переход только на безопасном расстоянии от транспортных средств. Помни про транспортные средства, делающие повороты!
5. Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не бегом.
6. Не прекращай наблюдать во время перехода за транспортными средствами слева, а после середины проезжей части — справа.
7. Иди по переходу под прямым углом к проезжей части, а не наискосок, придерживаясь правой стороны.
Вопросы для закрепления:
1. В каких местах пешеходы имеют право пересекать проезжую часть улицы?
2. Какие вы знаете виды перекрестков и способов обозначений пешеходных переходов?
3. Какие существуют правила перехода нерегулируемых перекрестков?
4. Какую скорость должен выбирать пешеход при переходе дороги?
tak-to-ent.net
границы перекрёстка, светофоры, правила ПДД
Проезд регулируемого перекрёстка, при соблюдении правил дорожного движения, не вызывает проблем. Какие виды таких пересечений дорог бывают и как правильно их преодолевать, рассматривается в этой статье.
Что считается перекрёстком по ПДД
Самым важным участком дороги является пересечение проезжих частей, где возможна схема организации движения любой сложности. Траектории перемещения транспортных средств могут быть самыми разнообразными, так как сочленения дорог имеют разные конфигурации. Перекрёстки бывают регулируемыми или нерегулируемыми. Согласно ПДД, перекрёстком считается пересечение или примыкание дорог на одном уровне. Выезды с различных организаций, выходящие к основной магистрали, не считаются перекрёстками.
Регулируемый
Пересечение двух или нескольких дорог, где производится автоматическое или ручное управление движением, определяется как регулируемое. Автоматическим средством регуляции является светофор. Ручное управление проездом перекрёстка занимается регулировщик. Все знаки как светофора, так и регулировщика участниками дорожного движения должны выполняться беспрекословно.
Знаете ли вы? В английском Бирмингеме находится одна из самых запутанных дорожных развязок. Она состоит из 6 уровней и 18 дорог, хитросплетения которых ставят в тупик даже местных жителей. А дорожные знаки лишь усугубляют ситуацию.Интересно, что ручное регулирование дорожного движения уже отошло в прошлое. Оно применяется в экстренных случаях, когда нужно сориентировать потоки транспорта при дорожных заторах, вызванных дорожно-транспортными происшествиями, ремонтными работами или проездами кортежей. Обычно регулировщик находится в центре пересечения автомобильных путей и показывает потокам машин кому, когда и куда правильно двигаться.
Нерегулируемый
Не на каждом смыкании дорог возможно поставить безусловные атрибуты регулирования в виде светофора или регулировщика. Такие пересечения могут иметь самую различную структуру — от обычных Y-образных, до сложного кругового движения с несколькими въездами на кольцо.
Важно! При круговом движении все остальные правила не действуют — с конца 2017 года в ПДД чётко прописано, что авто, которое движется по кругу всегда имеет преимущество.
Нерегулируемые перекрёстки могут быть как с главной дорогой, так и равнозначные. В первом случае всё определяется главенством пути следования. А при равнозначном пересечении используется правило «помехи справа».
Границы перекрёстка
Это определение из правил дорожного движения довольно неоднозначное, так как там говорится, что границы перекрёстка находятся в месте начала закругления дорожного полотна.
Однако такое утверждение сложно применить на практике во многих случаях:
- остроугольные сочленения дорог, где одна как бы вливается в другую;
- длинные разветвления с огромным радиусом;
- Т-образное примыкание, где с одной стороны нет никаких закруглений;
- временные нарушения границ — сугробы снега, огромные лужи, провалы почвы, дорожные работы и т. д.
Все перечисленные отклонения от формулировки в ПДД значительно усложняют не только движение, но и оформление возможных дорожно-транспортных происшествий.
Знаки на регулируемых перекрёстках
Перед регулируемым сочленением дорог могут стоять знаки, а на дорожном покрытии нанесена разметка. Иногда все эти элементы могут не совпадать с сигналами светофора. При правильной расстановке, знак «главная дорога» должен быть перечёркнутым перед светофором, а после развилки снова установлен, если это направление сохранило своё главенство. Если же светофор окажется отключенным, тогда регулировать движение будут знаки и разметка.
Светофор на регулируемых перекрёстках
Что бы ни предписывали знаки и разметка, — сигнал светофора является определяющим на регулируемом перекрёстке. На таком стыке проезжих частей нет понятия главная и второстепенная дорога, так как зелёный свет даже при выезде из двора делает на это время его приоритетным.
Важно! Бывают ситуации, когда в крайнем правом ряду стоит авто, ожидающее разрешающего сигнала светофора для движения прямо, а сзади сигналит водитель, желающий повернуть по «стрелке». Здесь нет преимущества проезда — если ряд свободен, можно поворачивать, а если занят, то нужно подождать.
В определённых конфигурациях перекрёстков на светофоре может быть зелёная стрелка по направлению вправо — горящая или в виде картинки. Такой поворот возможен и при горящем красном свете. При этом необходимо уступить дорогу транспорту, движущемуся на прямой зелёный свет.
Правила проезда регулируемых перекрёстков
Даже при автоматическом регулировании проезда сочленения дорог могут возникать ситуации, когда нет возможности безусловно пересечь перекрёсток.
Это может быть в таких случаях:
- поворот направо;
- поворот налево;
- движение прямо.
Поворот направо
Как уже говорилось выше, поворот направо может регламентироваться постоянно горящей или нарисованной зелёной стрелкой. На крупных и загруженных перекрёстках такого нет, и руководствоваться нужно главным сигналом светофора. При повороте нужно убедиться, что дорогу не переходят пешеходы, которые, в данном случае, имеют преимущество.
Поворот налево
При повороте налево необходимо перестроиться в крайний левый ряд, пропустить все транспортные средства, идущие навстречу прямо, и начать производить манёвр. Если встречный автомобиль собирается поворачивать направо, то начинает действовать правило «помехи справа» и ему необходимо предоставить преимущество проезда.
Движение прямо
Движение прямо регулируется главными секциями светофора. Даже если при прямом проезде оказывается, что улица утратила своё главенство по знакам или разметке, тот, кто едет прямо на «зелёный», имеет преимущество.
Как разъезжаться с трамваем
Чтобы правильно разъехаться с трамваем, необходимо знать всего три случая, когда рельсовое транспортное средство не имеет преимущество проезда пересечения дорог:
- движение трамвая на стрелку при красном или жёлтом основном сигнале светофора;
- подъезд к сочленению путей по второстепенной дороге при мигающем жёлтом светофоре;
- выезд из трамвайного парка.
Для регулируемых перекрёстков подходит лишь первый из перечисленных случаев. Тут могут возникать сложности, если трамвайные пути находятся посередине проезжей части. В такой ситуации все участники дорожного движения должны быть очень внимательны, чтобы не допустить нарушения ПДД, или, тем более, аварии.
Знаете ли вы? При помощи светофора регулируют не только движение автомобилей. В Праге есть очень узкая улица «Винарна Чертовка», где не могут разминуться даже два человека. Вот их перемещение и регламентируется световыми приборами.
Регулируемые перекрёстки являются местом распределения транспортных потоков. Светофоры чётко регламентируют очерёдность проезда и, при выполнении требований их сигналов, снижают к минимуму риск аварийных ситуаций.
Видео: как правильно разъехаться с трамваем
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Правила дорожного движения проезда перекрестков в картинках
Согласно правилам дорожного движения РФ перекрестком называется участок пересечения и разветвления дорог на едином уровне. Перекресток ограничивается воображаемыми зонами, которые соединяют начала дорог. Предлагаем подробней ознакомиться с правилами проезда перекрестков, которые описаны в 13 разделе ПДД РФ.13.1. Если автомобиль поворачивает в одну из сторон, он должен пропустить пешеходов и людей, перемещающимся на вело транспорте, которые пересекают проезжую часть, на которую он хочет повернуть.
Это правило работает абсолютно на всех перекрестках. Однако, некоторые перекрестки регулируются специальными светофорами для пешеходов и велосипедистов. В этом случае они обязаны передвигаться при разрешающем сигнале.
13.2. Согласно ПДД правилам проезда перекрестков, водителю нельзя выезжать на пересечение проезжей части и зоны перекрестка (разметка 1,26), если впереди наблюдается затор. Это заставит водителя остановить транспортное средство, соответственно, движение для машин, движущихся поперечно, будет затруднено. Исключением является поворот в любую из сторон.
13.3. Если на перекрестке функционирует светофор или регулировщик, его называют регулируемым. Если светофор демонстрирует желтый мигающий или устройство не работает, автомобилисты должны пользоваться правилами, согласно которым используются знаки в порядке приоритета.
Так, нередко не перекрестках монтируют приоритетные знаки, которые являются главными, если светофор по тем или иным причинам работает некорректно или вовсе выключен.
13.4. Если необходимо повернуть налево или развернуться по зеленому сигналу светофора, водитель должен уступить дорогу машинам, движущимся по встречному пути. Это же правило обязаны соблюдать машинисты троллейбусов и троллейбусов.
13.5. Если автомобили пересекают перекресток и автомобиль водителя находится перпендикулярно при желтом или красном сигнале, автомобилист обязан уступить дорогу другим водителям.
13.6. Если светофор разрешает движение рельсовому транспортному средству и автомобилю, то водителю машины следует пропустить трамвай. Но, в этой ситуации есть исключение: если водитель пересекает перекресток, а трамвай поворачивает направо, машинист рельсового транспортного средства должен уступить дорогу.
13.7. Если авто въехало на перекресток, когда светофор демонстрирует разрешающий сигнал, водитель может двигаться в нужном направлении. Если же на пути присутствуют стоп-линии, автомобилист должен руководствоваться сигналом всех светофоров на перекрестке.
13.8. Если работает разрешающий сигнал, автомобилист должен уступить путь машинам, которые заканчивают движение через перекресток. Это же относится к пешеходам, которые заканчивают переходить проезжую часть.
13.9. На перекрестке основной и второстепенной дороги транспорт, движущийся по второстепенной, должен остановиться и уступить дорогу автомобилям, едущим по главной дороге.
13.10. Если основная дорога меняет направление, автомобилисты, перемещающиеся по основному пути, должны использовать правила перекрестков равнозначных дорог.
13.11. Если пересекаются две равнозначные дороги, водитель автомобиля должен уступить дорогу транспорту, который движется справа. Это же относится к машинистам рельсового транспорта.
Пункт 13.11 правил проезда перекрестков ПДД 2018 имеет исключение: если на перекрестке действует круговое движение, автомобилист должен уступать дорогу автомобилям, перемещающимся по данному перекрестку.
13.12. Если необходимо повернуть налево, водитель авто должен уступить проезд другим машинам, направляющимся по равнозначному пути со встречного направления/направо.
13.13. Если водитель движется по перекрестку в темное время суток и не может определить, какое покрытие имеется на дороге, не наблюдает любые знаки приоритета, он должен считать, что проезжает по второстепенной дороге.
- При нахождении на перекрестке, первыми выезжают автомобилисты, движущиеся по главному пути. Если траектории пересекаются, водители используют правило «авто, находящееся справа».
- Водители, находящиеся на второстепенном пути, покидают перекресток последними. По аналогии с выше озвученным правилом при пересечении траектории используют правило «авто справа».
Чтобы лучше усвоить ПДД, рекомендуем посмотреть видео урок «проезд перекрестков по правилам 2018».
cartale.ru
Правила проезда перекрестков в картинках • Обучение вождению автомобиля
Рис.1
Практически каждый день водителям автомобилей приходится пересекать перекрестки. Это довольно сложный процесс, который нередко приводит к аварийной ситуации. В этой статье будет рассказано обо всех тонкостях, которые помогут Вам быстро и безопасно проезжать сложные перекрестки.
Нередко в дорожной практике происходит такая ситуация: водителю нужно повернуть налево, но этого не дает сделать автомобиль, выезжающий на него с главной дороги (рис.1). Наиболее распространенная ошибка, когда шофер пропускает эту машину. Тогда приходится ждать гораздо больше, ведь, как правило, вслед за ней едет еще несколько автомобилей, которым также нужно уступить место. Во избежание задержки лучше всего двинуться с места сразу же, как это сделает водитель, выезжающий на вас. Но исполнять такой маневр лучше всего на больших перекрестках.
Примечание: Во всех представленных случаях мы в синем автомобиле.
Рис.2
Опытный водитель должен быть готов и к иному повороту событий, когда помехой слева будет не одна машина, как это было в предыдущей ситуации. При таких обстоятельствах риск создать аварию еще больше, соответственно, потеря времени также возрастет в несколько раз. Решение данной проблемы будет очень похожим на предыдущее. Поначалу все то же самое, до момента поворота налево. Здесь, в отличие от прошлого случая, нужно после маневра не сразу поворачивать, а подождать или же пропустить несколько автомобилей, чтобы не создать неприятностей. Настоятельно рекомендую убедиться в том, что вас все-таки пропустят, ведь лишний раз перестраховаться еще не помешало никому. Смотрите рис.2.
Рис.3
Также не должна застать вас врасплох и следующая ситуация (Рис.3). Рядом с Вами, на левой полосе находится автомобиль, которому тоже нужно выехать. На главной дороге располагается машина, заграждающая выезд обеим. При таких обстоятельствах, как правило, наиболее удобно будет выруливать водителю, который находится по правую сторону дороги. Объехав машину на главной, он оградит всех остальных, в том числе себя, от неприятностей.
Рис.4
Следующая ситуация очень похожа на вышеуказанную (Рис.4). Те же два автомобиля, на тех же двух полосах. Но теперь наш автомобиль стоит чуть дальше другого, тем самым создавая себе преимущество. Здесь нужно всего лишь пропустить авто, которое движется по главной, и ехать дальше без каких-либо трудностей.
Рис.5
Разрешение следующего случая (Рис.5) будет кардинально отличаться от других, ведь оно не соответствует ПДД. Поэтому его рекомендуется использовать только опытным водителям. Вам нужно выехать на главную дорогу, но справа непрерывно движутся два автомобиля, тем самым не давая проехать машине напротив. Сначала разгонитесь, в этом Вам поможет полоса встречного движения, а потом уже перестраивайтесь.
Надеемся, все вышесказанное поможет Вам, но имейте в виду, что эти маневры должны использовать лишь водители с многолетним стажем, «чайники» не вправе рисковать.
Дополнительные уроки вождения в Минске
Все ранее сказанное касалось лишь автомобилей. Сейчас же перейдем и к другим транспортным средствам, таким как велосипед и трамвай.
В случае трамвая все просто: при любых обстоятельствах водитель авто должен пропустить рельсовый транспорт, независимо от типа перекрестка или направления движения.
С велосипедом же обстоять все будет немного сложнее. Велосипедистам стоит помнить, что их железный конь на дороге является полноправным транспортным средством. Например, если на перекрестке встретились авто и велосипед, друг напротив друга, руководствоваться нужно сигналом светофора, дорожными знаками и принципом помехи справа. Но все эти правила исключает один-единственный элемент — велосипедная дорожка. Если велосипед двигается именно по ней, то водитель авто, без всяких сомнений, должен его пропустить.
Как мы Все знаем, автомобили, трамваи, велосипеды не единственные участники дорожного движения.В нем активно участвуют и пешеходы, к которым тоже прилагаются некие правила. Что касается перекрестков, то тут вся «власть» принадлежит пешеходам, независимо от того, куда поворачивает автомобиль, регулируемый перекресток или нет и знаков приоритета. В свою очередь, хочется отметить один немаловажный факт — водители должны пропускать пешеходов, даже если те не успели перейти на другой конец дороги.
Как известно, существует два типа перекрестков: регулируемый и нерегулируемый. Регулируемые, как правило, координируются светофорами или же регулировщиками. Поэтому и пересекать их гораздо проще. С нерегулируемыми нужно действовать по ситуации, лучше всего, соблюдая ПДД. Но есть и такие перекрестки, на которых даже нет разметки. И для того чтобы беспрепятственно их проехать, есть два простых правила. Первое из них гласит, что движения прямо и направо исполняется из крайнего правого ряда. Во втором сказано, что движение прямо, налево и разворот выполняется из левого крайнего ряда.
Надеемся, что данные правила помогут Вам осуществить проезд перекрестков в сложных случаях максимально безопасно и быстро! Но помните, что только водители с огромным опытом, должны прибегать к таким методам, и первые опыты должны производиться только на максимально безопасных дистанциях, с запасом времени реакции всех участников движения.
Категорически запрещено применять эти правила для проезда перекрестков по данному руководству молодым водителям!
Молодым водителям рекомендуем к просмотру «Проезд перекрестков видео»
avtocursant.by
ПДД РФ Проезд перекрестков
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Регулируемые перекрестки
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16
6.16
), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Нерегулируемые перекрестки
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 13.11-1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11-1. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
pdd-russia.com
Перекрестки и их виды. Движение пешеходов и водителей.
Внеклассное мероприятие по изучению ПДД
для учащихся 8 класса
«Перекрёстки и их виды. Движение пешеходов и водителей»
Цель мероприятия: охрана жизни и здоровья учащихся, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения.
Задачи мероприятия:
Формировать навыки самостоятельного мышления, умения применять полученные знания на практике.
Совершенствовать представления учащихся о безопасности дорожного движения при передвижении на перекрёстках дорог, как пешеходов, так и водителей.
Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: интерактивная доска, знаки дорожного движения, тематические картинки.
Ход занятия
Каждый из нас пересекает дорожное полотно десятки раз в день. А машин с каждым днем все больше и нерадивых водителей тем более. Поэтому на дороге нужно быть максимально осторожным и внимательным.
Перекресток — это место пересечения дорог. Перекресток — это очень опасный участок дороги, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.
Перекрестки бывают разные. Есть перекрестки четырехсторонние, улицы на которых пересекаются под прямым или острым углом. Трехсторонние перекрестки напоминают буквы «Т» или «Y». Перекрестки, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью.
ВИДЫ ПЕРЕКРЕСТКОВкрестообразный | Т-образный |
У-образный | С организацией кругового движения |
В зависимости от интенсивности и плотности транспортных потоков, на перекрестках могут устанавливаться светофоры и знаки приоритета. Так при интенсивном движении в обоих направлениях целесообразно применение светофорной сигнализации. При этом транспортные потоки будут равномерно разгружаться с перекрестка в обоих направлениях. При значительно меньших потоках устанавливают знаки приоритета. При этом в направлениях, где поток автомобилей больше — устанавливают знаки главной дороги. Увидев перекресток без светофоров и знаков приоритета, можно заметить, что и поток транспортных средств незначительный по всем направлениям.
При любой организации движения на перекрестке всегда найдется несколько равнозначных дорог
Если на перекрестке очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика-перекресток РЕГУЛИРУЕМЫЙ. При желтом мигающем сигнале светофора, знаках приоритета, а так же при отсутствии и тех и других-перекресток НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ.
При переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.
Ситуации для обсуждения
Задание 1
Обсудите в группах, какие дороги изображены на рисунках. Объясните, почему вы так считаете.
Примеры равнозначных дорогрис. а | рис. в |
(Рис. а — все дороги равнозначные. Рис. в — дороги 1-2-главные (равнозначные), 3-4-второстепенные (равнозначные)). | |
рис. с | рис. d |
Рис. с — дороги 1-2-разрешено движение на зеленый сигнал светофора, 3-4-запрещено движение на красный сигнал светофора. Рис. d — дороги 1-2-регулировщик запрещает движение, 3-4-разрешает.
Существуют два правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорогУвидел помеху (транспортное средство) приближающиеся справа (с правой руки) — уступи дорогу (не создавай помех) Увидел слева-имеешь преимущество, проезжай первым.
При повороте налево, выезжая на перекресток, пропусти транспортные средства движущиеся навстречу в прямом направлении или поворачивающие направо.
Задание 2
Обсудите в группах и прокомментируйте, какие примеры проезда перекрестка изображены на рисунках
Группа 1
1 — Водитель а (в-помеха слева, с с-траектория движения не пересекается).
2 — Водитель в (а-помеха справа, c-помеха слева)
3 — Водитель с (последним после проезда в-помеха справа)
Здесь надо заметить, что пересекаются только траектории двух автомобилей из трех.
Группа 2
При одновременном пересечении траектории движения трех или четырех автомобилей — задача не решается. Водители будут разъезжаться по взаимной договоренности.
Водитель а-помеха справа (с)
Водитель в-при повороте налево обязан пропустить (а)
Водитель с-помеха справа (в)
Группа 3
На таком перекрестке водители обязаны руководствоваться знаками приоритета. Первыми проедут водители а и в — главная дорога, затем c и d -второстепенная. Знаки приоритета действуют на весь перекресток, независимо от направления движения на нем.
Группа 4
Если на перекрестке главная дорога меняет свое направление, знаки приоритета применяются с табличкой. Первыми проезжают водители, находящиеся на главных дорогах (между собой по помехам), затем на второстепенных — то же по помехам. При развороте водитель автомобиля а проедет вторым, т.к. у него автомобиль в окажется справа.
Далее давайте рассмотрим подробно, как надо переходить дорогу по пешеходному переходу, расположенному на нерегулируемом перекрёстке. Начнём с обозначений перехода. Он может быть обозначен дорожными знаками «Пешеходный переход», а иногда, кроме знаков, ещё и дорожной разметкой «зебра».
Если пешеходный переход на перекрёстке не обозначен, то переходить дорогу нужно по линии продолжения тротуаров. Линии эти условные, т.е. никак не обозначенные, их следует провести мысленно. Правила перехода дороги на нерегулируемом пешеходном переходе не зависят от того, как он обозначен и обозначен ли вообще. Правила перехода всегда одинаковы. Обозначения перехода служат только для определения его ширины. Если на переходе есть разметка «зебра», то она и определяет его ширину: какой ширины сама «зебра», такова и ширина перехода. Если переход обозначен только знаками, то ширина перехода равна расстоянию между знаками.
Если пешеходный переход на перекрёстке не имеет никаких обозначений (пешеходам разрешено переходить дорогу по линии тротуаров), то ширина перехода равна расстоянию между условными линиями тротуаров. Иногда на перекрёстке по краю тротуара бывают установлены ограждения, препятствующие переходу. Разумеется, что в таких местах переход дороги запрещён. Он может быть запрещён и при отсутствии ограждений, если имеется знак «Движение пешеходов запрещено». Это запрещающий знак круглой формы с красной окантовкой. На белом фоне изображён идущий пешеход, перечёркнутый красной чертой.
Рассмотрим нерегулируемый пешеходный переход, расположенный на обычном четырёхстороннем перекрёстке. Вы подошли к перекрёстку. Определили по известным признакам, где находится пешеходный переход. Остановились перед поребриком и проанализировали, что из себя представляет перекрёсток, в каких направлениях едут средства, откуда может грозить опасность? На таком перекрёстке движение средств идёт в четырёх направлениях. Какие именно средства опасны для вас?
В первой части пути по переходу опасность будет грозить только слева. Во второй части пути опасность будет только справа. Транспортные средства, движущиеся справа, могут появиться с трёх направлений: непосредственно справа, при правом повороте и при левом повороте. Во второй части пути опасность справа могут создавать только машины, едущие прямо.
Видно что, в одном случае проще первая часть пути через дорогу, а вторая сложнее, а в другом, наоборот. Однако в любой ситуации переход дороги на нерегулируемом перекрёстке требует внимания и ответственности. Совершая на перекрестке, правый или левый поворот, водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих улицу, на которую сворачивает машина. Всё же убедитесь, что водитель уступает вам дорогу. Если вы в этом не уверены, сами пропустите машину.
Недопустимо ведут себя те пешеходы, которые на перекрёстках, образованных узкими «тихими» улочками, переходят дорогу не как положено, а наискосок, прямо через перекрёсток. Появление машины на «тихой» улице всегда неожиданно, и пешеход, застигнутый на перекрёстке, ведёт себя непредсказуемо: куда он побежит, спасаясь от машины, водителю угадать невозможно. Чаще всего такие случаи заканчиваются несчастьем.
Запомните правила перехода дороги по пешеходному переходу на нерегулируемом перекрёстке
1. Остановись у пешеходного перехода на краю тротуара, не наступая на поребрик.
2. Посмотри налево и направо. Определи, в каких направлениях на перекрёстке едут средства: нет ли машин, делающих повороты в направлении пешеходного перехода.
3. Пропусти все близко движущиеся средства.
4. Начинай переход только на безопасном расстоянии от машин. Помни про транспортные средства, делающие повороты!
5. Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не бегом.
6. Не прекращай наблюдать во время перехода за транспортными средствами слева, а после середины проезжей части справа.
7. Иди по переходу под прямым углом к проезжей части, а не наискосок, придерживаясь правой стороны.
Упражнение «Волшебная лавка»
(Основная цель: дать учащимся возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы научиться не нарушать правила движения)
Предлагаемые качества – терпение, снисходительность, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию и др. Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Причем ученикам необходимо обосновать, зачем ему нужно то или иное качество, где и в каких случаях они могут применить его в дорожном движении.
Ученики делают вывод о том, что все участники дорожного движения должны научиться быть вежливыми и не нарушать Правила. Это самое главное, потому что правила поведения на дорогах – показатель культуры человека.
Анализ внеклассного мероприятия по изучению ПДД
«Проезд регулируемого и нерегулируемого перекрестков»
Важность и значимость занятий, посвященных изучению правил дорожного движения сложно переоценить. Несоблюдение или пренебрежение правилами дорожного движения приводит порой к плачевным последствиям, о чем нам красноречиво говорит статистика.
В рамках данного мероприятия учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения на самых опасных участках дороги — перекрестках. Занятие началось с беседы, в ходе которой ребята вспомнили, что такое перекресток, какие виды перекрестков бывают, как и чем они регулируются. Что бы эти знания не остались отвлеченными, учитель попросила ребят привести примеры: назвать перекрестки, которые встречаются ребятам по пути в школу и дать им характеристику. Этот прием позволил активизировать внимание учащихся, подчеркнуть важность рассмотрения обсуждаемой темы, повысить интерес учащихся. Далее ребятам были предложены карточки с изображением перекрестков, где нужно было определить, где главные дороги, а где второстепенные, регулируемые эти перекрестки или нет, и очередность проезда транспортных средств. Данное задание потребовало от ребят применить на практике уже усвоенные ранее знания по правилам дорожного движения, а именно: сигналы светофора, знаки приоритета, жесты регулировщика. А также закрепить и систематизировать все сказанное в начале занятия.
Следующим этапом мероприятия стало знакомство учащихся с правилами проезда транспортными средствами перекрестков. Эти знания необходимы ребятам, чтобы лучше ориентироваться в дорожной ситуации и принимать правильные решения. После знакомства с новым материалом последовало его закрепление. Учащимся были предложены карточки с рисунками, на которых изображены примеры проезда перекрестка. Ребята должны были разобраться, какая машина проезжает первой, а какая второй и объяснить, почему они так думают. Данная работа выполнялась в группах. Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении. Родители многих детей имеют личный автотранспорт, и ребятам приходилось наблюдать за вождением родителей. Эти учащиеся при выполнении данного задания опирались ещё и на опыт, полученный при наблюдении за действиями родителей. С заданием успешно справились все группы. На данном этапе занятия ребята очень воодушевились, рассказывали о различных дорожных ситуациях, участниками или свидетелями которых они были.
Далее учащимся было рассказано о правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу, расположенному на нерегулируемом перекрёстке. Рассказ учителя сопровождался демонстрацией плакатов, был последовательным и эмоциональным. Ребята внимательно слушали все рекомендации, вместе с учителем ещё раз проговорили алгоритм перехода перекрестка и повторили опасные моменты, которые могут возникнуть, если быть невнимательными или нарушить ПДД.
Заключительным этапом данного мероприятия стало выполнение упражнения «Волшебная лавка», в ходе которого учащиеся должны были хорошо подумать и определить каких качеств им не хватает, чтобы научиться не нарушать правила дорожного движения. Это упражнение способствовало формированию у учащихся личностной позиции и осознанности в вопросе необходимости соблюдения ПДД.
В целом мероприятие прошло хорошо: содержательно, интересно и организованно. Высокий темп занятия и активность учащихся на разных этапах занятия позволили сделать вывод о неподдельном интересе учащихся к теме данного мероприятия.
Для проведения данного мероприятия были использованы словесные методы (объяснение, вопросы), наглядные методы (демонстрация слайдов, плакатов) и практические. Задания на память чередовались с заданиями на мышление. Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная и групповая. Комфортный психологический климат в классе, поддерживаемый учителем на протяжении всего мероприятия, позволил каждому ребёнку участвовать в мероприятии свободно и непринужденно, создавал возможности для реализации каждого учащегося.
Для активизации познавательной деятельности детей учитель использовал смену видов деятельности, разные формы организации деятельности учащихся, вопросы, разбор конкретных ситуаций.
Данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
Считаю, что поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения данного мероприятия были выполнены.
4
videouroki.net
ТЕМА: « Перекрёстки и их виды. Движение пешеходов и водителей.» Цель: Углубить знания учащихся об обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов. ^ .
^ : Перекрёстком называется место пересечения улиц. Участок улиц между двумя перекрёстками называется кварталом. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрёстки бывают: — четырёхсторонние (крестообразные) – образуются от пересечений двух улиц под острым углом; — трёхсторонние (Т-образные) – образуются от примыкания одной улицы к другой под прямым углом; — трёхсторонние (У-образные) – образуются от примыкания одной улицы к другой под острым углом; — трёхсторонние с организацией кругового движения. ^
движения. Если на перекрестке очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика — перекресток РЕГУЛИРУЕМЫЙ. При желтом мигающем сигнале светофора, знаках приоритета, а так же при отсутствии и тех и других — перекресток НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ
Знания правил дорожного движения необходимы не меньше, чем знания азбуки Викторина «ПЕРЕКРЕСТОК». (Проводится по типу телевикторины «Что? Где? Когда?».) 1-^ (Водитель транспортного средства знает, что в этих местах разрешено движение пешеходов, он снижает скорость, более внимателен. Пешеход, который переходит не там, где положено, сам может пострадать и мешает водителям.) ^ (Когда для пешеходов включен красный свет, то для водителя горит зеленый. Видя зеленый сигнал, Видя зеленый сигнал, водитель быстро трогается с места, ведь он не ожидает появления пешеходов. Даже если машин не видно, следует подождать зелёного сигнала.) ^ (Когда человек бежит, ему трудно наблюдать. При переходе дороги главное – внимательно посмотреть по сторонам, потому что дорога обманчива.) ^ (Водитель наблюдает за посадкой. Высадкой и за пассажирами в салоне в специальные зеркала. Поэтому ему не надо поворачивать голову, чтобы увидеть, что делается сзади. ^ (Водитель увидит в зеркало, что никого нет и будет закрывать дверью Если опоздаешь с выходом, то может прищемить дверями. Ели при этом упадёшь, то можешь попасть под колёса.) ^ Когда машина стоит, она закрывает обзор дороги и пешеход может не заметить другую машину, которая едет позади стоящей. Особую опасность представляют стоящие грузовики, автобусы, троллейбусы, трамваи, которые закрывают обзор дороги. Но и легковые машины тоже могут помешать увидеть опасность. Надо помнить: если на улице стоит машина, за ней может быть скрыта опасность.) 7-^ Может. Часто на дороге движутся рядом несколько машин. При этом нередко одна машина закрывает другую, например, при обгоне, встречном разъезде. Пешеход может не заметить ту машину, которая сзади.) ^ Пешеход может думать, что дорога пуста, и начнёт переходить дорогу, не поглядев по сторонам. А машина может внезапно появиться – выедет из двора, переулка. При переходе дороги надо всегда внимательно смотреть по сторонам.) ^ (Даже по краю проезжей дороги идти опасно – может задеть машина. Ходить надо только по тротуарам. ) 10-Как ходить по дороге, на которой нет тротуара? (Когда нет тротуара, надо идти по обочине дороги, лицом к движению, чтобы видеть те машины, которые едут навстречу.) ^ (Автомобиль занимает первый (самый правый) ряд, включается и мигает правый фонарик – указатель поворота.) ^ (Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов. Во-вторых, невнимательный пешеход, увидев, что кузов автомобиля проехал мимо, может начать переходить улицу и попадёт под прицеп.) ^ (При появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны и потеряют ценные секунды. Когда переходит улицу целая колонна, то держаться за руки безопасно.) ^ (переход без светофора опаснее потому, что пешеходу надо уметь определить расстояние до машины, скорость её движения, заметить маленькую машину или мотоцикл, а также машины, которые обгоняют медленно движущиеся транспортные средства.) ^ (Водитель и пешеход могут не заметить друг друга, потому что видимость (обзор) будет ухудшена разъезжающимися машинами.) ^ (Необходимо сначала убедиться, что опасности нет, а потом уже наклониться и поднять оброненный предмет. Человеческая жизнь дороже упавшего на дорогу предмета.) ^ (Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.) 18-Вы находитесь за городом, тротуара нет. Вы идёте по обочине дороги навстречу движению, по левой стороне. Как надо идти: цепочкой или рядом друг с другом.? (Безопаснее идти цепочкой, один за другим. Если ведёте за руку маленьких детей, держите их слева от себя подальше от машин. Помните, что они могут попытаться вырваться.) 19-^ (Приостановиться и посмотреть на ту часть дороги, которая была скрыта за предметом.) 20-По улице старший брат ведёт младшую сестрёнку. В чем задача брата? (Обеспечить безопасность себе и сестре. Держать сестру крепко за руку, так как маленькие дети часто пытаются вырваться. Игровой перекрёсток |
tvov.ru