Как должна работать коробка автомат – Проверка работы акпп — Автомобильный журнал AutoMPV.Ru

Содержание

Проверка работы акпп — Автомобильный журнал AutoMPV.Ru

Проверка работы акпп

Проверка работы акпп

Автоматические коробки передач стали гораздо надежнее, но всё же остаются самым уязвимым агрегатом автомобиля.

В чём же дело? Проверка работы акпп

Современная техника всё более усложняется, и часто мы ею пользуемся, плохо представляя, что там внутри. Однако нетрудно догадаться, что износ одной из десятков и сотен деталей — путь сначала к нечёткой работе, а потом и к выходу из строя всего агрегата. Всё сказанное в полной мере относится к автоматической коробке передач. В ней много прецизионных поршней. Стоит одному из них застопориться, как трансмиссия перестает работать правильно.

Автоматическая коробка чувствительна к перегреву трансмиссионного масла — стоит побуксовать в глубоком снегу минут 20—30, очень возможно сжечь коробку (известен такой случай с Audi в день покупки — ремонт обошёлся в $2000, и его хватило только на год). Кстати, неверный тип масла и его плохое качество более чем быстро (за те же полчаса) приведёт к поломке. Многие рабочие части автомата естественным образом изнашиваются. В масляном поддоне установлен магнит, который притягивает к себе металлический порошок. Даже после 150 тыс. км он будет покрыт толстым слоем металлического налета. Проверьте такой же магнит на механической коробке, и он будет совершенно чистым после аналогичного пробега. Кроме того, автоматы нечасто долго работают после ремонта — в них слишком много точных частей, и малейшая ошибка или соринка вызывают поломку снова.

Стало быть, автомат при всей его надёжности требует особенно тщательного внимания при покупке подержанного автомобиля. В противном случае не избежать поломок. А это приводит к дорогому (и сложному!) ремонту.

На что надо обратить внимание при тестировании автомата при покупке подержанного автомобиля? Естественно, обращаемся к профессионалу, чтобы протестировать подержанный автомат.

Главное, надо проверить, насколько возможно, историю машины. Это экономия денег и времени. Если машина работала в автопрокате или восстановлена после серьезной аварии — пройдите мимо. Спросите продавца или предыдущего хозяина, проводился ли ремонт автомата. Если да — лучше поискать что-нибудь другое. Причина здесь не в самом факте ремонта — некоторые иавтоматы работают лучше, чем до ремонта. Однако не все ремонтные мастерские могут починить АКПП квалифицированно. А качество ремонта определить невозможно. Еще один повод для внимания — наличие фаркопа, поскольку транспортировка прицепа вызывает дополнительный износ АКПП.

Проверка работы акпп — как это сделать?

Начнём с проверки уровня масла в автомате и его состояния.
Двигатель работает на холостых оборотах, АКПП в положении «Рark». Вытащите щуп трансмиссии, протрите его чистой тряпкой. Вставьте назад и вытащите щуп снова. Внимательно рассмотрите масло. Протрите щуп белой бумагой. След на бумаге должен быть чистым и прозрачным без каких-либо металлических частиц или инородных хлопьев. Новое масло обычно красного цвета. Со временем оно становится немного коричневатым, но не должно быть черным. Понюхайте масло. Не должно быть жженого запаха. Как видим, в этой проверке нет ничего сложного.

Итак, если масло автомата слишком темное, имеет металлические частицы или пахнет гарью, то лучше такую машину не покупать.
Правда, многие современные автоматы идут без масляного щупа, и проверка уровня масла возможна только в специализированном техническом центре. В этом случае для контроля автомата остается только тестовый заезд. Как его провести?
Поскольку автомобиль ещё не Ваш, будьте осторожны и внимательны.
Настройте сиденье, зеркала, проверьте работу тормозов.
Первый признак дефектного автомата — задержка между моментом выбора передачу D (Drive) или R (Reverse) и включением передачи.
Немного прогрейте машину с трансмиссией в положении P (паркинг), пока обороты не упадут до 650—850 в минуту.
Нога на педали тормоза, переключаете на D (Drive). Автомат должен немедленно выбрать этот режим — по ощущениям он начинает «тащить» машину вперед. Процесс включения должен происходить мягко, без толчков и стуков.
Переключите на N (Neutral) — коробка должна отключиться. Теперь включите R (Reverse). Снова автомат должен включиться мгновенно, и Вы почувствуете, что машина хочет ползти назад. И в этом случае не должно быть ни толчков, ни стуков.
Теперь, удерживая тормоз, переключайтесь из D в R и обратно. Снова процесс должен идти без всяких толчков или стуков.
Если происходит задержка более 1 секунды при включении передачи, то коробка либо изношена, либо уже требует ремонта.

Проверка работы акпп в движении

Рычаг АКПП в положении D (Drive), убираете ногу с тормоза и мягко ускоряетесь. До скорости 50—60 км/ч передачи должны переключиться минимум дважды (с первой на вторую, со второй на третью). Все переключения должны быть мягкими, без толчков и задержек.

Момент переключения передачи определяется легким изменением уровня шума двигателя и падением его оборотов. Если АКПП чрезмерно изношена, то передача переключается с толчком или задержкой и даже ударом (особенно при переключении с первой на вторую).
На скорости 40—50 км/ч надавите газ до упора, полностью исправный автомат перейдет на передачу ниже и обороты повысятся.

Далее проверьте overdrive (если есть). Это кнопка слева от рычага АКПП у японских и американских автомобилей.
На скорости 60—70 км/ч на ровной дороге переключитесь на режим ON нажатием кнопки «Овердрайв». Автомат должен переключиться на передачу вверх. Переключите в положение OFF, автомат опустится на одну передачу.
Еще одна проблема автомата — пробуксовка передач. Это ситуация, когда Вы давите газ, обороты растут, но скорость не увеличивается.

Даже одного из этих дефектов достаточно, чтобы отказаться от покупки машины.
Не спешите заканчивать тестовый заезд. Может случиться, что дефекты автоматической коробки передач проявятся только в прогретом состоянии (или наоборот — исчезнут после прогрева). Время, потраченное на дотошную проверку, обернётся меньшими проблемами в дальнейшем. Полностью исправная, находящаяся в рабочем состоянии коробка передач не дергается, не стучит, не буксует и не шумит при переключении на любой скорости и при любой температуре масла. Если Вас начинают уверять, что шумы, стуки и тому подобные явления для данной модели дело обычное и естественное, от такой покупки лучше отказаться. Если «check engine» (мигающий овердрайв) появится во время тестового заезда, обсудите проблему с надёжным специалистом, которому Вы полностью доверяете.

Посмотрите обучающее видео Toyota о АКПП:

 

Видео: правильное использование автоматической коробки:

 

Видео: проверяем автоматическую коробку передач при покупке автомобиля:

Теги: проверка работы акпп.

Читайте также:


 

autompv.ru

устройство и принцип работы, виды и правила пользования

Динамика автомобиля зависит от вида используемой трансмиссии. Производители машин постоянно испытывают и внедряют новые технологии. Однако многие автолюбители эксплуатируют транспортные средства на механике, считая, что так они смогут избежать больших финансовых затрат на ремонт АКПП. Тем не менее коробка-автомат легче и удобнее в использовании, она незаменима в густонаселенном городе. Наличие всего 2-х педалей у автомобиля с автоматической коробкой передач делает его лучшим видом транспорта для неопытных водителей.

Что такое АКПП и история ее создания

Под АКПП понимается трансмиссия, которая без участия автомобилиста выбирает оптимальный показатель передаточного числа согласно условиям передвижения. В результате обеспечивается плавность хода ТС и комфорт для самого водителя.

Ричаг управленияУправление коробкой передач.

История изобретения

Основой автомата считают планетарную коробку передач и гидротрансформатор, который создал немец Герман Фиттенгер в 1902 году. Изобретение изначально предполагалось использовать в области судостроения. В 1904 г. братьями Стартевентами из Бостона был представлен другой вариант АКПП, состоящей из 2-х коробок передач.

Первые автомобили, на которых были установлены планетарные коробки, выпускались под названием Ford T. Принцип их работы заключался в следующем: водитель переключал режим езды с помощью 2-х педалей. Одна отвечала за повышение и понижение передачи, другая обеспечивала движение назад.

В 1930-е годы конструкторы General Motors выпустили полуавтоматическую трансмиссию. В машинах еще предусматривалось сцепление, зато гидравлика управляла планетарным механизмом. Примерно в эти же годы инженеры Крайслера добавили в коробку гидромуфту. Двухступенчатая коробка заменилась овердрайвом — повышающей передачей, где передаточное число меньше 1.

Первая АКПП появилась в 1940 г. в General Motors. В ней сочетались гидромуфта и четырехступенчатая планетарная коробка, а автоматическое управление достигалось за счет гидравлики.

Плюсы и минусы АКПП

У каждого типа трансмиссии имеются поклонники. Но гидроавтомат не теряет своей популярности, поскольку обладает несомненными преимуществами:

  • передачи активируются автоматически, что способствует полному сосредоточению на дороге;
  • процесс начала движения максимально облегчен;
  • ходовая часть с двигателем эксплуатируются в более щадящем режиме;
  • проходимость машин с АКПП постоянно улучшается.

Несмотря на наличие плюсов, автолюбители выявляют в работе автомата следующие недостатки:

  • отсутствует возможность быстро разогнать машину;
  • приемистость двигателя имеет более низкие показатели, чем у МКПП;
  • транспорт нельзя завести с толкача;
  • автомобиль сложно буксировать;
  • неправильное использование коробки ведет к появлению поломок;
  • АКПП недешево обслуживать и ремонтировать.

Устройство автоматической трансмиссии

В классическом автомате имеется 4 основных компонента:

  1. Гидравлический трансформатор. В разрезе выглядит как бублик, за что и получил соответствующее название. Гидротрансформатор защищает коробку в случае быстрого набора скорости и торможения двигателем. Внутри находится трансмиссионное масло, потоки которого обеспечивают системе смазку и создают давление. За счет него между мотором и трансмиссией образуется сцепление, вращательный момент передается на ходовую часть.
  2. Планетарный редуктор. Содержит шестеренки и другие рабочие элементы, приводящиеся в движение вокруг одного центра (планетарное вращение) с помощью зубчатой передачи. Шестерням даны следующие названия: центральная — солнечная, промежуточные — сателлиты, внешняя — коронная. В редукторе имеется планетарное водило, которое предназначено для фиксирования сателлитов. Чтобы передачи переключались, одни шестерни блокируются, а другие приводятся в движение.
  3. Тормозная лента с набором фрикционов. Эти механизмы отвечают за включение передач, в нужный момент блокируют и останавливают элементы планетарной передачи. Многие не понимают, для чего нужна тормозная лента в АКПП. Она и сцепление последовательно включаются и выключаются, что приводит к перераспределению крутящего момента от двигателя и обеспечению плавного переключения передач. Если ленту неправильно отрегулировать, то при движении будут ощущаться рывки.
  4. Система управления. Состоит из шестереночного насоса, маслосборника, гидравлического блока и ЭБУ (электронного блока управления). Гидроблок обладает контролирующими и управленческими функциями. В ЭБУ поступают данные от различных датчиков о скорости движения, выборе оптимального режима и т.д., благодаря этому АКПП управляется без участия водителя.
Устройство АКППКонструкция коробки передач.

Принцип работы и срок службы АКПП

При запуске мотора в гидротрансформатор попадает трансмиссионное масло, давление внутри увеличивается, начинают вращаться лопасти центробежного насоса.

Этот режим предусматривает полную неподвижность реакторного колеса вместе с главной турбиной.

Когда водитель переключает рычаг и нажимает педаль, повышается число оборотов лопастей насоса. Скорость вихревых масляных потоков увеличивается, и запускаются лопасти турбины. Жидкость попеременно перекидывается на реактор и возвращается обратно к турбине, обеспечивая увеличение ее эффективности. Крутящий момент передается на колеса, автотранспорт начинает двигаться.

Как только требуемая скорость будет набрана, то лопастная центральная турбина и насосное колесо начнут двигаться одинаково. Вихри масла попадают на реакторное колесо с другой стороны, поскольку движение может быть лишь в одну сторону. Оно начинает крутиться. Если машина идет на подъем, то колесо останавливается и передает центробежному насосу больше крутящего момента. Достижение нужной скорости ведет к смене передачи в планетарном ряду.

По команде электронного блока управления тормозящая лента с фрикционами осуществляют замедление пониженной передачи, что приводит к увеличению движения потоков масла через клапан. Затем разгоняется повышенная передача, ее смена производится без потери мощности.

Если машина останавливается или ее скорость снижается, то давление рабочей жидкости также уменьшается, и передача переключается вниз. После выключения мотора в гидротрансформаторе исчезает давление, из-за чего невозможно завести автомобиль с толкача.

Вес АКПП достигает 70 кг в сухом состоянии (гидравлический трансформатор отсутствует) и 110 кг — в заправленном. Чтобы автомат нормально функционировал, надо контролировать уровень рабочей жидкости и правильное давление — от 2,5 до 4,5 бар.

Ресурс коробки может различаться. В одних автомобилях она служит около 100 000 км, в других — больше 500 000 км. Период службы зависит от того, как водитель следит за состоянием агрегата, вовремя ли заменяет расходные материалы.

Разновидности АКПП

По мнению техников, гидромеханическая автоматическая коробка представлена лишь планетарной частью узла. Ведь она отвечает за переключение передач и вместе с гидротрансформатором является единым автоматическим устройством. К АКПП относится классический гидравлический трансформатор, робот и вариатор.

Классическая автоматическая коробка передач

Преимущество классического автомата заключается в том, что передачу вращательного момента на ходовую часть обеспечивает масляная жидкость в гидротрансформаторе.

Это позволяет избежать проблемы со сцеплением, часто выявляемые при эксплуатации машин, на которых установлены другие типы КПП. Если своевременно обслуживать коробку, то пользоваться им можно практически вечно.

Роботизированная КПП

общий вид роботизированной коробки передачВид роботизированной коробки передач.

Является своеобразной альтернативой механики, только в конструкции имеется двойное сцепление, управляемое электроникой. Главным преимуществом робота считается экономичность расхода топлива. В конструкции установлено программное обеспечение, работа которого состоит в рациональном определении крутящего момента.

Коробку называют адаптивной, т.к. она способна подстраиваться под манеру вождения. Чаще всего в роботе ломается сцепление, т.к. оно не может переносить тяжелые нагрузки, например, во время езды в труднопроходимых местах.

Вариатор

Устройство обеспечивает плавную бесступенчатую передачу вращательного момента ходовой части автомобиля. Вариатор снижает расход бензина и повышает показатели динамики, обеспечивает мотору щадящий режим работы. Такая автоматизированная коробка не относится к долговечным и не терпит большой нагрузки. Внутри агрегата детали постоянно трутся между собой, что ограничивает срок эксплуатации вариатора.

Как пользоваться автоматической коробкой передач

Слесари СТО утверждают, что чаще всего поломки АКПП появляются после небрежного использования и несвоевременной замены масла.

Режимы работы

На рычаге расположена кнопка, которую водитель должен нажать, чтобы выбрать нужный режим. На селекторе предусмотрено несколько возможных положений:

  • паркинг (P) — ведущая ось блокируется вместе с валом коробки, режим принято использовать в условиях продолжительной стоянки либо прогрева;
  • нейтраль (N) — вал не фиксируется, машину можно аккуратно буксировать;
  • драйв (D) — движение автотранспорта, передачи подбираются автоматически;
  • L (D2) — машина передвигается в сложных условиях (бездорожье, крутые спуски, подъемы), максимальная скорость 40 км/ч;
  • D3 — снижение передачи при небольшом спуске или подъеме;
  • реверс (R) — задний ход;
  • овердрайв (O/D) — если кнопка активна, то при наборе большой скорости включается четвертая передача;
  • PWR — режим «спорт», обеспечивает улучшение динамических показателей за счет повышения передач на высоких оборотах;
  • normal — плавная и экономичная езда;
  • manu — передачи включаются непосредственно водителем.
Режимы работы АКПППереключение режимов работы АКПП.

Как заводить машину на автомате

Стабильная работа АКПП зависит от правильного запуска. Чтобы оградить коробку от неграмотного воздействия и последующего ремонта, разработано несколько степеней защиты.

При запуске двигателя рычаг селектора должен располагаться на значении «P» либо «N». Эти положения позволяют защитной системе пропустить сигнал о старте двигателя. Если рычаг будет находиться в другом положении, то водитель не сможет включить зажигание либо же после оборота ключа ничего не произойдет.

Чтобы правильно начать движение, лучше использовать парковочный режим, поскольку при значении «P» у машины блокируются ведущие колеса, что не позволяет ей скатиться. Применение нейтрального режима позволяет осуществить экстренную буксировку транспорта.

Большинство автомобилей с АКПП запускаются не только при правильном положении рычага, но и после выжимания тормозной педали. Эти действия препятствуют случайному откату автомобиля, если рычаг установлен на значении «N».

Современные модели оборудуются функцией блокировки руля и замком от угона. Если водитель выполнил все действия правильно, а рулевое колесо не двигается и невозможно провернуть ключ, то это означает включение автоматической защиты. Чтобы разблокировать ее, необходимо еще раз вставить и повернуть ключ, а также вращать руль в обе стороны. Если эти действия выполняются синхронно, то защита снимается.

Как ездить на автоматической КПП и чего нельзя делать

Чтобы добиться длительной службы КПП, надо верно ставить режим в зависимости от текущих условий перемещения. Чтобы правильно эксплуатировать автомат, необходимо соблюдать следующие правила:

  • дождаться толчка, который оповещает о полном включении передачи, только потом надо начать движение;
  • при буксовании необходимо переходить на пониженную передачу, а при работе тормозной педалью — следить за тем, чтобы колеса вращались медленно;
  • использование разных режимов позволяет осуществлять торможение двигателем и ограничивать разгон;
  • во время буксирования автотранспорта с включенным мотором должен соблюдаться скоростной режим до 50 км/ч, причем максимальное расстояние должно быть менее 50 км;
  • нельзя буксировать другой автомобиль, если он тяжелее машины с АКПП, при буксировке надо ставить рычаг на «D2» или «L» и ехать не более 40 км/ч.

Чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, водители не должны:

  • передвигаться в парковочном режиме;
  • спускаться на нейтральной передаче;
  • пытаться завести мотор с толчка;
  • ставить рычаг на «P» или «N», если нужно ненадолго остановиться;
  • включать задний ход с положения «D» и до полного прекращения движения;
  • на склоне переключаться в режим парковки до постановки автомашины на ручник.

Чтобы начать двигаться с уклона, надо сначала выжать педаль тормоза, затем снять машину с ручного тормоза. Лишь после этого выбирается режим движения.

Как эксплуатировать АКПП зимой

В холодных погодных условиях часто возникают проблемы с машинами. Для сохранения ресурса агрегата в зимние месяцы водителям следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. После включения двигателя в течение нескольких минут прогревать коробку, а перед движением — нажать и держать педаль тормоза и попереключать все режимы. Эти действия позволяют трансмиссионному маслу быстрее прогреться.
  2. На протяжении первых 5-10 км не нужно резко разгоняться и буксовать.
  3. Если надо выехать со снежной или ледяной поверхности, то следует включать пониженную передачу. Поочередно надо работать обеими педалями и аккуратно выезжать.
  4. Раскачку делать нельзя, поскольку она пагубно сказывается на гидравлическом трансформаторе.
  5. Сухое дорожное покрытие позволяет переходить на пониженные передачи и включать полуавтоматический режим, чтобы прекращать движение торможением двигателя. Если спуск скользкий, то надо пользоваться педалью тормоза.
  6. На ледяном подъеме запрещается резко нажимать педаль и допускать пробуксовку колес.
  7. Чтобы аккуратно выйти из заноса и стабилизировать машину, рекомендуется кратковременно включать нейтральный режим.

Разница между коробкой автомат у заднеприводных и переднеприводных автомобилей

В автомашине с передним приводом АКПП обладает более компактными размерами и дифференциалом, который представляет собой отделение главной передачи. По другим аспектам схема и функционал коробок отличий не имеет.

 

topvariator.ru

Как пользоваться коробкой автомат — что это такое, работает, на машине, причины, передач, должна

Вы планируете приобрести автомобиль с автоматической коробкой передач? Тогда не помешает разобраться в правилах ее использования.  Ведь если не знать, как пользоваться АКП, можно спровоцировать ее поломку.

Машина, где установлена автоматическая коробка передач – удобный транспорт. Но не подойдет АКП тем, кто стремится ощущать динамику движения.

Если вы являетесь сторонником авто с таким видом КП, следующая информация о том, как должна работать коробка автомат, вам очень пригодится.

Что нужно знать

Рассмотрим особенности устройства и работы автоматической коробки, чтобы вы могли сделать правильный для себя выбор.

Ведь в случае неправильного использования АКПП возможна поломка, ремонт и замена которой влетит в копеечку.

Определения

Итак, коробка автомат робот – что это такое? Автоматической коробкой передач называют вид трансмиссии автомобиля, что обеспечивает автоматический выбор передаточных чисел, что соответствуют условиям при движении с учетом ряда факторов.

АКП считают планетарную часть агрегатов, с помощью которой переключаются передачи.

С гидротрансформаторами (а без них АКП не может нормально работать) она образует автоматическую передачу.

В народе считается, что автоматической коробкой передач являются трансмиссионные агрегаты в полной мере, в том числе и гидротрансформаторы

Использование АКП предполагает переключение передач без участия автомобилиста.

Основные функции рычага

Использовать такой вид коробки передач намного проще, чем иной. АКП имеет несколько функций и режимов:

Р–ParkИспользуется при стоянке. Если включить такой режим, происходит включение внутреннего блокиратора. Данная функция предполагает работу стояночных тормозов. Авто при этом не движется
R–ReverseДанная функция отвечает за движение машины назад
N–NeutralЯвляется нейтральной передачей, что используется перед тем, как водитель выберет направление движения. Позволяет буксировать транспортное средство. Но нельзя такой режим использовать часто
D–DriveПри данном режиме возможно движение вперед. При переходе на такой режим обязательно использовать тормозную педаль (но не на высокой скорости). Возможно использование блокировки
4-3-2-LСпецрежимы, что используются на различных дорогах. Если стоит двигаться по горным местностям, используется режим Л. Так авто будет ехать на одной скорости
Режим D3 (S)На данной передаче управление транспортным средством осуществляется на неровной поверхности, особенно при подъемах и спусках. На данном режиме обеспечивается лучшее срабатывание тормоза
D2Является пониженной передачей для преодоления спуска и подъема. Актуально использование на песках и при гололеде
Steptronik, tiptronikПозволяют переключать передачи вручную. Так увеличивается контроль за движением ТС на опасном дорожном участке. Не каждая система имеет такие режимы
Sport или Kick downПозволяет больше раскручивать двигатели для генерации меньшей скорости. На данном режиме авто может резко ускориться (при обгонах, опережениях). Работа двигателя максимальная. Не целесообразно применение каждый день
ShiftФункция для вызова сервиса. В том случае, когда отключено питание, появляется возможность выключения блокировки рычагов коробки автомат. Очень редко применяют

Есть и ряд дополнительных функций.

Как работает коробка передач автомат

Очертим основные правила, которые нельзя забывать владельцев авто с АКПП.

Принцип действия

Принцип работы АКП для разного типа коробки передач только один за счет того, что во всех случаях имеет место одно устройство.

Состоит из:

Гидромуфты (гидротрансформатора)Что располагается между корпусом коробки передач и двигателем. Она передает крутящий момент, когда автомобиль начинает движение
Планетарного редуктораОпосредованной передачи крутящего момента
Фрикционных муфтС помощью которых происходит переключение передачи, когда сообщаются или разобщаются элементы АКП
Обгонной муфтыС помощью которой снижаются удары, когда переключают передачи
Соединительных валов и барабанов

Инструкция по пользованию

Присутствующие в автоматической коробке золотники могут направить поток масла к поршням тормозной ленты и фрикционной муфты.

Регулируют положение с помощью рукоятки или при использовании автоматических команд. Автоматика есть 2 видов:

ЭлектроннаяПеремещение золотников осуществляется соленоидами, кабель которых имеет выход к блоку управления коробки
ГидравлическаяПрименяют давление масел, в том числе и когда автомобилист нажимает на газ. Автоматической коробкой будет получена информация о том, в каком положении находится педаль. В результате переключаются золотники

Перечислим вкратце основные правила по пользованию автоматической коробкой передач. Главное, не используйте пробуксовку, особенно зимой.

Иначе можно перегрузить работу коробки и системы. Отлично, если есть антипробуксовка, при помощи которой можно будет нормально выезжать на ровную дорогу.

Данная функции в полной мере не может быть отключена, но есть возможность минимизировать ее работоспособность.

Не желательно также переключение на нейтралку при движении, если нет особой причины. Такой режим используют при езде в сервисных режимах, когда включен двигатель.

Иначе могут возникнуть проблемы с работой АКП. Коробку такого типа стоит регулярно диагностировать, своевременно заменять трансмиссию.

Не забывайте и такие моменты:

Не заводите авто с толкачаЧтобы не сломать систему
Не допускается переключение противоположных режимовПри движении автомобиля
Припарковаться или использовать реверс можно тогдаКогда транспортное средство полностью остановится
Для обеспечения нормальной работы блокиратораИспользуйте стояночный тормоз при остановке на уклонах
Не используйте нейтральный режимКогда находитесь в пробке
Не смешивайте маслаС дополнительной присадкой
Придерживайтесь сроков техобслуживания
Нельзя превышатьУстановленные скорости в каждом диапазоне
Если принудительно переключаете скоростьВыберите режим, для которого данные скорости не являются предельными
В некоторых машинах допускается использование 4-й повышающей передачиПри нажатии кнопки OD. При ее отключении индикатор уведомит об этом

Рекомендации по применению при зимнем режиме

Сложности могут возникать в зимнее время. Чтобы предотвратить поломки, необходимо помнить такие особенности:

При повороте на скользких дорогах применяйте исключительно пониженную передачуТак маневрирование будет правильным и ровным, а риск аварии – минимальным
Перед тем, как начать движение, прогрейте системуЧтобы могло прогреться и масло в АКП. Если вы торопитесь и ждать не можете, тогда хотя бы некоторое время двигайтесь медленно, чтобы машина смогла прогреться
Когда машина прогреетсяРычаги переключения передач поставьте в несколько положений, не бросая при этом тормоза. В каждом положении находитесь несколько секунд
Берегите автомобильПару километров после начала движения используйте щадящие режимы

Помните – при большой нагрузке выделяется больше тепла в гидротрансформаторах. Подумайте об установке дополнительных радиаторов, что будут охлаждать коробку.

Фото: схема переключения коробки передач

Если долгосрочно буксируется прицеп, не используйте повышенные передачи. Итак, в зимнее время учитывайте такие рекомендации, которые позволят продлить срок эксплуатации АКП.

Прогрейте автоЕсли сразу нажимать газ, автомат быстро выходит из строя. Перемещайте селектор в каждое положение
Вы застряли в сугробе?При наличии понижающей передачи 1, 2 или Л, применяйте их, а не Д. в ином случае выбирайтесь из сугробов «в раскачку». Стоит плавно наживать газ, удерживать авто в крайнем положении тормозом, переключиться на заднюю скорость, снова удержать авто и т. п. За счет таких манипуляций идет большая нагрузка на гидротрансформатор, о чем нужно помнить. Отключайте стабилизационную систему ESP, что не сможет вам помочь в данном случае
Зимой часто используют рабочий тормоз, так как эффект торможения двигателями почти в полной мере отсутствуетПри режиме Drivе АПК не будет реагировать на сброс газа. Используйте понижающую передачу. Хотя и здесь есть риск пробуксовки колес и быстрому износу оси. Не передних приводах стоит держать газ нажатым, на задних опускайте, на полных приводах – отпускайте и снова начинайте плавно
Если совершается обгон, важно в правильный момент переключаться на повышенные передачиИначе теряются обороты, которые снова приходится набрать. В данной ситуации такой режим, как OD при обгонах отключают, чтобы предотвратить переключение на повышенные передачи. Но здесь стоит следить за показателями на тахометре. Не дожидайтесь переключения автоматически, сами скиньте передачу. Так сэкономите время на встречных полосах. Актуально включение спортивного режима
На спуске стоит использовать пониженную передачу, если дорога сухаяТак вы не перегреете тормоз. На скользких спусках лучше применять рабочий тормоз. Не стоит полностью надеяться на блокираторы вала АКП, чтобы не сократить срок эксплуатации коробки.
Ставится ручник, затем режим Р. Но помните, что могут примерзнуть колодки
На подъемах не допускайте пробуксовкиДвижение должно быть плавным. При снижении тяги системой ESP отключайте ее
Буксировка позволительна (и то, не на всех авто) только на скорости 50 км/час на расстоянии 50 кмПереведите АКП на нейтралку. На большем расстоянии разъединяют трансмиссию
На скользком дорожном полотне на короткий период включайте нейтральный режим, чтобы предотвратить заносВключайте моментально, четко и аккуратно, тогда авто будет стабилизировано. Такой маневр позволит выровнять вращение колес. Синхронизируйте работу газа и руля

Часто задаваемые вопросы

Все нюансы сложно описать кратко. Всегда остается у водителей немало вопросов. Ответим на самые частые.

Если перестала работать после морозов

Большая часть АКП выходит из строя зимой по такой причине:

На состоянии системы отрицательноСказываются очень низкие температурные показатели
Колеса машины буксуют на ледовой поверхностиВ первое время при движении, а также буксуют на месте в сугробе

Как результат, гидравлические жидкости утрачивают свои свойства в виде:

  • устойчивости к окислению;
  • вязкости при температурных перепадах;
  • устойчивости к вспениванию и т. д.

Как действует спорт режим

Спортивный режим включают кнопкой возле рычага коробки. Благодаря такой возможности авто может правильно маневрировать, когда движется интенсивно.

АКП часто включает пониженные передачи и в полной мере использует мощность двигателя.

На спортрежиме быстро переключаются ступени, можно ускориться. Показатели расходных топливных характеристик значительно повысятся.

Основные причины неисправности

Неисправности могут быть такими:

Невозможно переключать режимы работы АКПИли блокируется работа на конкретных передачах. Водителям приходится транспортировать авто эвакуаторами. Самостоятельное передвижение не рекомендовано, чтобы не повредить привод и автоматику трансмиссии
При помощи датчиков можно узнатьЧто не достаточно давление масел, оно перегрето и т. п. Стоит показать авто мастеру, который демонтирует трансмиссию и точно определит поломки
Иногда из строя выходят кулисы рычагов АКПВ результате чего не получится изменить рабочий режим трансмиссии. Нужно будет сменить селектор и кулисы коробки
Может подтекать масло из-под уплотнителяЧтобы не допустить этого, осматривайте состояние коробки. Ремонт сложным не будет
Возникают проблемы в работе блока управления АКПНеправильный выбор оборотов при переключении передачи, самостоятельная блокировка работы трансмиссии. Нужно заменять блоки, что вышли из строя, а также управляющие шлейфы
Проблемы с гидроблокамиПроисходит вибрация, толчок, удар. Иногда авто не получается завести. Неисправность можно диагностировать с помощью бортового компьютера
Если возникает проблема с гидротрансформаторомТакже требуется провести ремонт

Любая неисправность – это результат физического износа или неправильное использование узлов. Если не своевременно заменено трансмиссионное масло, перегрев АКП неизбежен.

Видео: учимся ездить на автоматической коробке передач на Nissan Qashqai

Коробка быстро выйдет из строя. Приведем несколько признаков и причин неисправностей.

Авто не движется вперед, буксует. Задняя скорость рабочаяИзношено фрикционный диск, муфту переднего направления.
Изношено или оборвано манжеты поршней муфты.
Изношено муфтовые кольца.
Заедают клапаны гидроблока
Нет задней скорости (3, 4)Изношено диски данной муфты.
Оборвался манжет поршней муфты.
Изношено, разрушено масляное уплотнительное муфтовое кольцо
Авто не движется назад. При переключениях режимов есть толчки, но нет движенияНе исправен гидротрансформатор.
Нужно долить масло.
Необходима замена масляного фильтра
Машина движется на 3 скоростиИзношено фрикционные диски, манжеты поршней муфты, колец.
Заедают клапаны гидроблоков.
Системой считано неисправность и выбрано аварийный режим
При переключении на непрогретых АКП — работает рывкамиЗагрязнено гидроплиту или соленоиды. Нужно провести диагностику и чистку гидроблоков
Нет задней передачиИзношено тормозную ленту.
Изношено или оборвано манжеты поршней тормозных лент.
Обломан шток поршней таких лент.
Проблемы с системой торможения
Авто движется, когда селектор на нейтралкеПлохо регулируется трос или рычаг приводов управления коробки.
Заедает поршень муфты.
Свариваются фрикционные диски с иными

Такой список можно и дальше продолжать. Сложность в том, что для определения поломки не обойтись без вскрытия трансмиссии.

Да и ремонт автоматической коробки передач не такой уж и дешевый. Ведь многие проблемы автомобилисты не в состоянии решить самостоятельно. Им приходится обращаться к специалистам.

Фото: схема переключения коробки передач

Автоматическая коробка – сложная и капризная. Ведь система не может гарантировано выбирать тот режим, который необходим в конкретную секунду.

Это стоит учитывать и не полагаться на АКП в полной мере. Заранее «оповестите» систему о своем намерении.

Тогда можно ожидать того, что коробка будет работать так, как необходимо вам. И поломки будут не такими частыми, а износ – не таким быстрым.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

jurist-protect.ru

сколько ходит и срок службы

Ресурс АКПП зависит от манеры езды водителя. Обычно новички не прогревают автомобиль, стартуют резко: автомат не выдерживает нагрузки и быстро ломается. Многие говорят, что коробки автомат намного слабее, чем механические устройства. Не следует все автоматы равнять друг с другом.

Расположение коробки

Существует три вида коробок передач. У разных типов АКПП есть слабые и сильные стороны. О них и пойдет речь далее.

Про заговор производителей

Автовладельцы любят говорить, что производители специально уменьшают срок службы АКПП еще на заводе. Сегодня уже не выпускают АКПП, которые могут отработать миллион километров без капитального ремонта. К этому нужно приплюсовать перепады температур в России от – 40 до +40, а также любовь автовладельцев к быстрой езде и холодным стартам даже зимой. Поэтому, если в Японии АКПП Тойоты дают срок эксплуатации в 7 лет, то на дорогах в РФ этот срок можно урезать ровно в половину, если не больше.

Элементы АКПП

Другое дело, когда производитель заверяет клиента, что АКПП можно эксплуатировать, не меняя смазывающее средство в ней. На самом деле, нет – это просто маркетинговый ход. У коробки DSG от Volkswagen рекомендуется масло менять каждые 30 000 километров.

Всех басней про заговор производителей можно избежать, если чаще заглядывать в АКПП, в срок менять масло и комплектующие. А правильная эксплуатация позволит растянуть ее ресурс на годы.

Надежность и ресурс АКПП классического типа

Из предыдущего предложения о роботизированном автомате уже можно сделать вывод, что ресурс классической коробки автомат будет больше. Хотя бы потому что она не нуждается в частой замене трансмиссионной жидкости. Это говорит о том, что ее механические узлы более надежны.

Внимание! Замена масла должна производиться через 60 000, 70 000 километров.

Если сравнивать АКПП, робот и вариатор, то столько, сколько отходит коробка автомат не сможет выработать ни одна из двух последних. Автоматическая коробка является эталоном надежности. Так как она не имеет сложных узлов механической части.

Устройство АКПП

Функцию механического сцепления здесь выполняет гидротрансформатор АКПП. На него передается крутящий момент от двигателя посредством ATF.

Гидротрансформатор

Масло циркулирует в гидроблоке и распределяется по каналам, воздействует на исполнительные узлы или фрикционы. Посредством давления масла на фрикционы происходит переключение передач. Но, в последнее время, фрикционы стали производить с примесью пластика. Это снизило ресурс жизнедеятельности фрикционов. 

При своевременной замене масляного фильтра и чистке радиатора, АКПП будет служить долго. Гидротрансформатор чувствителен к уровню смазывающего средства. Поэтому рекомендуется следить за уровнем масла.

Увеличивают ресурс жизнедеятельности автоматической коробки до 500 000 километров следующие действия:

  • прогрев автомата зимой;
  • избегание пробуксовок на бездорожье;
  • правильная буксировка авто при поломке.

Коробка вариатор и ресурс данного автомата

Коробка передач CVT (или вариатор) является второй по степени надежности. Главным отличием от АКПП является отсутствие фиксированных ступеней переключения скоростей. Но в CVT еще используется гидротрансформатор, как и в предыдущей.

Работа вариатора

Состоит вариатор из двух валов со шкивами, на которые надет ремень либо металлической цепью. Переключение скоростей происходит посредством изменения расстояния между шкивами в зависимости от нагрузки на транспортное средство. Благодаря постоянному изменения передаточного отношения происходит изменение условных передач.

Принцип работы CVT

Автовладелец не чувствует постоянных рывков и дерганий при смене передач. Поэтому эту коробку выбирают те, кто любит комфортную езду. Но вопрос стоит в том, сколько служит она.

Ресурс вариатора ниже чем у АКПП классического типа на сорок процентов. Все дело в появлении стружки и грязи в масле от изнашивающихся металлических частей. Они воздействуют на ремень и шкив, как абразивный инструмент, стирая поверхность. В результате ремень необходимо менять после проезда на авто с вариатором 90 000 километров.

Роботизированная коробка и ее ресурс

Роботизированная трансмиссия имеет низкий ресурс. Так как робот по сути должен был стать автоматизированной механической КПП. Такая коробка должна была получить все удобства от автомата и быть простой, как механика. Но этого не произошло в следствии добавления в нее сервомеханизмов и дополнительного узла сцепления.

Существует два типа робота:

  1. АМТ.
  2. DSG.
AMT

Автоматизированная механика представляет собой сервоприводы и исполнительные механизмы, которые отвечают за переключение скоростей и сцепление. За последнее отвечает сервопривод. Он является неблагоприятной частью робота. Прежде чем дать сигнал на изменение передачи, привод должен сориентироваться по датчикам от оборотов мотора, температуры и скорости. 

Взаимосвязь между ними не налажена с завода. В комфорте уступает даже автомату. Автовладелец постоянно ощущает толчки и рывки при переключении передач.

DSG

Если АМТ – это однодисковый робот, то DSG состоит из двух дисков. К этому виду относится DSG у Volkswagen. Один диск отвечает за четные передачи, другой – за нечетные. Этот тип робота был выпущен, чтобы уменьшить те самые толчки и рывки, которых не удалось избежать при выпуске АМТ. 

Автомобили с этим типом АКПП отличаются экономичностью, комфортом в поездке, плавным разгоном. Но плане ресурса жизнедеятельности уступают даже вариатору. Такого вида АКПП хватает на 100 000 км пути. Потом начинают ломаться диски, мехатроник (своего рода гидроблок в DSG), глючит программное обеспечение.

Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре

Не всегда маленький пробег АКПП является залогом здоровья авто при покупке. Находятся хитрецы, которые умело сбрасывают его.

Поэтому необходимо обращать внимание на следующие признаки:

  • уровень ATF и качество ее;
  • поведение транспортного средства при поездке.

Внимание! При покупке авто необходимо прокатиться на нем километров 15, чтобы прочувствовать поведение АКПП. Многие ошибки выходят наружу только при прогретой коробке.

Проверка уровня и состояния масла в коробке автомат

Перед покупкой автомобиля необходимо проверить уровень масла в АКПП.

Проверка уровня масла АКПП

Это делается следующим образом:

  1. Завести мотор транспортного средства.
  2. Прогреть его, дав поработать в течении минут 10 или проехав на авто километров 10.
  3. Остановиться на ровной поверхности.
  4. Открутить щуп и посмотреть на отметку HOT.
  5. Уровень жидкости должен достигать этой отметки. Если меньше, то возможно, что гидротрансформатор не дополучал смазывающего средства в течение длительного времени.

Цвет жидкости ATF

Вместе с уровнем рекомендуется обратить внимание на цвет. Если ATF жидкость черная или темного цвета с примесью маленьких частичек износа, то однозначно за транспортным средством не следили. А это значит, что АКПП может сломаться в любой момент после покупки.

Внимание! Использовать рекомендуется оригинальное масло для замены.

Теперь уже автовладелец должен решить стоит ли брать автомобиль или нет. Ведь придется менять не только ATF жидкость в автомате и фильтр, но и возможно некоторые внутренние части.

Чтобы убедиться в целостности АКПП, ее нужно проверить при езде.

Оценка качества работы АКПП при езде

Чтобы проверить качество работы автоматической коробки необходимо проехать на транспортном средстве около 15 километров. Так как обычно все ошибки АКПП проявляются только на разогретом устройстве.

Если автомобиль дергается при переключении скоростей, автовладелец слышит стуки или чувствует толчки во время работы АКПП, то такой аппарат требует капитального ремонта.

Как определить, что коробка неисправна

Ремонту автоматические коробки подвергаются в том случае, если:

  • подтекает масло;
  • водитель чувствует затрудненное передвижения кулисы переключения передач;
  • блокировка переключения скоростей самой трансмиссией;
  • вибрирование.

Правильно определить, что неисправно в АКПП сможет только сотрудник СТО. Так как для этого понадобится компьютерная диагностика аппарата.

Что нужно делать, чтобы АКПП служила долго и без проблем

Следующая таблица показывает, как нужно эксплуатировать тот или иной вид АКПП, чтобы увеличить ресурс автоматической коробки передач:

Тип АКППРекомендуемый пробег до замены ATF (в км)Эксплуатация
Автомат70 000Исключить масляное голодание, резкие старты, неправильную и долгую буксировку, пробуксовки на проселочных дорогах. 

Необходимо регулярно проводить тех.осмотр, замену и долив ATF.

Вариатор40 000
АМТ30 000
DSG30 000

Заключение

В целом ресурс жизнедеятельности зависит от производителя и манеры вождения хозяина транспортного средства. Поэтому бережное отношение к любому виду АКПП только продлит ее срок службы.

akppoff.ru

Ручной режим на АКПП

Автоматическая коробка передач помогает водителю на дороге, избавляя его от необходимости включить ту или иную скорость. При этом ему не нужно концентрировать свое внимание на оборотах двигателя. Но есть случаи, когда вмешательство человека желательно. Именно о таких ситуациях пойдет речь в данной статье.

Что такое ручной режим

Любая АКПП работает как механическая коробка передач, только скорости в ней переключает автоматика, без участия человека. Однако почти все трансмиссии автоматического типа могут работать в режиме, очень похожем на ручной.

Такой принцип работы может быть реализован в двух видах:

  1. Наличие трех скоростей движения «вперед» на селекторе: «D», «L», «2». В этом случае самая низкая передача будет соответствовать букве «L», вторая — «2», ну а «D» — это все передачи, которые отвечают за передвижение автомобиля вперед.
  2. Наличие режима типтроник. Это опция, встречающаяся на некоторых коробках автоматического типа. Она позволяет переключать скорости по типу механики, то есть последовательно включать более низкую или высокую передачу. На ручке селектора переключения передач данная опция выполнена в качестве ответвления от основной передачи «D».

Некоторые коробки передач оснащены режимом «over drive». Чаще всего данная кнопка обозначает принудительное включение самой высокой передачи на КПП.

Обгоны

Во время выполнения маневра обгона водитель должен быстро перестроиться из своей полосы на встречку и с максимальным ускорением обогнать идущий перед ним автомобиль.

Удобнее всего выполнять данную задачу, если на коробке передач есть режим типтроник. Тогда вы самостоятельно включаете более подходящую передачу, как на механической трансмиссии. При этом нужно ориентироваться по тахометру или звуку двигателя.

Если данного режима нет, можно воспользоваться функцией «over drive». Для этого нужно перестроиться на встречную полосу движения, включить кнопку овердрайва и завершить маневр.

Скользкая дорога

На скользком покрытии особо не разгонишься. Большая скорость станет причиной длинного тормозного пути, который может закончиться в отбойнике или заднем бампере другого авто.

Чтобы избежать данных ситуаций лучше перевести коробку передач в пониженный режим. На гололедице можно ехать даже на первой скорости «L», не давая двигателю завышать обороты. Если вы движетесь в городском потоке, можно включить вторую передачу.

Горные серпантины

В условиях резких перепадов высот водителю приходится работать рычагом переключения передач особенно часто. Например, при наборе высоты лучше включить пониженную передачу. Для спуска также можно использовать низкие передачи. Разберем чуть подробнее все ситуации езды по серпантину:

Спуск с горы

Чаще всего такой маневр заканчивается резким поворотом в одну из сторон. На высокой скорости машина просто не успеет затормозить и может вылететь с дороги. Чтобы избежать опасной ситуации, нужно включать пониженную передачу «2», либо принудительно выставить низкую скорость с типтроника.

Подъем

При наборе высоты двигателю нужно больше мощности и крутящего момента. Все эти параметры можно получить на низких передачах. В противном случае вы просто будете нагружать мотор. Современные автоматы понимают моменты подъема на высоту и самостоятельно понижают скорость. На старых авто нужно включать передачу самому водителю.

Также в продвинутых машинах могут быть установлены различные помощники подъема и спуска. Они не только «глушат» мотор по оборотами, но и следят за работой каждого колеса, чтобы автомобиль не ушел в срыв.

Бездорожье

Вообще, на сильном бездорожье лучше всего передвигаться на МКПП. Даже современные автоматические трансмиссии плохо различают все нюансы дорожной обстановки в тяжелых условиях. Они часто греются и полностью выходят из строя. Но если вы оказались на бездорожье, то не стоит паниковать.

Для начала оцените дорожную ситуацию. Если вы только попали на плохую дорогу, и машина может продолжать движение, нужно снизить скорость до 20 -30 км/ч, и переключиться на вторую передачу.

В случае, когда машина сидит в грязи или очень медленно едет, лучше всего работать рычагом. То есть, включать поочередно передачу «L» и «2». Таким образом, вы обезопасите себя от чрезмерного разгона, и словите нужный крутящий момент для проезда тяжелого участка дороги.

Торможение двигателем

Еще с водительских курсов каждый автомобилист должен помнить о такой вещи, как торможение двигателем. Его применяют в опасных или экстренных ситуациях, когда использование штатных тормозов невозможно или недопустимо .

Принцип работы торможением двигателем (коробкой) на АКПП не сильно отличается от механической трансмиссии. Нужно просто поочередно понижать передачи от текущей до «L». Ориентироваться можно по тахометру и звуку работы двигателя. На типтронике работает такая же система. Сначала «гасите» мотор до самой низкой скорости, а потом переводите селектор переключения передач в положение «L».

avtozvuk-info.ru

устройство и принцип работы коробки-автомат

Как известно, трансмиссия бывает механической и автоматической, причем существуют различные виды и типы МКПП и АКПП. При этом важно понимать, что в зависимости от коробки и привода (монопривод или полный привод) напрямую будет  также зависеть экономичность, разгонная динамика, проходимость, управляемость, а также целый ряд других параметров, показателей и характеристик автомобиля.

Благодаря тому, что в современных авто используются передовые технологии, выбором многих водителей становится именно коробка автомат. При этом АКПП все равно не удается вытеснить традиционную механику, так как многие считают машины с механической коробкой не только более дешевыми, но и простыми, а также надежными.

Однако новичку без опыта бывает достаточно сложно сделать выбор, так как часто аргументы в пользу МКПП и отказ от автоматической коробки передач основываются не на личном опыте. Далее мы подробнее рассмотрим устройство АКПП,  а также как работает АКПП.

Читайте в этой статье

Как работает автоматическая коробка передач автомобиля

Итак, прежде чем говорить о том, что такое трансмиссия автомат, как работает данный тип коробок и какова их надежность и ресурс, сразу отметим, что данный тип КПП повсеместно встречается на тяжелых  внедорожниках и другой технике, рассчитанной на тяжелые условия эксплуатации. Другими словами, это уже можно считать весомым аргументом.

Идем далее. Конструктивные особенности АКПП и принцип ее работы в большей или меньшей степени отличаются от механических коробок передач. Коробка-автомат, как и другие типы трансмиссий, выполняет задачу изменения крутящего момента и, соответственно, скорости движения транспортного средства. При этом все происходит автоматически, то есть без участия водителя.

Также АКПП позволяет «отсоединить» двигатель от трансмиссии (нейтральная передача). При этом среди различных автоматов можно выделить гидроавтомат (гидромеханическую ступенчатую АКПП), бесступенчатые вариаторы и роботизированные коробки передач с одним (типа АМТ) и двумя сцеплениями (типа DSG).

Волне логично, что любая автомат коробка будет сложнее механики, однако это не означает, что такой тип КПП заметно проигрывает оппоненту. Более того, информация о низкой надежности автоматических коробок никак не распространяется на все автоматы. Также часто виной преждевременных поломок АКПП становится не сам агрегат, а  владелец, практикующий нарушение правил его эксплуатации и облуживания.

Для простоты понимания, то есть какой принцип работы автоматической коробки передач, следует рассмотреть гидромеханический ступенчатый автомат. Данную КПП можно разделить на три составляющих элемента:

  1. Гидравлика
  2. Механика
  3. Электронное управление

Механическая часть является планетарным рядом (планетарная передача), то есть физическими ступенями (скоростями). Гидравлика в АКПП осуществляет передачу крутящего момента, а также за счет жидкости ATF реализовано переключение передач путем ее воздействия на исполнительные механизмы.

Электроника тесно интегрирована в ЭСУД автомобиля, фактически управляет работой гидравлической системы, перераспределяет потоки  трансмиссионной жидкости, отвечает за выбор режимов АКПП и т.д.  

Преобразование крутящего момента ДВС и его передача на коробку  происходит за счет гидротрансформатора («бублик» АКПП).  Если просто, ГДТ является гидромуфтой и выполняет задачу сцепления по аналогии с МКПП. При этом жесткой связи между АКПП и ДВС нет, так как крутящий момент передается через жидкость, которая с лопаток насоса отбрасывается на лопасти турбины.

Планетарный ряд  похож на пакеты шестерен в МКПП, то есть ступенчато изменяет передаточное отношение в АКПП. Фрикционы АКПП являются механизмами, которые осуществляют переключение передач.

Управление коробкой автомат осуществляется в гидроблоке, который является клапанной плитой. Если просто, гидроблок представляет собой систему каналов с клапанами (соленоидами) и плунжерами, а также датчиками. 

ЭБУ АКПП получает сигналы от датчиков, учитывается скорость движения ТС, нагрузка на ДВС, степень открытия дроссельной заслонки и положение педали газа и т.д.  Затем формируются управляющие сигналы, которые посылаются на соленоиды.  Срабатывание клапанов по команде ЭБУ позволяет перераспределять жидкость в гидроблоке и тем самым воздействовать на фрикционы. Результат – автоматическое, быстрое, плавное и своевременное переключение передач.  

Что касается вариаторов CVT и роботов DSG, у вариатора основным отличием от «классической» АКПП, рассмотренной выше, является отсутствие физических ступеней (передач) в самой коробке, при этом также имеется гидротрансформатор и гидроблок.

На DSG и аналогах устройство самой коробки больше напоминает МКПП, нет гидротрансформатора, но также есть гидроблок (мехатроник). Другими словами, используются различные комбинации тех или иных решений.

Отметим, что наиболее приближенным к МКПП по конструкции и наименее комфортным при езде является только обычный робот АМТ, который фактически можно считать автоматизированной механикой (переключение передач и управление работой сцепления реализовано при помощи отдельных сервомеханизмов).    

Преимущества и недостатки АКПП

С учетом особенностей конструкции становится понятно, что автомат любого типа является более сложным, чем МКПП. Такую коробку дороже обслуживать и ремонтировать.

На водителя  в рамках эксплуатации  дополнительно накладываются определенные ограничения. Например, нужно придерживаться четко прописанных правил при необходимости отбуксировать авто с АКПП без вывешивания ведущих колес.  

Также в автоматах нужно чаще менять масло и масляный фильтр АКПП (кроме роботов АМТ), необходимо использовать дорогостоящие трансмиссионные жидкости, своевременно проводить адаптацию и регулярно делать компьютерную диагностику АКПП и т.д.

Еще автоматические коробки достаточно критичны к высоким нагрузкам, «боятся» резких стартов, пробуксовок, буксировки прицепов и тяжелых грузов, постоянной езды на высоких оборотах двигателя и т.д. Что касается ресурса, вполне возможны сбои в работе электроники, выходят из строя сервомеханизмы, однако сами коробки весьма надежны.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно ездить на вариаторе. Из этой статьи вы узнаете о правилах и рекомендациях, которые нужно учитывать в рамках эксплуатации вариаторной коробки передач CVT.

На практике, при условии соблюдения всех правил и рекомендаций касательно обслуживания и эксплуатации, АКПП вполне может пройти без ремонта столько же, сколько и МКПП.

Добавим, что часто наличие автомата позволяет параллельно увеличить ресурс двигателя автомобиля, так как АКПП сводит к минимуму ударные нагрузки, исключает неправильно выбранную передачу, которая не соответствует тем или иным условиям (скорости, оборотам и т.д.).

Однако основным плюсом является повышенный комфорт и простота управления авто с автоматической коробкой, также машину с АКПП можно считать более безопасной (водитель не отвлекается на переключения передач).

Что в итоге

Как видно, АКПП различных видов активно используются на легковых авто, на грузовиках, полноприводных и моноприводных машинах, а также других типах колесной техники. Если сравнивать механику и автомат, с одной стороны, водитель на автомобиле с механической коробкой переключения передач может полностью контролировать автомобиль, самостоятельно подбирать передачи с учетом тех или иных условий, активно задействовать весь потенциал двигателя и т.д.

Также МКПП достаточно вынослива, то есть машину можно использовать в тяжелых условиях. Единственным минусом является потеря комфорта, так как кроме контроля за дорогой, водитель также должен постоянно выжимать сцепление, переключать передачи при езде и т.д.

В свою очередь, автомат дороже по всем пунктам, может оказаться менее надежным, не совсем подходит для постоянного агрессивного использования, однако такая АКПП обеспечивает максимальный комфорт и повышает безопасность, защищает двигатель от сильных нагрузок, исключает частые ошибки водителей-новичков.

Напоследок добавим, что современные АКПП обычно имеют режим ручного переключения передач (Типтроник) и большое количество дополнительных режимов (зимний, спортрежим «S» на АКПП, экономичный режим «эко» и т.д.).

Другими словами, если сравнивать возможности МКПП и автоматических трансмиссий, коробку-автомат на многих машинах можно считать хорошо адаптированной к различным условиям, чего на практике вполне достаточно не только для повседневной эксплуатации, но и в случае возникновения внештатных ситуаций (бездорожье, гололед, сложные условия на дороге).

 

Читайте также

krutimotor.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *