Что означает восклицательный знак на станции метро – «Что означает восклицательный знак на карте метро?» – Яндекс.Знатоки

Возле 17 станций метро появились знаки в виде буквы М / Новости города / Сайт Москвы

С начала года фирменные знаки метрополитена в виде буквы М появились у 17 станций московской подземки. Их установили возле спусков в подуличные переходы, ведущие к станциям.

Всего с января появилось 50 знаков в виде буквы М красного цвета. Их ставят на высокой опоре, чтобы пассажиры издалека могли видеть, где вход в метро.

«Для удобства пассажиров мы продолжаем устанавливать букву М у спусков в переходы. Так горожанам легче ориентироваться — знак подсказывает, что подземный переход ведет именно к станции метро, а не на другую сторону улицы. Буква М светится в темное время суток, чтобы даже ночью люди могли определять верный маршрут», — рассказала Юлия Темникова, заместитель начальника метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами.

Знаки в виде буквы М установили у переходов, ведущих к станциям:

— «Авиамоторная»;

— «Аннино»;

— «Аэропорт»;

— «Домодедовская»;

— «Нагатинская»;

— «Комсомольская»;

— «Парк Победы»;

— «Площадь Ильича»;

— «Римская»;

— «Преображенская площадь»;

— «Пушкинская»;

— «Сухаревская»;

— «Славянский бульвар»;

— «Таганская»;

— «Чертановская»;

— «Шоссе Энтузиастов»;

— «Сретенский бульвар».

Разноцветное метро: когда обновят все знаки на входах в метро

У входов в вестибюли тоже обновляют фирменные знаки в виде буквы М. Их «ножки» подсвечиваются цветом той линии, на которой располагается станция. Например, такие знаки установлены у входов в вестибюли всех станций, открытых после 2015 года, в том числе «Косина», «Улицы Дмитриевского», «Лухмановской» и «Некрасовки» Некрасовской линии. Они также есть возле открытых после реконструкции «Бауманской», «Спортивной» и «Ботанического сада».

На станциях метро уже установлено свыше 220 новых знаков в виде буквы М. В этом и следующем году они будут появляться и на других станциях.

www.mos.ru

как пользоваться новой навигацией в московском метро

Обновленная навигация в метро поставила пассажиров в тупик. По крайней мере, так написали в страдальческих постах блогеры. Якобы на новых табличках теперь нет полного списка станций, до которых можно доехать с левой и с правой платформы. Все, приехали! Неужели стоят бедные пассажиры посредине платформы и не понимают: налево им или направо идти? Иду проверять.

«МЕДВЕДКОВО» — ЭТО ЦЕНТР?

В метро спускаюсь каждый день, но ни разу я ни у кого не спрашивала: «Мне на первый или второй путь?» Все понятно. Теперь же на указателях обозначены только направления. Например, на станции «Ленинский проспект» на указателе написано: центр («Медведково») и юг («Новоясеневская»).

— Когда это Медведково стало центром Москвы? — смеются в соцсетях.

— Ничего непонятно. Это как навигатор в Гугле говорит тебе: «Следуйте на юго-запад». А у меня типа компас в кармане или я умею ориентироваться по солнцу. Лучше просто направо или налево, — рассказывает москвичка Юлия Смирнова.

Приезжаю на «Ленинский проспект». Сразу возник вопрос: раз есть юг и центр, где север? Путаница какая-то. Но разобраться помогают полные перечни станций оранжевой линии метро — они есть на боковых колоннах, о которых блогеры почему-то умолчали. С этим перечнем все понятно. Но беда в том, что пока повесили эти боковые таблички не на всех станциях. Например, нет их на «Технопарке», а на «Проспекте Мира» — кольцевой отмечены только названия соседних станций.

У пассажиров возник вопрос: раз есть юг и центр, где север?Фото: Алиса ТИТКО

На «Владыкино» (серая линия метро) тоже сложно без перечня станций. Это я езжу с нее постоянно. А другим как? Разберись с этими «на север» («Алтуфьево») и «в центр» («Бульвар Дмитрия. Донского»).

А вот на «Владыкино» МЦК (Московское центральное кольцо) удобно — есть продолговатые указатели со всеми станциями кольца. Еще мне нравится, что на станциях есть часы. Удобно — не надо доставать телефон из сумки.

БРИТАНСКИЕ СТОРОНЫ СВЕТА

Один из разработчиков новой навигации Михаил Квривишвили рассказал «КП»: в 2014 году британцы предложили свою систему ориентира, которая в лондонском метро больше 150 лет, — стороны света. Местные знают наизусть все станции, а туристы спросят у пассажиров. Но в Москве британская навигация непонятна — можно судить по откликам горожан.

— Нужно такие нововведения тестировать перед запуском, спрашивать мнение пассажиров. И важно создать единые принципы навигации, чтобы человек, передвигаясь в метро, мог быстро понимать, куда ему ехать. Также следует определиться и выбрать модель «север — юг» или «в центр — из центра», а не смешивать разные модели, — считает Михаил Квривишвили, ведущий дизайнер и партнер компании Wayfinding.pro, консультант компании City ID, разработчика единой системы навигации Москвы.

ВОПРОС – РЕБРОМ

Зачем убрали названия всех станций с верхних табличек?

Линии метро с каждым годом становятся длиннее, строятся новые станции. Это значит, что верхние указатели могут разрастись до неконтролируемых размеров. Кроме всего прочего, это небезопасно, если таблички, висящие под потолком, будут такими громоздкими. Уменьшат шрифт? Тогда неудобно — нужно подходить близко-близко и присматриваться.

ОТВЕТ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

— Какие основные изменения в навигации планируются?

— На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигации: световые короба, отдельно стоящие конструкции, стелы, схемы и надписи. Для создания современных носителей были использованы новые материалы, более прочные и эстетически привлекательные. Кроме этого, была адаптирована графика, учтены многие аспекты эксплуатации. Новые навигационные панели были смонтированы на станциях «Проспект Мира» (кольцевая), «Кутузовская», «Ботанический сад», «Красные ворота», «Спортивная», «Ленинский проспект», «Технопарк», «Саларьево», «Румянцево», «Фрунзенская», «Бауманская», «Студенческая», «Фили», «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Текстильщики».

— На ряде навигационных панелей были указаны только направления движения поездов («В центр» / «Из центра», «На юг» / «На север»). Сделано это было для максимального увеличения размера надписей на платформах. Однако, в связи с комментариями, поступающими от пассажиров, полный список станции будет нанесен на все такие панели до конца 2017 года.

— В целом новая навигация отличается единым подходом к шрифтам и пиктограмма (сейчас – 3 разных подхода) на разных станциях, переводом надписей на английский язык (сейчас вся старая визуальная навигация недоступна для иностранцев), дополнительными элементами (картами на выходе из метро), изменением оформления входных групп. Новая навигация соответствует и даже в некоторых аспектах превосходит лучшие метрополитены в части навигации, в том числе метрополитены Лондона и Нью-Йорка.

— Это делается к ЧМ по футболу 2018 года?

— Проводится в рамках создания Единой системы навигации города Москвы. При этом Кубок Конфедераций показал, что новая навигация понятна иностранцам, не владеющим русским языком. К тому же, за счет новых элементов она сильно упрощает путь к спортивным объектам и конкретным секторам стадионов.

На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигацииФото: Алиса ТИТКО

— Таблички с указанием станций продублируют на английский?

— Да, вся информация на навигационных табличках будет продублирована на английский язык.

— Замена навигации будет только на центральных станциях или на всех? Когда завершится обновление?

— На всех. Одна из последних станций, оснащенных новой системой – станция Студенческая Филевской линии метрополитена. Но нужно понимать, что в процессе тщательно анализируется мнение пассажиров: каждую неделю добавляется более десятка обозначений, меняется графика, добавляются новые элементы, поэтому внедрение новой навигации производится постепенно.

— Москвичи уже говорят, что им не хватает старых табличек, где были указаны все станции. Например, оранжевая ветка. На первый путь перечень станций и на второй. Сейчас указаны только конечные и направления — юг, центр. Многие вообще не могут понять, как это Медведково, а направление центр? Люди путаются. Если свои стали задумываться, на какой путь идти, а как разобраться иностранцу?

— Такой вариант навигации был предложен в качестве эксперимента. Информация раскрывается последовательно по пути движения пассажиров. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира. С поступающими от пассажиров пожеланиями там, где на навигационных панелях сейчас нет полного списка станций, до которых следуют поезда, они будут дополнительно размещены до конца этого года.

— В настоящее время на указанных выше станциях тестируются различные варианты навигации, по результатам тестирования будет выбрано единое решение. При этом, разумеется, навигация будет и дальше меняться по предложениям пассажиров и изменению транспортных потоков, в первую очередь, конечно, ее наполнение. Ведь все время в Москве открываются новые социальные объекты, крупные ТЦ, туристические объекты.

www.msk.kp.ru

на каких станциях метро появились новые знаки в виде буквы «М»

Фирменные знаки метрополитена буквы «М» появились у 17 станций московского метро с начала года. Их установили у спусков в подуличные переходы, ведущие к станциям столичного метро. 

Всего с января в метрополитене установили 50 знаков в виде буквы «М». Их устанавливают на высокой опоре, чтобы пассажиры издалека могли видеть, где вход в метро. Буквы «М» выполнены в своем традиционном красном цвете.

«Для удобства пассажиров мы продолжаем устанавливать буквы «М» у спусков в переходы. Так горожанам легче ориентироваться – знак подсказывает, что подземный переход ведет именно к станции метро, а не на другую сторону улицы. Буквы «М» светятся в темное время суток, чтобы даже ночью люди могли определять верный маршрут»,  — рассказала Юлия Темникова, заместитель начальника метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами.

Кроме того, метрополитен постепенно меняет уже установленные на вестибюлях буквы «М». Их ножки подсвечиваются в цвета линий, на которой располагается станция. Например, ножка знака «М» на станции «Пушкинская» светится фиолетовым цветом. 

Знаки в виде буквы «М» установили у переходов к станциям:
— «Авиамоторная»;
— «Аннино»;
— «Аэропорт»;
— «Домодедовская»;
— «Нагатинская»;
— «Комсомольская»;
— «Парк Победы»;
— «Площадь Ильича»;
— «Римская»;
— «Преображенская площадь»;
— «Пушкинская»;
— «Сухаревская»;
— «Славянский бульвар»;
— «Таганская»;
— «Чертановская»;
— «Шоссе Энтузиастов»;
— «Сретенский бульвар». 

Также фирменными знаками метрополитена оснащают вестибюли всех новых станций, открытых после 2015 года, в том числе «Косино», «Улицу Дмитриевского», «Лухмановскую» и «Некрасовку» Некрасовской линии, а также открытых после реконструкции станций: на «Бауманской», «Спортивной» и «Ботаническом саду». В этом и следующем году такие знаки будут появляться и на переходах других станций. 

Помимо этого, в метрополитене обновляют знаки в виде буквы «М» у входов в вестибюли. Там тоже появляются знаки с подсветкой в тон цвета линии на ножке. На станциях уже установлено свыше 220 новых знаков «М», например на «Маяковской», «Митино», «Нахимовском проспекте», «Свиблово», «Трубной», «Цветном бульваре» и других.

www.mosmetro.ru

Метро проиллюстрировало памятку пассажирам — The Village

Памятку пассажирам в метро дополнили пиктограммами. Это сделали для того, чтобы пассажиры наконец изучили правила, которые раньше были практически нечитаемы из-за огромных объёмов мелкого текста. Картинки представляют из себя разрешающие и запрещающие знаки, которые рассказывают о том, как нужно вести себя в подземке. Плакаты с пиктограммами развесили практически на всех информационных стендах в метро, рядом с картой города, схемой линий метро и ценами проездных. Среди героев рисунков — человек-схема, вагон метро, роликовые коньки, череп, сигарета и даже вилка с розеткой.

Памятка по безопасному поведению в метрополитене / Subway safety rules for passengers. В большом разрешении.

До этого в вагонах метро и на информационных стендах висел плакат «Правила пользования метрополитеном» в виде длинного нумерованного списка, который терялся на фоне красочной рекламы. Иллюстрации же должны привлечь их внимание к безопасному поведению в метро. Разрешающие и запрещающие значки со временем начнут использовать и на станциях. 

Пассажирам запрещается / Passengers should notПассажирам запрещается / Passengers should notПассажирам запрещается / Passengers should not

Посмотреть «Памятку» в большом разрешении можно на сайте Санкт-Петербургского метрополитена.

 

юлия шавель

Пресс-секретарь Санкт-Петербургского метрополитена

 

 

Пиктограммы — это новые символы, которые без слов будут понятны пассажирам. Сейчас они размещены на информационных стендах с текстовыми пояснениями, а позже пиктограммы появятся по всему метро уже без них. Тогда пассажирам они будут уже знакомы и понятны.

 

www.the-village.ru

Знаки метро с подсветкой в цвет линий появились на 11 станциях

На 11 станциях метро установили новые знаки М на ножках с подсветкой в цвет линий подземки. Среди них станции «Алтуфьево», «Выхино», «Шаболовская», «Первомайская» и другие. Всего на входах в подземку появилось 28 новых знаков. Сама буква М осталась традиционно красной.

«До конца лета 2016 года в рамках программы благоустройства планируется установить ещё 73 знака у 16 станций метро», — пояснили в пресс-службе Московского метрополитена (список станций приведён ниже. — Прим. mos.ru).

Новые знаки метро также планируется разместить на трёх станциях Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской», которые могут быть открыты до конца 2016 года.

Оснащение станций метрополитена новыми знаками метро с подсветкой в цвет линии в плановом порядке происходит в рамках создания единой системы навигации города Москвы. Современной системой ориентирования оснащают все новые станции, а также те, которые задействованы в различных программах по капитальному ремонту, благоустройству и реконструкции пассажирской инфраструктуры.

Так, начиная с 2015 года по настоящий момент обновлённые знаки разместили на четырёх новых станциях: «Саларьеве», «Румянцеве», «Котельниках» и «Технопарке», а также на открытых после реконструкции и замены эскалаторных комплексов «Бауманской» и в южном вестибюле станции «Ботанический сад».

Планируется, что со временем обновлёнными элементами навигации будут оборудованы все действующие станции метрополитена.

С прошлого года в столице благоустраивают 84 станции метро — переходы и вестибюли. Более 50 станций уже сдали, на остальных работы находятся в завершающей стадии.

На каких станциях уже установили новую букву М на световой ножке в цвет линии метро:

— на «Баррикадной» (Таганско-Краснопресненская линия, фиолетовый цвет) — один знак;

— на «Кузнецком Мосту» (Таганско-Краснопресненская линия, фиолетовый цвет) — два знака;

— на «Крестьянской Заставе» (Люблинско-Дмитровская линия, салатовый цвет) — один знак;

— на «Цветном бульваре» (Серпуховско-Тимирязевская линия, серый цвет) — один знак;

— на «Шаболовской» (Калужско-Рижская линия, оранжевый цвет) — один знак;

— на «Первомайской» (Арбатско-Покровская линия, синий цвет) — четыре знака;

— на «Алтуфьеве» (Серпуховско-Тимирязевская линия, серый цвет) — восемь знаков;

— на «Выхине» (Таганско-Краснопресненская линия, фиолетовый цвет) — пять знаков;

— на «Дмитровской» (Серпуховско-Тимирязевская линия, серый цвет) — два знака, ещё два появятся после установки навесов;

— на «Серпуховской» (Серпуховско-Тимирязевская линия, серый цвет) — один знак;

— на «Варшавской» (Каховская линия, бирюзовый цвет) — два знака, ещё два будут установлены до конца лета.

На каких станциях планируют установить новую букву М до конца лета:

— на «Борисове»;

— на «Достоевской»;

— на «Жулебине»;

— на «Зябликове»;

— на «Митине»;

— на «Новокосине»;

— на «Строгине»;

— на «Трубной»;

— на «Шипиловской»;

— на «Речном вокзале»;

— на «Лесопарковой»;

— на «Воробьёвых горах»;

— на «Волжской»;

— на «Пролетарской»;

— на «Чертановской»;

— на «Менделеевской».

www.mos.ru

Создание логотипа Московского метро

Рассказывает Костя Коновалов:

Я всегда поражался, ездя в метро, количеству вариаций логотипа подземки. Было совершенно непонятно, почему нет какой-то единой формы эмблемы. В один прекрасный день я взял камеру и проехался по метро, фотографируя логотипы на объявлениях, инфососах, схемах и других носителях. А потом все эти логотипы перерисовывал в векторном виде, чтобы как-то проанализировать.

Но единой логики во всех вариациях не просматривалось — казалось, что каждый логотип рисовался произвольно. Чтобы понять, какие пропорции должны быть у логотипа, я обратился к истории. Съездил в архив газет, поискал материалы об открытии метро, посмотрел фотографии вестибюлей на момент открытия в 1935 году и сходил в музей метрополитена на «Спортивной». На основе всей этой информации написал пост в ЖЖ о том, как должен выглядеть логотип метро. Я отобрал часто использующиеся логотипы, сравнил их и сделал выводы: http://ckonovalov.livejournal.com/99653.html.

Этим постом заинтересовался Тема, прислав в ответ выдержку из газеты 1934 года, в которой говорилось об открытом конкурсе на эмблему: http://tema.livejournal.com/1383454.html.

И мне стало интересно найти результаты конкурса. Так и продолжилось изучение вопроса. Спустя какое-то время меня попросили выступить в роли консультанта в студийном проекте создания нового логотипа Московского метро. Как раз для этого мне пригодилась вся информация, найденная изначально ради интереса. Поэтому дальше — краткая история логотипа.

История

Московский метрополитен открылся для пассажиров в мае 1935 года. Задача создания эмблемы, в первую очередь служащей для обозначения вестибюлей, была поставлена за год до открытия. Логотип предложили разработать обычным людям, опубликовав в газетах техническое задание. Но открытый конкурс не принес результатов, комиссия, за которой оставалось последнее решение, забраковала все 97 вариантов, придуманных общественностью. Заметка о результатах конкурса из газеты «Вечерняя Москва» от 14 июля 1934 года:

Было принято решение разработать эмблему собственными силами метрополитена. Задачу направили архитекторам, которые занимались оформлением первых станций. По сохранившимся документам автором эмблемы предположительно стал архитектор И. Г. Таранов, который вместе со своей женой Н. А. Быковой работал над станцией «Сокольники». Кроме «Сокольников» Таранов впоследствии создал проекты еще десяти станций Московского метро и разработал проект первой двухэтажной станции. Но пока шла работа над логотипом, нужно было как-то обозначить вестибюли станций. Поэтому на них поспешно установили надписи «Метро» в разных стилях. Некоторые вестибюли сразу проектировались с этой надписью. Но когда появился логотип и была разработана технология подсветки в ночное время, то его стали устанавливать, не трогая надпись, которая на некоторых вестибюлях тоже светилась.

Вестибюль станции «Арбатская», январь 1935 года

Вестибюль станции «Арбатская», май 1935 года

Так как логотип появился уже после постройки станций, в архитектуре вестибюлей не было предусмотрено места для его размещения. На некоторых вестибюлях уместить такую большую букву совсем не получалось, и вместо того чтобы сделать уменьшенную версию эмблемы, ее почему-то просто сузили. Что стало первым шагом к неразберихе в пропорциях логотипа.

По этим фотографиям заметно, что букву крепили уже после постройки вестибюлей и на некоторых фотографиях она смотрится не очень естественно, нарушая облик вестибюля, задуманный архитектором. Практически за всю историю метрополитена уличная эмблема жила отдельно от той, которую размещали на бумажных носителях. Судя по сохранившимся данным, эту версию буквы сделал С. М. Кравец — архитектор вестибюля станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), да и вообще главный архитектор Метропроекта. Суть оставалась той же: красная буква М с засечками. Но пропорции были немного другими.

Эмблема с одной из афиш фильма «Есть метро!»

Эмблема с обложки книги «Архитектура Московского метро»

Эмблема с инструкции пользования метрополитеном

Первые вестибюльные буквы ночью подсвечивались неоном. Неоновая трубка обыгрывала внутренние контуры, которые использовались в бумажном начертании. В 1930-е годы букву часто изображали с этими контурами, но сами контуры и их количество были произвольными. Небрежность с внутренними контурами сыграла злую шутку с эмблемой. Возьмем букву с афиши фильма «Есть Метро!» 1935 года. Эта буква состоит из нескольких букв, как матрешка.

Буква с афиши фильма

Буква, образованная вторым контуром

Буква, образованная третьим контуром

На этом примере хорошо видно, как рождаются вариации буквы. То есть если воспринять внешний контур просто в качестве обводки, то пропорции буквы изменятся. Но это приобретает особое значение, когда буква печатается двумя цветами: красным и черным, как на примере ниже. Благодарность за работу на строительстве метро товарищу Круглому:

Красная буква таким образом просто лишается засечек. Визуальный образ эмблемы не был утвержден в момент открытия метрополитена. Поэтому пропорции буквы М начали меняться из-за множества факторов, один из которых как раз описан выше. Первые установленные эмблемы над станциями стали быстро выходить из строя, и их в спешном порядке меняли на другие, но так получилось, что производились эмблемы для вестибюлей не централизованно — администрации станций собственными силами заказывали их на разных предприятиях.

Вестибюль станции «Арбатская», примерно 1935 год

Вестибюль станции «Арбатская», примерно 1938 год. Несколько букв по контуру вестибюля заменили на одну сверху со стороны Арбатской площади

Вестибюль станции «Комсомольская», примерно 1935 год

Вестибюль станции «Комсомольская», примерно 1937 год. Надпись «Метро» заменили на плиту, на которой было написано «Московский метрополитен имени Кагановича». Эмблему тоже заменили на версию с толстыми засечками

Большинство обновленных эмблем получили утолщенные засечки, которые ночью подчеркивались двойным контуром из неоновой трубки. Два типа неоновой подсветки 1930-х годов:

Буква, используемая для печати, тоже получила более ярко выраженные засечки и просуществовала в таком виде на билетах и жетонах до середины 1960-х годов. Билеты в метро 1940-х годов:

При строительстве новых станций архитекторы порой закладывали букву в саму архитектуру станции, но использовали произвольные пропорции и формы эмблемы.

Следующий виток в истории логотипа приходится на 1960-е годы, когда букву повсеместно начали лишать засечек — как в уличных вариантах, так и на бумаге. В те же годы отношение к метро изменилось, и наличие для каждой станции наземного вестибюля стало не первостепенным. Начали появляться входы в метро из подземных переходов. При этом у самих переходов устанавливали стелы с эмблемой, подсвеченной неоном, но уже без засечек. До наших дней дошел образ этой буквы именно на таких стелах, только технология подсветки изменилась. Именно по этой причине существующий уличный логотип не имеет засечек.

Логотип перед входом на станции «Пушкинская» и «Горьковская», 1970-е годы

Логотип перед входом на станцию «Китай-город», 2014 год

В конце 1970-х годов засечки вернулись, но вместе с ними появился и контур тоннеля, который и до этого часто фигурировал в оформлении документов.

Оформление книги по технике безопасности в метро, 1935 год

Оформление буклета про метрополитен, 1950–1970 годы

Эмблема, принятая в конце 1970-х годов

Так как буква со времен своего появления плавала в пропорциях, то с появлением полукруга в виде тоннеля буква стала плавать еще больше, потому что никто не знал точных пропорций, а изображать букву нужно было не только метрополитену, но и различным городским службам и подрядчикам, которые поставляли оборудование в метро. Букву часто просто рисовали по принципу М в полукруге. Но на уличные стелы и вестибюли полукруг так и не попал. Интересно наблюдать изменение логотипа на одном и том же вестибюле. Вот как выглядел вход на станцию «Красные Ворота» в разные времена.

Вестибюль «Красных Ворот», 1935 год

Вестибюль «Красных Ворот», 1960 год

Вестибюль «Красных Ворот», 2000 год

Надпись «Метро» тоже демонтировали на некоторых станциях, при этом точных объяснений этим изменения нет, кроме того, что старые эмблемы и буквы сильно износились под воздействием климата.

Вестибюль станции «Охотный Ряд», 1935 год

Вестибюль станции «Охотный Ряд», 2012 год

В 2013 году департамент транспорта Москвы отказался от использования полукруга тоннеля, загнав букву в форму, напоминающую окружность, но ею не являющуюся, при этом оставив полукруг на обратной стороне карты «Тройка». Билет «Единый» и обратная сторона билета «Тройка» (2013 год):

За всю свою историю логотип изменился множество раз, при этом не многие москвичи это заметили просто из-за того, что их всегда окружало огромное разнообразие этого символа. Лишь одно всегда оставалось неизменным — красная буква М.

Все это историческое исследование подводит к одной мысли: логотип менять не нужно, им должна оставаться все та же буква М. Но необходима ее стандартизация, чтобы повысить узнаваемость эмблемы для иностранцев, чтобы она стала одним из однозначных символов нашего города — так же, как эмблема лондонского метро. Чтобы у нашего метрополитена существовала единая и узнаваемая во всем мире стилистика. Чтобы символ, который мы видим на навигации и схемах совпадал с символом на входе в вестибюль. Советских архитекторов, включая авторов эмблемы, посылали в Лондон и Париж для изучения иностранного опыта в строительстве метро. Возможно, авторы нашей эмблемы вдохновились парижским знаком, который в те времена выглядел, как красная буква М с толстыми засечками, вписанная в форму, напоминающую эмблему лондонского метро. Логотипы парижского, лондонского и московского метро 1930-х годов:

Конечно, это только догадка. Но засечки у буквы могли возникнуть и по той причине, что за созданием логотипа стояли именно архитекторы, а не художники. И таким образом они подчеркнули конструктивную особенность буквы, обозначив ее опоры именно нижними засечками. В любом случае, это очень важная деталь логотипа, которую стоит сохранить (в отличие от полукруга, ставшего лишь приходящим элементом эмблемы, от которого проще отказаться). На макетах вестибюлей 1933 года встречается буква М чем-то схожая с нашей — возможно, этот образ архитекторы просто доработали. Но определенно сказать сложно.

Кто-то скажет: ну вот, копнули историю, восстановили изначальный вариант буквы, так давайте его использовать и все будет прекрасно. Разумеется, все это исследование дало нам понимание, как задумывался логотип, как менялся в разных эпохах и что является наиболее важным в его образе. Но это не значит, что нужно просто восстановить логотип 1935 года, к тому же и тогда существовало уже несколько вариантов, как уже было сказано выше. Если опять ненадолго вернуться к Лондону, то там логотип не всегда был таким, какой он сейчас, его очень бережно обновляли, сохраняя главное.

Первая версия станционного логотипа Лондонского метро, 1908 год

Значок, который носили представители транспортной компании «Лондон дженерал омнибус кампани», которая через пару лет присоединилась к «Андерграунд кампани», 1910 год

Знак с названием станции, созданный Эдвардом Джонсоном, 1921 год

Обновленный знак всей транспортной системы Лондона, 1933 год

Редизайн, новый логотип получил название «Раундел 1972» и объединил все транспортные системы города, 1980-е годы

Вот и перед нами стоит задача бережно обновить наш логотип, вернув ему исторический образ, не потеряв узнаваемость, создать единый образ, который не будет меняться из года в год, под давлением приходящих и уходящих трендов в дизайне.

Практическая часть

Из истории логотипа становится очевидно, что менять букву не нужно, необходимо лишь бережно ее стандартизировать. Чтобы представить, как в глазах москвичей выглядит эта эмблема, попробуем объединить вместе существующие сейчас эмблемы. Выходит вот такая форма:

С начала проекта я консультировал Егора и Людвига и рассказывал им об истории логотипа, как он менялся и почему. Но в конечном итоге всю работу передали мне. К этому моменту Егор уже нарисовал свое видение буквы М. Но тонкие ярко-выраженные засечки так и хотелось расширить. И если производить букву с подсветкой, надо хорошо продумать, как равномерно осветить букву с такими тонкими элементами. А вот надпись «Метро» была всеми принята на ура. Только возникал вопрос: не будут ли иностранцы читать надпись как «Метпо»? Хотя они наверняка быстро привыкнут. Наоборот запомнят, что у нас P читается как R. Но сочетать логотип с надписью — точно хорошая идея. Главное, чтобы расстояние от логотипа до надписи всегда оставалось одинаковым и надпись по размерам не плавала.

Начинаем фантазировать на тему размещения логотипа вместе с надписью «Метро». Но так ни к чему и не приходим, кроме понимания, что форма М предусматривает размещение на чем-то, то есть она должна иметь опору снизу, а не быть подвешенной. Ну а Егор придумал, как из нижней части буквы сделать уши коту.

Решено, что тонкие засечки букве не подходят, да и в истории такие засечки почти не встречались. Пробуем нарисовать новый вариант. После нескольких набросков понимаем, что важно рассчитать углы у буквы и создать легкое схождение двух вроде бы параллельных прямых. Это позволило избавиться от странного визуального эффекта: при долгом взгляде буква М с засечками, состоящая из параллельных линий, начинала казаться несимметричной. Что интересно, несимметричных букв в истории встречается очень много, взять хотя бы современные билеты «Единый» или «90 минут», на которых изображена несимметричная М.

Когда с этим все стало более менее понятно, начинаем двигать засечки у буквы и после продолжительного перебора находим оптимальный вариант.

Немного дорабатываем букву, теперь вроде ОК.

Пробуем изобразить неон, одновременно обыгрывая стиль 1930-х годов. Такую букву будем использовать для особых случаев, это что-то типа нарядной версии для праздника, посвященного истории метро. Придумываем, как прикрепить к ней уже полюбившуюся надпись «Метро». Это же лучше, чем везде писать «Московский метрополитен имени Ленина».

Арт-директор предлагает сделать праздничный логотип основным (тот, который под цифрой 3). Это упростит замену всех логотипов на новый, просто потому что не все заметят изменение пропорций буквы, а вот внутренний контур не заметить сложно. Опять пробуем фантазировать на тему стойки перед входом в метро, но уже с той позиции, что буква должна на чем-то стоять.

В итоге выбор падает на то, что похоже на нынешний вариант, просто потому, что все к нему привыкли, хотя не оставляем попыток сделать более изгибающуюся форму. Также сейчас на стелах нет засечек, поэтому буква вполне неплохо смотрится и на маленькой подставке, которая ýже, чем сама буква. Но, как мы уже убедились на исторических примерах, буква своими засечками должна на чем-то стоять, поэтому подставка должна быть во всю ширину засечек. Как-то так:

Пробуем на основе этого сделать трехмерную модель с неоновой подсветкой, как во времена открытия метро.

Арт-директору нравится, и он предлагает озвучить департаменту транспорта и метрополитену идею о том, чтобы подсветить букву М на всех станциях, имеющих историческое значение (например, на станциях первой очереди строительства метро), и таким образом обратить внимание людей на историю нашего города. А на всех остальных станциях делать световые коробы, которые более вандалоустойчивые и дешевые в изготовлении.

Рендерим вариант буквы с таким коробом. Но не забываем нанести уже полюбившиеся линии.

Смотрим, как на «Театральной» выглядит неоновая буква днем.

Готовим презентацию с примерами использования логотипа.

Принято решение отказаться в основной версии от внутренних контуров и от надписи «Метро». Остается только сам логотип. Также требуется разработать более светлую форму логотипа для особых нужд дептранса и метрополитена. Задача этого варианта — улучшить читаемость логотипа в мелких форматах, таких как карта города. Руководствуясь теми же принципами, из нашей болдовой буквы получаем регулярную версию.

Еще до официального анонса новую утвержденную эмблему начинаем использовать в студийных городских проектах. Например, в напольной навигации:

В очередной раз убеждаемся, что буква выглядит так, будто она никогда и не менялась. Делаем видеодемонстрацию про историю логотипа.

Из всего собранного ранее материала вытаскиваем все буквы М, расставляем в хронологическом порядке, обрисовываем и морфируем. Но чтобы ролик не превратился в скучное перетекание пятидесяти логотипов метро разных времен друг в друга, добавляем динамичный таймлайн и перебивки в виде анимации логотипов на билетах и входах в метро. Строим 3D-модели для этих перебивок и рендерим в мультяшном стиле, чтобы не выглядело чужеродно на фоне плоской анимации.

Вот и все. Ролик готов, логотип преобразился в лучшую сторону.

Было — стало:


www.artlebedev.ru

Экспериментальная навигация в метро: в шоке и пассажиры, и урбанисты

В течение пяти лет горожанам придется ориентироваться в подземке по правилам, понятным лишь их авторам

— Не так давно я спустился на станцию «Ленинский проспект» и потерялся, — говорит постоянный читатель «МК» Олег Бабарин. — Указатели при спуске с эскалатора показывали не привычный список станций, а только конечные. И пассажир, смотрящий на указатель, мешает пройти на платформу другим пассажирам. А при входе в вагон еще и спрашивает: в том ли направлении он едет?

Наш читатель оказался прав: странная навигация на «Ленинском проспекте» озадачила многих. Не все коренные жители знают конечные станции метро, а что уж говорить о приезжих? В итоге после схода с эскалатора скапливается пробка из смотрящих на табло. Люди в недоумении начинают атаковать остальных пассажиров: а где моя станция? а в какую мне сторону? А потом мечутся по станции от одной платформы к другой.

И ладно бы так было только на «Ленинском проспекте». Другие направления превзошла, пожалуй, Кольцевая линия метро. Например, на кольцевом «Проспекте Мира» на табло написаны не все станции в обе стороны (шесть в одну, пять в другую, эдакий «длинный» список!), а только соседние. Причем с формулировкой «до»: «до «Новослободской», «до «Комсомольской».

— Девушка, а я до «Курской» не доеду, что ли? — озадаченно спрашивает женщина с баулами в руках. — В какую сторону-то двигаться?

Утешает лишь, что на кольце пассажиры в любом случае доберутся до станции назначения. Другое дело, что, не разобравшись, они могут дать круг в обратную сторону. Но такой перепробег не особенно страшен — подумаешь, 20–30 потерянных минут…

Особенно порадовал третий вариант навигации, которую корреспондент «МК» нашел на станции «Технопарк». Заходишь в вестибюль — а там все просто и понятно: «в центр» и «на юг». А где твоя станция, товарищ, надо было узнать заранее! И не надо возмущаться, что приходится бегать по лестницам между платформами (они располагаются с обеих сторон от путей).

Как объяснили «МК» в пресс-службе Московского метрополитена, новые табло появились не просто так, а в рамках создания Единой системы навигации города.

— Сейчас идет ее тестирование, чтобы понять, какой механизм будет лучше, — объясняет урбанист Аркадий Гершман. — Предыдущий принцип навигации с полным перечнем станций не работает, поскольку московское метро растет и расширяется, список становится длинным. Получается, что пассажир спускается вниз, сходит с эскалатора, видит указатель и встает, читает весь этот «талмуд», чтобы понять, куда ему идти дальше. Это все создает пробки. Такой принцип может сработать в Новосибирске, в Казани, в городе, где две-три ветки и максимум 30 станций. Чем больше метро, тем сложнее так делать. Поэтому система навигации в столичной подземке будет строиться на других принципах.

Урбанист рассказал, что новая навигация предполагает совершенно иную логику пользования метро. Сейчас пассажир может зайти в подземку и только на эскалаторе, увидев табло, понять, в какую сторону ему нужно ехать. Теперь же человеку придется планировать свою поездку заранее, прикинув свой маршрут у схемы рядом с кассой.

— Пассажир уже знает, какая ему ветка нужна и какая пересадка, — продолжает Гершман. — Нужно только понять: направо или налево, на север или юг. Такая же логика во всех метрополитенах мира, соразмерных московскому.

Но есть и другое мнение.

— Любая навигация должна быть текстово и графически понятной, — объясняет психолог-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Анастасия Перл. — Слишком большое количество символов, расположение навигации в труднодоступных глазу местах, а также неоднозначная трактовка идеограмм усложняют восприятие и переработку человеком информации. В ситуации нахождения в новом месте человек испытывает стресс и осуществляет поисковое поведение через наглядно-действенное мышление. В этом случае требуется однокомандное действие: увидел знак — пошел в нужном направлении. В случае если человек не видит навигацию или вынужден в ней разбираться дополнительно, возникает напряжение. А это, в свою очередь, снижает скорость реакции и ориентировочный эффект.

Москвичи, постоянно пользующиеся метро, смогут привыкнуть к новой системе навигации через несколько лет, считают специалисты. А вот что делать приезжим?

— Люди не понимают принципа, по которому работает новая схема, — считает генеральный директор компании, занимающейся проектами по навигации, Леонид Агрон. — Например, «север — юг» — это сложившаяся практика в городах, где люди оперируют понятиями сторон света. У нас это не так развито, у нас все используют понятия «центр» и «из центра». В тех табло, что уже есть, больше проблем, чем решений. Например, надпись «Медведково, в центр» не работает: «Медведково» — это не центр, а поместить туда центральную станцию нельзя, получается противоречие. Или вот взять ориентировку на кольцевой станции «Проспект Мира», где написано: до такой-то станции. Понятно, что люди пытались придумать направление, но предлог «до» — в нашем понимании конечная. Лучше уж «к» или «через», что было бы правдой. Система не работает даже в самых базовых вещах, потому что это калька с английской версии.

Аркадий Гершман тоже пока не видит идеального варианта.

— Я сторонник того, чтобы указывать стороны света, — говорит он. — Все привыкли, что на схеме метро есть верх и низ, север, юг, запад, восток. Но на Кольцевой линии такого не повесишь. Или синяя линия, которая идет с севера на север. Центр и из центра — такая логика понятна почти всем. Но непонятно, где находятся границы центра — на Кольцевой линии или на расстоянии 1–2 станций в направлении к спальным районам? Беспроигрышный вариант — указывать конечные станции. Но и такое ориентирование сложно даже для коренных москвичей, ведь конечные станции иногда меняются. Поэтому я пока не вижу единственного варианта, который всех устроит.

В свою очередь Леонид Агрон предлагает менять навигацию постепенно: оставить, к примеру, полный список станций, добавив маркировку «на север». И только потом, когда люди привыкнут и если это действительно будет нужно, убирать станции. «Переходный период может продлиться лет пять», — считает эксперт.

В пресс-службе Московского метрополитена «МК» сообщили, что «помимо указания направления на север/юг на станции обязательно должны быть размещены списки станций по направлению движения поезда. До конца 2018 года на всех станциях метро будет размещена единая навигация с указанием на табло полного списка станций, до которых следуют поезда по обе стороны платформы». Ну что ж, хорошо бы. Правда, непонятно, зачем вообще нужно было затевать эту канитель.

В любом случае москвичам пока приходится запасаться терпением и включать интуицию, а гостям города — смекалку. В нашем метро и раньше заблудиться было проще простого, а сейчас квест еще и усложнился.

www.mk.ru

Похожие записи

Dysfunction (ED) is the muscles viagra controlled substance contract and keep an underlying condition.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *