Видимость дороги – Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Содержание

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Внешние факторы на дороге, например, погодные или сезонные, зачастую играют немаловажную роль. Они оказывают влияние на условия видимости объектов. Во время эксплуатации транспорта нельзя ими пренебрегать.

Что означает недостаточная видимость

Бывалые автомобилисты нередко сталкивались с условиями, в которых существенно падает обзорность дорожной обстановки. Это может происходить как по причине образовавшихся туманов, сильных дождей либо чрезмерно слепящих солнечных лучей.

Водителю не удается четко различить предметы или людей в нескольких десятках или сотнях метров. Подобные условия описаны в Правилах дорожного движения. Поэтому, разбираясь, что для автомобилистов означает такой важный термин, как недостаточная видимость, необходимо обратиться к ПДД.

Важно! Недостаточная видимость на дороге – это период тёмного времени суток, потому что реальная обзорность зависит от работы установленных на транспорте световых приборов.

Без дополнительной помощи или приспособлений водителю не удается различать формы движущихся по дороге объектов. Не всегда очевидно, где имеется силуэт пешехода, а где иной образ. В подобных обстоятельствах рекомендуется существенно снизить скоростной режим, а для того, чтобы быть более заметным для остальных, стоит включить аварийную световую сигнализацию.

Движение в условиях недостаточной видимости

К условиям, характеризующимся как недостаточная видимость на дороге, относятся временные явления. Они блокируют обзорность далее 300 метров от авто. Одним из факторов являются сумерки.

Сумеречным периодом называется время, когда солнце только оказалось за горизонтом. При этом еще сохраняется хорошая видимость на дальнее расстояние без включения фар. Соответственно сумерки могут быть ночными и дневными.

Во время дождя

Начинающие водители могут считать, что дождь опасен для транспорта тем, что снижает сцепление колес с дорогой. В отдельных случаях мокрое полотно понижает коэффициент до 2 раз и более, что существенно увеличивает тормозной путь. Из-за аквапланирования происходит множество аварий.

Также осадки в виде дождя или снега понижают видимость дорожной обстановки для водителя. Ограниченная обзорность не должна стать для автомобилиста неожиданностью. Важно заранее настроиться на то, что во время непогоды нужно менять поведение за рулем.

Даже если встречное авто залило водой из лужи или потока на дороге лобовое стекло, нельзя резко тормозить или делать внезапные маневры. Стоит выполнить ряд мероприятий:

  • сразу включаем очистители стекла;
  • плавно снижаем нагрузку с педали газа;
  • при необходимости переходим постепенно на пониженную передачу или включаем аварийку, что даст понять водителям вокруг о ваших сложностях в управлении машиной.

Как только видимость восстановится, выключайте аварийную световую сигнализацию, но увеличивать скорость не стоит. Мокрые колодки не смогут качественно выполнить свою работу.

При тумане

Вождение в тумане требует более высокого профессионализма от автомобилиста, чем езда в дождь. Такие погодные условия создают потенциально высокоаварийную ситуацию на пути. Ежегодно в таких ДТП гибнет и калечится множество людей.

Негативными факторами тумана являются:

  • существенно снижается зона видимости;
  • формируется обман зрения;
  • затрудняется ориентирование на местности;
  • отсутствует возможность просчитывания расстояний до объектов.

Такая погода формирует искаженное восприятие предметов и транспорта. Рассчитать скорость движущегося попутного или встречного автомобиля практически невозможно. Происходит искажение цветов (кроме красного спектра). Это делает наиболее видимыми красные машины.

Высокая концентрация и напряжение выматывает водителя, что может стать причиной совершения ошибок. Вглядываясь во мглу, устают быстро глаза, особенно, когда на машине отсутствуют более приспособленные для ситуации противотуманные фары. Дальний в такой ситуации оказывается абсолютно бесполезным.

Правильным является следующее поведение:

  • важно снизить скорость на столько, чтобы она была в 2 раза меньше значения видимости в метрах, например, для обзорности 40 м., нужно ехать не быстрее 20 км/ч;
  • водитель должен суметь затормозить в пределах видимости;
  • включен должен быть ближний и противотуманки;
  • обязательно работают «дворники» на лобовом стекле и обогрев заднего;
  • если видна разметка, то нужно ехать близко к ней, а не к обочине;
  • можно наклонить голову вперед или при необходимости высунуть ненадолго из окна;
  • боковое окно желательно держать открытым, чтобы иметь возможность услышать шум приближающегося мотора чужого авто;
  • можно периодически за пределами города подавать звуковой сигнал.

Не стоит существенно уменьшать дистанцию с передней машиной в тумане. Также ненужно светить ей агрессивно сзади, а лучше притушить фары. Категорически недопустимо останавливаться на проезжей части, а важно максимально с нее убрать транспорт, когда требуется парковаться. Совершать обгон в подобных условиях вряд ли уместно, так как что-либо выиграть не удастся.

При ослеплении солнцем

Одним из факторов на дороге, оказывающим негативное влияние на обзорность, является яркое солнце. Чрезвычайно большая яркость понижает концентрацию внимания и негативно сказывается на обзорности.

Проблемно ехать навстречу закату или рассвету. Также усугубляет ситуацию в нашем климате обилие снега вокруг. Глаза быстро устают от напряжения, и это сказывается на состоянии водителя.

Резкий переезд в тень не дает быстрого улучшения, а наоборот, создает кратковременный эффект ослепления, когда теряется вовсе видимость при перенастройке зрения. У водителя в солнечный день из-за напряжения может теряться концентрация и сосредоточенность, поэтому он не всегда замечает дорожные знаки или не видит сигнал светофора.

Желательно правильно пользоваться козырьком, расположенным перед лобовым стеклом. Эта деталь интерьера также во всех машинах поворачивается, закрывая глаза от ослепления сбоку.

Под влиянием иных погодных явлений

Внезапный снегопад может сопровождаться метелью. Снежинки дольше находятся в воздухе, чем капли дождя, поэтому могут создавать барьеры видимости. Это повышает риск возникновения аварий на трассах.

Применение химических средств, разрушающих снег на дороге, приводит к образованию грязи. Из-под колес она летит на лобовое стекло в виде агрессивной взвеси. В вечернее время подобные ситуации создают трудности для автомобилистов.

Сумеречный период суток оказывает влияние на скорость внимания. У водителя замедляется реакция, так как глаза перестраиваются на новую окружающую обстановку.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной

Чтобы правильно себя вести на дороге и соблюдать ПДД, каждый водитель обязан знать, что по Правилам означает используемый всеми термин «ограниченная видимость». Благодаря этому не только улучшается знание законодательства, но и повышается безопасность автомобилистов.

Ограниченная видимость по действующим ПДД для водителя проявляется в ограничении поля зрения окружающим ландшафтом, строениями, растительность, дорожными изгибами. Фактически подобная видимость не зависит от текущего времени. Водитель должен придерживаться рекомендованного ограничения скорости на подобных дорожных участках. Кроме этого при движении определены запреты на развороты или обгонные маневры.

В значении обзорности нет разницы по сезону или времени суток, что отличает его от других понятий. Стоит дополнительно учитывать обязательства, накладываемые на водителей за пределами города. Чтобы повысить видимость, которая может быть недостаточная даже днем в пасмурную погоду, всех обязуют включать ближний свет либо ходовые огни, чем стремятся снизить аварийность.

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий. Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами.

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Заключение

При плохой видимости или обзорности водитель должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность пассажирам и остальным участникам дорожного движения. Не стоит расслабляться, обгонять машины, двигаться задним ходом. Важно быть готовым к любым неожиданностям на пути.

neauto.ru

Под недостаточной видимостью на дороге понимается. Недостаточная видимость дороги

Недостаточная видимость очень сильно влияет на поведение водителя за рулем. Из-за неблагоприятных условий происходят с человеческими жертвами, поэтому каждый водитель должен быть подготовлен и помнить, как себя нужно вести в подобных ситуациях.

Что это такое?

Недостаточная видимость дороги — это состояние, когда водитель не может различить преграды или впереди стоящие объекты с расстояния менее чем в 300 метров из-за каких-либо внешних факторов. К этим факторам можно отнести в первую очередь неблагоприятные погодные условия, например туман, дождь, снегопад, дым, яркое солнце, сумерки или темноту и так далее.

Стоит отметить, что расстояние в 300 метров определено не просто так. Дело в том, что именно 300 метров принято считать за автомобиля, который передвигается со скоростью в 90 километров в час. Дорожное покрытие при этом влажное, с низким коэффициентом сцепления.

Как правильно передвигаться в условиях недостаточной видимости

Условия недостаточной видимости можно разделить на 4 основных критерия. К каждому из них написаны правила (см. таблицу). Если их придерживаться, то движение будет безопасным.

Критерий
Движение во время проливного дождяВ проливной дождь сцепление колес с дорогой снижается и тормозной путь автомобиля становится больше. Наибольшую опасность представляет движение во время дождя на высокой скорости. В этом случае вода не «втапливается» в протектор покрышек. При одном неверном движении руля водитель может потерять управление. Лучшим выходом из этой ситуации станет примененная техника торможения двигателем
Движение во время туманаИнспектора ГИБДД настоятельно рекомендуют даже опытным водителям во время сильного тумана прекратить движение. Если же такой возможности нет, то следует снизить скорость и включить ближний свет вместе с противотуманками. Также рекомендуется опустить водительское стекло и прислушиваться ко всем звукам. Обгонять и останавливаться на обочинах строго запрещается
Движение при ярком солнцеЯркие солнечные лучи, особенно утром и вечером, значительно снижают видимость дороги. Водители при ярком свете хуже различают и плохо ориентируются на нерегулируемых Не рекомендуется использовать солнцезащитные очки. Гораздо эффективнее будет применение козырьков от солнца
Движение во время прочих неблагоприятных условийК таким условиям чаще всего относят выпадение первого снега, метель или сумерки. Во время выпадения первого снега водитель обязан сразу же заменить летние покрышки на зимние. Во время метели — соблюдать скоростной режим и держать дистанцию. В ночное время суток рекомендовано использовать дальний свет. Однако не во всех ситуациях это возможно. Если дальний свет включить нельзя, то рекомендуется использование противотуманных фонарей, снижение скорости и повышенная концентрация внимания

Правильный выбор скорости

Когда погода хорошая, а дорожное покрытие сухое, водителю разрешено передвигаться с любой скоростью, но только в пределах допустимой. Когда же имеется недостаточная видимос

transport63online.ru

7.2. Обеспечение видимости дороги

7.2.1. Обеспеченная на дороге видимость является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Фактические расстояния видимости на кривых в плане и в продольном профиле определяют скорости движения, которые при недостаточной видимости существенно снижаются по сравнению со скоростями, обеспечиваемыми радиусами кривых и коэффициентами сцепления дорожных покрытий. При равных значениях видимости количество ДТП на участках вертикальных кривых примерно в 2 раза выше, чем на кривых в плане, что указывает на необходимость повышенного внимания к обеспечению видимости при проектировании продольного профиля.

7.2.2. Рекомендуется, учитывая условия местности, принимать расстояния видимости поверхности дороги не менее 450 м. Отход от этого требования возможен лишь при наличии экономического обоснования. Минимальное расстояние видимости не должно быть меньше расстояний, установленных действующими стандартами и нормами.

7.2.3. Минимальное расстояние видимости поверхности дороги рассчитано на время реакции водителя 1,0 с. Повсеместно применение этого норматива приводит к созданию сложных дорожных условий: затрудняется или становится невозможным обгон, увеличивается напряженность работы водителя, возрастает вероятность ДТП. При реконструкции, капитальном ремонте, и особенно при проектировании новых дорог, рекомендуется везде, где это возможно, обеспечивать расстояние видимости поверхности дороги из условия времени реакции водителя: для дорог I категории 2,5 с, для дорог II и III категорий 2,0 с и для дорог IV и V категорий 1,5 с. Рекомендуемые расстояния видимости при расчете вертикальных кривых и срезок видимости на кривых в плане приведены в табл.7.1.

Таблица 7.1

Условия применения

Расстояние видимости, м, при скорости движения, км/ч

80

100

120

140

В исключительных условиях (минимальное расстояние видимости)

100

140

175

225

В сложных условиях рельефа

110

170

200

300

Допустимое ограничение видимости (не чаще 1 раза на 2 км) из условия обеспечения зрительной ясности дороги

250

280

340

430

7.2.4. Расстояние видимости в продольном профиле обеспечивается благодаря вписыванию вертикальных выпуклых кривых. Рекомендуемые радиусы их приведены в табл.7.2.

Таблица 7.2

Условия применения

Минимальные радиусы выпуклых вертикальных кривых, м, при расчетной скорости движения, км/ч

80

100

120

140

Минимально допустимые в сложных условиях (расчетное время реакции водителя 1,0 с)

5000

10000

15000

27000

Рекомендуемые (расчетное время реакции водителя 2,0 с)

10000

20000

30000

45000*

________________

* Из условия расчетного времени реакции водителя 2,5 с.

7.2.5. Построение линейного графика видимости является обязательным при разработке мероприятий по повышению безопасности движения и пропускной способности дороги. Участки с недостаточной видимостью необходимо перестраивать в первую очередь.

7.2.6. В трудных условиях холмистого рельефа, когда невозможно выполнить рекомендации пп.7.2.3 и 7.2.4 на всем протяжении дороги, для осуществления обгонов необходимо не реже чем через 3-4 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки с обеспеченной видимостью. Минимальную длину обгонного участка принимают в зависимости от расчетной скорости движения на подходах к этому участку, обеспечиваемой геометрическими элементами.

Расчетная скорость, км/ч

120

100

80

60

50

40

30

Длина обгонного участка, км

2,0-2,5

1,5-1,7

1,0-1,1

0,75

0,60

0,50

0,40

studfile.net

3.4. видимость дороги ведомственные строительные нормы- указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах- всн 25-86 (утв- минавтодором РСФСР от 29-01-86) (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ- УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ- ВСН 25-86 (утв-… Актуально в 2018 году

3.4.1. Обеспеченная на дороге видимость является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Фактическое расстояние видимости на кривых в плане и в продольном профиле определяет скорости движения, которые при недостаточной видимости существенно снижаются по сравнению со скоростями, обеспечиваемыми радиусами кривых и коэффициентами сцепления дорожных покрытий. При равных значениях видимости количество ДТП на участках вертикальных кривых примерно в 2 раза выше, чем на кривых в плане, что указывает на необходимость повышенного внимания к обеспечению видимости при проектировании продольного профиля.

3.4.2. СНиП 2.02.05-85 рекомендует, учитывая условия местности, принимать расстояния видимости поверхности дороги не менее 450 м. Отход от этого требования возможен лишь при наличии экономического обоснования.

3.4.3. Минимальное расстояние видимости поверхности дороги в исключительных случаях (сложный рельеф, препятствия для трассирования дороги в плане, близость жилой застройки) нормируется СНиП 2.05.02-85. Это расстояние видимости рассчитано на время реакции водителя 1,0 с. Повсеместно применение этого норматива приводит к образованию сложных дорожных условий: затрудняется или становится невозможным обгон, увеличивается напряженность работы водителя, возрастает вероятность ДТП.

При реконструкции, капитальном ремонте и особенно при проектировании новых дорог рекомендуется везде, где это возможно, не нарушая требований СНиП, обеспечивать расстояние видимости поверхности дороги из условия времени реакции водителя для дорог I категории 2,5 с, для дорог II и III категории 2,0 с и для дорог IV и V категории 1,5 с. Рекомендуемые расстояния видимости при расчете вертикальных кривых и срезок видимости на кривых в плане приведены в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Условия примененияРасстояние видимости, м, при скорости движения, км/ч
80100120150
О исключительных условиях (минимальное расстояние видимости)100140175225
В сложных условиях рельефа110170200300
Допустимое ограничение видимости (не чаще 1 раза на 2 км) из условия обеспечения зрительной ясности дороги250280340430

Расстояние видимости в продольном профиле обеспечивается благодаря вписыванию вертикальных выпуклых кривых. Рекомендуемые радиусы их приведены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Условия примененияМинимальные радиусы выпуклых вертикальных кривых, м, при расчетной скорости движения, км/ч
80100120150
В сложных условиях (расчетное время реакции водителя 1,0 с)5000100001500027000
В нормальных условиях (расчетное время реакции водителя 2,0 с)10000200003000045000 <*>

<*> Из условия расчетного времени реакции водителя 2,5 с.

3.4.4. Построение линейного графика видимости на дороге является обязательным при разработке мероприятий по повышению безопасности движения и пропускной способности дороги. Участки с недостаточной видимостью дороги необходимо перестраивать в первую очередь. До перестройки на них предусматривают мероприятия по четкой организации движения и обеспечению его безопасности.

3.4.5. На участках дорог III-V категорий с недостаточной видимостью в продольном профиле для улучшения условий разъезда и предотвращения столкновений встречных автомобилей могут применяться следующие мероприятия:

а) при интенсивности движения менее 500 авт./сут в пределах всей вертикальной выпуклой кривой малого радиуса уширение полосы движения в каждом направлении на 1 м за счет обочин, укрепление остающейся части обочин, нанесение разметки проезжей части;

б) при интенсивности более 500 авт./сут в пределах вертикальной кривой устройство разделительного островка шириной не менее 1 м;

в) увеличение радиуса вертикальной кривой.

Указанные мероприятия можно выполнять поэтапно, по мере возрастания интенсивности движения.

3.4.6. В трудных условиях холмистого рельефа, когда невозможно осуществить рекомендации пп. 3.4.3 и 3.4.4 на всем протяжении дороги, для осуществления обгонов необходимо не реже чем через 3-4 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки с обеспеченной видимостью. Минимальную длину обгонного участка принимают в зависимости от расчетной скорости движения на подходах к этому участку, обеспечиваемой геометрическими элементами:

Расчетная скорость, км/ч1201008060504030
Длина обгонного участка2,0-2,51,5-1,71,0-1,10,750,600,500,40

www.zakonprost.ru

19. Видимость придорожной полосы. Приемы обеспечения видимости.

В зоне пересечения или примыкания необходимо обеспечить видимость водителям, проезжающим по главной и второстепенной дорогам, из условия остановки автомобилей на пересекаемых полосах движения. Приэтом расположение глаз водителя принимают на расстоянии видимости для остановки, а расстояние боковой видимости L равным 25 м на дорогах I-III категорий и 15 м — IV и V категорий (таблицы 3.4 и 3.5).

В случае расположения пересечения в зоне вертикальных и горизон­тальных кривых необходимо назначить величины их радиусов такими, чтобы обеспечить обзорность, равную удвоенному расстоянию видимости дороги для остановки, т. е. Lобз= 2*S1 (рисунки 3.3 и 3.4).

Таблица 3.4 — Минимальные расстояния видимости для остановки

Продольный уклон, %0

Расстояние видимости Цс1 м, при расчетной скорости движения, км/ч

120 (II)

100(Ш)

80 (IV)

70

60

50

40

30

+40

235

180

140

100

75

65

45

35

+20

240

190

145

105

80

70

50

40

0

250

200

150

110

85

75

55

45

-20

260

210

155

115

90

80

60

50

-40

270

220

160

120

95

85

65

55

Примечание — В скобках указана категория дороги —

Обеспечение видимости на закруглениях

20. Подсчет объем земляных работ на дорогах общей сети.

Подсчет объемов зем. работ можно производить по таблицам Митина, расчетом на ЭВМ, геометрическим расчетом. В объемы земл. работ входит сточный треугольник, непосредственно земл. полотно или трапеция (подсчет по таблицам Митина), растительный слой.

При насыпи:

При выемке отличие:Sр.с.-отнимаем,Sст.тр.-отнимаем.

Площадь сточного треугольника:

Затем площадь поперечника умножаем на длину дороги. Если На пикете ведем расчет- на 100м.,на рубленом пикете – на 85м.

При наличии кюветов:

Затем площадь поперечника умножаем на длину дороги для нахождения объема.

Vвыемки – Vраст.слой + Vд.о. + Vкювета

Vнасыпи + Vраст.слой — Vд.о.

21. Проектирование элементов примыкания и пересечения в одном уровне.

Выбор типа пересечения и примыкания зависит от суммарной расчетной интенсивности движения на подходящих к пересечению (примыканию) автомобилей и технических категорий этих дорог. В качестве расчетной интенсивности принимают интенсивность движения на 20-летнию перспективу. Наименьший радиус кривых при сопряжении дорог в местах пересечений (примыканий) в одном уровне следует принимать по категории дороги независимо от угла пересечения для дорог 1-б,2 кат. не менее 25м, 3кат.-20м, 4,5-15м.В местах пересечений, примыканий и съездов с дорог 1-б,2 кат. (на которых не предусматривается устройство перех.-скор. полос.) на обочине на расстоянии ≥100м. в обе стороны устраиваются остановочные полосы шириной 2,5м. В зоне перес.(прим.) на дорогах 1-б-3 кат. перех.-скор. Полосы перед сопрягающими кривыми на длине ≥20м. следует отделять от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75м. для1-б,2кат. и для дорог 3кат.-0,5м..С главной дороги, для безопасности движения, где делаются левые повороты, на дорогах 1-б-4кат. устраиваются полосы торможения (накопления).

Для построения каплевидного островка на главной и второстепенной дорогах необходимо знать t1 ,t2, P1, P2 . Радиусы закругления для островка- из типового проекта.

Для пересечения: ;;;.

Для пересечений: ;;;.

Все значения берутся из типового проекта.

studfile.net

Обеспечение видимости. Расчетные схемы видимости

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 15Следующая ⇒

 

Видимостью дороги называют минимальное необходимое расстояние, на котором водитель должен видеть впереди себя дорогу, с тем, чтобы заметить препятствия, он смог своевременно его избежать. На прямом горизонтальном участке водитель в хорошую солнечную погоду просматривает встречный транспорт на расстояние более 1000 м. Препятствиями для видимости дороги в плане на кривых малого радиуса являются расположенные с внутренней стороны кривой лес, строения или крутой откос выемки.

На переломах продольного профиля видимость может быть не обеспечена на выпуклых переломах при малой величине радиусов выпуклых вертикальных кривых, на вогнутых переломах при освещении дороги фарами ночью при малых радиусах вогнутых кривых. Расстояние видимости должно быть достаточным, чтобы водитель, увидев препятствие, смог остановить машину, не доезжая до него или объехать его.

В соответствии с этим расстояние видимости определяют, исходя из двух принципиально разных предпосылок:

· схемы торможения, предусматривающей остановку перед препятствием или встречным автомобилем;

· схемы объезда, исходящей из объезда автомобилем препятствия или обгона попутного автомобиля с выездом на смежную полосу встречного движения.

Расстояние видимости по 1–ой схеме обеспечивает безопасность движения, по 2–ой – как безопасность, так и бесперебойность движения.

Рассмотрим вывод расчетных зависимостей (рис. 3.14).

 

 

а)

б)

в)

 

Рис. 3.14. Схемы видимости:

а – схема определения расстояния видимости поверхности дороги Sп;

б – схема определения расстояния видимости встречного автомобиля Sв;

в – схема определения расчетного расстояния видимости при обгоне Sо

 

1. Схема – «одиночное торможение»: автомобиль встречает препятствие на той же полосе движения и требуется полная его остановка на безопасном расстоянии от препятствия (рис. 3.14, а).

Этот случай является расчетным для дорог всех категорий и, особенно, для дорог с четко выделенными полосами движения, когда выезд на соседнюю полосу невозможен.

Расчетное расстояние по этой схеме складывается из трех расстояний:

,

 

где l1 – путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя;

ST – путь торможения;

l0–запас пути.

Время реакции водителя t зависит от условий движения и индивидуальных психологических особенностей водителя. В городских условиях или на горных дорогах водитель ведет автомобиль с повышенным вниманием, в то время, как в однообразной местности его внимание рассеивается. В ряде стран предлагают время реакции принимать дифференцированно. Например, при обгоне t = 0,75 с, поскольку водитель располагает временем для подготовки маневра. При неожиданно возникшем препятствии t = 1,5 с. В Швейцарии на дорогах с разделительной полосой, где невозможно появление пешеходов, принимают t = 2 с, на обычных дорогах t = 1 с. В Англии принимают t = 0,75 с в городских условиях и t = 2,5 сек на загородных дорогах. В РФ время реакции водителя принимают в среднем равным 1 с.

С учетом вышесказанного, пренебрегая величиной коэффициента качения f, получим:

или выражая V в км/ч

 

2. Схема – «двойное торможение»: Автомобиль и встречный автомобиль, едущий по той же полосе движения, должны, увидев друг друга, становиться, не доезжая друг до друга (рис. 3.14, б). Эта схема применима для двухполосных и однополосных дорог (II – V категорий).

Расчетное расстояние видимости по этой схеме складывается из расстояний, которые автомобили проходят за время реакции водителей, тормозных путей автомобилей и расстояния запаса

 

 

Для случая V1 = V2, i1 = i2 причем, один автомобиль движется вверх по уклону, а другой вниз

 

.

 

3. Схема – «обгон»: Быстроходный автомобиль обгоняет тихоходный автомобиль с выездом на соседнюю полосу движения до встречи со встречным автомобилем (рис. 3.14, в). Эта схема приемлема для дорог без разделительной полосы.

В начальный момент времени расстояние между обгоняющим и обгоняемым автомобилем равно разности их тормозных путей плюс путь, проходящий обгоняющим автомобилем за время реакции водителя

 

 

Путь обгона рассматривается как состоящий из трех путей:

L = L1 + L2 + L3.

Участок L1 – обгоняющий автомобиль, выехав на смежную полосу движения, поравнялся с обгоняемым автомобилем. Это расстояние зависит от разности скоростей идущих автомобилей

Участок L2 – обгоняющий автомобиль, возвращается на свою полосу движения, причем между обгоняющим и обгоняемым автомобилем расстояние должно равняться тормозному пути второго автомобиля с некоторым запасом

 

.

Тогда

 

.

Участок L3 – путь, проходящий за это время встречным автомобилем

Расстояния видимости нормируется ГОСТом [3] в зависимости от скорости движения одиночного легкового автомобиля.

Минимальные расстояния видимости нормируются в зависимости от расчетной скорости (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Нормативные значения расстояний видимости по ГОСТу [3]

 

V, км/ч
Sп, м
Sв, м -

 

Расстояние видимости по схеме «обгон» нормативными документами не нормируется. Расчеты показывают, что оно должно быть более 700 м. Дорога считается хорошо запроектированной, если обгоны возможны на участках, составляющих более 2/3 ее длины.

Необходимость в обеспечении боковой видимости возникает в городских условиях, при пересечениях с железными и автомобильными дорогами в одном уровне, в местах, где возможен переход дороги людьми и животными.

Необходимое расстояние боковой видимости (рис. 3.15)

 

где S – тормозной путь

Vп, Va – соответственно скорость пешехода и автомобиля.

 

 

Рис. 3.15. Схема к определению расстояния боковой видимости

 

Для бегущего человека Vn может быть принята 10 км/час.

По СНиП [2] для дорог I – III категорий Lб = 25 м, для дорог I – V категорий Lб = 15 м.

 

3.7. Обеспечение видимости на кривых в плане

 

Видимость на кривой в плане обеспечена, если автомобиль находящийся в точке А, видит автомобиль, находящийся в точке В на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости для данной категории дороги (рис. 3.16).

 

 

 

Рис. 3.16. Обеспечение видимости на кривой в плане

 

Луч зрения, равный расстоянию видимости по одной из приведенных выше схем, является границей площади, внутри которой не должно быть препятствий, мешающих видимости. Обеспечение видимости на кривых в плане проверяют для автомобилей, движущихся по крайней внутренней полосе движения. Принимают, что глаз водителя расположен в 1,5 м от внутренней кромки проезжей части на высоте 1,2 м. Это соответствует положению водителя легкового автомобиля.

Разработан графический метод определения границы срезки препятствий – в зоне видимости (рис. 3.17).

 

Рис. 3.17. Обеспечение видимости на кривых в плане:

а – общая схема видимости; б – построение кривой видимости

 

На плане закругления по линии траектории движения автомобиля откладывают расстояния видимости S, которые соединяются прямыми линиями. Огибающая этих линий определяет границу видимости.

Графическое определение границы видимости целесообразно, когда из зоны видимости необходимо удалить ценные здания или произвести другие дорогостоящие работы.

В остальных случаях можно определить максимальную стрелу видимости в центре круговой кривой аналитическим методом и принятии величину расчистки в пределах всей кривой одинаковой.

Стрела видимости в центре круговой кривой приближенно определяется из следующих соображений:

1-й случай: длина кривой меньше расстояния видимости К < S (рис. 3.18, а)

Z = Z1 + Z2,

 

где , .

 

Откуда .

 

2-ой случай: длина кривой больше расстояния видимости (рис. 3.18, б).

В этом случае второй член исчезает

,

где .

 

При K = S, β = α

 

 

Рис. 3.18. Схема к расчету зависимости между радиусом кривой, углом поворота и расстоянием видимости в плане

 

Проверка обеспечения видимости производится путем построения поперечника дороги (рис. 3.19). Видимость проверяется для автомобиля, едущего по крайней правой полосе движения Глаза водителя расположены на высоте 1,2 м от поверхности дороги на расстоянии 1,5 от края проезжей части.

В выемках целесообразно срезку откосов доводить до уровня по поверхности дороги с учетом зарастания откосов кустарником и выпадения снега (рис. 3.19, б).

 

 

Рис. 3.19. Проверка обеспечения видимости на кривых:

а – граница вырубки деревьев в насыпи; б – граница срезка откоса в выемке; 1 – расчистка для обеспечения видимости в лесу; 2 – граница зоны видимости; 3 – срезка в выемки; 4 – наиболее целесообразный уровень срезки; 5 – положение глаз водителя

 

Видимость дороги на кривых в плане ночью обеспечивается за счет света фар (рис. 3.20).

 

 

Рис. 3.20. Видимость ночью на кривой в плане при свете фар

 

Современные фары освещают дорогу на расстоянии S = 100–175 м. Середина пучка света направлена по касательной к траектории движения. Угол раствора пучка света α = 2°. При малых радиусах кривых в плане большая часть света не попадает на поверхность дороги. Минимальный радиус кривой в плане, обеспечивающий расстояние видимости можно определить из следующих соображений: Если пучок света фар расходится под углом α, то центральный угол β, стягивающий дугу, равную расстоянию видимости S, равен 2α.

Поскольку , то

.

 

При S ≈ 100 м, α = 2°, Rmin ≈ 1500 м. Безопасность на дороге ночью может быть улучшена за счет установки на внешней обочине столбиков с отражателями.

 

3.8. Примеры сопряжения кривых в плане

На рис. 3.21 и 3.22 показаны примеры взаимного сопряжения близкорасположенных кривых в плане.

а)

 

б)

в)

 

Рис. 3.21. Сопряжение односторонних кривых:

а – при радиусах R ≥ 3000 м; б – при радиусах R ≤ 2000 м

 

Рис. 3.22. Сопряжение обратных кривых в плане (S – образных) при радиусах

R ≥ 3000 м и R ≤ 2000 м

 

При сопряжении односторонних кривых с радиусами R ≤ 2000 м кривые непосредственно стыкуются без устройства между ними переходных кривых. При близко расположенных обратных кривых необходимо оставить между ними место на размещение переходных кривых.

 




infopedia.su

Продолжая тему «Опасного поворота» — У Wilych’а — ЖЖ


Пункт 11.5 Правил дорожного движения запрещает обгон на участках дорог с ограниченной видимости с выездом на полосу встречного движения. Однако понятия ограниченной видимости в ПДД не дано. Чем руководствоваться в данном случае?
 

Понятия «ограниченная видимость» в Правилах дорожного движения РФ нет. Некоторые не вполне грамотные сотрудники ГИБДД совершают подмену понятий ограниченная видимость  и недостаточная видимость. В пункте 1.2 ПДД РФ дано определение недостаточной видимости – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя , снегопада и тому подобного, а также в сумерки. Однако данное определение к ограниченной видимости никакого отношения не имеет.

Согласно комментарию к ПДД РФ под редакцией главного гаишника все страны В.Кирьянова к участкам дорог с ограниченной видимостью относятся закругления малого радиуса, извилистые участки, проходящие через лесные массивы или по застроенной территории. Участки с ограниченной видимостью, как правило, обозначаются дорожными знаками 1.14 «Крутой подъем», 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» налево или направо. Поэтому после проезда указанных дорожных знаков водителю лучше воздержаться от обгона с выездом на полосу встречного движения до завершения проезда участка с ограниченной видимостью.

Если указанные дорожные знаки отсутствуют, то водитель должен руководствоваться пунктом 11.1 Правил дорожного движения и убедиться, что при выполнении обгона он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам. При принятии решения о безопасности производимого им маневра водитель должен учитывать допустимую на данном участке скорость движения, скорости своего и обгоняемого транспортных средств.

Данные по ограничению видимости для спусков-подъемов и поворотов указаны в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этом документе хоть и говорится о наименьшем расстоянии видимости, но именно этот параметр и является ограниченной видимостью. Эти же данные содержатся в ГОСТ Р 52289-2004 «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ, СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ.»

 

«5.2.14 Знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» устанавливают перед кривыми в плане, на которых значение коэффициента безопасности менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (таблица 3).

 

Таблица 3 — Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

 

Скорость движения, км/час

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

Минимальное расстояние видимости, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— встречного автомобиля

90

110

130

170

200

250

300

350

400

wilych96.livejournal.com

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *