Условия ограниченной видимости – недостаточная и ограниченная видимость, светлое и темное время суток

Содержание

Недостаточная и ограниченная видимость: сходства и различия

При знакомстве с Правилами дорожного движения кандидат на получение водительского удостоверения сталкивается с соответствующим понятийным аппаратом. На первый взгляд термины «недостаточная» и «ограниченная видимость» кажутся идентичными. Однако такие условия оказывают различное влияние на действия водителя, поэтому необходимо четко разграничивать эти понятия.

Недостаточная видимость – это

Согласно Правилам под недостаточной видимостью понимается явление, когда максимальная дистанция в направлении движения, на котором водитель способен распознать объекты дороги и другие транспортные средства, – менее 300 метров. Такая ситуация на дороге обусловлена следующими состояниями окружающей среды:

  • туман;
  • дождь, морось, ливень;
  • снегопад, метель;
  • слепящее солнце;
  • пыль, грязь;
  • сумерки;
  • прочие природные явления.

Водитель должен знать, что в таких условиях при отсутствующих или не горящих задних габаритных огнях и фарах движение транспортного средства запрещено.

Расстояние в 300 метров установлено с учетом тормозного пути автомобилей, движущихся во встречных направлениях с максимально разрешенной скоростью 90 км/ч. В расчет принят также коэффициент сцепления шин с увлажненным дорожным покрытием равный интервалу 0,3-0,35.

Что означает термин ограниченная видимость

Ограниченная видимость возникает в случае, когда возможность водителя оценивать дорожную обстановку в направлении движения ограничивается различными препятствиями. Правила определяют следующие:

  • рельеф местности;
  • растительность;
  • геометрические параметры дороги;
  • другие транспортные средства;
  • строения, сооружения;
  • иные объекты.

Термин был введен в ПДД РФ в 2010 году постановлением Правительства РФ № 316 в целях четкого понимания пункта 11.4, который запрещает выполнение обгона на участках с ограниченной видимостью (в конце подъема и на опасных поворотах).

Правила не устанавливают определенное расстояние, которое являлось бы критерием ограниченности. Но в контексте требований разделов 8, 11, 12 Правил понятно, что условное ограничение соответствует расстоянию менее 100 метров.

На таких участках дорог запрещается:

  • обгон;
  • движение задним ходом;
  • разворот;
  • остановка;
  • стоянка.

В ПДД РФ перечислены основные примеры объектов и ситуаций, ограничивающих обзор, однако указанный перечень не является полным.

Ограниченная и недостаточная видимость: основные различия

Четко определив и глубже разобравшись в терминах легко выделить их основные различия и не путаться в употреблении данных понятий.

Первое различие содержится непосредственно в тексте Правил:

  1. недостаточная видимость – явление всегда временное и чаще всего обусловлено ухудшением погодных явлений;
  2. ограниченная видимость имеет место при постоянных (рельеф, сооружения) или временных (посторонние объекты на проезжей части, ремонтные работы) препятствиях на проезжей части.

Второе различие является логическим продолжением первого:

  1. вследствие непредсказуемости и временного характера климатических явлений невозможно предупредить водителей посредством дорожных знаков;
  2. об участках, ограничивающих обзор чаще всего предупредить возможно.

Третье различие состоит в действиях водителя, обеспечивающих безопасность дорожного движения:

  1. при ухудшении погодных условий необходимо включить дополнительное освещение;
  2. при приближении к опасным участкам дороги – обратить внимание на предупреждающие знаки.

Способы увеличения видимости

С целью улучшения условий управления автомобилем в сумерках, во время снегопада, дождя, иных природных явлений необходимо:

  • на движущемся транспортном средстве включить дальний и ближний свет, Правилами разрешено также включение противотуманных фар с ближним и дальним светом;
  • при остановке и стоянке транспортного средства включить габаритные огни с фарами ближнего света, противотуманными и задними противотуманными фарами;
  • использовать стеклоомыватели и стеклоочистители ветрового стекла;
  • снизить скорость до уровня, позволяющего при необходимости остановиться без создания аварийной ситуации;
  • увеличить дистанцию транспортного средства, идущего впереди, в целях обеспечения большего места и времени для предотвращения опасности.

При ограничение обзора необходимо:

  • не игнорировать знаки, предупреждающие о приближении к опасному участку проезжей части, предписывающие и информационные знаки;
  • изменить скоростной режим в соответствии с предписаниями дорожных знаков и с учетом ситуации на дороге.

avtouley.ru

Условия ограниченной и недостаточной видимости на дороге. Движение в тёмное время суток

В последнем – седьмом – блоке понятий мы рассмотрим условия видимости, в которых водителю приходится двигаться на транспортном средстве.

Движение в тумане, в условиях дождя или снегопада, с одной стороны, ночная езда, с другой стороны, крутые повороты с практически «нулевой» видимостью, с третьей стороны, — все это условия видимости, которые имеют конкретные названия. Давайте поговорим о них.

ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Казалось бы, ну чего проще… Не будем спорить с этой оценкой и процитируем ПДД.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Согласитесь, попахивает стилистикой общевоинских уставов вооруженных сил РФ. А если проще, то темное время суток — это период времени, когда невозможно двигаться без специального дополнительного освещения дороги.

Водитель обязан помнить, что в условиях темного времени суток действуют особые правила движения. Так, например, движение на транспортном средстве должно осуществляться исключительно с применением ближнего или дальнего света фар. (Более подробно о применении внешних световых приборов мы поговорим при анализе соответствующего раздела ПДД).

Антиподом темного времени суток является светлое время суток, то есть промежуток времени, при котором действует естественное (солнечное) освещение.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Непогода и сумерки весьма существенно сокращают расстояние видимости, не позволяя различать даже очертания объектов, находящихся на некотором удалении.

Согласитесь, подобное положение вещей – явление крайне опасное при движении на транспортном средстве. Именно поэтому Правила вводят понятие недостаточной видимости, очерчивая ее границы – видимость дороги менее 300 метров в условиях непогоды или сумерек.

И еще один момент. Термин «недостаточная» означает, что видимость дороги есть, но в настоящий момент недостаточно естественного освещения. А, следовательно, и в условиях недостаточной видимости (как и в темное время суток) водитель обязан использовать внешние световые приборы (дальний или ближний свет фар).

Это позволит компенсировать недостаточность естественного освещения.

Наша подобная, на первый взгляд, тавтология вокруг недостаточности, будет вполне оправдана при анализе следующего понятия.

ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Ограниченная видимость не позволяет водителю видеть дорогу на безопасном расстоянии.

К великому сожалению, в ПДД не указана конкретная числовая характеристика (метраж) ограниченной видимости. Но методика применения Правил позволяет сделать вывод о ней – менее 100 метров.

Водитель должен помнить, что в условиях ограниченной видимости ему категорически запрещается осуществлять:

  1. Разворот;
  2. Движение задним ходом;
  3. Обгон;
  4. Остановку и стоянку на проезжей части.

Об этом и многом другом (касательно условий ограниченной видимости) мы будем говорить в соответствующих разделах ПДД.

Еще один существенный момент. Согласитесь, очень легко перепутать два близких по звучанию понятия – «недостаточная видимость» и «ограниченная видимость». Особенно часто эта ошибка проявляется при решении задач по ПДД и сдаче итогового квалификационного экзамена.

Вот здесь поможет примененная ранее методика. Недостаточная видимость – это продукт недостатка освещенности (недостаточно свет), а ограниченная видимость – результат какого-либо физического ограничения обзора.

Подведем итоги. Условия видимости играют существенную роль в обеспечении безопасности движения. Чем хуже видимость, тем осторожнее должен быть водитель. Выбор манеры движения (особенно скорости) находится в прямой зависимости от условий видимости.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • ограниченная видимость
  • ограниченная видимость это
  • ограниченная видимость пдд
  • недостаточная видимость пдд

Обсуждение: 3 комментария

    Здравствуйте.

    Нужна помощь.

    Ситуация такая:

    Дорога имеет четыре полосы две в одном направлении и, соответственно, две в другом (противоположном), между ними есть разделительный газон, у которого есть технологический разрыв. Это в черте города. На технологическом разрыве установлен знак 6.3.1 «Место для разворота. Поворот налево запрещается». Я двигаюсь по левой полосе движения в одном из направлений. Другой участник движения движется во встречном направлении, въезжает в технологический разрыв с целью выполнения манёвра разворота. Так вот вопрос: он, ссылаясь на ограниченную видимость, выезжает передней частью своего автомобиля на левую полосу встречного движения то есть по которой двигаюсь я…какой пункт ПДД РФ он нарушил??? Прошу Вас пояснить. В итоге произошло тяжёлое ДТП так как он выехал очень близко передо мной. Теперь он, естественно, пытается отрицать свою вину и единственным его аргументом является то, что я ехал с огромным превышением скорости и не смог остановиться перед ним. Моя скорость движения была 60 км/ч. Тормозной путь составил 17,2 метра. Буду благодарен за помощь.

Сегодня в Российской Федерации действуют специальные правила дорожного движения. При этом существует специальный набор терминов, которыми обозначаются различные объекты, а также явления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одни из таких является «недостаточная видимость» — подразумевается ухудшение видимости в силу каких-либо природных или иных обстоятельств.

Причем под термином понимается определенный характер проблем с видимостью. Устанавливаются четкие границы дальности возможности различать определенные предметы.

В случае возникновения недостаточной видимости следует обязательно принимать регламентированные специальными правилами действия.

В определенных случаях ПДД предписывает полностью прекратить движение по причине возрастающей опасности дорожно-транспортного происш

orthograf.ru

Процедуры условиях ограниченной видимости (low visibility procedures – lvp)

Для выполнения полетов по категориям II и III эксплуатанту, экипажу, ВС и ВПП требуется специальное разрешение (допуск).

Объявление о пригодности аэродрома для полетов по категориям II/III означает, что он надлежащим образом оборудован и что соответствующие для таких полетов процедуры установлены и применяются в соответствующих условиях.

Орган ОВД обеспечивает включение сообщения в передаваемую информацию ATIS или сообщает экипажу ВС: «Действуют процедуры в условиях ограниченной видимости, проверьте Ваш минимум».

Заход на посадку и посадка по приборам по категории II и III не разрешается, если не предоставляется информация о RVR. При значениях RVR от 2000м до 600м (включительно) диспетчер сообщает экипажу ВС значение RVR зоны приземления до точки входа в глиссаду (ТВГ). Значение RVR в середине ВПП и в конце ВПП передаются, если хотя бы одно из значений менее 600м, или эти значения запрошены экипажем ВС.

Если значение сообщенной метеорологической видимости или контрольной RVR ниже эксплуатационного минимума для посадки, заход на посадку не продолжается ниже высоты начала конечного этапа захода на посадку.

Контрольная RVR определяется по сообщенным значениям RVR в одной или нескольких точках наблюдения (точка приземления, средняя точка и дальний конец ВПП). Контрольная RVR – RVR в точке приземления, при этом RVR в средней точке и в дальнем конце ВПП не менее RVR установленного минимума для взлета.

Если после пролета высоты начала конечного этапа захода на посадку получено значение метеорологической видимости или RVR ниже эксплуатационного минимума для посадки, заход на посадку может продолжаться до DA/H или MDA/H.

При условиях, не соответствующих эксплуатационному минимуму аэродрома, посадка (взлет) производится по решению КВС.

Если при достижении DA/H или MDA/H, КВС установлен необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами, КВС имеет право выполнить посадку.

Процедуры при взлете.

Руление ВС осуществляется только по РД с включенными огнями осевой линии. При выходе из строя огней осевой линии РД или огней линии «СТОП» экипаж ВС должен выполнять руление только за машиной сопровождения.

В период действия процедур LVP – запрещаются:

  • взлеты от пересечений РД с ВПП;

  • взлеты без остановки на исполнительном старте после выруливания на ВПП.

Процедуры при посадке.

После посадки экипаж ВС выбирает ближайшую удобную РД для освобождения ВПП. С целью контроля освобождения ВПП, диспетчер использует радиолокатор обзора летного поля РЛС ОЛП. ВПП считается свободной, когда ВС пересечет последний огонь, указывающий границу критической зоны ILS. ВС должно как можно быстрее освободить критическую зону ILS. После этого экипаж ВС продолжает следовать до крайнего огня осевой линии РД, где должен остановиться и ждать, дальнейшее руление ВС осуществляется только за машиной сопровождения.

При выходе из строя РЛС ОЛП решением руководителя полетов может быть приостановлено, ограничено или прекращено действие процедур LVP.

Особенности ОВД в условиях применения процедур LVP.

Для обеспечения точности сигнала ILS, на конечном этапе захода на посадку между ВС используется интервал не менее 15км.

ВС выводятся диспетчером в створ ВПП на расстоянии не менее 15км от торца ВПП.

Диспетчер должен разрешить взлет экипажу ВС не позднее, чем заходящее ВС приблизится на расстояние 12км до торца ВПП.

В момент пролета КРМ вылетающим ВС заходящее на посадку ВС должно находиться на удалении не менее 4км от торца ВПП.

Разрешение на посадку экипажу ВС должно быть выдано диспетчером при нахождении ВС на расстоянии не менее 4км от торца ВПП.

Критерии начала и прекращения действия процедур LVP

Подготовительный этап процедур LVP:

Введение в действие процедур LVP:

Прекращение действия процедур LVP:

1 Визуальные заходы минимумов не требуют – или куда летите, или нет.

2 Кандел – (от лат. candela – свеча) единица силы света. Лампа накаливания мощностью 100 Вт – примерная сила света 100 кд.

3 Устанавливаются при отсутствии глиссадных огней

4 Рекомендуемое оборудование при установке систем ОВИ на некатегорированном направлении посадки

5 Устанавливаются при использовании огней приближения по центральному ряду

studfile.net

XI. Плавание судов в условиях ограниченной видимости [ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ] — последняя редакция

XI. Плавание судов в условиях ограниченной видимости

165. При плавании в условиях ограниченной видимости судно (состав) должно подавать соответствующие звуковые сигналы, указанные в приложении N 2 к настоящим Правилам.

166. При плавании в условиях ограниченной видимости на ходовом мостике, кроме лица, выполняющего обязанности рулевого, должны находиться два судоводителя, при этом одним из судоводителей должен являться капитан судна.

167. При плавании в условиях ограниченной видимости на судне должно быть обеспечено постоянное визуальное, слуховое и радиолокационное наблюдения, а также постоянное слежение на радиоканале, предназначенном для передачи сообщений о бедствии, безопасности судоходства, срочных сообщений, согласования взаимных действий судоводителей и обмена информацией с береговыми службами в части организации движения судов.

168. Движение судов в условиях ограниченной видимости разрешено, если на судне имеется и используется следующее находящееся в исправном состоянии оборудование:

радиолокационная станция;

прибор, указывающий скорость поворота судна, или компас;

судовое устройство УКВ радиосвязи, позволяющее осуществлять УКВ радиосвязь между судами и между судном и береговыми пунктами диспетчерского регулирования движения судов;

устройство для подачи звуковых сигналов.

169. Судно (состав) должно немедленно остановиться при ухудшении видимости, наличии других судов, если условия плавания не обеспечивают безопасность дальнейшего движения судна (состава).

Если в составе визуальная связь между буксируемыми судами и буксировщиком становится невозможной, состав должен остановиться в ближайшем безопасном месте.

170. Суда, которые прекратили движение или которым плавание в условиях ограниченной видимости не разрешено, должны отстаиваться по возможности в таких местах, где они не будут создавать затруднений для ориентировки и прохода других судов, продолжающих движение.

171. Капитан судна/судоводитель при принятии решения о движении, обгоне или расхождении в условиях ограниченной видимости и на участках ВВП с неосвещаемыми в темное время суток средствами навигационного оборудования должен учитывать фактическую дальность видимости, интенсивность движения судов, соотношение габаритов судов (составов) и судового хода, характеристики и ограничения радиолокационного оборудования, установленного на судне.

172. В условиях ограниченной видимости запрещается движение пассажирских судов и судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров ниже 60 °C, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами и их остатками, экранопланам, судам на воздушной подушке, скоростным судам и судам с динамическим принципом поддержания в неводоизмещающем положении.

Требование абзаца первого настоящего пункта не распространяется на перечисленные в нем суда, осуществляющие плавание по участкам ВВП разряда «М» .

———————————

Приказ Минтранса России от 30 мая 2016 г. N 138 «Об утверждении перечней водных бассейнов в зависимости от их разряда» (зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2016 г., регистрационный N 42577).

Правилами движения и стоянки судов могут быть установлены участки ВВП, на которых разрешается движение пассажирских судов и судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров ниже 60 °C, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами и их остатками, в условиях ограниченной видимости.

173. Судам длиной 20 метров и менее, парусным судам и судам, занятым ловом рыбы, в условиях ограниченной видимости запрещается выходить на судовой ход.

174. В условиях ограниченной видимости проход судов и толкаемых составов под мостами разрешается только при условии, что судоходные пролеты имеют средства навигационного оборудования, позволяющие судоводителю увидеть эти пролеты не менее чем за 500 метров и уверенно ориентироваться при подходе к ним (визуально или с помощью технических средств).

При этом ширина судоходных пролетов должна быть для одиночных судов и однониточных составов не менее пятикратной ширины судна (состава), для других составов — не менее трехкратной ширины состава.

175. В условиях ограниченной видимости, за исключением судов, указанных в пунктах 172 и 173 настоящих Правил, разрешается:

при ширине судового хода менее 100 метров — движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем, толкаемых составов с несамоходным судном только вверх;

при ширине судового хода от 100 до 200 метров — двухстороннее движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем, а также движение толкаемых составов только вверх;

при ширине судового хода свыше 200 метров — двухстороннее движение самоходных судов с механическим двигателем и составов, а также движение плотовых составов только по озерам и водохранилищам;

на каналах независимо от ширины судового хода при визуальной видимости берегов по траверзу и не менее двух длин судна (состава) по курсу — двухстороннее движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем и толкаемых составов.

176. При ограниченной видимости запрещаются расхождение и обгон судов (составов) на участках, где судовой ход имеет ширину менее 200 метров, если визуальная видимость составляет менее трех длин судна (состава).

177. Судоводитель судна (состава), обгоняющего другое судно (состав) в условиях ограниченной видимости, должен по УКВ радиосвязи получить от судоводителя обгоняемого судна (состава) разрешение на обгон и согласовать с ним место обгона и взаимные маневры.

178. При плавании в условиях ограниченной видимости при обнаружении на экране радиолокатора эхо-сигналов судов, положение и движение которых может создать ситуацию чрезмерного сближения, или при приближении к участку ВВП, где могут находиться невидимые на экране радиолокатора суда, судоводители обязаны уменьшить скорость до минимальной или полностью прекратить движение судна и сообщить по УКВ радиосвязи судоводителям других судов о подходе к такому участку.

179. Судоводитель, который обнаружил присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должен определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и/или существует ли опасность столкновения. Если опасность столкновения существует, то судоводитель должен своевременно предпринять действия для обеспечения расхождения. При этом насколько возможно следует избегать изменение курса:

влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;

в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

180. Судоводители судов и составов при движении в одном направлении в условиях ограниченной видимости, если они не намерены производить обгон, должны соблюдать между собой безопасную дистанцию, которая должна быть не менее пятикратного расстояния, необходимого судну (составу) для полной остановки.

181. Судоводители встречных судов (составов) при ограниченной видимости должны заблаговременно по УКВ радиосвязи договориться об удобном месте расхождения/пропуска и, за исключением расхождения с плотовыми составами, осуществлять его только левыми бортами следующим образом:

судно (состав), идущее вверх, при подходе к согласованному месту расхождения/пропуска должно уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно, уменьшить скорость до минимальной или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по левому борту;

судно (состав), идущее вниз, при подходе к согласованному месту расхождения/пропуска должно заблаговременно уменьшить ход до минимального, уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно и следовать так до тех пор, пока встречное судно (состав) не будет полностью пройдено.

Расхождение с плотовым составом осуществляется по борту, указанному судоводителем судна, буксирующего плот.

bazanpa.ru

Как правильно ехать на автомобиле в условиях ограниченной видимости

Автомобилист — звучит гордо! Но к сожалению, в последнее время ситуация на дорогах обострилась и возникают постоянные стычки между сотрудниками службы автоинспекции и водителями. Условия ограниченной видимости часто провоцируют такие вот споры. И при возникновении таких сложных ситуаций в выигрыше остаётся всегда автоинспекция. Сотрудники службы никогда не признают свою неправоту, благо форма им позволяет. Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Что это за зона такая

Наверное, каждый водитель знает, что существует два понятия. Речь идёт о зоне недостаточной видимости и зоне ограниченной видимости. Это на первый взгляд кажется, якобы эти два понятия означают одно и то же. А на деле — это совершенно разные вещи, и мы разберём, что означает каждое.

Условия плохой видимости на дороге из-за тумана

Начнём с зоны недостаточной видимости. Это такая зона, при которой создаётся ситуация, не дающая возможности водителю смотреть далеко. Вызывают такую видимость погодные явления, такие как снег, дождь, туман и тому подобное. И бывает так, что видимость падает до трёхсот метров и совершенно меняются правила дорожного движения, которые в обычное время подразумевают совершенно иное. К примеру, это касается правил разворота, манёвров на дороге или обгона. Изменяется и дозировка скорости. Так, если видимость составляет всего 90 метров, скорость не должна превышать 30 км/ч. Или, например, когда видимость 200 метров — можно разгоняться до 70 км/ч, но не более.

Теперь узнаем, а что означает зона ограниченной видимости? Оказывается, к этой зоне могут относиться участки дороги, скрытые от взгляда водителя. Этому способствует геометрическая составляющая дороги или объекты, расположенные на таком участке. Например, здания или дома могут скрывать лежащий впереди путь. Также скрывать дорогу могут возвышенности, лес или растительность. Вот всё это и называется зоной ограниченной видимости.

Важно знать, что в любом случае вдоль дороги, если в этом месте действует зона ограниченной видимости, должен стоять знак, об этом предупреждающий. И если такой знак имеется, а он стоит всегда до зоны, предупреждая водителя сбросить скорость, но водитель нарушает правила — он виноват и его можно оштрафовать. Но как быть, если знака нет?

Как подтверждает российская реальность, и в этом случае водитель должен быть готов к штрафу. И доказать свою невиновность водитель не сможет, так как почему-то законом такой момент не урегулирован и сотрудники сами решают, как действовать. Интересно, правда? Это и есть актуальная для многих водителей большая проблема.

Условия плохой видимости на дороге из-за ливня

Оказывается, эта проблема имеет глубокие корни, искать которые следует в прошлом. Вернёмся на несколько лет назад, в эпоху СССР. Всё-таки это была великая держава и уже тогда, обнаружив несоответствия и несовершенства в правилах дорожного движения, государство решило принять меры. Во многих союзных республиках этим делом серьёзно заинтересовались. Были рассмотрены жалобы водителей, в основном касающиеся именно зоны ограниченной видимости.

Видео о реакции водителя в условиях ограниченной видимости:

Тогда правила устанавливались ГОСТом, который использовали дорожные организации. И появлялся тогда спорный нюанс — зона ограниченной видимости и зона недостаточной видимости не одно и то же и расшифровываются совершенно по-разному. И противоречие это, возникшее между двумя законодательствами, бьёт сильно по головам автомобилистов.

Обгон — возможен ли он

Что же, узнаем немного про обгон в условиях плохой видимости. Чтобы это правило дорожного движения понять до конца, для начала определимся со словом «обгон». Что оно означает и подразумевает?

Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу проезжей части, предназначенной для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую часть дороги.

Прежде чем начать обгон, водитель обязан удостовериться, что встречная полоса, на которую он намеревается выехать, — свободна. И это не создаст опасности для перемещения других участников движения.

Обгон запрещён при многих ситуациях, и это всё указывается в ПДД. И зона ограниченной видимости также запрещает обгон. Самостоятельно определить эту зону не так уж легко, но если водитель сомневается, то лучше от манёвра отказаться.

Можно ли ехать в дождь

Теперь рассмотрим такое понятие, как движение под дождём. Первое, что приходит на ум опытного водителя, когда он движется под дождём, это опасность заноса. И это правильно. Особенно опасно ездить под дождём на заднеприводных автомобилях, хотя и переднеприводные в таких случаях может занести. Одним словом, движение под дождём опасно!

Некоторые водители до сих пор понять не могут, а почему нельзя? Они ехали под дождём и ничего. Свяжем всё опять же с зоной ограниченной, а в нашем случае недостаточной видимости. При дожде видимость снижается в разы, даже если стеклоочистители работают хорошо. Водитель не видит дороги далеко, а это уже большой минус. Кроме того, во время дождя и дорога становится скользкой, и тормозной путь транспортного средства увеличивается в несколько раз. Поэтому в дождь лучше от движения отказаться и переждать его.

На видео — особенности езды в дождь:

Лужа может скрывать угрозу

Связано с зоной ограниченной видимости и пересечение водных препятствий. Так, даже небольшая лужа таит в себе угрозу. Вода в состоянии спрятать от глаз водителя камни, острые предметы и тому подобное. Понятно, что ни одному автомобилисту не захочется заехать на препятствие с острыми краями. Если оно и будет заметно на обычной сухой дороге, в дождь, когда много луж, этого уже не замечаешь.

Кроме опасностей вышеописанных, водные препятствия могут повредить автомобилю и иначе. К примеру, вода может вывести из строя рабочие узлы транспортного средства или разрушить различные агрегаты. Часто бывает так, что водитель на скорости въезжает в большую лужу и автомобиль прямо там на месте глохнет. Приходится высушивать трамблёр и ждать, мешая движению на дороге.

Ситуаций на дороге в дождь может возникнуть множество. Поэтому следует отказаться в такой момент от манёвров, обязательно сбросить скорость и не пытаться доехать до места в спешке.

Несколько советов, как ездить при плохой видимости

Теперь рассмотрим наиболее частые случаи ограниченной видимости. Один из них называется «мёртвая зона». Некоторые водители про неё даже не догадываются, а опытные знают и проверяют по-разному. Можно поставить панорамное стекло заднего вида или дополнительные зеркала, где вдруг исчезнувший автомобиль, едущий сзади, будет замечен.

Ещё одна опасная ситуация, которая может возникнуть по вине ограниченного обзора, возникает в городе. Это когда водителя, который подъезжает к остановке, ждёт автобус или маршрутка. Он не видит пешеходов, которые не знают правил и переходят дорогу впереди автобуса, хотя делать это нужно сзади. Что делать? Смотрим под бампер стоящего автобуса или машины и, если там нет ног пешехода, продолжаем движение.

Ухудшать обзор может и малая дистанция между автомобилями. Поэтому приближаться к другим машинам, особенно крупногабаритным, во время движения не стоит. Короткая дистанция опасна не только из-за этого, но и ввиду резкого торможения.

Будьте всегда начеку и ничего не случится! Если вы заметили, что видимость ограничена, сбросьте скорость и не идите на обгон, не маневрируйте. Если начался сильный дождь, а вам некуда спешить, лучше переждите осадки, сидя в кафе за чашечкой горячего чая.

365cars.ru

Зона ограниченной видимости

Обгон в зоне ограниченной видимости, с выездом на встречную полосу,  квалифицируется как нарушение п. 11.5 Правил Дорожного Движения. Ответственность за такое нарушение предусмотрена пунктом 4 ст. 12.15 КоАП. Сотрудники ГИБДД часто неправильно используют понятие, а также подмену понятий «ограничение видимости» и «недостаточная видимость». Пункт 1.2 ПДД дает определение недостаточной видимости: «Видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки». Становится понятно, что понятия «ограниченная» и «недостаточная» абсолютно разные.

Правила по ограничению видимости для спусков-подъемов указаны в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», в ней же приведено расстояние видимости для поворотов. Именно эта таблица используется также в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», только «ограничение видимости» в ней названо «минимальным расстоянием видимости».

Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

Скорость движения, км/ч

30     40    50    60     70       80     90     100    110    120

Минимальное расстояние видимости, м:                                        
до встречного автомобиля

90    110  130  170   200    250    300    350    400    450

для остановки перед препятствием

45     55    75    85    125    150    175    200    225    250

Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70 % расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог — скорость, которую на данном участке не превышают 85 % транспортных средств.
Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.
Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.

Согласно ГОСТ 2289-2004 на опасных зонах  ограниченной видимости должны устанавливаться знаки 1.13 «Крутой спуск», 1.14 «Крутой подъем», 3.20 «Обгон запрещен», 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты» и наноситься сплошная разметка 1.1. Если данных знаков на участке нет — это означает, что дорожно-эксплуатационные службы проигнорировали необходимость установки знаков или же ГИБДД, отвечающая за безопасную эксплуатацию данного участка дороги, полагает, что зона ограниченной видимости отсутствует. Как в первом случае, связанном с разгильдяйством дорожников, так и во втором, но с компетентным мнением должностных лиц, устанавливается, что формально в части видимости участок дороги является безопасным. Любые утверждения инспектора о том, что, по его мнению, зона ограниченной видимости существует, будут голословными.

Заявление сотрудника ГИБДД о том, что он квалифицирует любой маневр на этом участке как обгон в зоне ограниченной видимости, несостоятельно, и во избежание составления протокола напомните ему о ГОСТе. Ведь ГОСТ не может противоречить ПДД, и наоборот. Случаев противоречия ПДД и ГОСТа быть не должно, это закреплено в Законе «О безопасности дорожного движения» (п. 1 ст. 2-2), причем приоритет отдается ГОСТу, а необходимость знания инспектором нормативно-правовых актов отражена в Наставлении по работе ДПС ГИБДД МВД РФ.

Напомним, что обгон в зоне ограниченной видимости правомерно квалифицируется как нарушение ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Однако п. 11.5 ПДД, устанавливающий такой запрет, достаточно обширен и охватывает также запрет на обгон на регулируемых перекрестках с выездом на встречную, на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, а также перед железнодорожными переездами. Поэтому если вам вменяется именно нарушение этого пункта правил, обратите внимание на то, что написал инспектор в графе «Существо правонарушения». Если не раскрыт состав правонарушения по п. 11.5 ПДД, это будет служить основанием для возврата материалов в органы ГИБДД для устранения недостатков.

На Главную

www.samsebeyurist.ru

Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости

Ориентирование ночью

Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие местные предметы становятся трудноразличимыми, расстояния до ориентиров кажутся большими, чем днем. Обзор местности ограничен.

Чтобы уверенно ориентироваться на марше ночью, необходима тщательная предварительная подготовка. Контрольные ориентиры по маршруту намечаются чаще (через 3–6 км). В качестве ориентиров выбирают местные предметы, проектирующиеся на фоне неба (например, постройки башенного типа, трубы заводов и фабрик, церкви, ретрансляторы), а также местные предметы, расположенные непосредственно по маршруту (мосты, путепроводы, перекрестки дорог, железнодорожные переезды и т. п.).

Весь маршрут делят на прямолинейные участки. На каждом таком участке определяют и записывают магнитный азимут его направления. На местности, где много ориентиров, магнитные азимуты определяют для участков, где ориентирование затруднено. Заранее проверяются чувствительность компаса и правильность показаний спидометра, для чего автомобиль проезжает ровный участок длиной 2–3 км. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°. Намеченный маршрут внимательно изучают и запоминают, для того чтобы по возможности реже обращаться к карте.

Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. Водитель заранее предупреждается о находящихся впереди ориентирах, поворотах и расстояниях до них. Карту в пути рекомендуется освещать карманным фонариком с синим светофильтром. Такое освещение не ослепляет, поэтому можно одновременно работать с картой и вести наблюдение за местностью.

Направление движения вне дороги выдерживается по компасу, а пройденное расстояние определяется по спидометру. Однако при этом сильно напрягается зрение, повышается утомляемость, ухудшается опознавание местных предметов по маршруту.

Ночью направление движения можно выдерживать и по небесным светилам. При ориентировании по Луне или созвездию следует помнить, что все они, за исключением Полярной звезды, перемещаются на небосклоне. Например, если положение Луны берется как общее направление марша, то через один час маршрут отклонится от намеченного на 15° вправо, так как Луна за один час смещается на 15° по ходу часовой стрелки.

Ориентирование в условиях ограниченной видимости

Под ограниченной видимостью принято понимать оптическую видимость окружающих объектов местности в тумане, дыму, при дожде, снегопаде, метели и сильной запыленности воздуха. Условия ограниченной видимости часто отождествляют с ночной темнотой, хотя между ними имеются специфические различия.

Ночью для ориентирования применяют приборы подсветки, ночной, видимости и радиосвязь. Однако маскирующие дымы, облака пыли, дождь, снег резко снижают возможности этих приборов. Перемещающиеся с большой скоростью различные частицы (пыль, песок, снег и т. п.) вызывают электризацию антенн, что создает крупные помехи в радиосвязи.

В современном бою ограниченная видимость может возникнуть в любое время года и суток, особенно при применении противником ядерного оружия, когда возникают густые и значительные по размерам облака пыли, а при пожарах создаются обширные зоны задымления.

В предвидении возникновения ограниченной видимости маршрут готовится так же, как и для движения ночью, если марш совершается по дорогам с твердым покрытием. Марш вне дорог совершают по азимутам, заранее снятым с карты. Маршрут внимательно изучают и запоминают. В движении карту ориентируют по ходу движения и непрерывно графически (точками или поперечными черточками) фиксируют на маршруте свое местоположение.

Ориентирование в лесу

В лесу ориентирование затруднено ограниченностью обзора и малым количеством ориентиров. Маршруты проходят чаще всего по грунтовым дорогам и просекам. Обычно такие дороги мало наезжены, некоторые из них не показаны на карте, так как являются временными.

При подготовке карты целесообразно определить и выписать магнитные азимуты направлений каждого участка маршрута между контрольными ориентирами. При изучении маршрута следует уделять особое внимание рельефу и гидрографии. Движение по маршруту контролируется по пройденному расстоянию, считываемому со шкалы спидометра.

В лесу много местных признаков, по которым можно определить направления на стороны горизонта. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее) – на южной. При внимательном наблюдении можно быстро определить направление на север по деревьям, пням, на лесных полянах, перекрестках просек.

Вспомогательными ориентирами для выдерживания общего направления в лесу служат днем Солнце, а ночью Луна или какое-нибудь созвездие.

Ориентирование в крупных населенных пунктах

В крупном населенном пункте ориентирование усложняется из-за ограниченности обзора. Маршруты намечают по основным проездам с минимальным числом поворотов, а повороты выбирают в местах, где имеются заметные ориентиры (мосты, путепроводы, промышленные предприятия, парки, высокие здания, церкви и т. п.). Маршрут в городе целесообразно прокладывать вдоль линейного ориентира (канала, по набережной реки). Перед въездом в город нужно точно определить свое местоположение, а при движении по населенному пункту графически фиксировать на карте продвижение по маршруту. При выезде из населенного пункта, если число дорог на местности и карте не совпадает, и возникли затруднения с определением нужной дороги, направление дальнейшего движения устанавливают компасом по магнитному азимуту дороги, определяемому по карте.

Ориентирование в районах разрушений

В районах разрушений ориентирование по карте резко усложняется из-за ее несоответствия местности. При выборе маршрута в предвидении возможных разрушений на местности условия ориентирования прогнозируются. Наиболее устойчивыми ориентирами являются основные формы рельефа, изображаемые на картах горизонталями (вершины, седловины, лощины, хребты). Эрозийные формы рельефа (промоины, обрывы, выемки и т. п.) легко разрушаются при ядерных взрывах и с трудом будут опознаваться при сличении карты с местностью. С рельефом местности связано положение рек, ручьев, озер. Русла рек свои очертания практически не изменяют, однако при разрушении гидротехнических сооружений происходит временное затопление больших участков местности. Устойчивыми ориентирами также являются автомобильные дороги с твердым покрытием и железные дороги, хотя их полотно и может быть разрушено.

Чтобы уверенно выдерживать заданное направление движения в районах массовых разрушений, пожаров, очень важно уметь бегло читать топографическую карту и обладать острой наблюдательностью, опознавая по остаткам разрушенных объектов свое местоположение на карте.

При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру. На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение.

Ориентирование зимой

Зимой в результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера под глубоким снежным покровом, почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отображаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.

Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям. При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие площадные и линейные ориентиры.

voenservice.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *