Общие положения | ПДД Билеты 2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Что означает термин «Обгон»?
1. Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы 2. Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части) 3. Любое опережение одного или нескольких транспортных средств
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Две 2. Четыре 3. Одну
1. В обоих перечисленных случаях 2. Остановившись непосредственно перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходу 3. Остановившись на проезжей части из-за технической неисправности транспортного средства
Сколько полос для движения имеет данная дорога?
1. Четыре 2. Пять 3. Две
Сколько перекрёстков изображено на рисунке?
1. Два 2. Один 3. Четыре
Выезжая с грунтовой дороги на перекресток, Вы попадаете:
1. На главную дорогу 2. На равнозначную дорогу, поскольку проезжая часть имеет твердое покрытие перед перекрестком 3. На равнозначную дорогу, поскольку отсутствуют знаки приоритета
Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекрёсток?
1. Четыре 2. Два 3. Одно
1. Три полосы 2. Две полосы 3. Одну полосу
На каком рисунке изображена дорога с разделительной полосой?
1. Только на правом 2. На обоих 3. На обоих рисунках дорога с разделительной полосой не изображена
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну 2. Четыре 3. Две
1. Считается перекрёстком неравнозначных дорог 2. Не считается перекрёстком 3. Считается перекрёстком равнозначных дорог
Что называется разрешённой максимальной массой транспортного средства?
1. Максимально допустимая для перевозки масса груза, установленная предприятием-изготовителем 2. Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой 3. Масса снаряженного транспортного средства без учета массы водителя, пассажиров и груза, установленная предприятием-изготовителем
Что означает требование уступить дорогу?
1. Вы должны остановиться только при наличии дорожного знака «Уступите дорогу» 2. Вы должны обязательно остановиться, чтобы пропустить других участников движения 3. Вы не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к Вам преимущество, изменить направление движения или скорость
1. На всех рисунках 2. На левом верхнем и нижнем рисунках 3. Только на левом верхнем рисунке
На каком рисунке изображён перекрёсток?
1. На обоих 2. Только на правом 3. Только на левом
Какие транспортные средства относятся к маршрутным транспортным средствам?
1. Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок 2. Любые транспортные средства, перевозящие пассажиров 3. Автобусы (в том числе маломестные, междугородние и школьные)
pddb.ru
Тест по экзамену ПДД с ответами по теме ‘Общие положения’
Тест по экзамену ПДД с ответами по теме ‘Общие положения’ — Gee Test наверх 1. Общие положения2. Общие обязанности водителей3. Применение специальных сигналов4. Сигналы светофора и регулировщика5. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки6. Начало движения, маневрирование7. Расположение транспортных средств на проезжей части8. Скорость движения9. Обгон, встречный разъезд10. Остановка и стоянка11. Проезд перекрестков12. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств13. Движение через железнодорожные пути14. Движение по автомагистралям15. Движение в жилых зонах16. Приоритет маршрутных транспортных средств17. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами18. Буксировка механических транспортных средств19. Учебная езда20. Перевозка людей21. Перевозка грузов22. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных23. Приложение Дорожные знаки24. Приложение Дорожная разметка25. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения26. Основы безопасности дорожного движения27. Оказание первой медицинской помощи28. Ответственность водителя- 1. Все автобусы.
- 2. Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
- 3. Любые транспортные средства, перевозящие пассажиров.
- 1. На главную дорогу.
- 2. На равнозначную дорогу.
- 1. Одну полосу для движения.
- 2. Две полосы для движения.
- 3. Три полосы для движения.
- 1. Одну.
- 2. Две.
- 3. Четыре.
- 1. Максимально допустимая для перевозки масса груза, установленная предприятием- изготовителем.
- 2. Масса снаряженного транспортного средства без учета массы водителя, пассажиров и груза, установленная предприятием-изготовителем.
- 3. Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
- 1. Только на левом верхнем.
- 2. На левом верхнем и нижнем.
- 3. На всех.
- 1. Остановившись непосредственно перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходу.
- 2. Остановившись на проезжей части из-за технической неисправности автомобиля.
- 3. В обоих перечисленных случаях.
- 1. Не нарушает.
- 2. Не нарушает, если отсутствуют встречные транспортные средства.
- 3. Нарушает.
- 1. Являются.
- 2. Являются только обочины.
- 3. Не являются.
- 1. Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
- 2. Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
3. Любое опережение одного или нескольких транспортных средств.
- 1. Одну.
- 2. Две.
- 3. Четыре.
- 1. Только на правом верхнем.
- 2. На нижнем и правом верхнем.
- 3. На всех.
- 1. Один.
- 2. Два.
- 3. Четыре.
- 1. Две.
- 2. Четыре.
- 1. Только на правом.
- 2. На обоих.
- 3. Ни на одном.
- 1. Считается перекрестком равнозначных дорог.
- 2. Считается перекрестком неравнозначных дорог.
- 3. Не считается перекрестком.
- 1. Вы должны обязательно остановиться, чтобы пропустить других участников движения.
- 2. Вы не должны возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к Вам преимущество, изменить направление движения или скорость.
- 3. Вы должны остановиться только при наличии дорожного знака «Уступите дорогу».
- 1. Только на левом.
- 2. Только на правом.
- 3. На обоих.
- 1. Две.
- 2. Четыре.
- 1. Обгон.
- 2. Перестроение с дальнейшим опережением.
- 3. Объезд.
- 1. Только на левом верхнем.
- 2. Только на правом верхнем.
- 3. Только на верхних.
- 4. На всех.
- 1. Видимость дороги менее 100 м вблизи опасных поворотов и переломов продольного профиля дороги.
- 2. Видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерки.
- 3. Видимость дороги менее 150 м в ночное время.
- 1. Дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге.
- 2. Дорога с тремя или более полосами движения по отношению к дороге с двумя полосами.
- 3. Дорога с асфальтобетонным покрытием по отношению к дороге, покрытой брусчаткой.
- 1. Одно.
- 2. Два.
- 3. Четыре.
geetest.ru
Разработка урока по теме «Введение. Обзор законодательных актов. Общие положения. Основные понятия и термины».
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
План-конспект занятия
Тема занятия:
«Введение. Обзор законодательных актов. Общие положения. Основные понятия и термины»
Преподаватель
Привалов А.А.
Чебаркуль
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯТема урока:
Введение. Обзор законодательных актов. Общие положения. Основные понятия и термины.
Тип урока:
Лекционное занятие.
Цель урока:
Сформировать у учащихся мотивацию к изучению основных законодательных актов в сфере дорожного движения
Задачи:
образовательные
1.Иметь представление о происхождении и развитии нормативных актов и правил, устанавливающих порядок передвижения на дорогах.
2.Иметь понятие об основных терминах, применяемых в Правилах дорожного движения.
воспитательные
1.Формирование у учащихся жизненно необходимых качеств, ответственности, внимательности, коллективизма
2.Формирование социально-защищенной личности водителя путем повышения мотивации к изучению предмета под девизом «грамотный водитель — защищенная личность».
развивающие
1.Формирование у учащихся положительных методов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициации, активности.
Методические приемы (организационные, логические, технические)
Вид: групповое
Метод проведения: объяснительно-иллюстративный
Компьютер, видеопроектор, комплект видеопрезентационных слайдов
Межпредметные связи
—
Внутрипредметные связи
Темы 2, 4-9, 12-16
Развивающие понятия
Формирование мотивации к обучению, развитие познавательного интереса у учащихся.
Формируемые понятия
Основные нормативные акты, действующие в законодательстве о дорожном движении.
Основные понятии и термины, действующие в правилах дорожного движения РФ.
Литература
для преподавателя
1.Правила дорожного движения Российской Федерации.
2.Комментарий к ПДД РФ и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. М.Б. Афанасьев, В.Д. Кондратьев, А.Ю. Якимов и др.: под общ. ред. В.А. Фёдорова. М.: ЗАО КЖИ «За рулём», 2001.
Литература
для учащихся
Правила дорожного движения Российской Федерации
Структура урока
1. Этап организации учащихся (7 минут)а) приветствие
б) знакомство с группой
в) проверка готовности к уроку
г) Объявить тему занятия и цели урока
Поприветствовать.
Ознакомиться с учащимися по списку.
Провести проверку наличия тетрадей для записей и пишущих принадлежностей.
Тема урока: Введение. Обзор законодательных актов. Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины.
Цель урока: Сформировать у учащихся мотивацию к изучению основных законодательных актов в сфере дорожного движения
2.Этап изучения нового материала (45 минут)
Изложение материала ведется в следующей последовательности:
Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.
В ходе обзора законодательных актов рассказать, когда они вводились, о порядке внесения изменений в эти акты. Особо акцентировать внимание слушателей на том, что в соответствии с основными понятиями и терминами в ПДД вносятся термины в основных законодательных актах.
Также надо акцентировать внимание на том факте, что в РФ наблюдается тенденция к приданию правилам дорожного движения статуса Закона.
Особое внимание придать тому факту, что при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях очень часто совершаются ошибки вследствие безграмотности водителей и незнания ими основных терминов, отсюда и неправомерное привлечение к административной ответственности (например, столкновение транспортных средств, происшедшее на прилегающей территории, рассматривается как страховой случай, а не как ДТП)
При изложении материала рассказать, что мы обязательно вернемся к повторению многих терминов в ходе прохождения обучения и в ходе подготовки к занятиям, и некоторые термины необходимо будет запомнить наизусть.
3. Этап проверки восприятия изучаемого материала. Вопросы к аудитории: 1.Каковы основные составляющие, позволяющие определить событие как дорожно-транспортное происшествие? 2.Что входит в термин «дорога»? 3.Можно ли отнести индийского рикшу в категории водителей? 4. К какой категории участников дорожного движения относится пастух?
В ходе занятия наглядно демонстрируются слайды, например по терминам «дорога», «автомагистраль», «разделительная полоса». Учитывая большой теоретический материал по основным понятиям и терминам и индивидуальные особенности обучающихся, под запись даются не все термины. Преподаватель визуально наблюдает за группой, изучая способности слушателей к написанию конспектов.
4.Этап закрепления полученных знаний (20 минут). Задание: Решение кроссворда по основным терминам, применяемым в ПДД.
Вниманию учащихся предоставляется кроссворд, к котором ключевое слово: «актуализация знаний» и задача слушателей найти 18 терминов, применяемых в ПДД.
5. Этап обсуждения ВСР (8 минут).
Домашнее задание: законспектировать и запомнить термины «Вынужденная остановка», «Дорожное движение», «Железнодорожный переезд», «Маршрутное транспортное средство» ,«Мопед», «Населенный пункт», «Недостаточная видимость», «Опасность для движения», «Опасный груз», «Организованная перевозка группы детей» , «Организованная пешая колонна» , «Организованная транспортная колонна» , «Пешеходный переход» , «Полоса движения» , «Прилегающая территория» , «Разрешенная максимальная масса» , «Темное время суток», «Уступить дорогу (не создавать помех)» .
Рассказ о порядке выполнения ВСР, о порядке работы над составлением конспекта. Рекомендовать учащимся составить кроссворд или иным активным способом, способствующим запоминанию терминов выполнить данное задание.
7.Этап подведения итогов занятия (10минут). Ответы на вопросы учащихся. Подведение итогов, высказывание мнений о проведенном занятии, о достижении целей занятия.
Конспект урока:
Основные законодательные акты, определяющие порядок организации дорожного движения – Федеральный Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО). Правила дорожного движения состоят из 24 разделов и двух приложений к ним (где, говорится о дорожных знаках и о дорожной разметке). ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, основываются на требованиях Правил и не должны противоречить им (об этом смотри пункт 1.1.ПДД). Пунктом 1.3. определены требования, касающиеся участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. На дорогах Российской Федерации установлено правостороннее движение транспортных средств, и об этом говорится в пункте 1.4. Пункт 1.5. говорит о том, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Он же запрещает повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию. И, наконец, об ответственности за нарушения Правил говорит пункт 1.6. « Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».
Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения, изложены в пункте
1.2.«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
«Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.23 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД, ВСТУПАЮЩИЕ В ДЕЙСТВИЕ С НОЯБРЯ 2010 ГОДА
Изменено определение термина «Обгон»:
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)»
В определении термина «Опасный груз» исключено слово «природной»
Дополнены следующие термины (в алфавитном порядке):
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток»
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами»
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства»
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил
Примечание: Зеленым цветом выделены термины, включенные в кроссворд, желтым, термины, не включенные, но обязательные к рассмотрению на занятии.
infourok.ru
Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения
22.05.2014
У нас в стране действуют единые правила дорожного движения (ПДД) и все его участники должны строго соблюдать их. О последствия нарушения правил вы, наверно, догадываетесь. Поэтому строго соблюдайте ПДД и регулярно обновляйте свои знания.
Сам свод правил состоит из 25 разделов, трех приложений и основного положения по допуску транспортных средств (ТС) к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Дадим основные понятия и термины с ПДД.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности… » дается еще одно определение, которое расширяет это понятие. Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Исходя из определения, мы можем увидеть, что дорога включает в себя несколько элементов:
- Проезжая часть
- Трамвайные пути
- Тротуар
- Обочина
- Разделительные полосы
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Проезжая часть имеет свои границы: обочина, тротуар, разделительная полоса, линия разметки.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 (сплошная линия) либо 1.2.2 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними), используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Проще говоря, разделительная полоса это элемент, который разделяет транспортные потоки. Чаще всего, пример разделительной полосы можно видеть на автомагистралях, где проезжие части разделены друг от друга газоном.
Трамвайные пути – это тоже элемент дороги, но у них нет определения в ПДД. Они могут использоваться для движения других ТС, если расположены на одном уровне с проезжей частью, слева от движущихся автомобилей.
Следующим термин, который связан с проезжей частью — это «Полоса движения», так как проезжая часть может быть поделена на полосы в одном направлении.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 («Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов») в сочетании с табличкой 8.14 («Полоса движения»), расположенными над полосой.
Неофициальные знаки водителей на дороге
avtomirrf.ru
Тест. Тема 1 — Общие положения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Начало формы
Вопрос 1
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП):
Выберите один или несколько ответов:
a. разрабатывается на основе Конституции РФ
b. обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с умственной отсталостью
c. разрабатывается на основе Стандарта
d. учитывает особенности различных групп обучающихся с умственной отсталостью
Вопрос 2
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
В основу Стандарта положены следующие подходы:
Выберите один или несколько ответов:
a. дифференцированный
b. индивидуальный
c. личностно-ориентированный
d. деятельностный
Вопрос 3
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
В процесс обучение детей с легкой умственной осталостью НЕ включены следующие учебные предметы:
Выберите один или несколько ответов:
a. «Речь и альтернативная коммуникация»
b. «Человек»
c. «Математика»
d. «Домоводство»
Вопрос 4
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Верно ли, что положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования?
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
Вопрос 5
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Какие сроки освоения адаптированных основных общеобразовательных программ установлены Стандартом?
Выберите один ответ:
a. 9-13 лет
b. 8-10 лет
c. 9-12 лет
d. 9-11 лет
Вопрос 6
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Смена образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью осуществляется на основе:
Выберите один или несколько ответов:
a. заключения школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
b. заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
c. согласия родителей (законных представителей)
d. учета возрастных особенностей обучающихся
e. комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП
Вопрос 7
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Согласно приказу Министерства образования и науки ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется:
Выберите один ответ:
a. к правоотношениям , возникшим с 1 сентября 2016 года
b. к правоотношениям, имеющим место на момент подписания Приказа
c. к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2015 года
d. к условия обучения лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года
Вопрос 8
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Согласно Стандарту к основам учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. умение планировать и контролировать свою деятельность
b. умение адекватно оценивать результаты своей деятельности
c. психологическая готовность к школе
d. физическая зрелость
e. умение взаимодействовать с педагогами и сверстниками
f. умение ставить цели и следовать им в процессе решения учебных задач
Вопрос 9
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Специальное обучение обучающихся с умственной отсталостью «переносу» с учетом изменяющихся условий различных ситуаций относится к особым образовательным потребностям обучающихся:
Выберите один ответ:
a. с тяжелыми и множественными нарушениями развития
b. всех обучающихся с умственной отсталостью
c. с легкой умственной отсталостью
d. с умеренной умственной осталостью
e. с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
Вопрос 10
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
Стандарт разработан на основе следующих законодательных актов:
Выберите один или несколько ответов:
a. региональных законодательных актов
b. ФГОС дошкольного образования
c. Конституции РФ
d. Конвенции ООН о правах инвалидов
e. Конвенции ООН о правах ребенка
Конец формы
infourok.ru
Общие положения Правила дорожного движения России. Официальный текст Правил ПДД
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1
**и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
** Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно
Приложению 1 (Дорожные знаки).
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .
«Водитель» — лицо, управляющеекаким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средстваиз-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки
1.2.1 либо 1.2.2
используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновениядорожно-транспортного происшествия.
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2015 N 652)
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектовулично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками
5.19.1 , 5.19.2
и (или) разметкой
1.14.1 и 1.14.2
** и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между
знаками 5.19.1 и 5.19.2 .
** Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2 (Дорожная разметка).
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие»— неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметыи т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1
разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленнаяпредприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работникидорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлятькакой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 455.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
car.ru
Общие положения об обязательственном праве — Студопедия.Нет
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ТЕОРИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА РОССИИ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Дисциплины по магистерской программе
«РОССИЙСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО»
направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
профиль подготовки: «Гражданское право, семейное право, международное частное право»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
ТОМСК-2016
Программа и методические указания к изучению учебной дисциплины Теория договорного права подготовлены кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданского права Юридического института ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Титовым Н.Д.
Титов Н.Д. Программа и методические указания для изучения учебной дисциплины «Теория договорного права России»магистрантами дневной и заочной форм обучения. Томск, 2016.
Программа и методические указания предназначены для изучения магистрантами дневной и заочной форм обучения в рамках программы «Российское обязательственное право»учебной дисциплины «Теория договорного права России».
УТВЕРЖДЕНЫ кафедрой гражданского права
Протокол № «___» от «___» ______________ 2016 г.
Зав.кафедрой гражданского
права, доктор юридических наук, профессор С.К.Соломин
РЕКОМЕНДОВАНЫ к опубликованию методической комиссией Юридического института ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Протокол № ____ от «____»_____________ 2016г.
Председатель методической комиссии, кандидат юридических наук, доцент
______________ /Лонь С.Л.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По учебному плану магистратуры ЮИ ТГУ по программе «Российское обязательственное право» предусмотрены лекции по учебной дисциплине «Теория договорного права России», а также проведение семинарских и практических занятий по стержневым темам договорного права, глубокое изучение которых имеет не только теоретическое, но и весьма важное значение для практической, правоисполнительной, правоприменительной и правоохранительной деятельности юриста.
Включение в настоящий практикум основных нормативных актов, материалов судебной практики и юридической литературы облегчит изучение учебной дисциплины «Теория договорного права». Вместе с тем рекомендуемый к каждой теме перечень официальных материалов и юридической литературы не является исчерпывающим. В целях более глубокого усвоения предмета и расширения знаний по теории договорного права магистранты могут самостоятельно использовать не указанные в практикуме нормативные правовые акты и литературу по каждой из изучаемых тем.
В настоящей Программе не указаны источники нормативных правовых актов в связи с тем, что в учебных целях рекомендуется использовать источники из информационно- правовых систем (Консультант Плюс, Гарант и другие). В необходимых случаях магистрант имеет возможность проверить то или иное положение по официальному источнику закона и/или иного правового акта.
В перечне литературных источников к каждой теме наряду с монографическими работами, диссертационными исследованиями и журнальными статьями, написанными на основании действующего права и современной судебной практики, приводятся также монографии и статьи, основанные на ранее действовавшем законодательстве, но не утратившие своего теоретического значения и в настоящее время. При изучении этих работ необходимо учитывать изменения в действующем законодательстве.
В настоящей Программе по отдельным темам рекомендуется значительный перечень литературы, при этом выделяется обязательные и факультативные источники. При подготовке к занятиям магистранты могут самостоятельно либо по рекомендации лектора, преподавателя, ведущего занятия в группе, выбрать отдельные работы для изучения, их конспектирования, реферирования, использования при решении задач. Рекомендуемая литература может быть использована магистрантами при написании курсовых и дипломной (ВКР) работ.
При изучении вопросов, включенных в содержание учебной дисциплины, рекомендуется использование следующих учебников и комментариев:
1.Белов В. А. Гражданское право: в 4 т. Т. II. Общая часть: в 2 кн. Кн. II.1 Лица, блага: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов – 2-изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт, 2015
2.Белов В. А. Гражданское право: в 4 т. Т. II. Общая часть: в 2 кн. Кн. II.2 Факты: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов – 2-изд., перераб. и доп. – М.:: Юрайт , 2015
3.Российское гражданское право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» в 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права /[В.С. Ем, к.ю.н., доц., И.А. Зенин, д.ю.н., проф., Н.В. Козлова, д.ю.н., проф. и др.]. М.: Статут, 2015
4.Гражданское право: учебник: с учетом новой редакции Гражданского кодекса РФ / под общ.ред. С. С. Алексеева, С. А. Степанова. 4-е изд. Москва: Проспект , 2016
5.Гражданское право: учебник для бакалавров: для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр» / отв. ред. В. Л. Слесарев . Москва: Проспект : МГЮА, 2016
6.Гражданское право: Civillaw : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция/ под ред. М. М. Рассолова, А. Н. Кузбагарова. 5-е изд., перераб. и доп.. Москва: ЮНИТИ: Закон и право , 2016
7.Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин; под общ.ред. А. Я. Рыженкова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2015
8.Гражданское право: учеб.:в3т.Т.1/отв.ред.В.П.Мозолин-М:Проспект,2015
9. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.1/под ред. Ю.К. Толстого. М.: Проспект,2013
10.Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.1./под ред..А.П.Сергеева.-М.:РГ-Пресс,2013
11.Гражданское право. Учебник. Т.1,Т.2/Отв. ред. Е.А.Суханов.М.Статут.2010
11.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации,ч.1,2,3,4/под ред. В.И. Степанова. Екатеринбург. Проспект, Институт частного прав,2015
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 — 5//Под ред. Л.В. Санниковой. М.:Статут, 2015
Для более глубокого изучения теории договорного права России магистрантам рекомендуется самостоятельно знакомиться с материалами, публикуемыми в юридических журналах: Вестник гражданского права, Гражданское право, Хозяйство и право, Российская юстиция, Государство и право, Правоведение, Журнал российского права, Вестник экономического правосудия Российской Федерации, и в других периодических изданиях.
ТЕМА 1: Общие положения об обязательственном праве
Основные вопросы:
1.Понятие и значение обязательства. Дискуссия в цивилистике о понятии обязательства. Юридическое значение научно обоснованного определения гражданско-правового обязательства. Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ее итоги применительно к понятию гражданско-правового обязательства.
2. Соотношение понятий договор и обязательство, дискуссия в доктрине, правовое значение разграничения.
3.Понятие и правовая природа обязательства в публичных отраслях права. Применение норм гражданского (обязательственного) права к публично-правовым обязательствам.
4.Основания возникновения обязательств: классификация, общая характеристика, правовое значение (ст. 8, п. 2 ст. 307 ГК). Дискуссия в цивилистике о классификации и классификационных критериях разграничения обязательств. Особенности альтернативных, факультативных, субсидиарных и натуральных обязательств. Регрессные обязательства.
5.Применение общих положений об обязательствах к договорным, внедоговорным обязательствам, к требованиям, возникшим из корпоративных отношений, к отношениям, связанным с последствиями недействительности сделки (ст.307.1 ГК РФ).
studopedia.net