Совместимость тормозной жидкости – Тормозные жидкости для автомобилей — виды, совместимость

Содержание

Можно ли смешивать тормозную жидкость разных производителей?

Эксплуатация10 марта 2018

Из-за протечек системы и неисправностей тормозов автолюбителям нередко приходится доливать рабочую жидкость до требуемого уровня. Ситуация усугубляется, когда подобные вещи случаются в дороге – немногие водители возят в багажнике запас на доливку. В результате нужно покупать и мешать тормозную жидкость различных марок и производителей, чтобы доехать до гаража. Отсюда возникает вопрос о взаимозаменяемости разных составов, заслуживающий подробного рассмотрения.

Классификация жидкостей

Чтобы найти решение проблемы и разобраться, какие составы допускается смешивать в автомобильной системе тормозов, стоит перечислить существующие марки жидкостей:

  • БСК;
  • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1;
  • DOT 5, DOT 5.1/ABS.

В данном перечне различные марки сгруппированы по одному признаку – химическому составу. БСК – бутил-спиртокасторовая смесь – устаревший материал, применявшийся в предыдущих поколениях автомобилей и не отвечающий современным требованиям. Встречается в старых транспортных средствах с невысокой скоростью передвижения.

DOT 3, 4 и 5.1 – это разные тормозные жидкости одного класса со сходными характеристиками, изготавливаемые на основе гликоля. Отличаются они по температуре вскипания, играющей немаловажную роль для современных автомобилей. Чем выше порог кипения жидкой среды в системе, тем большие нагрузки способны безотказно выдерживать тормоза.

Справка. Гликолевые составы гигроскопичны, то есть, впитывают влагу из воздуха. После насыщения свыше 3% материал становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и подлежит замене (последняя выполняется 1 раз в 2–3 года).

Температура закипания составов на основе гликоля зависит от степени насыщения влагой. Ниже представлены характеристики тормозных жидкостей в «сухом» и влажном состоянии:

  • DOT 3 – 230 °С, увлажненная – 140 °С;
  • DOT 4 – 240 / 155 °С;
  • DOT 5.1 – 260 / 180 °С.

Следующая группа материалов – DOT 5, DOT 5.1/ABS – силиконовые, обладающие пониженной гигроскопичностью. Температурные показатели идентичны марке DOT 5.1, но химическая основа – другая. Благодаря невысокому водопоглощению жидкость способна прослужить дольше – до 5 лет без потери рабочих свойств. Минус – недостаточная степень смазки деталей суппортов (манжет, поршней, колец), отчего последние быстрее приходят в негодность.

Взаимозаменяемость различных марок

Рекомендация первая: доливка тормозной жидкости, сделанной на другой основе, недопустима и опасна для жизни пассажиров автомобиля. То есть, в гликолевый состав нельзя добавлять силиконовый либо БСК и наоборот.

В чем заключается опасность: последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время, пока произойдет перемешивание и нагрев материала в результате срабатывания тормозов. В смеси выпадает осадок и образуются плотные сгустки, блокирующие нормальную работу системы, – тормоза отказывают. В лучшем случае придется опорожнять все цилиндры и патрубки для тщательной промывки.

Теперь о том, можно ли доливать жидкость, изготовленную на той же основе. Разбавлять гликолевый состав аналогичным материалом вполне допускается, но с оговорками:

  1. Разрешается смешивать между собой гликолевые жидкости DOT 3, 4 и 5.1, DOT 5 – материал силиконовый, его добавлять нельзя.
  2. Если вы добавили в жидкость четвертой серии гликолевый состав с более низкой температурой вскипания, например, DOT 3, системе тормозов ничего не грозит, но по приезду в гараж рабочую среду рекомендуется поменять. Причина – ухудшение свойств смеси из-за добавления материала низкого класса.
  3. После доливки жидкости более высокого класса, например, серию 5.1 в состав DOT 3, температурные характеристики смеси улучшатся. Полностью менять жидкую среду в тормозной системе необязательно, разве что вы заметили подозрительные отклонения – провалы педали либо слабый отклик на ее нажатие.

Совет. Долить тормозную жидкость в пути рекомендуется лишь после устранения течи или неполадки, вызывающей потерю рабочей среды тормозов. Исключение – мелкая протечка, куда жидкость уходит в небольших количествах.

Как и гликолевые, силиконовые составы тоже взаимозаменяемы, поскольку делаются на одинаковой основе. Температура кипения DOT 5 и DOT 5.1/ABS идентична — 260 °С (увлажненный материал – 180 °С). Здесь действует ограничение: в машины, оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS, доливать жидкость пятой серии крайне нежелательно, только «родной» материал – DOT 5.1/ABS.

Если вы попали в безвыходное положение и все-таки залили в расширительный бачок автомобиля с ABS состав пятой серии, опорожните систему при первой возможности, когда доберетесь до гаража или автосервиса. Добавка не приведет к аварийной ситуации и не принесет существенного вреда деталям, но сократит срок службы резиновых элементов.

Смешивание изделий разных брендов

При производстве рабочих составов для автомобильных тормозов заводы – изготовители должны четко придерживаться единых стандартов и соблюдать технические условия. Отсюда вывод: смешивать тормозную жидкость разных производителей можно, если в продаже отсутствует «родная». Главное, – соблюдать вышеперечисленные правила касательно разбавления силикона гликолем и наоборот. Негативный результат дает только перемешивание материалов на различной основе, бренд роли не играет.

Если систему нужно срочно пополнить в дороге, а изделия нужного производителя в магазине не оказалось, выбирайте жидкость другой торговой марки на аналогичной основе. Меньшая стоимость – не всегда показатель низкого качества, поэтому можно покупать более дешевый вариант. Начнут терзать сомнения – поменяете после возвращения домой.

Возможность перемешивания также ограничивается классом легкового транспортного средства. Как правило, в бюджетные автомобили без проблем заливаются жидкости различных марок и производителей (но не разного химического состава). К машинам премиум – класса, тяжелым современным внедорожникам и спорткарам требования более жесткие. Соответственно, инструкция по эксплуатации ограничивает использование тормозной жидкости одной маркой, например, DOT 5.1/ABS.

Если у вас именно такой автомобиль, то добавление другой марки жидкости в случае утечки не допускается. Теоретически вместо 5.1/ABS можно попытаться долить силикон пятой серии, добраться до гаража и сразу опорожнить систему, не дожидаясь последствий. К чему приведет подобное решение на практике, зависит от конкретной модели авто. Вполне вероятно, что ничего страшного не случится и только спустя 2–3 года мастер автосервиса, меняющий резиновые уплотнители в суппортах, обнаружит следы воздействия «неправильной» жидкости.

autochainik.ru

Виды тормозной жидкости их совместимость

При эксплуатации любого автомобиля владельцам приходится заменять жидкости, которые там применяются, к примеру масло, антифриз и, конечно, замена тормозной жидкости тоже обязательна. А вот можно ли их мешать, и в чем у них разница мы разберемся вкратце. Тормозную жидкость можно поделить на сухую, то есть новая жидкость ,которую вы только заменили в вашей машине, и влажная, это старая жидкость с влажностью 3,5%, которую необходимо заменить.

Любая тормозная жидкость классифицируется как DOT, это американский институт, который первый начал разрабатывать тормозную жидкость.

Виды тормозной жидкости:
  • DOT 1, DOT 2 — Минеральная основа.
  • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 — Гликоль.
  • DOT 5, DOT 5.1/ABS — Силиконы.

Можно ли смешивать тормозную жидкость разных марок

Первые классы жидкости были DOT 1, DOT 2, они сделаны на минеральной основе и предназначены были для тихоходных автомобилей с барабанной тормозной системой. Но автопроизводители не стояли на месте, и с производством новых автомобилей росла и их скорость. А ведь мы знаем, что при торможении вырабатывается очень много тепла, и жидкость на минеральной основе просто закипала.

Сейчас самыми распространенными жидкостями являются DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, их основой являются гликоль. Разница между ними в температуре кипения, у сухой жидкости DOT 3, температура закипания 230 градусов, у влажной 140 гр. У сухой жидкости DOT 4 температура кипения составляет 240 градусов, у влажной 155 гр. Но с ростом мощности современных автомобилей, этой жидкости становится недостаточно, по этому на ее смену приходит DOT 5.1. Температура кипения такой жидкости 260 градусов при влажности 0%, и при влажности 3.5% температура закипания составляет 180 градусов.

Минусом всех этих жидкостей является их гигроскопичность, по этому их необходимо менять через два — три года. Смешивать эти жидкости между собой можно, так как основа у них одинаковая. Но это будет не целесообразным, потому как вы понизите класс вашей жидкости DOT 5.1, долив в нее жидкость ,к примеру класса DOT 3.

Тормозная жидкость дот 5 характеристики

У нас существует еще один класс DOT 5, DOT 5.1/ABS ,их основа силиконы. Температурные показатели у них схожи, у сухой кипение происходит на 260 градусах, а у влажной на 180. Но основная разница в них, это срок эксплуатации, у тормозной жидкости, в основе которой лежат силиконы, регламент замены составляет четыре — пять лет.

Минусом такой жидкости является плохой смазывающий эффект, то есть происходит увеличенный износ деталей, и срок самой тормозной системы снижается. Применяется такая жидкость только на те автомобили, у которых есть ее допуск. Смешиваются эти жидкости только с аналогами. Так же хочется сказать, что DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS это не одно и тоже, эти жидкости разные и между собой не смешиваются.

После неудачного выпуска жидкости класса DOT 5, в основе которой силиконы, было решено выпустить новый, более температуростойкий класс на гликолевой основе DOT 5.1, от сюда и пошла вся путаница. В конце хочется еще раз сказать, что смешивать тормозную жидкость одного класса, но разных производителей можно, нечего страшного не произойдет.

Мы в VK и Fb

xn—-7sbgz2air6b.xn--p1ai

Тормозная жидкость — Энциклопедия журнала «За рулем»

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.


Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.


На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

wiki.zr.ru

Все о тормозной жидкости. Виды, совместимость, замена

Все о тормозной жидкости. Виды, совместимость, замена

Надежная работа тормозной системы безусловно важна для безопасности езды на автомобиле, поэтому к качеству и соответствию тормозной жидкости предъявляются особые требования. Но даже если она качественная и выбрана правильно, со временем ее свойства все-рано ухудшатся в процессе эксплуатации, поэтому обязательно нужно соблюдать правильную периодичность замены, предусмотренную производителем.

При нажатии педали тормоза усилие передается с помощью гидравлического привода  на колесные тормозные механизмы, замедляющие автомобиль благодаря силам трения. Если при этом тормозная жидкость может нагреться выше допустимого предела, закипеть и образоваться паровые пробки. Смесь жидкости и паров будет сжиматься, поэтому может «провалиться» педаль тормоза  и торможение будет ненадежным, могут возникнуть отказы. Чтобы такое явление исключить в гидроприводах используются специальные жидкости для гидроприводов тормозной системы. Их классифицируют по температуре закипания и вязкости по нормам DOT (Department of Transportation), принятым министерством транспорта США. При этом учитывается температура кипения жидкости без примесей влаги (сухой), и содержащей до 3,5% воды. Вязкости — два показателя при температуре +100°C и –40°C. Смотрите таблицу ниже, где эти показатели представлены (соответствуют американскому федеральному стандарту). Сходные требования предъявляются и другими, международными и национальными стандартами, – ISO 4925, SAE J1703 и другие. В России единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, не существует, поэтому производители работают по своим техническим условиям.

Применение различных классов тормозных жидкостей:

— DOT 3 – на относительно тихоходных автомобилях с тормозами барабанного типа или передними дисковыми;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на спортивных автомобилях, с более значительными тепловыми нагрузками. Жидкости этого класса на обычных автомобилях практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных показателей, температура кипения и величина вязкости, к тормозным жидкостям предъявляются и другие, не менее важные требования.

 Жидкость не должна вредить резиновым деталям автомобиля.

 Между поршнями гидропривода тормозов и цилиндрами есть резиновые манжеты, герметичность которых повышается под воздействием тормозной жидкости. Резиновые соединения при этом увеличиваются в объеме, допускается расширение до 10%. Они не должны слишком набухать, давать усадку, терять в эластичности и прочности.

Тормозная жидкость должна защищать металлы от коррозии.

 Металлические узлы гидропривода тормозов могут подвергаться электрохимической коррозии. Чтобы предотвратить этот процесс в тормозную жидкость обязательно добавляют ингибиторы коррозии, призванные защищать стальные, чугунные, алюминиевые, латунные и медные детали.

Смазывание трущихся деталей.

Тормозная жидкость должна обладать смазывающими свойствами, чтобы уменьшить износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Стабильность при низких и высоких температурах.

Тормозные жидкости работают в интервале температур от -40 до +100°C. В этих температурных пределах жидкость должна сохранять свойства, предусмотренные производителем, с какой-то степенью колебания, противостоять окислительным процессам, расслаиванию, образованию осадков и отложений.

ВИДЫ И СОВМЕСТИМОСТЬ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

Тормозные жидкости бывают на минеральной, гликолевой и силиконовой основе (составляет около 93-98%), с различными добавками, присадками, красителями.

Минеральная основа представляет собой смеси в пропорции 1:1 спирта, к примеру бутилового, и касторового масла. Такая жидкость имеет хорошие смазывающие и защитные свойства, негигроскопична, не повреждает лакокрасочное покрытие. Но имеет существенные недостатки, не позволяющие ей соответствовать международным стандартам. Тормозная жидкость на минеральной основе имеет низкую температуру кипения, не допускается ее применение на автомобилях с дисковыми тормозами, и слишком высокую вязкость уже при температуре  -20°С.
Не допускается смешивание минеральных и гликолевых жидкостей. Это может привести к чрезмерному набуханию резиновых манжет гидропривода и образованию сгустков касторового масла.

Гликолевые тормозные жидкости — на основе полигликолей и их эфиров – группы химических соединений многоатомных спиртов. Отличаются высокой температурой кипения, хорошей вязкостью и неплохими смазывающими свойствами. Основной недостаток — гигроскопичность, т.е. свойство забирать влагу из воздуха  через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Насыщение влагой снижает температуру кипения гликолевой жидкости, увеличивает вязкость при низких температурах, снижает смазывающие качества и свойство противодействовать коррозии. Все гликолевые жидкости, как и импортные, так и отечественного производства, классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, их допускается смешивать, но это не рекомендуется. Это может привести к ухудшению их основных свойств.
На достаточно старых автомобилях, возрастом более 20 лет, резиновые манжеты могут быть несовместимы с гликолем. Здесь можно использовать только минеральные тормозные жидкости, иначе это приведет к разрушению манжет.

Силиконовые тормозные жидкости изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Основные преимущества: вязкость практически не зависит от температуры, инертна к различным материалам, работоспособна в диапазоне температур от –100 до +350°С,  влагу из воздуха не забирают. Но при всех плюсах, такие жидкости имеют слабые смазывающие свойства, что ограничивает их применение. Силиконовые жидкости с другими не смешиваются.
Жидкости на силиконовой основе класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, похожесть наименований может привести к путанице. Обычно на упаковке дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — силиконовая тормозная жидкость).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — не силиконовая).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях в основном применяются гликолевые тормозные жидкости, которые имеют целый ряд преимуществ. Но, к сожалению, за год гликоль заберет из воздуха до 2-3% влаги, и жидкость приходится периодически менять, причем заблаговременно, пока она стала представлять опасности для надежной работы тормозной системы. (см. рис). Периоды замены обычно указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля, которые составляют от 1 до 3 лет.

Дать объективную оценку свойствам тормозной жидкости можно только в лабораторных условиях, поэтому для экономии времени состояние тормозной жидкости оценивается визуально. Оценивается ее прозрачность, однородность, отсутствие осадка. Есть также приборы для определения температуры кипения тормозной жидкости и степени ее увлажнения.

Поскольку жидкость в системе не циркулирует, то ее состояние в бачке (месте проверки) может отличаться от той, что находится в колесных цилиндрах. В бачке она может набирать влагу из воздуха, а в тормозных механизмах — нет. Но там жидкость нагревается сильнее, иногда чрезмерно, и ее свойства могут ухудшиться.

Если просто добавлять новую тормозную жидкость при прокачке системы после ремонтных работ, то ситуацию это практически не исправит, значительная часть объема не поменяется.
Жидкость нужно менять полностью. Последовательность и особенности замены тормозной жидкости, например при прокачке с работающим двигателем, зависит от конструкции тормозной системы (тип усилителя, наличие антиблокировочных устройств и т.д.). Такую информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На автомобилях отечественного производства замена тормозной жидкости производится следующим образом:

Способ 1. Полностью сливается старая жидкость путем открытия всех клапанов (штуцеров) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем бачок заполняется новой  жидкостью и, нажимая на педаль тормоза, закачивают ее внутрь системы. Клапаны при этом нужно последовательно закрывать при появлении из них жидкости. Затем нужно удалить воздух из каждого контура гидропривода («прокачка» тормозов). При использовании такого способа новая жидкость со старой не смешивается. Часть вышедшей при прокачке новой жидкости можно применить снова, предварительно дав ей отстояться и произведя фильтрацию.

Примечание. Перед заменой на каждый клапан надевается отводящий шланг, другой конец которого опускается в подходящую емкость. Таким образом можно предотвратить  повреждение шин и лакокрасочного покрытия на деталях подвески, тормозов вытекающей тормозной жидкостью.

Способ 2. Постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость, прокачивается по очереди каждый контур, вытесняя таким образом старую жидкость и не допуская осушения системы в целом. Так делают до тех пор, пока из клапана не появится новая жидкость. Плюс этого способа в том, что воздух в гидропривод не попадает, что делает ненужной контрольную прокачку. Но при этом не исключается, что в системе останется часть старой жидкости. Кроме того, потребуется большее количество свежей жидкости, чем при первом способе, так как  большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего использования.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТЬЮ

Любая тормозная жидкость, независимо от типа, хранится только в герметичных емкостях, без контакта с воздухом, для предотвращения ее окисления, набора влаги и испарения.
Следует помнить, что тормозная жидкость, как правило, горючая или легковоспламеняющаяся. Строго запрещается при работе с ней курить. Она ядовита, при попадании в организм, даже 100 мл, может привести к летальному исходу. Обычно тормозная жидкость пахнет спиртом, и ее можно легко перепутать с алкогольным напитком. Если вы случайно заглотнули жидкости, например при откачивании из бачка главного цилиндра, следует немедленно промыть желудок. При попадании в глаза — обильно промойте их струей воды. В любом случае при таких ситуациях нужно обратиться к врачу.



Читайте также:

avtovolop.ru

Классификация тормозных жидкостей

Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей определяются составом содержащихся в них основных компонентов. В зависимости от основы тормозные жидкости подразделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Минеральные тормозные жидкости

Минеральные тормозные жидкости получают на основе растительных масел, чаще всего касторового. Жидкость на основе касторового масла обладает хорошими смазывающими и защитными свойствами, она негигроскопична, но имеет низкую температуру кипения. Поэтому её нельзя использовать в приводах с дисковыми тормозами, так как температура жидкостей в их рабочих цилиндрах может достигать +150 0С и выше.

Жидкости на основе минеральных масел (ISO 7308) практически не обладают гигроскопичностью, поэтому температура их кипения в процессе эксплуатации не снижается. Для обеспечения меньшей зависимости вязкости от температуры в тормозную жидкость вводят специальные присадки.

Тормозные жидкости на основе минеральных масел нельзя смешивать с другими жидкостями, в которых в качестве основы применяются гликоли, чтобы не допустить набухания резиновых уплотнительных элементов гидропривода тормозов.

Гликолевые тормозные жидкости

Гликолевые тормозные жидкости изготавливаются на основе различных гликолей (двухатомных спиртов) и их производных.

Их свойства противоположны свойствам касторовых жидкостей. При удовлетворительных смазывающих свойствах эти жидкости имеют высокую начальную температуру кипения и низкую температуру застывания, однако, будучи гигроскопичными, при насыщении влагой снижают температуру кипения.

Тормозные жидкости на гликолевой основе, как правило, соответствуют требованиям международного стандарта DOT 3. Однако, если свободные гидроксилы в их составе частично замещены кислотными остатками с образованием сложных эфиров борной кислоты (боратов), получается высококачественная тормозная жидкость DOT 4, которая при взаимодействии с влагой способна её нейтрализовать. Снижение температуры кипения тормозной жидкости DOT 4 за время её эксплуатации по сравнению с жидкостью DOT 3 происходит значительно медленнее, поэтому срок службы тормозной жидкости DOT 4 больше.

Силиконовые тормозные жидкости

Силиконовые тормозные жидкости (SAE J 1705), как и минеральные масла, не поглощают влагу. Накопленная в тормозной жидкости вода в свободном состоянии при нагревании до температуры выше 100 0С испаряется, а при охлаждении ниже 0 0С замерзает, что препятствует нормальной работе тормозной системы. Кроме того, тормозные жидкости на силиконовой основе имеют недостаточно высокую смазывающую способность, что ограничивает их широкое применение.

Ассортимент тормозных жидкостей

Минеральные тормозные жидкости.

Примером жидкостей на минеральной основе является тормозная жидкость БСК (ТУ 6-10-1533-75), которая представляет собой смесь равных частей касторового масла и бутилового спирта с добавлением органического красителя (цвет жидкости оранжево-красный). Плотность жидкости при 200С составляет 890-900 кг/м3, кинематическая вязкость при температуре 50 0С находится в пределах 9-13 мм2/с. Благодаря наличию касторового масла жидкость обладает хорошими смазывающими свойствами, не вызывает значительного набухания или размягчения резиновых уплотнительных деталей тормозной системы. Однако, вязкостно-температурные свойства этой жидкости неудовлетворительны Главный недостаток спиртокасторовой смеси – высокая температура кристаллизации касторового масла. Кристаллизация начинается при минус 5 0С и интенсивно протекает при минус 18-20 0С. В результате образуются сгустки, которые могут закупорить трубопроводы гидравлического привода и вызвать отказ тормозов автомобиля. Жидкость БСК не рекомендуется применять при температуре окружающего воздуха ниже минус 20 0С и выше +30 0С. Попадание воды приводит к расслоению жидкости и делает её непригодной к применению. Жидкость БСК имеет ограниченное производство и применение, используется, в основном, на старых моделях автомобилей. Жидкость БСК не совместима с тормозными жидкостями на гликолевой основе и не соответствует международным стандартам.

Гликолевые тормозные жидкости.

К числу тормозных жидкостей на гликолевой основе относятся отечественные жидкости «Нева», «Томь», «Роса», «Роса ДОТ 4», «Роса ДОТ 3», «РОСДОТ» и др.

Тормозная жидкость «Нева» (ТУ 6-01-1163-78) представляет собой сложную композицию на основе этилкарбитола с добавлением присадок. Обладает хорошими вязкостно-температурными свойствами, работоспособна при температуре окружающего воздуха от минус 50 0С до + 50 0С. В состав жидкости входит 51-59 % этилкарбитола, 31-34 % диолов, 5% эфиров карбитола и 13,5 % смесей гликолей и полигликолей, а также вязкостная и противоизносная присадки. Плотность жидкости при 20 0С составляет 1012-1015 кг/м3, кинематическая вязкость при 50 0С — не менее 5 мм2/с.

Основной недостаток жидкости – высокая гигроскопичность. При поглощении воды расслаивание жидкости в системе не происходит, так как вода хорошо растворяется в гликолях. Однородность водной смеси сохраняется при 40 0С и ниже. Но в результате накопления влаги в жидкости снижается температура её кипения, что увеличивает вероятность образования паровых пробок в тормозной системе и повышает коррозионную агрессивность жидкости. Уже через год эксплуатации температура кипения жидкости приближается к критической. Тормозная жидкость «Нева» огнеопасна и токсична, попадание её на кожу человека вызывает дерматиты. Применяется в качестве рабочей среды для гидравлической системы привода тормозов и сцеплений российских легковых автомобилей. Срок службы жидкости не превышает одного года.

Тормозная жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276-82) разработана взамен жидкости «Нева», она представляет собой смесь гликолей и эфиров борной кислоты с добавлением загущающих и противокоррозионных присадок. Жидкость «Томь» имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева». Основные её преимущества: меньшая гигроскопичность, более высокая температура кипения, улучшенные антикоррозионные и противоизносные свойства. Жидкость применяется в гидроприводе тормозов и сцеплений грузовых и легковых автомобилей российского производства и используется в качестве всесезонной во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера. Срок службы жидкости составляет два года. Жидкость «Томь» несовместима с БСК, полностью совместима с тормозной жидкостью «Роса» и соответствует международным стандартам США FMVSS 116 (тип DOT 3).

Тормозная жидкость «Роса» (ТУ 6-05-221-564-84) – высокотемпературная гидротормозная жидкость, представляющая собой композицию на основе борсодержащих олигомеров алкиленоксидов, в которую введены противокоррозионные и антиокислительные присадки. Она имеет хорошие эксплуатационные свойства и может быть использована в тормозных системах различных автомобилей в диапазоне температур окружающего воздуха от +50 0С до –50 0С. Жидкость «Роса» полностью совместима с тормозной жидкостью «Томь», соответствует международным стандартам США FMVSS 116 (тип DOT 4). Срок смены жидкости составляет три года.

Более высоким уровнем эксплуатационных свойств обладают высокотемпературные тормозные жидкости «Роса ДОТ-4», «Роса ДОТ 3», «РОСДОТ». Они производятся на основе борсодержащего полиэфира, в который вводится пакет присадок специального назначения. Тормозные жидкости «Роса ДОТ-4», «Роса ДОТ 3», «РОСДОТ» отличаются наличием в своем составе различных пластификаторов. Эти жидкости, в отличие от тормозных жидкостей предыдущего поколения, разработаны для современных высокоскоростных автомобилей с интенсивным режимом эксплуатации в городском цикле. Предназначены для использования в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей отечественного и иностранного производства, применяются во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от -50до +500С. Совместимы с тормозными жидкостями на гликолевой основе классов DOT-3 и DOT-4, по своим характеристикам они соответствуют международным стандартам.

Таблица 1- Характеристики тормозных жидкостей отечественного производства

Наименование показателей

Марка тормозной жидкости

«Нева»

«Томь»

«Роса», «Роса ДОТ-4»

БСК

Внешний вид при температуре 20 0С

Прозрачная однородная жидкость

От светло-желтого до темно- желтого цвета. Допускается слабая опалесценция

От красно-го до оран-жевого

Вязкость кинемати-ческая, мм2/с, при температуре:

+50 0С, не менее

+100 0С, не менее

-40 0С, не более

5,0

2,0

1500

5,0

2,0

1500

5,0

2,0

1450

9,0

2500

Низкотемпературные свойства (6 ч, -500С)

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

Водородный показатель (рН)

7,0-11,5

7,0-11,5

7,5-9,0

6,0

Температура кипе-ния свежей жидкос-ти, 0С, не ниже

200

220

260

115

Температура кипе-ния увлажненной жидкости (содержа-ние воды 3,5% масс), 0С, не ниже

140

155

165

110

Температура застывания, 0С,

потеря подвижности

-60

не теряет

-60

не теряет

-60

-20

Увеличение объёма резины марки 7-2462 после старения в тормозной жид-кости, %

2-10

2-10

2-10

5-10

Требования к эксплуатационным свойствам тормозных жидкостей иностранного производства содержатся в нормативных документах, разработанных Международным объединением инженеров транспорта — SAE J 1703 и Федеральным обществом по безопасности транспортных средств (Department of Transportation) США — FMVSS 116 (табл. 2).

Таблица 2 — Требования к эксплуатационным свойствам тормозных жидкостей в соответствии с зарубежными стандартами

Наименование показателей

Нормативные документы и тип тормозной жидкости

FMVSS 116

SAE

J 1703

DOT 3

DOT 4

DOT 5

Наименьшая устано-вившаяся темпера-тура кипения, 0С

205

230

260

205

Наименьшая влаж-ностная температура кипения, 0С

140

155

180

140

Вязкость кинема-тическая при темпе-ратуре минус 400С, мм2/с, не более

1500

1800

900

1800

Вязкость кинемати-ческая при темпера-туре +1000С, мм2/с, не более

1,5

1,5

1,5

1,5

В зависимости от конструкции, технических характеристик и года выпуска применяются жидкости, соответствующие требованиям DOT 3, DOT 4, DOT 5. Нормам DOT 5 отвечают наиболее современные жидкости, предназначенные для скоростных и спортивных автомобилей.

Ассортимент тормозных жидкостей иностранного производства (Brake Fluid) насчитывает несколько десятков наименований. Характеристики и свойства некоторых из них представлены ниже.

Тормозная жидкость MANNOL DOT 3 Hydraulic Brake Fluid (SCT, Германия) соответствует требованиям международных стандартов SAE J 1703, FMVSS 116 и предназначена для использования в гидравлических системах с барабанными тормозами. Жидкость имеет высокую физическую и химическую стабильность, не образует осадков и отложений, является нейтральной ко всем материалам, применяемым в тормозной системе.

Тормозная жидкость MANNOL DOT 4 Synthetic (SCT, Германия) на синтетической основе предназначена для любых гидравлических тормозных систем автомобилей. Жидкость имеет повышенную надежность благодаря высокой температуре кипения, химически нейтральна по отношению к деталям тормозной системы, смешивается с тормозными жидкостями на аналогичной основе в соответствии с указаниями фирм-производителей автомобильной техники. Жидкость соответствует требованиям международных стандартов SAE J 1703 и ISO 4925.

Тормозная жидкость MANNOL SUPER DOT 4 Synthetic (SCT, Германия) на синтетической основе рекомендуется для гидравлических тормозных систем и сцеплений автомобилей. Жидкость имеет высокую температуру кипения, не оказывает вредного воздействия на детали тормозной системы. Жидкость соответствует требованиям международных стандартов SAE J 1703 и ISO 4925.

Тормозная жидкость StepUp Brake Fluid DOT 3 (США) предназначена для автомобилей с дисковыми и барабанными тормозными механизмами. Она совместима с другими жидкостями типа DOT 3 и DOT 4 на гликолевой основе. Температура кипения свежей жидкости составляет +2320С, а увлажненной – не менее +140 0С.

В своем составе жидкость содержит ингибиторы коррозии, которые предохраняют детали тормозной системы от коррозионного износа. Жидкость соответствует требованиям международных стандартов FMVSS 116, спецификаций SAE J 1703 и W-B-680B.

Тормозная жидкость StepUp Brake Fluid DOT 4 (США) также предназначена для автомобилей с дисковыми и барабанными тормозными механизмами. Она совместима с другими жидкостями типа DOT 4 на гликолевой основе. Температура кипения свежей жидкости составляет +2320С, а увлажненной – не менее +155 0С. В состав жидкости входят антикоррозионные присадки. Жидкость соответствует требованиям международных стандартов FMVSS 116, спецификаций SAE J 1703 и W-B-680B.

Тормозная жидкость JB German Oil Brake Fluid Racking DOT 4 (Германия) обладает высокими эксплуатационными свойствами. Жидкость широко используется в спортивных и гоночных автомобилях, а также в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой тормозов (АБС). Температура кипения свежей тормозной жидкости составляет +3000С, через год эксплуатации автомобиля – не ниже +2000С. Однако, на спортивных и гоночных автомобилях по соображениям безопасности тормозную жидкость заменяют после каждого участия автомобиля в соревнованиях.

Тормозные жидкости JB German Oil Brake Fluid DOT 4 и DOT 5 (Германия) предназначены для гидравлических приводов тормозных систем автомобилей и мотоциклов. Жидкости соответствуют требованиям всех производителей автомобилей, включая самые современные типа DOT 5.1. Превосходят требования международного стандарта США FMVSS 116, международных стандартов SAE J 1703 и ISO 4925.

Тормозная жидкость BP Super Disk Brake Fluid (BP, Великобритания) производится на синтетической основе, обладает высокой температурой кипения. Предназначена для тормозных систем и гидроприводов сцепления, работающих в интенсивных режимах. Пригодна для всех тормозных механизмов барабанного или дискового типа. Жидкость не должна использоваться в гидравлических системах, для которых рекомендованы жидкости на минеральной основе. Жидкость соответствует требованиям международных стандартов FMVSS 116 типа DOT 4, SAE J 1703, NFR 12-640, ISO 4925.

Тормозная жидкость Texaco Universal Brake Fluid (Texaco Havoline, США) предназначена для использования в гидравлических приводах тормозов и сцеплений. Она совместима с любыми тормозными жидкостями на гликолевой основе. Температура кипения жидкости составляет +260 0С. Жидкость отвечает требованиям ведущих производителей автомобилей, в том числе Ford и Rover, используется для заправки в новые автомобили. Указанную жидкость не рекомендуется использовать в автомобилях, для которых требуются тормозные жидкости на минеральной основе (например, в автомобилях Citroen или Rolls-Royce).

Жидкость соответствует требованиям международных стандартов FMVSS 116 DOT 4, SAE J 1703.

Тормозная жидкость SK SUPER Brake Fluid (SK Corporation, Корея) содержит присадки, предотвращающие окисление, коррозию, износ деталей тормозной системы. Имеет высокую температуру кипения: +264 0С. Рекомендуется для использования в большинстве легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, тракторов. Соответствует требованиям международных стандартов FMVSS 116 DOT 3, SAE J 1703.

Тормозная жидкость Castrol Disk Brake Fluid предназначена для дисковых и барабанных тормозных систем, работающих на гликолево-эфирных тормозных жидкостях. Благодаря высокой температуре кипения минимизирует возможность отказа тормозов в экстремальных условиях эксплуатации. Жидкость нейтральна по отношению ко всем распространенным эластомерам на основе синтетических и натуральных каучуков и всем металлам, которые применяются в тормозных системах. Жидкость соответствует требованиям международных стандартов FMVSS 116 DOT 3 и DOT 4, SAE J 1703.

studfile.net

Можно ли смешивать тормозную жидкость разных производителей?

Часто автомобилисты сами не знают, какая жидкость залита в бачке тормозной системы. И когда возникает необходимость доливки (после ремонта или при прокачке тормозов) возникает логичный вопрос: а что, собственно, находится в бачке, и с чем это можно смешивать? Ниже постараемся кратко ответить на вопрос: можно ли смешивать тормозную жидкость от разных производителей.

Типы тормозных жидкостей и их характеристики

В настоящее время наибольшее распространение получили тормозные жидкости, классифицируемые по стандарту американского департамента транспорта (Department of Transportation). Сокращённо – DOT.

Согласно этой классификации, сегодня более чем в 95% всех транспортных средств используется одна из нижеперечисленных жидкостей:

  • DOT-3;
  • DOT-4 и её модификации;
  • DOT-5;
  • DOT-5.1.

Отечественные жидкости «Нева» (сходная по составу с DOT-3, обычно модифицированная присадками, повышающими температуру замерзания), «Роса» (аналог DOT-4) и им подобные встречаются всё реже. Причиной тому стал практически повсеместный переход российских производителей на маркировку по американскому стандарту.

Кратко рассмотрим основные характеристики и область применения вышеперечисленных тормозных жидкостей.

  1. DOT-3. Устаревшая гликолевая жидкость. Используется в основном в иномарках возрастом более 15-20 лет и в вазовской классике. Обладает высокой гигроскопичностью (способностью накапливать в объёме воду). Температура кипения свежей жидкости приблизительно равняется 205°C. После накопления более 3,5% воды от общего объёма жидкости температура кипения падает примерно до 140°C. Ведет себя довольно агрессивно по отношению к определённым пластикам и резинам.
  2. DOT-4. Используется в относительно свежих авто. Основа – полигликоль. Обладает большей сопротивляемостью к впитыванию влаги из окружающей среды. То есть служит немного дольше (в среднем на полгода-год). Однако присадки, снижающие гигроскопичность и нивелирующие химическую агрессию слегка загустили эту жидкость. При температуре –40°C вязкость несколько выше, чем у других жидкостей семейства DOT. Температура кипения «сухой» жидкости составляет 230°C. Влага (более 3,5%) снижает точку кипения до 155°C.
  3. DOT-5. Силиконовая жидкость. Не впитывает влагу из окружающей среды. Некоторое скопление влаги возможны в виде конденсата. Однако вода не перемешивается с силиконовой основой и выпадает в осадок (что также способно вызвать негативные эффекты). Жидкость DOT-5 химически нейтральна. Закипает при температуре не ниже 260°C. Обладает хорошей текучестью при низких температурах.

    1. DOT-5.1. Модифицированный под спортивные автомобили (или новые ТС) гликолевый состав. Жидкость обладает очень малой вязкостью. Закипит только после прохождения точки в 260°C (при увлажнении на 3,5% температура кипения понижается до 180°C). Имеет хорошую сопротивляемость низким температурам.

Последние две жидкости используются только в случае, если это точно определено инструкцией по эксплуатации авто. Эти жидкости могут негативно повлиять на устаревшие тормозные системы, где низкая вязкость может стать причиной некорректной работы системы и образованию протечек через суппорты и поршни тормозных цилиндров.

Смешиваемость тормозных жидкостей от разных производителей

Сразу о главном: все рассмотренные тормозные жидкости, кроме DOT-5, можно частично смешивать между собой независимо от производителя. Важен именно класс, а не завод-изготовитель.

Категорически несовместимы между собой варианты с разными основами. При смешивании силиконовой (DOT-5) и гликолевой основы (остальные варианты) произойдёт разделение на фракции со всеми вытекающими последствиями. Из-за неоднородности жидкость будет по-разному реагировать не разогрев и охлаждение. Многократно возрастёт вероятность образования локальных газовых пробок.

Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 в теории можно временно смешать между собой. Только обязательно следите, рассчитаны ли эти жидкости для работы с ABS, если у вас установлена эта система. Резких критических последствий не возникнет. Однако это можно делать только в крайних случаях и на небольшой срок. И только тогда, когда нужная жидкость по той или иной причине недоступна. Но если в вашем автомобиле по заводу используется тормозная жидкость DOT-4, и есть возможность её приобретать – не стоит экономить и брать более дешёвую DOT-3. В долгосрочной перспективе это приведёт к ускоренному разрушению уплотнителей системы или проблемам в системе ABS.

Также не нужно покупать дорогую DOT-5.1, если система на неё не рассчитана. В этом нет смысла. Газообразования и внезапного отказа тормозов при исправном состоянии системы не произойдёт. Однако разница почти в 2 раза в низкотемпературной вязкости может разгерметизировать тормозную систему. Как это происходит? При отрицательных температурах теряют свою эластичность резиновые уплотнители. На авто, рассчитанных на DOT-3 или DOT-4, пропорционально густеет и жидкость. И густая «тормозуха» если и протекает через подношенные задубевшие уплотнители, то в небольшом количестве. Если же залить низковязкую DOT-5.1, то зимой нужно быть готовым к её утечке. Особенно при сильных морозах.

Различные модификации DOT-4 (DOT-4.5, DOT-4+ и др.) можно без ограничений смешивать между собой. В таком важном вопросе, как состав тормозной жидкости, все производители строго придерживаются стандартов. Если на банке написано, что это DOT-4, то в составе, за незначительным исключением, будут одинаковые компоненты независимо от завода-изготовителя. А различия в химическом составе никак не должны влиять на совместимость.

avtozhidkost.ru

Можно ли смешивать тормозную жидкость дот 3 и дот 4?

Среди относительно недорогих тормозных жидкостей сегодня наиболее распространены два представителя: DOT-3 и DOT-4. И большинство автомобилей, эксплуатируемых по дорогам РФ, требуют в тормозной системе применения именно этих составов. Ниже разберёмся, можно ли смешивать тормозную жидкость ДОТ-3 и ДОТ-4.

В чём разница между тормозными жидкостями DOT-3 и DOT-4?

Обе рассматриваемые тормозные жидкости изготовлены на одной и той же основе: гликолях. Гликоли – это спирты с двумя гидроксильными группами. Это определяет их высокую способность без выпадения в осадок перемешиваться с водой.

По порядку разберём основные эксплуатационные различия.

  1. Температура закипания. Пожалуй, в плане безопасности это показатель самый весомый. В сети часто можно встретить такое заблуждение: тормозная жидкость не способна закипеть, так как в системе в принципе нет настолько горячих источников разогрева. А диски и барабаны находятся на довольно большом удалении от суппортов и цилиндров, чтобы передать температуру в объём жидкости. При этом ещё и вентилируются проходящими потоками воздуха. На самом деле разогрев вызывают не только внешние источники. При активном торможении тормозная жидкость подвергается сжатию с колоссальным давлением. Этот фактор также сказывается на разогреве (можно провести аналогию с разогревом объёмной гидравлики при интенсивной работе). У жидкости ДОТ-3 точка кипения находится на отметке +205°С. У ДОТ-4 температура кипения несколько выше: +230°С. То есть ДОТ-4 более устойчива к разогреву.

  1. Падение температуры кипения при увлажнении. Жидкость ДОТ-3 закипит после накопления в объёме 3,5% влаги при температуре +140°С. ДОТ-4 более устойчива в этом плане. И при такой же доле влаги закипит не раньше, чем после прохождения отметки в +155°С
  2. Вязкость при –40°С. Этот показатель для всех жидкостей действующим стандартом устанавливается на уровне не выше 1800 сСт. Кинематическая вязкость влияет на низкотемпературные свойства. Чем более густая жидкость, тем сложнее работать системе при отрицательных температурах. У ДОТ-3 низкотемпературная вязкость составляет 1500 сСт. Жидкость ДОТ-4 более густая, и при –40°С имеет вязкость около 1800 сСт.

Отмечается, что благодаря гидрофобным присадкам жидкость ДОТ-4 медленнее впитывает воду из окружающей среды, то есть служит несколько дольше.

Можно ли смешивать DOT-3 и DOT-4?

Здесь рассмотрим совместимость химического состава жидкостей. Не вдаваясь в подробности, можно сказать так: обе рассматриваемые жидкости на 98% состоят из гликолей. Остальные 2% приходится на присадки. Причём из этих 2% общих компонентов как минимум половина. То есть разница в реальном химическом составе не превышает 1%. Состав присадок продуман таким образом, чтобы компоненты не вступали в опасные химические реакции, результатом которых может стать снижение эксплуатационных характеристик жидкости.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод: можно смело лить ДОТ-4 в систему, рассчитанную на ДОТ-3.

Однако жидкость ДОТ-3 более агрессивна к резиновым и пластиковым деталям. Поэтому в неприспособленные системы её лить нежелательно. В долгосрочной перспективе это может снизить срок службы элементов тормозной системы. При этом никаких резких последствий не наступит. Смесь из ДОТ-3 и ДОТ-4 не просядет по эксплуатационным свойствам ниже, чем наименьший из показателей среди этих двух жидкостей.

Также обращайте внимание на совместимость жидкости с ABS. Проверено, что ДОТ-3, не рассчитанная на работу с ABS, будет работать с антиблокировочной системой. Но вероятность сбоев и появления течи через уплотнители блока клапанов возрастёт.

avtozhidkost.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *