Полосы движения – Сколько полос движения на конкретной дороге? Штрафы за движение не по полосам.

Ширина дорожной полосы в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.

Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Ширина полосы движения, мКатегория дорогиОписание
4,5VДорога с одной полосой движения. Такие дороги могут использоваться для подъезда к отдаленным деревням с небольшим количеством жителей.
3,75IА, IБ, IВ, II (c 2 полосами)IА, IБ, IВ — широкие дороги (с 4 полосами и более), имеющие разделительную полосу. Это самые скоростные дороги в России.
II (c 2 полосами) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов.
3,5II (с 4 полосами), IIIII (с 4 полосами) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее.
III — двухполосная дорога, на которой нет железнодорожных переездов и пересечений с трамвайной линией (только путепроводы).
3IVДвухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути.

Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.

Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.

Ширина полосы движения в городе

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Ширина полосы движения, мТип дороги и описание
4Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75Основные проезды, 2 полосы.

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Что делать с полосами неправильного размера?

Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.

Однако в некоторых случаях имеет смысл «разобраться» с неправильной разметкой на проезжей части.

Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.

Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.

Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:

Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление — в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.

Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).

Подобное обращение — это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Полоса движения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Полоса движения — продольный участок проезжей части, шириной достаточной для движения автомобилей в один ряд. Полоса движения может быть обозначена дорожной разметкой. В этом случае ширину полосы движения принимают с учётом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. Ширину полосы движения определяют по расстоянию между осями линий разметки, обозначающих её границы.

Категории автомобильных дорог

Автомобильные дороги делятся на пять категорий. Дороги первой категории подразделяются на 3 подкатегории: IA, IБ, IВ. Дорога IA — автомагистраль, IБ — скоростная дорога. И так на уменьшение. На дорогах первой и второй категорий ширина полосы движения составляет 375 см. Третьей категории — 350 см, четвёртой — 300 см. На дорогах пятой категории всего одна полоса (иногда две) движения, ширина которой должна быть не менее 450 см.

Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения.

Дорожная разметка может выполняться различными материалами: краской, термопластиком, холодным пластиком, полимерными лентами, штучными формами, световозвращателями и т. п. Разметка не должна выступать над проезжей частью более чем на 6 мм. Световозвращатели (катафоты), используемые для оптической ориентации водителя в сочетании с линиями горизонтальной разметки или самостоятельно, не должны возвышаться более чем на 15 мм над проезжей частью.

Согласно Правилам, если полосы движения не выделены дорожной разметкой или не обозначены дорожными знаками, то водители должны сами — с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними — определить количество полос движения.

Виды полос движения

Обычно по полосе организуется постоянное движение транспортных средств в одном направлении. Но есть и другие:

  • полоса, направление движения по которой может изменяться на противоположное, так называемые реверсивные. Направление движения на таких полосах регулируется реверсивными светофорами.
  • и даже полоса, используемая для движения в обоих направлениях. На среднюю полосу на трёхполосной дороге с двусторонним движением разрешается выезжать с обоих направлений. Но только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.

Существуют полосы особого назначения:

  • переходно-скоростные полосы:
    • полоса разгона
    • полоса торможения
  • дополнительная полоса на подъём
  • полоса для аварийной остановки на крутом спуске

Отсчёт полосы движения происходит справа налево, то есть от обочины и дальше.

Выделенная полоса движения

Для общественного транспорта и т. п.

Ссылки

wikipedia.green

9.2 Дороги, имеющие четыре полосы и более

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На четырехполосных дорогах все полосы могут быть обозначены разметкой (двойная сплошная линия для разделения встречных потоков — 1.3 и пунктирные линии 1.5 или сплошные линии 1.1 для разделения попутных направлений.

Четыре полосы движения обозначены разметкой
  • Возможно обозначение только двойной сплошной линией — 1.3 по центру для разделения потоков, при этом в соответствии с назначением разметки 1.3 дорога будет иметь четыре или более полос.

    Четыре полосы движения обозначены только двойной сплошной

    Определить четырехполосную дорогу без разметки возможно только зная точную ширину проезжей части. По нормативам ширина каждой полосы такой дороги равна 3,5 метра, но в некоторых условиях допускается сужение до 3 метров. Таким образом минимальная ширина двухсторонней проезжей части для применения пункта 9.2 Правил дорожного движения составляет 12 метров.

    При отсутствии разметки на двух или трехполосных дорогах, следуя пункту 9.1 Правил возможно движение по четырем полосам. Такие полосы определяются водителями. Их количество может меняться в зависимости от габаритов транспортных средств, скорости движения и выбранного безопасного интервала. На дороге же количество полос будет столько сколько спроектировано и построено.

    Применять пункт 9.2 при квалификации нарушений на дорогах шириной менее 12 метров неправомерно.

    Полосы движения определенные водителями

    На всех иллюстрациях выше изображена типовая дорога, имеющая четыре полосы движения шириной 14 метров. Чем медленнее скорость, тем плотнее движутся транспортные средства.

    Обратная сторона, если движение на четырехполосной дороге по крайней правой полосе невозможно (дорожные работы, препятствия в виде сугробов и прочее) такая дорога не становится уже на ширину препятствия.

    Минимальная ширина двухсторонней проезжей части дороги, имеющей 4 полосы — 12 метров.

    Не учитываются переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств в соответствии с п.9.1 Правил.

    На встречку запрещено

    Пункт 9.2 устанавливает запрет выезда на встречную полосу для обгона или объезда — этим список маневров ограничен и не имеет никаких допущений для объезда препятствий, даже если это невозможно в пределах попутной полосы. В этом случае объезд препятствия без нарушения Правил дорожного движения невозможен. Причем наличие или отсутствие разметки значения не имеет. Однако такое нарушение Правил не повлечет за собой состава административного правонарушения, то есть штрафовать за такое нарушение неправомерно.

    Объезд препятствия запрещен Правилами

    Возможна организация движения по встречной полосе на дорогах с разделительными полосами или трамвайными путями(о трамвайных путях подробно в комментарии к термину «Проезжая часть»). Для этого применяют дорожные знаки 6.19.1 или 6.19.2 — «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

    Организованный выезд на встречную полосу

    Материалы по теме: «Когда выезд на встречную полосу разрешен«, «Что такое встречка?«

    Повороты и развороты разрешены

    Далее идет интересное предложение о поворотах и разворотах — эти маневры разрешены при отсутствии запретов Правилами. Это предложение было добавлено в связи с частой практикой привлечения водителей за «выезд на встречную полосу в нарушение правил» с последующим лишением водительских прав. По факту же поворот это пересечение встречной полосы, а разворот смена встречной полосы на попутную. О каком либо выезде на встречную полосу по логике нет. В это же время в кодексе об административных правонарушениях была разделена ответственность за выезд на встречную полосу с нарушением ПДД и штрафы за поворот или разворот.

    Материалы по теме разворота: «Разворот вне перекрестка«, «Можно ли совершить разворот через трамвайные пути?«.

    Количество полос на дороге не влияет на запрет совершения маневров поворот и разворот.

    ruspdd.ru

    Одна или две полосы? — Сообщество «DRIVE2 и ГАИ» на DRIVE2

    Позавчера едем с ученицей по городу. До экзамена два занятия, все, что необходимо разучили, скажем так, провожу свой личный экзамен. Эдакий дембельский аккорд, так сказать.
    Дорога достаточно широкая, скорость в районе 50, через 250 метров поворачивать, прижались чуть правее, кто хочет — объезжает. Метров через 50 дорога сузится и немного повернет правее. В городе все об этом знают и сложно найти того, кто полезет опережать.

    Полный размер

    Фото из Яндекс-панорам, машина не моя))))
    Примерно как на фото, позади вылетает Фокус и обходит нас слева, дорога начинает сужаться, плюс встречка и опережающая машина подрезая нас, цепляет нам левое крыло. Останавливаемся.

    На машине восклицательный знак. Выхожу. Из той машины выходит блондинка и начинает кричать, мол, куда дергали руль? Объясняю — ехали прямо, а она сместилась в нашу сторону. По вмятинам на моем крыле и ее прекрасно видно. что смещалась именно ее машина. Если б смещались мы — ударили б не крылом, а бампером ( углом машины). Посыпались угрозы, мол, как решать будем. Крики — дебилы, выучите ПДД и т.д. Не вопрос, говорю, вызывайте ГИБДД.
    Пока достаю знак, выставляю — она кому-то названивает. Периодически что-то кричит в нашу сторону. Вызываем ГИБДД, ждем. Подходим к ней, начинаю объяснять, мол, девушка, вы не правы, дальше не слушает — орет.
    Обращаю внимание, что сзади у нее восклицательный знак, улыбаюсь от ситуации — вероятно, сама не так давно отучилась и сама мысль о том, что она въехала в учебную машину, ОНА — ВОДИТЕЛЬ и тут какой-то ученик, ее корёжит…
    В общем, отпускаю ученика, за это время подъезжают несколько… даже не кавказцев, вероятнее, арабов. И пытаются мне сесть на уши… шлю куда подальше, пытаются задержать ученика и кричат, что ей нельзя никуда идти. ведь машиной управляла она… Пытаюсь объяснить, что обучающий вождению и есть водитель, но тщетно. Шлем их в известном направлении, ученица уходит, ждем ГИБДД.
    Приезжает машина, инспектор начинает опрашивать, объясняю, мол, ехали прямо. никому не мешали. Это чудо полезло на опережение ( да, полосу разметки зацепило, но доказательств нет), хотя по сути это был обгон через сплошную. Она с пеной у рта доказывает обратное.
    Останавливаю ее монолог словами — Девушка. а сколько полос Вы видите?
    Она — две!
    Я — полоса попутного направления одна.
    Она — вы слепой? Две машины вмещается, значит полосы две, просто разметка не нанесена!
    Я — если посредине полоса разметки нет, а больше разметки нет, значит полоса считается одна.
    Она — Вы дебил?
    Вмешивается инспектор. мол, девушка — полоса одна! Дальше инспектор проверяет у меня ВСЕ документы. Удостоверение, Свидетельство, доки на газ, доки на доп.педали и даже вспоминает про путевые листы, чтоб там была вписана именно эта ученица, чтоб стояла ее подпись, плюс вспоминает про мой диплом, дающий право обучения вождению. Все есть, уходит. К слову — это единственный раз, когда сотрудники ГИБДД вообще вспомнили все эти документы. До этого достаточно было дыхнуть))))
    Они уходят оформляться к нему в машину, я сижу в машине аварийного комиссара, оформился, выхожу из машины — арабы кому-то все названивают. Через 5 минут приезжает еще три ГИБДДшных машины, куча гаишников и ощущение, что это не две вмятины на двух крыльях, а минимум двадцать трупов. Бегают вокруг двух машин, смотрят, обсуждают. Подходит комиссар, курим, рассказывает, мол, гаишник устал ей тыкать носом в правила и объяснять, что она не имела права вас опережать. Проконсультировался со всеми приехавшими, там без вариантов. После чего она ему заявила, мол, может обоюдку оформим?
    Подхожу, объясняю, что можно вместо обоюдки оформить ей лишение на пол года… И без проблем, и даже видеофиксация не понадобится. Трехминутные дебаты, гаишник подтверждает ей сказанное, гаишники разъезжаются, арабы исчезают, девушка просит прощения и уговаривает решить все дело неправильным расположением транспортных средств на проезжей части и обойтись полторашкой штрафа. Естественно, вину целиком и полностью признает. При этом стою вспоминаю, как она скакала вокруг машины и доказывала какой я дебил и что правил не знаю…
    Через 5 минут сидит и удивляется, мол, а на ПЛК тоже одна полоса в каждом направлении? Мы с гаишником — да! Она — так там все едут в два ряда. Мы — нарушают… Полное ощущение, что у нее в глазах резко мир перевернулся… Фото ПЛК

    Полный размер

    Так вот к чему все это… Господа, если посредине есть полоса разметки, разделяющая потоки, а больше никаких разделительных нет — значит несмотря на ширину имеется только по одной полосе в каждую сторону.
    Насколько помню, ширина полосы должна быть не менее 3,7м. Две полосы, соответственно — 7,4. А обычная ширина подобных полос, по крайней мере, у нас в Курсе — 6-6,5м… Получается ОЧЕНЬ широкая 1 полоса, но не две! На такой дороге легко поместятся 2 машины, но это ОДНА полоса!
    И в таком случае уже любая машина, вышедшая на опережение — нарушает правила, ибо в 1 полосе двигаться должен 1 автомобиль, а, соответственно, вышедший на опережение и будет виноват, независимо прижимался ли опережаемый к бордюру, или ехал посредине. Он мог ехать как угодно, сути это не меняет.
    К собственному удивлению. опросив многих знакомых с большим опытом вождения, узнал, что многим сие неведомо…

    www.drive2.ru

    Ликбез. — DRIVE2

    Разберем конфликтную ситуацию на дорогах очень часто возникающую между водителями мотоциклов и водителями автомобилей. Междурядье. К сожалению пробки на дорогах уже вошли в обычный режим движения и чтобы как то сократить время пребывания в них водители мотоциклов используют для движения пространство между рядами автомобилей. Насколько соответствует Правилам движение в междурядье выясним в этом материале.
    Правила и определения для решения вопроса возможности движения между рядов.
    Процитируем пункты ПДД для решения данного вопроса и акцентируем внимание на выделенных фрагментах.

    «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
    Ширина полосы движения не может быть меньше ширины автомобиля.

    9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. …

    Если на проезжей части имеется разметка, определяющая границы полос движения и (или) знаки 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, то количество полос определено. Причем, одинарная сплошная осевая линия 1.1 определяет по одной полосе движения в каждом направлении, двойная сплошная 1.3 — две и более. Этот пункт не определяет ширину полос.

    Две полосы движения определены водителями.

    Четыре полосы определены водителями.

    Две полосы определены разметкой.

    Полосы определены разметкой.

    В соответствии с изменениями ПДД с 12 июля 2017 года дорожная разметка 1.3 (двойная сплошная линия) может применяться в том числе и на двухполосных дорогах с шириной полосы более 3.75 метров.
    9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

    Обращаем внимание на строгое расположение в полосе.

    9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

    Для движения между рядами из этого пункта требуется соблюдать боковой интервал. Не самая удачная формулировка и крайне субъективная.

    Исходя из условия в п.9.7 ПДД движение между рядов возможно в двух случаях, когда полосы движения размечены и когда разметки нет.

    Движение между рядов при размеченных полосах движения

    На первый взгляд сложностей нет, по разметке движение запрещено.

    Движение мотоциклиста по разметке в нарушение п. 9.7 ПДД

    Чтобы нарушения не было, нужно просто съехать с разметки.

    Движение мотоциклиста около разметки в нарушение п. 9.7 ПДД


    Для выполнения требований пункта 9.7 правил достаточно съехать колесом с разметки — это большое заблуждение. Еще раз обращаем внимание на фразу «должно осуществляться строго по обозначенным полосам».

    Транспортное средство по всем габаритам должно двигаться строго в полосе, не наезжая на разметку. Правила дорожного движения, как документ, целью которого является в первую очередь безопасность не может позволять движение, результатом которого может быть столкновение, в том числе и встречное. В противном случае требование п.9.7 теряет практический смысл. Все же понимают, что важен не факт наезда на разметку, а факт угрозы ДТП.

    Движение около разметки с угрозой ДТП


    Для движения по обозначенной полосе должны учитываться все габариты транспортного средства.

    www.drive2.ru

    Полоса движения — это… Что такое Полоса движения?

    
    Полоса движения

    определенный район при осуществлении мирного прохода невоенных иностранных судов через территориальные воды РФ, в пределах которого устанавливается одностороннее движение. Границей полосы движения могут служить естественные препятствия, включая те, которые образуют зону разделения. Ширина П.д., в зависимости от конкретных условий, бывает различной и колеблется от 1 до 3-4 морских миль, но может быть и меньше.

    Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

    • Положение об охране границ СССР 1923 г.
    • Полоса крепления

    Смотреть что такое «Полоса движения» в других словарях:

    • полоса движения — Полоса проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения в один ряд механических транспортных средств, за исключением мотоцикла [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… …   Справочник технического переводчика

    • полоса движения — – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд (из ПДД). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

    • полоса движения — 3.33 полоса движения: Часть проезжей части автодорожного тоннеля, имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств в один ряд. Источник: СП 122.13330.2012: Тоннели железнодорожные и автодорожные 3.10 полоса движения: Часть… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ — полоса проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения в один ряд механических транспортных средств, за исключением мотоцикла (Болгарский язык; Български) ивица за движение; пътна лента (Чешский язык; Čeština) jízdní pruh (Немецкий язык; …   Строительный словарь

    • Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Правила, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 …   Словарь юридических понятий

    • Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в ряд …   Автомобильный словарь

    • ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ — Определенный район моря, в пределах которого установлено одностороннее движение судов. Границей П.Д. могут служить также естественные препятствия, включая те, которые образуют зону разделения движения …   Морской энциклопедический справочник

    • Полоса движения дополнительная — полоса движения, устраиваемая путем уширения проезжей части и используемая как полоса отвода движения на затяжных участках подъемов при смешанном составе транспортного потока, а также как полоса разгона и торможения автомобилей, полоса слияния… …   Строительный словарь

    • Полоса движения проезжей части — Полоса движения любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд… Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.11 …   Официальная терминология

    • Полоса движения судна — полоса движения часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;… Источник: Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003) Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации… …   Официальная терминология


    border.academic.ru

    4.2. Ширина полосы движения

    Для обеспечения удобного и безопасного движения ширина по­лосы проезжей части должна обеспечивать свободный разъезд со встречными автомобилями или опережение попутных автомобилей. Требование к ширине полосы движения на двухполосных и много­полосных проезжих частях неодинаковы.

    На улицах и дорогах с двумя полосами движения водитель дол­жен так располагать свой автомобиль на проезжей части, чтобы был обеспечен достаточный зазор у до кромки проезжей части, исклю­чающий съезд автомобиля на обочину или удар о бортовой камень и выдержан зазор х до границы полосы движения. Это позволит обес­печить зазор безопасности до встречного автомобиля, а при много­полосном движении — зазор D (рис. 4.7).

    Помимо того, что эти зазоры обеспечивают психологическую уверенность водителя в безопасности движения, они позволяют ком­пенсировать боковые перемещения автомобиля, вызванные неров­ностями проезжей части, аэродинамическими силами. С ростом ско­рости движения необходимые зазоры увеличиваются.

    Зазоры х и у для двухполосной проезжей части рассчитывают по эмпирическим формулам. Наибольшее распространение получила формула, представляющая линейную зависимость зазоров от скоро­сти движения:;. Если по кромке проез­жей части установлен бортовой камень, зазор у увеличивают. Это увеличение тем больше, чем выше бортовой камень. При высоте камня до 0,20 м зазор у в среднем увеличивают на 1,5—2,5 высоты камня, т. е. на 0,3—0,5 м. При высоте бортового камня 0,25 м и более зазор у рекомендуется рассчитывать по формуле, установленной исследованиями на московских магистральных улицах и транспорт­ных развязках:

    (4.1)

    Если правая полоса примыкает к тротуару, то близость пешехо­дов заставляет водителей увеличивать зазор у и тем больше, чем выше интенсивность пешеходного движения. Влияние пешеходов на зазор у можно устранить дорожными ограждениями. Для городских улиц к зазору от колеса автомобиля до бортового камня (), отде­ляющего тротуар от проезжей части, добавляют не менее 0,5 м. При установке пешеходных ограждений увеличение зазора , рассчи­танного для крайней правой полосы движения по формуле (4.1), не требуется.

    Ширина полосы движения с учетом х и у

    где А — ширина кузова автомобиля, м.

    Расчетная ширина кузова принимается: для легкового автомоби­ля 1,8 м, для грузового автомобиля и автобуса по 2,5 м; для троллей­буса 2,7 м.

    69

    Ширину полосы движения многополосной проезжей части следует рассчитывать по иной схеме. Водитель, находясь на многополосной проезжей части на внутренних полосах, вынужден соблюдать ряд­ность движения, не выходить за пределы полосы движения и выдер­живать безопасные зазоры до попутных автомобилей, движущихся справа и слева (рис. 4.8). Более сложно водителю контролировать зазор справа (), чем слева (). Поэтому при движении в транс­портном потоке водители при опережении транспортных средств, движущихся по соседним полосам, выдерживают правые зазоры значительно большими, чем левые (рис. 4.9). Скорость транспортных потоков на городских магистралях изменяется в относительно узких пределах: 40—80 км/ч. Как показывают наблюдения, в этом интер­вале связь скорости движения с зазорамиине обнаруживается. С учетом этого ширину полосы движения целесообразно назначать исходя из условий безопасности и обеспечения комфортабельности движения и психологической уверенности водителя.

    70

    Зазор безопасности между автомобилями (сумма зазораод­ного автомобиля идругого) зависит от типа автомобиля. Наибо­лее чувствительным к изменению состава потока является легковой автомобиль (рис. 4.10). Наибольшее влияние на расположение авто-

    мобилей на соседних полосах ока­зывают грузовые автомобили осо­бо большой грузоподъемности. Это особенно важно учитывать на городских магистралях со смешан­ным движением. При проектирова­нии улиц необходимо принимать и определенную схему организации движения, допускающую движе­ние грузовых автомобилей либо по специальным внеуличным доро­гам, либо по специальным полосам магистральных улиц. В последнем случае необходимо выбрать для каждой полосы проезжей части расчетный автомобиль.

    Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что относительная аварийность на улицах с многополосной проез­жей частью зависит от ширины полосы движения, числа полос и со- става движения. Узкая проезжая часть увеличивает опасность столкновений автомобилей, излишне широкая приводит к дезорга­низации, нарушению рядности движения и столкновению автомоби-.лей во время маневров смен полос движения. Для транспортного потока, состоящего из легковых автомобилей, наименьшая аварий­ность наблюдается при ширине полос движения (3,2 + 0,2) м, для потока грузовых автомобилей (3,7 + 0,3) м.

    Изучение напряженности ра­боты водителей на городских маги­стралях показало, что водитель начинает ощущать дискомфорт при движении по полосе проезжей части с шириною менее 3,5 м, когда становится трудным выдержать необходимый зазор 2D (рис. 4.11). Зазор 2D считается достаточным, если вызываемая им напряжен­ность водителя не выходит за оптимальные пределы (незаштри-хованная область II на рис. 4.11). Здзор 2D, при котором кривая напряженности водителя пересе­кается с верхней границей опти­мальной напряженности, является минимально допустимым и прини­мается в качестве расчетного.

    Ширина полосы движения дол­жна быть достаточной как мини-

    71

    мум при смещении автомобиля к левой границе полосы для создания зазора 2D, при котором обеспечивается безопасность и комфорта­бельность движения. Это положение и определяет расчетную схему выбора ширины внутренней полосы движения многополосной проез­жей части (рис. 4.12). С учетом того, что

    где 2D — расчетный зазор между автомобилями.

    Расчетное значение зазоров между автомобилями 2D для вну­тренних полос движения на многополосной проезжей части прини­мают в зависимости от расчетной пары автомобилей следую­щими, м:

    Для скоростей движения (60±10) км/ч на внутренних полосах многополосных городских магистралей достаточная ширина для движения легковых автомобилей 3,0 м, для грузовых автомобилей 3,5 м. При скоростях движения менее 50 км/ч в стесненных условиях центральных и заповедных районов крупных городов для легковых автомобилей можно допустить ширину полосы 2,8 м. В западно-евро­пейских городах в таких условиях допускается уменьшение ширины полосы до 2,75 м.

    Ширину правой крайней полосы многополосной проезжей части принимают в зависимости от схемы организации движения. Воз­можны три случая: остановки и стоянки автолюбителей на правой крайней полосе отсутствуют; остановки стоянки автомобилей разре­шены, имеются остановки общественного пассажирского транспорта.

    Для первой схемы ширину полосы движения определяют с уче­том обеспечения достаточных. Зазоропределяют по фор­муле (4.3) с учетом высоты бортового камня, апринимают равным половине 2D при расчетных грузовых автомобилях. Полная ширина такой полосы. При расчетной ширине грузового автомобиля или автобуса 2,5 м, ширина правой крайней полосы дви­жения должна быть не менее 4,2 м. Эта ширина может быть умень­шена на 0,5 м при устройстве пешеходного ограждения по всей дли­не, где имеется пешеходное движение.

    Вторая расчетная схема предполагает совместную работу полосы для движения и стояночной полосы. Ширину стояночных полос при продольной расстановке транспортных средств принимают для легковых автомобилей 3,0 м, грузовых 3,0—3,2 м, автобусов 3,5 м. Расчетное положение транспортного средства на стояночной поло­се — не менее 0,5 м от границы полосы.

    Зазор безопасности при проезде мимо стоящего автомобиля (d) в 1,5—2,0 раза больше, чем зазор 2D между попутно движущимися

    72

    автомобилями. По данным исследований, проведенных НИиПИ Генплана г. Москвы

    (4.2)

    Необходимая суммарная ширина полосы движения

    (4.3) где — ширина полосы для стоянки.

    Для городских магистральных улиц с расчетной скоростью орга­низации движения (60 ±10) км/ч суммарная ширина этих полос в зависимости от ширины расчетного автомобиля должна быть 6,5— 7,0 м.

    Третья расчетная схема требует увеличения ширины стояночной полосы, поскольку на ней могут находиться не только автобусы, но и пешеходы. Кроме этого, для предотвращения наездов на пешехо­дов следует предусматривать снижение скорости движения по край­ней правой полосе. Суммарную ширину этих двух полос можно определить по формуле (4.3).

    Третья расчетная схема для городских многополосных улиц очень нерациональна. Общественный пассажирский транспорт лучше вы­вести на боковые проезды, высвободив крайнюю правую полосу для непрерывного движения. При отсутствии боковых проездов повысить безопасность движения и эффективность использования всей про­езжей части можно за счет устройства специальных уширений для остановок общественного пассажирского транспорта.

    Ширина крайней левой полосы, примыкающей к разделительной полосе магистральной улицы или к левому тротуару на улицах с од­носторонним движением, должна обеспечивать безопасное расстоя­ние между колесом и бортовым камнем и зазор 2D/2 до границы полосы с учетом типа автомобиля, движущегося по соседней полосе.

    В городских условиях при скоростях движения, характерных для крайни* левых полос многополосной проезжей части, зазор ул мало зависит от скорости движения автомобилей. Более существен­ное влияние оказывают высота бортового камня, а при расположе­нии слева тротуара или бульвара — пешеходы. Зазорв зависи­мости от планировки следующий, м:

    Зазор до правой границы полосы 2D/2 зависит от типа автомоби­лей, движущихся по соседней полосе. Если расчетное движение по этой полосе легковое, 2D = 0,9 м, если грузовое 2D = 1,15.

    Исследования показывают, что на улицах с многополосной про-езжей частью крайняя левая полоса шириною 3,5 м, расположенная

    73

    у тротуара с пешеходным ограждением, обеспечивает работу води­телей с напряженностью не выше оптимальной. При расположении этой полосы проезжей части у разделительной полосы ширина поло­сы движения 3,5 м обеспечивает удобство и безопасность при скоро­сти движения до 80 км/ч.

    4.3. ШИРИНА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

    Ширина проезжей части улиц должна обеспечивать транспорт­ные потоки расчетной интенсивности. Необходимое число полос движения рассчитывают с учетом пропускной способности одной полосы при выбранной схеме организации движения и интенсивно­сти приведенного транспортного потока. В качестве приведенного автомобиля в потоке принимают легковой автомобиль. Коэффици­енты приведения реальных автомобилей к приведенным выбирают с учетом грузоподъемности автомобилей.

    Значения коэффициентов многополосности () следует прини­мать с учетом ожидаемого числа смен полос движения. Значения , приведенные в подразд. 3.2, соответствуют числу смен на внутрен­них полосах движения 20—25 %. При меньшем количестве таких маневров коэффициентдля внутренних полос увеличивается на 10—15 %. Необходимое число полос движения

    (4.4)

    где — приведенная интенсивность движения всего транспортного потока, движущегося по улице, авт./ч; zp — расчетный уровень загрузки улицы движением; N — расчетная пропускная способность одной полосы движения с учетом организа­ции и условий движения на улице, авт./ч; — коэффициент многополосности, учи­тывающий снижение пропускной способности многополосной проезжей части.

    Ширина проезжей части складывается из ширин отдельных по­лос движения, каждая из которых предназначена для пропуска транспортного потока определенного состава. Трудность расчета ширины проезжей части городской улицы заключается в том, что не всегда можно установить заранее расчетный тип автомобиля для каждой полосы проезжей части: схема организации движения при эксплуатации улицы может меняться неоднократно.

    Расчетные автомобили для крайних полос устанавливают в со­ответствии с Правилами дорожного движения: для крайней левой полосы — легковой; для крайней правой — грузовой автомобиль или автобус. Расчетный автомобиль для внутренних полос выбирают в зависимости от состава ожидаемого по ним движения. Рекомен­дуемые расчетные автомобили, ширина полос и всей проезжей части городской магистральной улицы, рассчитанные по формулам (4.2) — (4.4), приведены в табл. 4.1 и 4.2.

    В зависимости от состава и интенсивности движения требуемая ширина четырехполосной проезжей части улицы изменяется в преде-

    74

    лах 14… 15 м. Надежность расчета ширины проезжей части будет определяться надежностью прогноза интенсивности и состава движе­ния. При отсутствии данных о составе будущего движения при про­ектировании улицы принимают ширину всех полос движения оди­наковой (табл. 4.3). Это означает, что в качестве расчетного для всех полос движения принимают грузовой автомобиль. Такой под­ход позволяет исключить при эксплуатации улиц ситуации недоста­точности ширины проезжей части, но в большинстве случаев приво­дит к перерасходованию средств при строительстве и содержании улиц.

    Проезжие части улиц, ширину которых принимают согласно данным табл. 4.3, рекомендуется разделять разметкой на полосы движения в соответствии с интенсивностью и составом потока (см. табл. 4.2). Высвобождающуюся при этом ширину проезжей части рекомендуется добавлять к правой крайней полосе, по которой дви­жется общественный пассажирский транспорт.

    75

    При назначении ширины проезжей части решают задачу не только пропуска транспортного потока расчетной интенсивности

    движения, но и разделения его по составу и обеспечения движения пассажирского транспорта. Из этих условий для магистральных улиц число полос движения в одном направлении должно быть не менее двух. Движение по одной полосе в каждом направлении до­пускается лишь для улиц и городских дорог местного значения без постоянной интенсивности движения.

    Для обеспечения движения внутри жилых кварталов и подъезда к домам в зоне многоэтажной застройки предусматриваются проез­ды шириной не менее 5,5 м с тротуаром шириной 1,5 м. Расстояния между въездами на территории микрорайонов и кварталов должны быть обеспечены на расстояниях 180—300 м. С двух сторон жилых зданий высотой девять этажей и более и общественных зданий высо­той пять этажей и более необходимо предусматривать проезды (ши­риной не менее 3,5 м) или полосы (шириной 6 м), пригодные для движения пожарных машин. На таких проездах необходимо преду­сматривать дорожную одежду. Ширину проездов вдоль зданий высо­той более десяти этажей следует принимать не менее 4,2 м.

    При расчете ширины многополосной проезжей части магистраль­ных улиц следует принимать во внимание схему организации дви­жения и возможное распределение типов автомобилей по полосам. Транспортный поток желательно распределить по ширине проезжей части так, чтобы по каждой полосе движение было однородным по составу. Целесообразно крайнюю правую полосу отвести для дви­жения общественного транспорта и грузовых автомобилей. При ин­тенсивности движения автобусов и троллейбусов более 150 маш./ч эту полосу можно выделить только для движения общественного

    76

    транспорта, а для остановок следует предусмотреть специальные площадки с переходно-скоростными полосами.

    Внутренние полосы в зависимости от интенсивности движения грузовых автомобилей могут быть загружены грузовым или смешан­ным движением. В этом случае расчетными автомобилями для опре­деления ширины этих полос будут грузовые автомобили. Четвертая, пятая, а при необходимости и шестая полоса, считая от тротуара, должны быть ориентированы на пропуск легковых автомобилей. Исключение составляют участки улиц, где крайние левые полосы используются для организации левоповоротного движения. На та­ких участках для всех полос движения расчетным является грузовой автомобиль.

    Число полос движения, ширина каждой из них и общая ширина проезжей части магистральной улицы и городских дорог грузового движения могут отличаться от нормативов действующих строитель­ных норм и правил. Обоснованием такого отличия являются расчеты необходимого числа полос движения с учетом возможной пропускной способности полосы и ширины проезжей части с учетом состава движения.

    studfile.net

  • Похожие записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *