Ограниченная видимость это: Уточнить понятия «ограниченная видимость» и «конец подъема» в Правилах дорожного движения

Содержание

Чем ограниченная видимость отличается от недостаточной видимости? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Правила дорожного движения (ПДД) содержат определения условий недостаточной видимости и условий ограниченной видимости. Согласно ПДД, недостаточная видимость — это результат ограниченного освещения на дороге, вызванный природными явлениями, а ограниченная видимость — это ограничение обзора природным рельефом местности или временными препятствиями.

К постоянным препятствиям можно отнести:

  • горы;
  • холмы;
  • постройки;
  • извилистые повороты.

К временным:

  • остановившиеся транспортные средства;
  • ремонтные работы;
  • прочие препятствия.

Природный рельеф создает ограниченную видимость водителю и днем, и ночью, и в сумерки, и в дождь, снег или туман, а случайные загораживающие препятствия ограничивают видимость лишь на определенный промежуток времени.

Условия недостаточной видимости предполагают наличие временных природных явлений в виде дождя, снега, тумана, сумеречное время, которые в определенной степени мешают видеть ситуацию на дороге. Недостаточной видимостью считается видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Как правильно двигаться в данных условиях?

В ПДД нет никаких особых требований относительно вождения в подобных условиях. Единственное, что требуется от водителя — выбирать скоростной режим с учетом дорожной обстановки и качества покрытия.

Также нужно включать внешние световые приборы, исходя из обстоятельств:

  • ближний свет — в условиях города, вне города во избежание ослепления водителей встречных ТС, на подъеме;
  • дальний свет — вне города при условии, что вы не идете на обгон или по встречной нет транспорта на расстоянии 150-200 метров;
  • противотуманные фары — снег, туман, дождь, их включают совместно с ближним светом.

Кроме того, необходимо оставить включенными задние противотуманные фары, а если совершаете вынужденную остановку, то габариты тоже должны гореть.

На какой скорости нужно двигаться в условиях недостаточной видимости?

Скорость не должна превышать половины видимости в метрах. То есть, если дорога в условиях тумана просматривается на 20 метров, то двигаться нужно не быстрее 10-ти метров в секунду или 36-40 км/час. В любом случае водитель обязан учитывать длину тормозного пути, которая будет увеличиваться на скользкой, мокрой или заснеженной трассе.

Огромное значение имеет соблюдение дистанции. Не стоит слишком близко приближаться к впереди идущим транспортным средствам.

При движении в солнечную погоду по сухому дорожному покрытию, т. е. в идеальных условиях, водители могут осуществлять движение со скоростью, разрешенной правилами дорожного движения применительно к участку дороги.

Смотрите также:

Что означает термин ограниченная и недостаточная видимость в ПДД?

Многие автолюбители путают термины недостаточной и ограниченной видимости. Как управлять авто в такой ситуации и правильно выбрать скоростной режим? Данная статья расставит все точки над «i» в вопросе видимости на дороге.

Недостаточная видимость: описание

Опытные водители не раз сталкивались с условиями при которых «ни зги не видно». Такие условия как дождь, туман, пурга, сумерки, дым, слепящее солнце способствуют невозможности различать объекты на расстоянии не более 300 метров. Расстояние определяется «на глаз», либо с помощью ориентиров.

Как определить недостаточность обзора? Если водитель не различает цвет, форму впереди идущего ТС, либо не видит пешехода или другой объект, то видимость считается недостаточной. Во всех случаях настоятельно рекомендуется снизить скорость передвижения и включить «аварийку», чтобы избежать ДТП.

Внимание! К недостаточной видимости можно отнести темное время суток, так как дальность обзора зависит от световых приборов ТС.

Ограниченная видимость: определение и общая информация

Термин “Ограниченная видимость” означает объект или особенность дорожного полотна, ограничивающий видимый обзор до 100 метров. Под объектом подразумеваются габаритные машины, деревья, здания.

К особенностям зоны ограниченной видимости относятся подъемы, затяжные повороты или извилистые участки дорожного полотна.

Важно знать! Категорически запрещается совершать обгон, разворот, стоянку или остановку на отрезке пути с ограниченной дальностью обзора. Такие манёвры могут подвергнуть опасности как вас, так и других водителей.

Недостаточная и ограниченная видимость в ПДД

Эта часть статьи для тех, кто намерен сдавать экзамены на получение водительского удостоверения. Положения взяты из правил дорожного движения Российской Федерации.

  • Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
  • Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или транспортными средствами.

Каким должно быть движение при ограниченной и недостаточной видимости

 Ограниченная видимостьНедостаточная видимость
СкоростьПо ситуации35-40 км/ч
Дистанция100-200 м300-400 м
Световые приборыДневные ходовые огниближний свет, противотуманные фары

Данные ограничения не являются строгими и не прописаны в правилах ПДД. Исключение — световые приборы.

Внимание! При недостаточной видимости стоит снизить скорость до безопасной. Всегда учитывайте длину тормозного пути и не приближайтесь чрезмерно близко к впереди идущему автомобилю.

Общие рекомендации

Рассмотрим несколько рекомендаций в той или иной ситуации на дороге.

Дождь

Вода снижает сцепление колес с дорогой, что приводит к ухудшению управляемости и увеличению тормозного пути. На асфальтированном покрытии опасно аквапланирование. Бывалые автомобилисты отмечают, что машины, идущие на обгон или едущие навстречу, выбрасывают поток воды с грязью. Это приводит к сильному загрязнению лобового стекла и полному ослеплению. Не стоит паниковать! Уберите ногу с педали газа и немедленно включите «дворники» в быстром темпе. Никогда не бейте по тормозам, используйте двигатель. Следующий случай — сильный ливень. Стеклоочиститель не успевает «протирать» лобовое стекло и видимость почти нулевая. Стоит сбросить скорость, а лучше остановиться, пока дождь не утихнет.

Туман

Затруднение в ориентировании, обман зрения и уменьшение дальности обзора — последствия тумана. Во многих случаях искажается расстояние и скорость ТС. Более того, туман сильно воздействует на психику человека. Низкая дальность обзора, неожиданные повороты и встречные машины заставляют водителя нервничать и принимать неверные решения.

Потеря концентрации и усталость глаз снижают реакцию автомобилиста. При тумане рекомендуется снижать скорость до половины дальности обзора. Пример: видимость 40 м, скорость должна составлять 20 км/ч. Двигайтесь с ближним светом и «противотуманками», они лучше освещают дорожное полотно, чем дальний свет.

Вот несколько советов по передвижению в тумане:

  1.  Будьте готовы к остановке в пределах видимого участка пути.
  2. Разъезд со встречным автомобилем при дальнем свете проводится без переключения.
  3. Включйте задние «противотуманки».
  4. Используйте «дворники».
  5. Если окна запотевают, следует включить обогрев.
  6. Чтобы разглядеть дорогу в очень густом тумане, высуньте голову из окна.
  7. Не используйте фонари впереди идущего авто в качестве ориентира.
  8. Ни в коем случае не совершайте обгон.

Сумерки

Самое коварное время суток. Глаза человека не могут различать объекты и расстояние до них. Нередко случается обман зрения. Водителю кажется, что перед ним препятствие, но на самом деле его нет. В сумерках рекомендуется включать дальний свет фар. Он не сильно повлияет на дальность обзора, но поможет увидеть неожиданно возникшее препятствие. Совет: двигайтесь с такой скоростью, при которой вы немедленно сможете среагировать остановкой или объездом.

Слепящее солнце

Ранним утром, когда солнце взошло над горизонтом, водители сталкиваются с ослеплением. Козырек не помогает, а очки чересчур затемняют неосвещенные участи дороги. Зрачки сужаются, и автомобили кажутся черными силуэтами, а пешеходов вовсе не видно. При таком освещении, проезжая тень, зрачки не успевают приспособиться, и водитель внезапно перестает видеть в течение пары секунд.

Двигаясь в противоположную сторону от солнца, трудно разглядеть сигналы светофора, фонари ТС. В данном случае тень вашей машины должна падать на автомобиль, идущий впереди. Если же солнце светит сбоку, то используйте козырек, развернув его на бок.

Полировка фар своими руками в домашних условиях: самые эффективные способы.

Чем отличается ОСАГО от КАСКО: преимущества и недостатки каждого полиса читайте в этом обзоре.

За какие правонарушения происходит лишение водительских прав и на сколько: https://avto-femida.ru/prava/driving-licence/lishenie-voditelskih-prav.html

Как такие места обозначены

При недостаточной видимости используют специальные светоотражающие элементы. Но в ПДД нет специализированных знаков для участков дороги с ограниченной и недостаточной видимостью.
Будьте осторожны на дороге и всегда оставайтесь бдительны! Безопасность превыше всего.


Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления
по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте,
Одноклассниках, Твиттере или Google Plus.
Получайте обновления прямо на электронную почту:  Расскажите друзьям! Поделитесь статьей
своим френдам в любимой социальной сети
с помощью кнопок на панели.

Память и термины «ограниченная видимость» и «недостаточная видимость»

Учу ПДД, решаю билеты. Обратил внимание что каждый раз очень долго соображаю что означают термины «ограниченная видимость» и «недостаточная видимость». И в чем между ними разница.

«Ограниченная видимость» — это когда что-то мешает. Например, ты не видишь что происходит за поворотом.

«Недостаточная видимость» — плохо видно из-за погодных условий.

Вот я совершенно не могу воспринимать эти термины. Я не могу сходу понять что означает каждый из них. Мне нужно взять термин «ограниченная видимость», подумать, вспомнить что это произошло от слова «ограничено», понять что это слово не относится к погоде, а просто что-то мешает. И каждый раз когда я встречаю эти термины мне приходится проделывать такой алгоритм у себя в голове чтобы понять что же все-таки означает эти слова.

Мне очень интересно, это особенности моей памяти, или у других людей есть такие же проблемы.

Мне стало интересно как звучат эти термины в американских правилах дорожного движения. Я нашел PDF с правилами дорожного движения в Иллинойсе. Очень интересный документ, целиком я его не прочитал, но посмотрел как по-английски называются эти термины. Ответ — таких терминов в правилах дорожного движения в штате Иллинойс нет. Там есть отдельные разделы как нужно действовать во время тумана, дождя, сильного ветра и каких правил нужно придерживаться во время вождения зимой. Я в восторге. Насколько же проще понимать правила, когда тебе четко говорится что нужно делать в разных ситуациях, а не вводят новые термины, которые все усложняют.

Ну и для полноты картины, привожу официальные определения этих терминов.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Иван Бессарабов
[email protected]

4 апреля 2013

О смысле и применении понятия «ограниченная видимость» в ПДД РФ — Эксперт user69672 — Статьи

В Правилах дорожного движения (ПДД РФ) с незапамятных времен существует понятие «ограниченная видимость», определяемое следующим образом:
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. С момента внесения этого понятия в список определений формулировка несколько раз уточнялась, однако ее смысл остался без изменения. Все вроде бы точно и логично, пока речь идет о «дороге вообще» в рамках обычного разговора. Если требуется определить, применимо ли это понятие к видимости на конкретном
участке дороги, с конкретной его точки — нередко возникают неустранимые противоречия.

Допустим, перед нами прямая дорога через совершенно плоскую равнину, и вся она отлично просматривается до самого горизонта. Значит ли это, что видимость на этой дороге не ограничена? Увы, нет — видимость ограничена той самой линией горизонта, иначе говоря — «рельефом местности, геометрическими параметрами дороги».

То есть, при буквальном истолковании определения получается, что дорог, на которых видимость не ограничена, не существует. В каждом конкретном случае требуются какие-то дополнительные данные, чтобы применить определение к участку дороги. Иначе говоря, в определении отсутствуют

количественные показатели.
В ПДД РФ и российской правовой практике понятие ограниченной видимости применяется почти исключительно в контексте п. 11.4 ПДД РФ, которая запрещает обгон, в частности,
«в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью». За нарушение этого запрета водители привлекаются к административной ответственности по ст. 12.15 КОАП РФ.

Таким образом, если водитель намеревается совершить обгон, и дорожные знаки/разметка этого не запрещают, ему необходимо

самостоятельно определить, находится ли его автомобиль «в конце подъема», и является ли видимость на данном участке дороги «ограниченной» в том смысле, в каком ее понимают ПДД РФ. Есть ли у водителя возможность это сделать однозначно и уверенно?

Приходится признать, что такой возможности у водителя нет. Как было показано выше, по смыслу примененной в ПДД формулировки получается, что видимость ограничена на любой дороге, а количественных показателей определение не содержит. Понятие «конец подъема» в ПДД РФ не определено, поэтому о том, в какой точке подъема начинается его «конец», тоже можно судить лишь интуитивно.

Разумеется, в большинстве случаев большинство водителей интуитивно и на основании опыта сойдется в том, что вот на этом участке обгон совершать определенно можно, а вон на том — определенно не стоит.

Однако, интуитивные суждения неприменимы в рамках административного производства, где требуются однозначные формулировки.

Если инспектор ГАИ счел водителя нарушившим ПДД и возбудил дело об административном правонарушении, водитель не имеет возможности оспорить это обвинение юридически грамотно, на основании объективных норм закона. Ему остается апеллировать лишь к субъективным категориям — например, настаивая на том, что он видел дорогу «на достаточном расстоянии», а расстояние до вершины подъема было «достаточно велико». Или, как вариант, вообще отрицать сам факт обгона, если он не зафиксирован на фото- или видеозаписи.

Здесь, к сожалению, начинает работать печально известный «принцип НОНД» («нет основания не доверять»), широко используемый в российских судах, который сводится к тому, что любой инспектор ГАИ имеет специальное образование и является должностным лицом — то есть, по отношению к водителю выступает кем-то вроде специалиста, по определению грамотного и беспристрастного. Поэтому, если инспектор написал в протоколе, что обгон был совершен «в конце подъема, на участке с ограниченной видимостью», и дорожные условия хотя бы в общих чертах этому соответствуют (подъем существует, и автомобиль находился где-то в его пределах) — у водителя практически нет шансов доказать свою невиновность.

Между тем, вопрос о правомерности обгона в «сомнительных» местах очень давно и исчерпывающим образом разрешен в государственных стандартах, регламентирующих применение дорожных знаков и разметки. Сейчас действует ГОСТ Р 52289-2004.

В п. 6.2.3 приведены условия, требующие применения разметки 1.1 (одинарная сплошная линия). В частности, такая разметка должна применяться «на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а)». П. 5.4.21 вводит те же условия для знаков запрета обгона 5.20 и 5.22.

На рисунке В.6 приведены наглядные примеры участков дорог, на которых зоны видимости встречного автомобиля перекрываются (а) или не перекрываются (б). В таблице 3 приведены различные скорости движения и соответствующие им минимальные расстояния видимости встречного автомобиля, при которых обеспечивается безопасность движения. Например, скорости 90 км/ч соответствует расстояние 300 м.

Таким образом, нормативные документы содержат все необходимые сведения, позволяющие дать однозначный ответ о том, является ли видимость на конкретном участке дороги «ограниченной» (необеспеченной), или нет.

Проблема лишь в том, что ГОСТ Р 52289-2004 является руководящим документом исключительно для дорожных служб. По закону, на каждом участке каждой дороги, где не обеспечена видимость, должны быть установлены дорожные знаки и нанесена разметка. Если все эти требования выполнены, водителю нет нужды самостоятельно оценивать расстояние видимости — ему достаточно лишь руководствоваться знаками и разметкой.

Почему же тогда из ПДД до сих пор не исключены определения, допускающие неоднозначное толкование и регулярно приводящие к судебным спорам? Потому, что у собственники дорог не спешат оборудовать все дороги техническими средствами регулирования. Чиновникам эта ситуация выгодна: расплывчатость формулировок позволяет легко фабриковать ложные обвинения, штрафы за нарушение ПДД РФ по ст. 12.15 КОАП РФ достаточно велики, что помогает в наполнении бюджета, а возможность лишения права управления позволяет сотрудникам ГАИ вымогать у водителей взятки.

Какой выход можно предложить в данной ситуации? Мне видится три варианта:

· Добавить в определение ограниченной видимости количественные показатели, изложенные в ГОСТ Р 52289-2004.
· Исключить из п. 11.4 ПДД РФ последний абзац о запрете обгона в конце подъема и т.п., подразумевая, что во всех подобных местах должны применяться технические средства регулирования (знаки и разметка), за отсутствие которых должны нести ответственность собственники дорог.
· Ничего не менять в ПДД РФ, но принять закон, обязывающий суды исследовать фактические обстоятельства каждого дела по ст. 12.15 КОАП РФ с учетом положений ГОСТ Р 52289-2004.

Первый вариант вряд ли реализуем на практике, ибо перегружает водителя количественными данными, которые необходимо помнить, и обязывает достаточно точно оценивать сравнительно большие расстояния. Практическая его ценность невелика, поэтому он приведен больше «для порядка».

Второй вариант идеален при стопроцентном покрытии дорог техническими средствами, на что в масштабах страны не приходится рассчитывать еще много лет. Без этого исключать из ПДД требования безопасности было бы неразумно.

Третий вариант подразумевает, что водитель продолжает оценивать обстановку субъективно, но при рассмотрении дела об АП суд в каждом случае обязан оценивать объективные обстоятельства. Например, если инспектор ГАИ не указал в протоколе конкретное место, в котором был совершен обгон, и скорость, с которой двигался автомобиль, производство должно подлежать безусловному прекращению на основании отсутствия события правонарушения. Если эти сведения указаны в протоколе — суд должен проверить их достоверность, и соотнести с положениями ГОСТ Р 52289-2004.

Какие еще варианты можно предложить для решения проблемы?

По этому вопросу я создал инициативу 54Ф28224 на сайте «Российская общественная инициатива».


Ограниченная видимость при езде на мотоцикле в городе

Мы привыкли к тому, что тема ограниченной видимости осознанно всплывает разве что в теоретической части экзамена ПДД — традиционно в различии между ограниченной и недостаточной видимостью. В обычной жизни мы не придаем этому особого значения, ну не видно и не видно, что ж поделать? Поговорим, в чем опасность ограниченной видимости, что это такое и что с этим делать?

Что такое ограниченная видимость?

Открываем правила ПДД, читаем. Ограниченной видимостью считается любое усекновение видимости, созданное физическими препятствиями, постоянными (рельеф, геометрия дороги, дома, выезды из дворов, туннелей) или временными, остановившимся крупногабаритным транспортом, например.

Так или иначе в правилах говорится, что ограниченная видимость зависит в первую очередь от объектов, которые не дают качественного обзора и того, кто этот обзор пытается получить в радиусе 100-150м. Мы, как водители, просто констатируем факт, что некий объект N перекрывает обзор проезжей части и не реагируем на ситуацию с осознанием «вот я въехал в зону ограниченной видимости, буду внимательнее и сброшу скорость», хотя зону недостаточной видимости мы осознаем всецело: въехали в туман, дождь, сумерки. Из-за этого ситуация банально недооценивается.

В чем опасность зоны с ограниченной видимостью?

Я бы не трогала подобную тему, если бы не страшные и порой просто глупые аварии. Буквально на днях в моем городе водитель на старом «джиксере» сбил насмерть ребенка. Он видел людей, выходивших на «зебру», видел машину, пропускающую пешеходов впереди себя. Мотоциклист решил, что байк быстрее и он пролетит пешеходный переход еще до того, как люди дойдут до пропускающего авто по правую сторону полосы (сам «джиксер» ехал по левому краю той же самой полосы). Мотоциклист не видел, что перед машиной уже бежала шестилетняя девочка. Кузов закрывал ему обзор.

Огромное количество аварий происходит по вине ограниченной видимости, когда другой автомобиль закрывает радиус обзора, когда не видят вас или не видите вы. ДТП как в дне сурка — повторятся по шаблону, на перекрестках сносят мотоциклистов, которые выезжают прямо из междурядья, а автомобиль заканчивает маневр на поворот и не предполагает, что за другой машиной мчит мотоцикл. Его обзор ограничен. Как и ваш.

Выезды со дворов — очередная Нарния на улицах города. Как часто обзор закрывают строения или арки?

Ограниченная видимость на крутых изгибах дорог выливается в столкновения, когда кто-то из участников выбрал траекторию, слишком близкую к центру поворота. Классика: авария на повороте с крупногабаритным транспортом. Мотоцикл заворачивает, а на встречу фура, кабина которой поворот проходит гладко, а прицеп – нет. Прицеп, к слову, на крутых поворотах еще и сносит на мокром асфальте, отклоняет при боковом ветре от первоначальной траектории, переставляя его на соседнюю полосу. При большой скорости поворота прицеп вовсе начинает двигаться по диагонали, особенно заметно у действительно длинных прицепов и автопоездов. И вот при крутом повороте вы друг друга не ожидали увидеть, хотя оба знали, что поворот ограничивает видимость, что приравнивается открытию ящика Пандоры. 

Подытожим:

  • Из-за ограниченной видимости нет правильной оценки дорожной ситуации.
  • Вы можете не увидеть пешеходов или другой транспорт.
  • Другие участники движения могут не знать о вашем присутствии, так как вы находитесь в зоне ограниченной видимости/слепой зоне.
  • Вы рискуете попасть в аварию из-за состояния дороги после слепой зоны, недостатка времени и места для реакции на ситуацию.
  • Если вы оставили свой транспорт на месте с ограниченной видимостью, в него могут врезаться другие участники дорожного движения.

Не забывайте проверять, не мешает ли ваш мотоцикл другим участникам дорожного движения. 

Что делать в условиях ограниченной видимости?

  • Снизить скорость до минимально разрешенной.
  • Разрывать дистанцию.
  • Уменьшить количество маневров, не уходить на обгон или разворот.
  • Не оставлять транспорт на стоянку и не делать остановок в зоне ограниченной видимости.

Как говорил профессор Преображенский: разруха она в головах. Решение проблем в них же. Если вы знаете, что место ограничено по визуальному обзору, то зачем маневрировать там лишний раз? Правила ПДД запрещают обгоны и развороты в местах, где видимость менее 100м. Верхняя точка подъемов так же считается территорией с ограниченной видимостью. 

Снижение скорости и увеличение дистанции, боковых интервалов рекомендуется как запасная подушка для критической ситуации. Спасательный зазор на непредвиденный случай. Глупые аварии, когда вместо того, чтобы остановиться или сбросить скорость, мотоциклист решает проскочить, не думая, что его могут не видеть или он просчитывает уравнение с неизвестными участниками, которые скрываются в слепой зоне. 

Разрыв бокового интервала и дистанции может спасти мотоциклиста. Как часто при езде в междурядье вы поворачиваете по внутреннему радиусу, а параллельно с вами подозрительно близко заворачивает автомобиль? Он закрывает вас, вы не видите других машин и пешеходов за ним, вы частично оказываетесь в слепой зоне у него же и кто-то в эту рулетку обязательно проигрывает хотя бы раз. Никогда не совершайте параллельного поворота вместе с другим транспортом в потоке, находясь во внутреннем радиусе, особенно с крупногабаритным прицепом! Они вас не видят, вы рискуете быть опрокинутым или зажатым. Нырять внутрь поворота вместе с прицепом другого автомобиля или фуры вообще отчаянный способ самоубийства. 

Другими словами, при ограниченной видимости внутри города не следует ускоряться или разворачиваться. Делать маневры, когда вы не уверены в обстоятельствах — не нужно. 

Ограниченная и недостаточная видимость в ПДД: что означают термины

Есть в правилах дорожного движения два очень похожих, и потому часто путаемых, понятия – ограниченная и недостаточная видимость. Однако их лексическое сходство не делает их синонимами в юридическом плане, и у каждого из этих терминов есть свои законодательно обозначенные смыслы, и вытекающие из них обязанности.

Тому, что такое недостаточная и ограниченная видимости, и Правилам дорожного движения РФ, устанавливающим нормы поведения в подобных ситуациях, будет посвящена данная статья.

Определения терминов в ПДД

Придется пойти по скучно-формальному пути и начать с формулировок, причем их будет сразу три. Первым делом, что такое вообще видимость на дороге.

Видимость на дороге – это доступная для четкого обзора часть пути и прилегающих территорий / строений / ландшафта и пр., расположенных во всех возможных направлениях, в рамках которого лицо, управляющее ТС, в состоянии рассчитывать свой безопасный скоростной режим, и предпринять при необходимости меры для своевременной безаварийной остановки.

Очевидно, что и «ограниченная» и «недостаточная» — это понятия, ухудшающие видимость. Вот только делают они это по-разному, а значит и последствия могут различаться.

Что означает ограниченная видимость?

Ограниченная видимость – это часть дорожного полотна в сторону движения, видимость которого неполноценна из-за рельефа местности, природных или созданных человеком объектов (определено п.1.2 ПДД РФ).

Другими словами, крутой поворот или здание, или разросшиеся деревья, препятствующие обзору части дороги, расположенной за ними – это и есть ограниченная видимость.

Основной показатель – определенная краткосрочность этого явления. То есть достаточно свернуть за поворот, проехать здание или деревья, и данные обстоятельства перестают быть актуальными.

Что такое недостаточная видимость?

Недостаточная видимость – это ограничение видимости дороги за счет природных факторов, таких как туман, дождь, снег и пр. Сюда же отнесены и сумерки. В соответствии с определением п.1.2 ПДД РФ, видимость считается недостаточной, если ее дальность не превышает 300 метров.

В отличие от ограниченной видимости, недостаточная имеет условно большую протяженность по времени и никак не зависит от действий водителя. Еще один момент — ночь (темнота или, в соответствии с ПДД, темное время суток, т.е. временной интервал между сумерками вечера и утра, в т.ч. неосвещенный участок) регулируется своими правилами, и к данному рассмотрению имеет косвенное отношение.

Условия ограниченной и недостаточной видимости

Еще пару слов об отличии этих понятий – это важно, т.к. как ним будут применяться разные правила (о которых далее).

  • Ограниченная видимость характеризуется локальным препятствием для обзора. Достаточно проехать вперед некоторое количество метров, и ситуация изменится – препятствие более не будет мешать. Кроме этого, такая ограниченность в определенном смысле предсказуема, к примеру, знаки укажут сколько метров до глухого поворота, а за ним видимость улучшится (или как минимум изменятся условия).
  • Недостаточная видимость, наоборот, менее локальна. Если, например, начался снегопад, то идти он, как правило, будет на достаточно большой территории, по которой следует ТС. К тому же предугадать начало и окончание этого природного явления водитель точно не может. Не стоит забывать и о точном определении минимального расстояния свободного обзора в 300 метров – если меньше, перед нами случай недостаточной видимости.

Несмотря на долгие и детальные разъяснения, видно, что определение недостаточной видимости в ПДД РФ относительно. Единственная четкая вроде бы цифра – 300-метровое расстояние, но на практике и ее расчет не может быть идеальным у водителя, находящегося в движении, и не обладающего специальными техническими средствами.

Дмитрий Константинович

Эксперт сайта «Юрист-консультант»

Задать вопросДля детальных расчетов, в случаях их необходимости (например, после ДТП), применяются нормы специального ГОСТ 32963-2014, устанавливающего, в том числе, методы расчета расстояния на дороге. Это достаточно специфический документ, использование которого без участия профильного специалиста вряд ли представляется возможным.

Особенности вождения при плохой видимости дороги

Собственно, для чего мы так въедливо определяли разницу между недостаточной и ограниченной видимостями? От них зависят правила, которые должны применяться в данных ситуациях.

Здесь и далее указаны нормы, распространяемые на всех участников движения, а ими могут быть не только автомобили, но и пешеходы, велосипедисты и т.д. Рассмотрим правила для каждого из случаев, но сначала поговорим об общих ПДД, действующих в обоих случаях (и не только).

Каким должно быть движение? Общие нормы

Эти правила плохой обзорности для лица, находящегося за рулем, не зависят от типа помех для видимости, и действуют в любом случае:

Пункт ПДДПояснение
8.11Разворот запрещается в условиях видимости, не превышающей 100 метров в каждом направлении
12.4В условиях видимости, не превышающей 100 метров в каждом направлении, запрещена остановка
7.2Если остановка вынужденная, то в условиях плохой видимости обязательно должен быть выставлен знак аварийной остановки (при включенном аварийном сигнале, обязательном в любом случае).

Отдельно регулируется скорость движения при всех случаях плохой видимости. В соответствии с п.10.1 ПДД России, скорость должна не только не превышать установленных ограничений, но выбираться и с учетом прочих факторов, в том числе видимости. Скорость должна давать возможность водителю контролировать обстановку, а при необходимости, замедлять безопасно движение, вплоть до остановки.

Правила для недостаточной видимости

В основном нормы, действующие в период недостаточной видимости, связанны с использованием освещения и светоотражающих элементов для прямой и боковой видимости. Основными правилами являются:

  • 19.1 ПДД – во время движения должно быть включено следующее освещение:
    • Автомобили и другие механические ТС – ближний свет или, если это не запрещено другими правилам, например, мешает движению встречного автомобиля — дальний.
    • Велосипеды – фары или фонари.
    • Прицепы, а равно и при буксировке – габариты.
    • Гужевые повозки – фонари, однако только при их наличии.
  • 19.3 и 19.4 – при остановке необходимо включать габариты, а при возможности еще и ближний свет, и противотуманные огни (как передние фары, так и задние).
  • Более того, пункт 19.7 ПДД устанавливает недостаточную видимость, как единственное условие, когда задние противотуманные фонари могут быть включены.
  • Пункт 19.8 требует включения знака «Автопоезд» в условиях недостаточной видимости не только во время движения, но и при остановке / стоянке.

Есть и более специфические требования, например:

  • Выступающие грузы обозначаются специальным фонарем (как спереди, так и сзади) или световозвращающим устройством, причем спереди белым, а сзади красным (п.23.4 ПДД РФ).
  • Пешеходы, переходящие дорогу по пешеходному переходу или двигающиеся по обочине / краю, вне населенных пунктов обязаны иметь светоотражающие элементы на одежде. В населенных пунктах данная мера носит рекомендательный характер (п.4.1 ПДД).
  • Лицам, управляющим мопедами, и велосипедистам рекомендуется иметь при себе светоотражающие предметы. Важно, что мера рекомендована во всех случаях (п.24.10).
  • Движение пеших колонн должно сопровождаться двумя включенными фонарями: белым спереди и красным сзади колонны (п.4.2).

Есть и совсем «экзотические» по сегодняшним меркам нормы, например, пункт 25.6 ПДД запрещает перегон скота через дорогу в условиях недостаточной видимости. Исключения составляют специальные места для таких перегонов.

Правила для ограниченной видимости

Условия ограниченной видимости требуют (кроме общих) и выполнения специфических правил:

  • Пункт 11.4 ПДД РФ запрещает обгон в рассматриваемых условиях.
  • Пункт 2.3.4 требует от водителя в случае остановки быть одетым в куртку / жилетку со светоотражающими полосами. Этот вопрос, кстати, вызывает массу споров, т.к. логика происходящего скорее относит это требование в недостаточной видимости, но в Правилах именно так – полосы нужны при ограниченной видимости.

Конечно в большинстве случаев указанные требования будут продублированы разметкой или знаками, но в тех редких ситуациях, когда их нет, нормы все равно являются действующими на основании указанных правил.

В завершении традиционно представляем наиболее расхожие вопросы по теме, а также ответы на них.

⚖️ Каким должно быть расстояние при движении в условиях тумана?

Расстояние (дистанция) между участниками движения отдельно для плохой видимости не регулируется. Однако п.9.10 ПДД РФ требует соблюдения дистанции, позволяющей избегать столкновения, в любом случае.

При этом есть два расстояния, указанных в Правилах, и связанных с зоной обзора в туман. Во-первых, это 300 метров обзора, ниже которых и начинают действовать условия недостаточной видимости. Во-вторых, при видимости менее 100 метров запрещается остановка и разворот.

⚖️ Чем отличается недостаточная видимость от ограниченной?

Недостаточная связана с природными факторами – сумерки, дождь, снегопад, туман и т.д. Ограниченная — с препятствиями на рассматриваемом участке дороги, как природного, так и рукотворного характера – к примеру, глухие повороты, крутые подъемы, здания, закрывающие обзор, деревья и пр. при вождении.

⚖️ Как определить виновника ДТП, если автомобиль ехал в условиях недостаточной видимости?

Очень многое зависит от обстоятельств и последствий. Ситуация может быть как довольно простой, если откровенно нарушались вышеуказанные правила, но может требовать и сложного детального разбирательства, с привлечением не только сотрудников ДПС (ГАИ), но и высокотехнологической экспертизы.

⚖️ Каким должно быть расстояние видимости для остановки в городе?

Это зависит от специфики дорог (улиц). Есть норма (п.12.4 ПДД), запрещающая остановку, если видимости дороги менее 100 метров в обоих направлениях. К примеру, свернув в узкий переулок, и проехав метров двадцать, останавливаться (при отсутствии других запретов делать это) можно, если сзади и спереди просматривается стометровка. Но нельзя, если что-то такому обзору мешает. Ситуация очень специфическая и лучше не злоупотреблять рисками.

Главные сложности в ситуациях, связанных с недостаточной и ограниченной видимостью – это не всегда однозначные возможности применения Правил. Разобраться в конкретных ситуациях без участия адвоката по автоделам может быть крайне затруднительно.

Но, наверное, неправильно и пытаться решить вопросы самостоятельно неподготовленным людям, когда профессиональные автоюристы так доступны – ведь для первой консультации достаточно бесплатно написать электронное сообщение, через специальную форму под статьей, или позвонить по указанному на сайте телефону.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Значение, Определение, Предложения . Что такое ограниченная видимость

На территории дремучий лес, затруднён доступ транспортных средств и ограниченная видимость в ночное время.
В объявлениях могут указываться такие аспекты, как ограничения скорости, протоколы пересечения, скользкие дорожные условия или ограниченная видимость.
Другие результаты
Ожидаемый результат: Принятие поправок к ЕПСВВП, касающихся, в частности, высокоскоростных судов и плавания в условиях ограниченной видимости. (2006 год) Очередность: 1
Из-за ограниченной видимости навигация может быть затруднена.
Затемнённые окна для ограничения видимости и нет телефонной связи.
Создание такого рода видимости позволяет системе в целом согласовываться и, таким образом, подчиняться необходимости ограничения целостным образом.
И это несмотря на то, что линия видимости ограничена примерно в 24 км к юго-западу склонами Эсгайр-Дафидд к северу от сахарной буханки.
Оно могло бы придать видимость юридического обоснования новых ограничений общественных свобод.
Особая информация относительно движения, как правило, выдается судам, находящимся в районах, где видимость существенно ограничена.
Однако, поскольку снижение прогноза применяется к верхнему проекту в иерархии, видимость изменений в прогнозе ограничена.
При страхе расширены зрачки, ограничена видимость, время реакции.
Густая оливковая роща делала видимость очень ограниченной, и вражеские танки вступали в бой с близкого расстояния.
Видимость и подвижность владельца сильно ограничены, как и время, которое можно потратить на работу с устройством.
Дождь и туман были сильными в течение всего утра 6 июля,и видимость была ограничена для высаженных войск.
Они взлетели в ночь с 16 на 17 декабря в сильный ветер, снег и ограниченную видимость с примерно 1300 fallschirmjäger.
Должны ли ваши действия по Прижиманию быть частью публичной записи или видимость журнала действий должна быть каким-то образом ограничена?
В настоящее время мы имеем ограниченную функциональность и видимость, но увеличилось содержание сообщений странице обсуждения.
Не с ограниченной видимостью, а без визуального горизонта, все может случиться.
Самолет летел на высоте менее 100 футов с ограниченной видимостью из-за пылевых облаков, поднятых американскими бронетанковыми войсками.

ограниченная видимость в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Людям с относительно большими участками домашнего ареала может быть труднее обнаруживать вторгшихся животных, особенно в сложных лесных условиях с ограниченной видимостью .

Вечером 4-го числа большой айсберг обрушился на корабль в снегопаде и ограничил видимость ; он на волосок промазал по корме корабля!

Поэтому в условиях с ограниченной видимостью должна быть особая проблема.

Это предотвратит обгон там, где ограниченная видимость на этом участке.

Это аналогично многолетним правилам приближения воздушных судов к аэродромам в периоды с ограниченной видимостью .

Затем вы выходите через облако с ограниченной видимостью под вами, и вам нужно узнать, где вы находитесь.

Он расположен на кривой; максимальная линейная скорость в этой точке составляет 100 миль в час, и есть только ограниченных видимости в каждом направлении.

Кроме того, постановление касается вопроса о метеорологических условиях и руководящих указаний по процедурам, которым необходимо следовать в случае ограниченной видимости или других опасных ситуаций.

Это позволяло капитанам продолжать движение по курсу, когда погода ограничивала видимость неба.

Из

Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *