Недостаточная и ограниченная видимость – Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Содержание

Ограниченная и недостаточная видимость в ПДД РФ

Хорошая видимость — это одно из главных условий безопасного и беспрепятственного передвижения любого транспортного средства. Она обеспечивает необходимый скоростной режим на дороге, а также позволяет безопасно управлять автомобилем. В статье подробно рассмотрены основные типы видимости на дороге согласно ПДД России, а также описано, что можно называть ограничением видимости на дороге.

  • Какие бывают условия видимости в ПДД
  • Что такое ограниченная видимость
  • Правила движения при ограниченной видимости
    • Световозвращающий жилет для водителя
    • Запрет обгона
  • Что такое недостаточная видимость
  • Правила движения при недостаточной видимости
    • Использование фар и фонарей
    • Обозначение выступающего груза
    • Ограничения на прогон животных
    • Световозвращатели для пешеходов
  • Светлое время суток

Какие бывают условия видимости в ПДД

Под термином условия видимости современная редакция правил дорожного движения (ПДД) РФ подразумевает комплекс разнообразных факторов природного и антропогенного характера, обеспечивающих видимость дороги водителем во время передвижения.

Существуют всего три их разновидности:

  • оптимальная — водитель транспортного средства в полной мере может различить все препятствие, а также транспортный путь и всю окружающую инфраструктуру на расстоянии 300 м и более;
  • ограниченная — возникает тогда, когда обзор автомобилиста закрывается какими-либо строением или объектом.
  • недостаточная — является результатом постоянного сокращения обзора до 300 м и менее.

Знаете ли вы?

Первые правила дорожного движения были введены ещё в Древнем Риме. По приказу Юлия Цезаря примерно в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах Рима было введено одностороннее движение (с восхода солнца и до конца дня), а все приезжие должны были оставлять свои повозки и экипажи за пределами города.

Что такое ограниченная видимость

Ограничение видимости подразумевает появление в зоне обзора водителя всевозможных преград искусственного либо природного характера. Их зачастую ассоциируют с разнообразными временными и постоянными препятствиями. К первым включают движущиеся транспортные средства, пешеходов, ремонтные сооружения и т. д. Под постоянными подразумевают объекты рельефа местности, здания, инфраструктура, находящаяся по ходу движения транспорт, тип геометрического строения дороги (извилистость, резкие повороты и т. д.).

Главным условием ограниченного обзора, в отличие от недостаточного, является скоротечность явления. Согласно определению ПДД данное явление появляется единожды либо несколько раз. Это может означать, что плохой обзор возникает как результат преград, не ограничивающих общий обзор, и устраняется мгновенно, по ходу отдаления транспортного средства. Недостаточный же обзор носит длительный характер, при этом часто общая видимость дороги снижается на определённое время суток до 300 м и менее, что в ходе ограниченной видимости не наблюдается.

Рекомендуем к прочтению:

  • Движение в зоне ограниченной видимости
  • Знак «Неопытный (начинающий) водитель» на автомобиле: требования к размещению, штраф за отсутствие
  • Пропуск автобуса по правилам дорожного движения
  • Знак «Обгон запрещён»: ответственность водителя, штрафы и спорные ситуации

Правила движения при ограниченной видимости

Несмотря на то, что в действующей редакции правил дородного движения чётко не описываются основные шаги участников дорожного движения в условиях ограниченной видимости, в некоторых их подпунктах это строго регламентировано. Это, прежде всего, касается взаимоответственности за безопасность на дороге. Для этого вводятся ограничения по движению автотранспортных средств, а также специальные средства защиты.

Световозвращающий жилет для водителя

С марта 2018 года на территории России действует единое правило безопасности для всех водителей. В случае пребывания на дороге вне транспортного средства каждый обязан носить световозвращающий жилет. Это даёт возможность повысить видимость на участке, что в разы уменьшает шансы наезда на водителя прочими участниками движения.

Новая норма обязывает водителя надевать жилет при любой остановке в местах с непредусмотренной для этого инфраструктурой, особенно если к этому привело ДТП, а также поломка авто.

Важно! Световозвращающий жилет должен обязательно соответствовать действующим государственным нормам. Регламентируются они ГОСТом 12.4.281—2014.

Запрет обгона

Последние изменения в правилах дорожного движения резко ограничивают права водителя на обгон во время ограниченной видимости. Это означает, что водитель перед обгоном должен пользоваться не только общими нормами, но и оценивать безопасность такого действия. Теперь, для безопасного обгона потребуется видеть не только отсутствие преград на противоположной стороне, но и после впереди идущего участника движения. Поэтому в условиях недостаточной видимости сотрудник ГИБДД будет вправе оштрафовать за небезопасный обгон, даже если это не привело к какому-либо дискомфорту прочих участников движения или возникновению опасной ситуации.

Что такое недостаточная видимость

Недостаточную видимость считают результатом всевозможных атмосферных и прочих естественных явлений (дождь, снегопад, туман, сумерки, тёмное время суток и т. д.), снижающих общий обзор. Она может возникать как в тёмный, так и светлый период суток. В первом случае недостаточный обзор является следствием зрительных ограничений человека, после того как общая освещённость участка снижается вследствие заката. Во втором становиться следствием всевозможных погодных явлений, густой снегопад, туман или проливной дождь насыщают окружающий воздух множеством мелкодисперсных частиц, которые закрывают обзор. Кроме того, видимость в таком случае снижается и в ходе загрязнения лобового стекла потоками дождя либо снежными массами.

Ознакомьтесь также с правилами обгона транспортного средства.

Правила движения при недостаточной видимости

Недостаточная видимость более опасна для участников движения. Зачастую она становится причиной большинства аварий, в том числе и с тяжёлыми последствиями. Именно поэтому в ПДД строго регламентированы действия на дороге в ряде случаев, способствующих плохой видимости. Для этого было введено как использование специфических технических средств, так и особые нормы поведения.

Использование фар и фонарей

При недостаточной видимости каждый водитель технического средства вне зависимости от степени освещения дороги обязан включить фары ближнего или дальнего света, а на прицепах и буксирующих транспортных средствах габаритные фонари. Во время тумана, снегопада или сильных дождей вместо фар либо в сочетании с ними допустимо включать противотуманные фонари, установленные по ходу направления, а также сзади идущего транспорта.

В городских условиях водители обязаны включать исключительно фары ближнего света. Дальние должны включаться на дорогах между населёнными пунктами либо если до впереди идущего транспорта наблюдается расстояние более 300 м. По мере пересечения транспорта с разных сторон передвижения, каждый водитель обязан переключить дальний свет на ближний заблаговременно, не позже чем за 250 м до точки пересечения.

Важно! В случае остановки в условиях плохой видимости фары, габаритные огни и противотуманные фонари выключать запрещено. При этом, сколько бы не было участников движения на дроге, перед выходом из автомобиля водитель обязан надеть световозвращающий жилет.

Обозначение выступающего груза

Под выступающим грузом подразумевают любой предмет, габаритный параметр которого выступает либо не вписывается в объёмы авто и отсеков для перевозки грузов. Для этого они должны выступать сбоку транспорта не менее чем на 40 см, а сзади или спереди, не менее чем на 1 м.

Такие предметы перед началом движения должны обязательно обозначаться специальным знаком «Крупногабаритный груз». Представляет он собой квадрат, с нанесёнными поочерёдно полосами белого и красного цвета, имеющими световозвращающую поверхность. Помимо этого на краях предмета должны быть установлены и прочие световозвращающие элементы или фонари красного цвета, описывающие его габариты.

Ограничения на прогон животных

Согласно действующим нормам водителям гужевого транспорта, а также погончикам верховых и вьючных животных

в случае плохой видимости на дороге запрещено пересекать железнодорожные пути вне отведённых для этого местах, а также любые дороги в тёмное время суток. Исключение составляют только те транспортные пути, на которых предусмотрены специальные тоннели и мосты для прогона животных.

Световозвращатели для пешеходов

С 1 июля 2015 года в законодательство РФ была введена специальная поправка, которая обязала пешеходов носить с собой специальный жилет или любые световозвращающие элементы. Эта норма касается всех участков дороги, не граничащих со специальным защищающим пешеходов сооружением, а также на транспортных магистралях вне населённых пунктов. Такой предмет должен обязательно находиться в зоне видимости встречного транспорта при движении по обочине либо пересечении дороги. В пределах населённого пункта эта норма также действует, однако носит только рекомендуемый характер.

Знаете ли вы? Первое, в современном понимании, ДТП произошло 30 мая 1896 года. На территории США (Нью-Йорк) некий Генри Уэльс на электромобиле сбил велосипедиста Томаса Эвилина, который вследствие происшествия получил перелом ноги.

Светлое время суток

Под светлым временем суток подразумевается период дня от рассвета до заката, во время которого складываются наиболее приемлемые для движения условия. Однако часто в данный промежуток суток наблюдаются всевозможные ограничения, приводящие к ограниченному или недостаточному обзору. Наиболее часто водитель сталкивается ограниченным, при этом во время движения показано пользоваться описанными выше правилами и рекомендациями.

Как упоминалось выше, недостаточный обзор в светлое время суток вызывается снегопадами, сильными дождями либо туманом, при этом действия водителей и пешеходов в этом случае регламентируются общими ограничениями, разработанными для регулирования движения при недостаточной видимости. Исключение приводиться только лишь для водителей гужевого транспорта и погонщиков верховых и вьючных животных. Им разрешается передвижение и пересечение дорог в установленном ПДД порядке.

Недостаточная и ограниченная видимость — это главная причина аварий, а также опасности на дороге. Именно поэтому каждый водитель вне зависимости от опыта должен обязательно придерживаться всех рекомендаций ПДД по действию в таких ситуациях. Это касается не только соблюдения скоростного режима, но и обеспечения взаимной безопасности на дороге, которая достигается путём выполнения всего нескольких простых правил.

Источник: auto.today

brutals.ru

Недостаточная и ограниченная видимость. Как улучшить своё вождение в тёмное время суток

В последнем – седьмом – блоке понятий мы рассмотрим условия видимости, в которых водителю приходится двигаться на транспортном средстве.

Движение в тумане, в условиях дождя или снегопада, с одной стороны, ночная езда, с другой стороны, крутые повороты с практически «нулевой» видимостью, с третьей стороны, — все это условия видимости, которые имеют конкретные названия. Давайте поговорим о них.

ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Казалось бы, ну чего проще… Не будем спорить с этой оценкой и процитируем ПДД.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Согласитесь, попахивает стилистикой общевоинских уставов вооруженных сил РФ. А если проще, то темное время суток — это период времени, когда невозможно двигаться без специального дополнительного освещения дороги.

Водитель обязан помнить, что в условиях темного времени суток действуют особые правила движения. Так, например, движение на транспортном средстве должно осуществляться исключительно с применением ближнего или дальнего света фар. (Более подробно о применении внешних световых приборов мы поговорим при анализе соответствующего раздела ПДД).

Антиподом темного времени суток является светлое время суток, то есть промежуток времени, при котором действует естественное (солнечное) освещение.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Непогода и сумерки весьма существенно сокращают расстояние видимости, не позволяя различать даже очертания объектов, находящихся на некотором удалении.

Согласитесь, подобное положение вещей – явление крайне опасное при движении на транспортном средстве. Именно поэтому Правила вводят понятие недостаточной видимости, очерчивая ее границы – видимость дороги менее 300 метров в условиях непогоды или сумерек.

И еще один момент. Термин «недостаточная» означает, что видимость дороги есть, но в настоящий момент недостаточно естественного освещения. А, следовательно, и в условиях недостаточной видимости (как и в темное время суток) водитель обязан использовать внешние световые приборы (дальний или ближний свет фар).

Это позволит компенсировать недостаточность естественного освещения.

Наша подобная, на первый взгляд, тавтология вокруг недостаточности, будет вполне оправдана при анализе следующего понятия.

ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Ограниченная видимость не позволяет водителю видеть дорогу на безопасном расстоянии.

К великому сожалению, в ПДД не указана конкретная числовая характеристика (метраж) ограниченной видимости. Но методика применения Правил позволяет сделать вывод о ней – менее 100 метров.

Водитель должен помнить, что в условиях ограниченной видимости ему категорически запрещается осуществлять:

  1. Разворот;
  2. Движение задним ходом;
  3. Обгон;
  4. Остановку и стоянку на проезжей части.

Об этом и многом другом (касательно условий ограниченной видимости) мы будем говорить в соответствующих разделах ПДД.

Еще один существенный момент. Согласитесь, очень легко перепутать два близких по звучанию понятия – «недостаточная видимость» и «ограниченная видимость». Особенно часто эта ошибка проявляется при решении задач по ПДД и сдаче итогового квалификационного экзамена.

Вот здесь поможет примененная ранее методика. Недостаточная видимость – это продукт недостатка освещенности (недостаточно свет), а ограниченная видимость – результат какого-либо физического ограничения обзора.

Подведем итоги. Условия видимости играют существенную роль в обеспечении безопасности движения. Чем хуже видимость, тем осторожнее должен быть водитель. Выбор манеры движения (особенно скорости) находится в прямой зависимости от условий видимости.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • ограниченная видимость
  • ограниченная видимость это
  • ограниченная видимость пдд
  • недостаточная видимость пдд

Обсуждение: 3 комментария

    Здравствуйте.

    Нужна помощь.

    Ситуация такая:

    Дорога имеет четыре полосы две в одном направлении и, соответственно, две в другом (противоположном), между ними есть разделительный газон, у которого есть технологический разрыв. Это в черте города. На технологическом разрыве установлен знак 6.3.1 «Место для разворота. Поворот налево запрещается». Я двигаюсь по левой полосе движения в одном из направлений. Другой участник движения движется во встречном направлении, въезжает в технологический разрыв с целью выполнения манёвра разворота. Так вот вопрос: он, ссылаясь на ограниченную видимость, выезжает передней частью своего автомобиля на левую полосу встречного движения то есть по которой двигаюсь я…какой пункт ПДД РФ он нарушил??? Прошу Вас пояснить. В итоге произошло тяжёлое ДТП так как он выехал очень близко передо мной. Теперь он, естественно, пытается отрицать свою вину и единственным его аргументом является то, что я ехал с огромным превышением скорости и не смог остановиться перед ним. Моя скорость движения была 60 км/ч. Тормозной путь составил 17,2 метра. Буду благодарен за помощь.

Управление автомобилем в ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения. Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения ухудшается. А ведь большинство решений, которые принимает водитель, основываются на том, что он видит. При движении в темноте водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для опознания их требуется времени больше, чем днем.

Поэтому надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, совершается большее количество ошибок. Самые частые из них – это ошибки оценки расстояния и скорости, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше возможности для маневра, а также меньше времени и возможности для исправления этих ошибок. А время реакции на ночной дороге возрастает.

Главное условие безопасной езды в темное время суток – движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар. Стекла автомобиля должны быть чистые. Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу, во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того .

Двигаясь в потоке машин, всегда следите за впереди идущим транспортом. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы, которые, впрочем, могут быть неисправны или частично исправны. В подобных случаях потребуется удвоить бдительность и увеличить дистанцию.

Всегда нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то в

orthograf.ru

Ограниченная видимость ПДД: в чем разница между ней и недостаточной, определение, условия, правила

Обязательное условие безопасности движения – хороший обзор дороги и окружающего пространства, что не всегда возможно. Тем более нельзя чувствовать себя уверенно за рулем, если не знать, как ехать, когда путь плохо просматривается. Чем отличается ограниченная видимость, ПДД разъясняют достаточно подробно. Об этом, а также о том, как вести себя в данных обстоятельствах, что запрещено водителям, читайте далее в статье.

В этой статье:

Определение ограниченной видимости в ПДД

Термин и его значение есть в «Правилах дорожного движения»:

Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

То есть препятствия, мешающие обзору, представляют собой физические тела. В большинстве случаев препятствия неустранимы, ведь нельзя срезать путь так, чтобы он стал прямым. Или разрушить строение, делающее дорогу плохо просматриваемой. Ограниченная видимость не исчезает и при хорошем освещении. А вот в темное время суток она становится еще большей проблемой для водителя, несмотря на зажженные световые приспособления.

Как измерить границы участка, где есть ограниченная видимость, в ПДД определение не разъясняет, ведь расстояние не указано. Но есть, например, подпункт 8.11 правового документа:

Разворот запрещается: … в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;…

А также подраздел 12.4:

Остановка запрещается:… на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости

indrive.net

Как выбрать безопасную скорость? Часть 1

Дорогие друзья! Наконец я решил написать статью о безопасной скорости движения автомобиля и о ее правильном выборе водителем. Задача сложная и злободневная.

Во-первых, многие водители думают, что безопасно – значит в соответствии с ПДД. Это, конечно же, не всегда так. Бывает, не в соответствии с дорожными знаками безопасно, а бывает, и в соответствии с ними опасно. А еще мне «нравится» набившая оскомину фраза «большинство ДТП происходит вследствие превышения скорости водителями». Фраза правильная, но под превышением скорости надо понимать совсем не то, что привыкло думать большинство людей.

Во-вторых, в одной из прошлых статей я рассуждал о том, почему водители превышают скорость, и утверждал, что причина не столько в водителях, сколько в несоответствии геометрии дороги скоростным ограничениям. И может показаться, что я пропагандирую превышение скорости. Это не так 🙂 На самом деле я за то, чтобы не просто безоговорочно полагаться на дорожные знаки, а думать за рулем и в каждую секунду выбирать скорость, адекватную дорожной обстановке. И о том, как выбирать безопасную скорость – в этой статье.

Общее правило выбора скорости

Есть универсальное правило: скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости или расстояния до потенциального препятствия.

В общем-то всё, на этом статью можно заканчивать 🙂 В этих двух строках сказано буквально всё и этого достаточно для того, чтобы не гонять по скользким дорогам, чтобы ехать по Бульварному кольцу Москвы не быстрее 50 км/ч, по неосвещенной загородной дороге не более 80 км/ч, а по эстакадам Третьего транспортного кольца не менее 80 км/ч.

Однако попробую объяснить, что есть что в этом правиле выбора скорости, и приведу примеры.

Термины и определения

Тормозной и остановочный пути

Напомню, что остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия водителем до полной остановки. То есть это тормозной путь + путь, пройденный за время реакции водителя, которое принято считать равным 1 секунде.

А тормозной путь – это путь, пройденный с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Тормозной путь пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту сцепления шин с дорогой.

S = v2/2kg

То есть тормозной путь тем больше, чем выше скорость движения и чем более скользкое покрытие.

Расстояние видимости

В п. 1.2 ПДД говорится:

«…Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии»

Соответственно, под расстоянием видимости дороги следует понимать видимость не только дорожного полотна, но и всех указанных в определении «прилегающих» территорий – особенно тротуаров. Это уточнение крайне важно, и ниже я объясню, почему.

Таким образом, скорость должна выбираться, исходя из качества дорожного покрытия и видимости дороги, а также исходя из дистанции и бокового интервала до потенциального препятствия и ширины дороги.

Недостаточная и ограниченная видимость

Какие бывают проблемы с видимостью? Различают видимость недостаточную и ограниченную.

Все тот же п. 1.2 Правил объясняет, в чем разница:

«Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки»

То есть это «испорченная» видимость, аналогично изображению испорченного телевизора. Это когда спереди от машины есть некое не очень хорошо видимое «пятно», скажем, 30 метров в свете фар, а что дальше либо очень плохо видно, либо не видно вообще. И это пятно постоянно перемещается с машиной. То есть дорога видна, но только на 30 метров вперед всю поездку.

«Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами»

Продолжая аналогию с телевизором: показывает он нам все исправно, но в комнату зашел кто-то из ближайших родственников и стал что-то говорить, загородив половину экрана :))) То есть с погодой и освещением все прекрасно, но на дороге или прилегающей территории есть какие-то объекты, загораживающие обзор.

Закрытый обзор

Следствием ограниченной видимости является ситуация закрытого обзора, при которой участники дорожного движения не видят друг друга из-за какого-либо подвижного или неподвижного объекта.

На рисунке ниже друг друга не видят водитель красной Нексии и серебристой Лады вследствие загораживающего обзор автобуса.

А на этом рисунке обзор загораживает угол дома. Как следствие, не видят друг друга пешеходы, находящиеся за углом,  и водитель, подъезжающий к перекрестку. Конкретно на этом кадре пешеходы как раз смотрят на водителя и все могут видеть друг друга, но еще секундой раньше обзор был закрыт.

У ограниченного обзора есть одна неприятная особенность. Расстояние видимости сокращается по мере приближения к препятствию, ограничивающего обзор, в отличие от недостаточной видимости, при которой видимая зона всегда одна и та же.

Зона повышенной опасности

Важно сказать про такую вещь как зона повышенной опасности – это место на проезжей части дороги, включая прилегающие территории, на котором безопасность движения не может быть достигнута при оперативной реакции водителя на появившуюся помеху движению. В случае обнаружения препятствия в зоне повышенной опасности время, находящееся в распоряжении водителя, слишком мало, чтобы избежать ДТП.

Помнится, в раннем детстве я спросил папу о том, что такое рысь. Он ответил примерно так: «рысь это дикая кошка. И если ты в лесу увидел перед собой рысь, считай, что ты уже мёртвый…» Папа, конечно, утрировал, но объяснил доходчиво :)))

Так и здесь: если в зоне повышенной опасности водитель увидел помеху, значит, ДТП уже неизбежно.

В качестве примера возьмем ситуацию на рисунке ниже. Узкая дорога, заставленная припаркованными машинами, и наш автомобиль движется со скоростью 40 км/ч.

В этом случае водителя может спасти только одно – его величество случай, при котором ни в одной из стоящих машин не откроется дверь и никто из пешеходов не выскочит на дорогу из-за загораживающих обзор машин. Если же, к примеру, из-за стоящей грузовой Газели выходит человек, и наш водитель увидел его, можно считать, ДТП состоялось. Почему? Прикинем: 40 км/ч это около 11 м/с, то есть такое расстояние пройдет автомобиль за время реакции водителя 1 секунду, плюс добавим еще 8 метров тормозного пути, который неизбежно пройдет автомобиль во время экстренного торможения. Итого 19 метров. А расстояние отсюда до кабины Газели – три корпуса машины, то есть около 15 метров или чуть больше. Значит, наш водитель ловит на капот пешехода и везет его еще метра 4 или около того.

Это и означает, что если ты увидел препятствие – ты опоздал. Выход? С точки зрения физики, выход один – заблаговременное снижение скорости в расчете на то, что из-за каждой машины в любой момент времени может выйти пешеход. Сколько это в километрах в час? В каждой ситуации будет своя скорость, но глядя именно на этот рисунок, я бы дал не более 20.

Правда, если водитель находится в состоянии готовности и ожидает появления пешехода, время его реакции сокращается вдвое, то есть до 0,5 секунд, и машина за это время проезжает 5,5 м вместо 11. Почувствуйте разницу. И в нашем примере это может спасти пешехода от травмы. Но это не повод двигаться быстрее, просто это дополнительный «контур безопасности».

Поэтому в зоне повышенной опасности избежать ДТП можно лишь путем прогноза и заблаговременного изменения скорости или направления движения, которые должны предшествовать обнаружению помехи.

В следующей статье я приведу конкретные примеры и дам рекомендации по выбору скорости в различных ситуациях:

  • хорошая видимость
  • недостаточная видимость
  • ограниченная видимость
  • узкая дорога
  • улица с близким расположением проезжей части и тротуаров

Продолжение следует…

kaminsky.su

Термин ограниченная видимость. В чем разница между ограниченной и недостаточной. Видимость на дороге имеет важнейшую роль

Сегодня в Российской Федерации действуют специальные правила дорожного движения. При этом существует специальный набор терминов, которыми обозначаются различные объекты, а также явления.

Одни из таких является «недостаточная видимость» — подразумевается ухудшение видимости в силу каких-либо природных или иных обстоятельств.

Причем под термином понимается определенный характер проблем с видимостью. Устанавливаются четкие границы дальности возможности различать определенные предметы.

В случае возникновения недостаточной видимости следует обязательно принимать регламентированные специальными правилами действия.

В определенных случаях ПДД предписывает полностью прекратить движение по причине возрастающей опасности дорожно-транспортного происшествия.

Основные сведения

Нередко у водителей в силу различных причин возникает вопрос — что под собой подразумевает термин недостаточная видимость?

Важно знать значение данного понятия, а также принимать определенные меры при возникновении соответствующих условий.

Это обусловлено правилами безопасности движения на дороге. Нередко даже видимость дороги менее 100 м становится причиной серьезных ДТП, в которых гибнут люди.

Важно помнить, чем отличается недостаточная видимость, подразумевающая остановку от аналогичных погодных условий, но при которых движение возможно продолжать.

Существует множество различных нюансов, связанных с подобных явлениями. Стоит ознакомиться заранее со следующими важными вопросами:

  • определения;
  • предупреждающие знаки.

Определения

В правилах дорожного движения применяется сразу два различных понятия, которые обозначают недостаточную видимость.

К таковым относятся:

Ограниченная видимостьКогда в направлении движения водителя видимость ограничивается какими-либо рельефами местности, растительностью или же зданиями, иными предметами, объектами. Подразумевается, что недостаток обзора присутствует по причине размещения каких-либо искусственных объектов. После преодоления которых видимость будет полностью восстановлена. Фактически, под «ограничителем» видимости может выступать любой объект
Недостаточная видимостьСогласно правилам дорожного движения, официально принятым в РФ, это видимость дорожного полотна в направлении движения менее 300 м. Причиной подобного может быть туман, дождь, снегопад или же сумерки. Фактически, любые погодные условия, имеющие определенную длительность в течение времени. Также недостаточная видимость может иметь место из-за задымления, возникающего в результате пожара

Существуют определенные действия, которые следует предпринимать в случае возникновения обозначенных выше ситуаций.

Они достаточно подробно описываются в . По возможности не стоит их нарушать. Так как это может привести к печальным последствиям.

Вплоть до гибели водителя и других участников дорожного движения в ДТП. Важно заранее определиться, что означает термин недостаточная видимость.

Согласно ПДД недостаточная видимость подразумевает именно ограничение обзора в пределах 300 м от водителя.

В то же время сколько метров обзора должно быть недоступно для водителя в случае ограниченной видимости не указывается.

Помимо обозначенных выше терминов стоит также рассмотреть:

Дальность в 300 метров выбрана для того, чтобы при соблюдении скоростного режи

tdconti55.ru

Недостаточная и ограниченная видимость — Студопедия.Нет

Недостаточная видимость – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки”. В условиях недостаточной видимости изменяется восприятие водителем скорости движения транспортных средств и расстояние до них, но с учетом этих факторов, оценить расстояние и скорость все же возможно. Как результат, в условиях недостаточной видимости совершать маневры (например, разворот) не запрещено.

Определение ограниченной видимости как таковое отсутствует в правилах, но многократно встречаются положения, регламентирующие те или иные действия, где видимость дороги менее 100 м, по сути речь идет как раз об ограниченной видимости. В дальнейшем, мы будем использовать именно это определение. “Ограниченная видимость – видимость дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении, связанная с конструктивными особенностями дороги”. Так, крутой поворот или строение рядом с проезжей частью могут сформировать условия ограниченной видимости. Если сравнить с предыдущим случаем выполнение разворота, то в условиях ограниченной видимости выполнить его нельзя – расстояние до встречного просто невозможно оценить.

Разрешенная максимальная масса

Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой… Под снаряженной массой подразумевают массу самого транспортного средства с полностью заправленными техническими жидкостями (полный бак бензина, охлаждающая жидкость и т.д.). В разрешенную максимальную массу входит все, она не меняется в процессе эксплуатации транспортного средства и внесена в документы (паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС). На основании разрешенной максимальной массы грузовые автомобили относят либо к категории «В», либо к категории «С».

Схожее понятие грузоподъемность характерно для прицепов, это максимальная масса груза, которую можно перевозить в прицепе. На основе грузоподъемности, определяется необходимость наличия категории «Е» в дополнение к основной категории.

 

Тема: Предупредительные сигналы.

Цель: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о предупредительных сигналах

Оборудование: плакаты, тетради

– Какие правила перехода дороги вы знаете?

– Что такое светофор? /Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов./

– Какие виды светофора вы знаете? /Транспортные, пешеходные и для велосипедистов./

– Что у них общего и чем они отличаются?

– Для чего на пешеходных переходах устанавливают светофоры с кнопкой?

– Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./

– Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает?

– Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает?

– Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает?

– Почему нужна такая строгая последовательность?

– Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место.

— На дороге мало хорошо видеть, не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр (обгон, поворот, разворот, торможение) собирается предпринять другой водитель. Именно поэтому правила в обязательном порядке предписы­вают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ДПС строго следят за выполнением этого требования.

Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны, и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая велосипе­дистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других уча­стников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи — только рука. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если возникают сомнения — подавать сигнал ма­нёвра или нет, совет может быть только один — подать.

Другим важным правилом подачи предупредительных сигналов является их своевременное выполнение. У опытных водителей есть такое правило — сиг­нал о маневрировании должен подаваться за 5 сек. до начала его выполнения. А при плохой видимости это время увеличивается до 7-10 сек., так как велосипе­дисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого ма­нёвра подавать одной рукой ещё и сигнал, подача его должна быть прекращена непосредственно перед самым началом манёвра.

Подача сигнала не даёт водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, необходимо ещё раз убедиться в том, что не являешься помехой дру­гому водителю.

Если бежишь по тротуару с оживлённым движением, обязательно стал­киваешься с идущими по пути или навстречу пешеходами. Автомобили на до­роге находятся в ещё худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями, обладают значительной кинетической энергией, из-за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. По­этому все механические транспортные средства оборудуются световыми при­борами, Позволяющими заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть налево, направо или остановиться. К внешним световым приборам относятся:

стоп-сигналы сзади машины;

габаритные огни спереди и сзади жёлтого или белого цвета;

световые указатели поворота: спереди жёлтого или белого цветов и сзади красного или жёлтого;

*противотуманные фары жёлтого цвета спереди и противотуманные фонари красного цвета сзади;

*фары ближнего и дальнего света — две спереди;

*фонари заднего хода — сзади белого цвета;

*фара-прожектор и фара-искатель на спецмашинах.

Понимать сигналы автомобилей обязан любой участник движения, в том числе пешеходы или велосипедисты.

«Язык» автомобилей достаточно прост, его легко понять. Рассмотрим ос­новные ситуации на дороге, когда транспортные средства подают предупреди­тельные сигналы.

Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги, у него за­жглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части. Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета — стоп-сигналов. Они включаются автоматически, как только водитель начнёт нажимать на тормоза. Зажглись красные фонари на идущем впереди автобусе, сле­дующим за ним водителям тоже надо сбавить скорость или остановиться и столкновения не произойдёт. Автоматически включаются и фонари заднего вида.

Мигающие огни — это сигналы поворота и сигналы начала движения. Впереди используются указатели белого, а сзади красного или жёлтого цветов. Включённый левый указатель поворота говорит, что автомобиль будет повора­чивать налево или перестраиваться в левый ряд для опережения, обгона или выполнения маневра разворота. Включённый правый указатель поворота пре­дупреждает, что сейчас транспортное средство может повернуть направо, пере­строиться в правый ряд или остановиться. В случае неисправности указателя поворота автомобиля его водитель может показать направление движения ру­кой (как велосипедист).

А что означает, когда у приближающегося автомобиля начинает вклю­чаться и выключаться свет фар, в тёмное время суток: дальний свет фар пере­ключается на ближний? Так водитель предупреждает других участников дви­жения, чтобы они не предпринимали опасных манёвров. Например, при обгоне.

Пешеходы при переходе улицы должны внимательно следить за преду­предительными сигналами приближающихся транспортных средств.

Представьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит че­ловеческим голосом: «Уступите дорогу» или «Внимание, будьте осторожны». Пока это фантазия некоторых конструкторов. Для предупреждения других уча­стников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом. Но Правила разрешают их подачу лишь на загородных дорогах, а в населённых пунктах только для предупреждения дорожно-транспортного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь предупреждения других пешеходов или велосипедистов.

Почему в городах и населённых пунктах введено ограничение на подачу звуковых сигналов? Вспомните кадры старых кинофильмов — хотя на улицах и мало транспорта, но какой неимоверный шум от резких, пронзительных клаксонов автомобилей! А это оказывает вредное влияние на здоровье людей. Поэтому и ввели ограничение на пользование звуковыми сигналами.

А как правильно нужно себя вести, если идущий сзади автомобиль пода звуковой сигнал? Его значение всегда однозначно — складывается опасная дорожная ситуация, а не просто «Я еду!» Обычно такой сигнал может подаваться если пешеход, ступая на проезжую часть, не смотрит в сторону движущегося автомобиля, или велосипедист занимает всю правую полосу движения. В таких ситуациях не надо пугаться и совершать необдуманные, поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых манёвров. Пешеход должен воздержаться от перехода через дорогу, а велосипедист — вновь приблизиться к тротуару. При наличии обочины он, по возможности, должен съехать на неё и остановиться. Ведь неслучайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот кто либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует.

Контрольные вопросы.

-Для чего транспортные средства оборудуются внешними световыми приборами?

-Какие внешние световые приборы вы знаете? Их значение? Зачем нужен стоп-сигнал на автомобиле? Как велосипедист подаёт стоп-сигнал? Когда водитель применяет звуковой сигнал? Какие «ловушки» подстерегают пешехода, невнимательно следившего за предупредительными сигналами водителей?

А теперь поиграем в викторину «Юный пешеход»

Я задаю вам вопросы а вы отвечаете

1. Проезжая часть дороги с твердым покрытием (Шоссе)

2. Человек, едущий на транспорте (пассажир)

3. Человек, совершающий движения пешком (пешеход)

4. место ожидания автобуса (остановка)

5. транспорт, работающий от электричества (троллейбус, трамвай)

6.номер телефона скорой помощи (03)

7.место, где на время оставляют свой транспорт (стоянка).

8. многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)

9. трехглазый постовой (светофор)

10. дорожка вдоль дороги, не для машин (тротуар)

11. это случается с теми, кто не соблюдает ПДД (ДТП)

12. пешеходный переход по другому (зебра)

13. это говорит свет светофора (внимание)

 

-Молодцы! Вы знаете ПДД.

ЭКЗАМЕН

Прочитай вопросы и выбери правильный ответ

 

1. Как расшифровать ПДД?

а) Пешеходное Дорого Движение

б) Правила Дорожного Движения

в) Песня Дикого Динозавра

 

2. Зачем нужны Правила Дорожного Движения?

а) Чтобы не скучать на улице

б) Чтобы их нарушать

в) Чтобы на дорогах был порядок

 

3. Кто такой пешеход?

а) Тот, кто ходит пешком

б) Тот, кто проверяет билеты в автобусе

в) Тот, кто много путешествует

 

 4. Какие дороги придуманы специально для пешеходов?

 а) Железные

 б) Тротуары

 в) Автомагистрали

 

5. Для чего пешеходам нужны обочины?

а) Чтобы сажать на них цветы, играть, загорать и валяться

б) Чтобы по ним ездили машины и не мешали пешеходам

в) Чтобы пешеходы могли идти, не мешая машинам

 

6. Как иначе называется пешеходный переход?

а) Леопард

б) Зебра

в) Полосатик

 

7. Как называется прибор, регулирующий движение?

а) Инспектор

б) Светошар

в) Светофор

 

8. Какой цвет светофора означает, что движение запрещено?

а) Желтый

б) Красный

в) Фиолетовый в крапинку

 

9. Со скольки лет можно ездить на велосипеде?

а) С четырех

б) С сорока четырех

в) С четырнадцати

 

10. Зачем велосипедисту нужен шлем?

а) Чтобы удивить друзей

б) Чтобы уши не мерзли

в) Чтобы защитить голову при падении

 

11. Как выглядят дорожные знаки, запрещающие движение?

а) Большие цветные картинки

б) Квадратные голубые

в) Круглые с красной полосой

 

12. Что нарисовано на знаке пешеходного перехода?

а) Дикая зебра

б) Перечеркнутая машина

в) Человечек на пешеходной « зебре»

 

13. Для чего нужен дорожный инспектор?

а) Регулировать движение

б) Веселить пешеходов

в) Штрафовать водителей

 

14. Кто обязательно должен знать Правила Дорожного Движения?

а) Пешеходы

б) Водители

в) Все

 

 Если ты где-то ошибся, не грусти и не переживай. Лучше повтори еще ПДД. А когда ответишь на все вопросы правильно, смело называй себя Правильным пешеходом и отправляйся гулять на улицу по всем правилам! Мы за тебя спокойны. Тот, кто знает правила, никогда не станет их нарушать!

studopedia.net

Недостаточная видимость дороги

Недостаточная видимость очень сильно влияет на поведение водителя за рулем. Из-за неблагоприятных условий происходят самые страшные аварии с человеческими жертвами, поэтому каждый водитель должен быть подготовлен и помнить, как себя нужно вести в подобных ситуациях.

Что это такое?

Недостаточная видимость дороги — это состояние, когда водитель не может различить преграды или впереди стоящие объекты с расстояния менее чем в 300 метров из-за каких-либо внешних факторов. К этим факторам можно отнести в первую очередь неблагоприятные погодные условия, например туман, дождь, снегопад, дым, яркое солнце, сумерки или темноту и так далее.

Стоит отметить, что расстояние в 300 метров определено не просто так. Дело в том, что именно 300 метров принято считать за тормозной путь автомобиля, который передвигается со скоростью в 90 километров в час. Дорожное покрытие при этом влажное, с низким коэффициентом сцепления.

Как правильно передвигаться в условиях недостаточной видимости

Условия недостаточной видимости можно разделить на 4 основных критерия. К каждому из них написаны правила (см. таблицу). Если их придерживаться, то движение будет безопасным.

Критерий

Правила

Движение во время проливного дождяВ проливной дождь сцепление колес с дорогой снижается и тормозной путь автомобиля становится больше. Наибольшую опасность представляет движение во время дождя на высокой скорости. В этом случае вода не «втапливается» в протектор покрышек. При одном неверном движении руля водитель может потерять управление. Лучшим выходом из этой ситуации станет примененная техника торможения двигателем
Движение во время туманаИнспектора ГИБДД настоятельно рекомендуют даже опытным водителям во время сильного тумана прекратить движение. Если же такой возможности нет, то следует снизить скорость и включить ближний свет вместе с противотуманками. Также рекомендуется опустить водительское стекло и прислушиваться ко всем звукам. Обгонять и останавливаться на обочинах строго запрещается
Движение при ярком солнцеЯркие солнечные лучи, особенно утром и вечером, значительно снижают видимость дороги. Водители при ярком свете хуже различают сигналы светофора и плохо ориентируются на нерегулируемых пешеходных переходах. Не рекомендуется использовать солнцезащитные очки. Гораздо эффективнее будет применение козырьков от солнца
Движение во время прочих неблагоприятных условийК таким условиям чаще всего относят выпадение первого снега, метель или сумерки. Во время выпадения первого снега водитель обязан сразу же заменить летние покрышки на зимние. Во время метели — соблюдать скоростной режим и держать дистанцию. В ночное время суток рекомендовано использовать дальний свет. Однако не во всех ситуациях это возможно. Если дальний свет включить нельзя, то рекомендуется использование противотуманных фонарей, снижение скорости и повышенная концентрация внимания

Правильный выбор скорости

Когда погода хорошая, а дорожное покрытие сухое, водителю разрешено передвигаться с любой скоростью, но только в пределах допустимой. Когда же имеется недостаточная видимость дороги, необходимо выбирать верный скоростной режим.

Конкретных рекомендаций относительно того, с какой скоростью передвигаться водителю в условиях недостаточной видимости, нет. Человек за рулем должен самостоятельно выбрать безопасный для себя скоростной режим, но инспектора настоятельно рекомендуют учитывать при этом и тормозной путь автомобиля при резкой остановке.

Правила движения в условиях недостаточной видимости

Выше уже было рассмотрено, что же такое недостаточная видимость дороги. ПДД четко описывают состояния, когда необходимо соблюдать особенную осторожность, но предупредить водителя знаками не всегда возможно. Обычно подобные дорожные знаки устанавливаются около мостов через реку, где чаще всего бывает туман.

Если неопытный водитель собирается передвигаться на большие расстояния, то ему настоятельно рекомендуется еще раз детально изучить пункты 19.1-19.8 ПДД. Там точно обозначено, что при нарушении скоростного режима и при невнимательности за рулем во время недостаточной видимости водитель не сможет оперативно отреагировать на аварийную ситуацию.

Разница между недостаточной и ограниченной видимостью

Любой водитель должен чувствовать разницу между понятиями «недостаточная видимость» и «ограниченная видимость».

Ограниченная видимость подразумевает наличие на дороге постоянных или временных преград. К ним относятся горы, строения, здания или резкие повороты. Также есть и временные преграды, а именно остановившийся транспорт, дорожные работы. Запомнив это, можно без труда различить, когда на дороге недостаточная видимость, а когда — ограниченная.

Проще говоря, под ограниченной видимостью понимается физическая преграда, которая мешает нормальному обзору. Несмотря на то что такие преграды почти всегда постоянные, водитель обязан соблюдать скоростной режим и быть очень внимательным за рулем.

Как вести себя в условиях недостаточной видимости?

Когда на дороге недостаточная видимость, настоятельно рекомендовано использовать противотуманные фонари. Желательно при покупке автомобиля обратить на эту опцию отдельное внимание. Если же модель не выпускается с противотуманками, то желательно дополнительно оснастить ими автомобиль. Иногда водители заменяют ДХО на противотуманные фонари.

Также при недостаточной видимости нужно снизить скорость. Лучше передвигаться медленно, но уверенно. При возможности включить все внешние осветительные приборы. Идеальным вариантом был бы включенный дальний свет.

Не забывайте про повышенную внимательность. В условиях недостаточной видимости водитель быстро утомляется, поэтому необходимо время от времени давать отдыхать глазам. Поможет гимнастика для глаз или временная остановка на хорошо просматриваемых участках дороги. На трассах желательно останавливаться только в специально отведенных для этого местах. Обычно они защищены от дороги какими-либо преградами.

fb.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *