Остановка общественного транспорта: основные элементы, классификация
Место остановки общественного транспорта – специально оборудованный участок, используемый для посадки/высадки пассажиров троллейбусов, автобусов, маршрутных такси, трамваев. Правила его оборудования, а также основные элементы устанавливаются госстандартами. Рассмотрим далее, какой должна быть остановка общественного транспорта.
Ключевые элементы
Участок, в пределах которого расположена остановка общественного транспорта, включает в себя:
- Площадки для подъезда, ожидания и посадки.
- Переходно-скоростные полосы.
- Павильон.
- Скамьи.
- Урны для мусора.
- Техсредства организации движения.
- Освещение.
- Пешеходные дорожки, тротуары.
На дорогах I-III кат. на участках оборудуется также туалет.
Общие характеристики
В простейшем случае ближайшая остановка общественного транспорта обозначается соответствующим знаком. Например, для автобусных пунктов – это зн. 5.16. Как правило, остановка общественного транспорта в городе оборудуется навесом от дождя. Почти всегда в павильоне присутствует табличка с графиком движения. В некоторых случаях на участках оборудуются пункты по продаже билетов. В крупных мегаполисах на остановках присутствует наружная реклама. В пределах зоны, относящейся к участку, наносится разметка, запрещающая автомобилистам парковаться.
Остановка общественного транспорта должна находиться за пределами земляного полотна. Допускается устройство как раздельных, так и совмещенных въездов и выездов на основную дорогу. При их оборудовании необходимо руководствоваться строительными нормами, предусмотренными для примыканий и пересечений автодорог. Остановки должны размещаться на расстоянии не меньше 3 км. У пересечений автодорог на различных уровнях для обеспечения удобства пересадок и безопасности пункты посадки/высадки пассажиров располагают в секторе, находящемся рядом с путями движения пешеходных потоков.
Правила для участков на автодорогах категории I б – III
Остановка общественного транспорта должна находиться на прямой местности. Допускается устройство пункта на кривом участке, с радиусом не меньше 1 тыс. м для дорог I б – II кат., 600 м – III и 400 – IV кат. Продольный уклон в месте остановки не должен быть больше 40 %. В зоне посадки/высадки пассажиров необходимо обеспечить расстояние видимости для парковки автомобиля. Остановки смещают по ходу дорожного движения не менее чем на 30 м между ближайшими перегородками павильонов. На участках примыканий и пересечений автодорог пункты высадки/посадки располагают на равное или большее, чем предусмотренное для обеспечения видимости парковки автомобиля, расстояние. Разрешается размещать остановки для транспорта, двигающегося в противоположном направлении, до либо после примыкания/пересечения. При этом они смещаются по ходу своего движения не менее чем на 30 м между рядом расположенными стенками павильонов. В общих случаях остановки размещаются через каждые 3 км. В густонаселенных или курортных районах расстояние между пунктами сокращается до 400 м.
Классификация
Остановка общественного транспорта может быть:
- Постоянной. Прибытие ТС осуществляется по расписанию, как правило, через определенные временные промежутки.
- По требованию. Транспортное средство останавливается по просьбе пассажира. Гражданин, которому нужно выйти, может нажать на специальную кнопку или сказать о своем желании вслух. Человек, который ожидает прибытия транспорта на остановке, поднимает руку, сигнализируя о том, что ему нужно сесть в ТС.
Остановки по требованию, как правило, не обозначаются специальными знаками. В некоторых регионах, однако, такие пункты отличаются от обычных. К примеру, в Москве название остановочного участка по требованию подчеркивается или рядом с наименованием присутствует соответствующее указание. Проезд от такого пункта может устанавливаться вне предусмотренного тарифа.
Дополнительно
В настоящее время оснащаются полупостоянные остановки. Прибытие ТС на такие пункты осуществляется через фиксированные временные промежутки. При этом на таких остановках пассажиропоток распределяется неравномерно. Такие участки посадки/высадки располагаются за пределами населенных пунктов с целью обеспечения безопасности или вводятся на специализированных маршрутах. Если водитель не увидит на остановке желающих сесть в ТС или никто из пассажиров не захочет выйти, то он не остановится. В последнее время стали распространены фальшивые пункты. Они обустраиваются недалеко от домов престарелых, больниц. Такие остановки помогают быстро обнаружить пациентов, страдающих краткосрочной потерей памяти или иными патологиями и самовольно покинувших учреждение.
fb.ru
Остановка общественного транспорта — это… Что такое Остановка общественного транспорта?
Запрос «Остановка по требованию» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Остано́вка общественного транспорта — специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай).
В простейшем случае может обозначаться лишь специальным знаком в соответствии с видом транспортного средства (к примеру, остановка автобуса обозначается знаком 5.16), но обычно на остановках устанавливают навесы от дождя и/или скамейки. На остановке практически всегда имеется табличка с номерами маршрутов общественного транспорта, останавливающегося на данной остановке, а часто также расписание и карта маршрутов или района.
Иногда на остановках имеются пункты продажи билетов. В крупных городах на остановках, как правило, размещается наружная реклама. В зоне остановок автомобильного общественного транспорта часто наносится соответствующая дорожная разметка, запрещающая парковку автомобилей.
Остановившийся для высадки пассажиров городской транспорт не является препятствием.
Типы остановок
Есть два основных типа остановок:
- Постоянные остановки: транспорт прибывает на остановки по расписанию (часто через фиксированные промежутки времени).
- Остановка по требованию: транспорт не остановится, если пассажир не потребует остановки. Для этого он может нажать на соответствующую кнопку в салоне или просто сказать о своём желании водителю. Человеку, ожидающему автобус на остановке, следует поднять руку (нажать кнопку при её наличии), иначе транспорт может проехать мимо. Часто в местах таких остановок нет никаких соответствующих знаков. Если есть, то помечаются красным цветом (в Москве подчёркиваются). Название часто «По требованию» или название соседней с цифрой или пометкой (Румянцево (по требованию)). Может быть нетарифной остановкой.
На практике добавились:
- Полупостоянные остановки: на интервальных маршрутах транспорт прибывает на остановки через фиксированные промежутки времени, но на остановке
- неравномерное распределение пассажиропотока во времени
- за пределами городов с точки зрения безопасности
- остановка введена на специализированных маршрутах поскольку других нет (как на МКАД у автобуса № 816)
Транспорт на них может не остановиться, если водитель не видит желающих выйти/войти.
- Недавно начали получать распространение фальшивые автобусные остановки[1], устанавливаемые рядом с домом престарелых или больницей; они позволяют быстро найти ушедших пациентов, страдающих заболеваниями краткосрочной памяти.
Составные части остановок
- Знак, обозначающий остановку. В простейшем случае остановка может быть оборудована только знаком;
- Аншлаг, содержащий номера маршрутов и расписание движения;
- Остановочный карман — для автобусных и троллейбусных остановок. Представляет собой расширение проезжей части, необходимое для того, чтобы остановившийся автобус или троллейбус не создавал помех другим транспортным средствам;
- Остановочный перрон — для более комфортной посадки и высадки пассажиров. Для низкопольных автобусов и троллейбусов высота бордюра на остановке обычно совпадает с высотой подножки, так что можно считать бордюр простейшим перроном;
- Остановочный павильон — для защиты пассажиров от неблагоприятных погодных условий. Обычно оборудуется сиденьями. Павильоны скоростного общественного транспорта нередко оборудуют турникетами АСКП, что позволяет пассажирам оплачивать проезд до посадки, благодаря чему скорость посадки и высадки значительно увеличивается.
Иногда, особенно в сельских населённых пунктах, автобусные остановки представляют собой всего лишь маленькие «домики» с отсутствующей стеной, со стороны остановки транспорта.
Знаки, обозначающие остановки
5.16 Автобусная остановка
5.17 Трамвайная остановка
5.16 Стоянка такси
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Яндекс.Транспорт показывает, где сейчас ваш автобус
Яндекс обновил свое приложение Яндекс.Транспорт, теперь за передвижением транспорта можно наблюдать в реальном времени.
Когда открываешь обновленное приложение Яндекс.Транспорт, кажется, что попал в будущее: программа определяет твое местонахождение и показывает в реальном времени, где находятся нужные тебе автобусы или даже маршрутки. Это напоминает восторг, который испытывал, когда первый раз много лет назад увидел карту с нарисованными остановками, и у каждой можно было сразу посмотреть, какой транспорт там ходит. Теперь можно планировать даже свой выход из дома, ориентируясь на приложение, особенно если нужный вам автобус или троллейбус ходит довольно редко. Это также актуально, когда вам нужно решить — то ли ждать один маршрут на этой стороне улицы, то ли немного пройти и подождать на другой остановке альтернативные маршруты.
Теперь по порядку: вы смотрите на дорогу, которая вас интересует, и видите все автобусы и троллейбусы, которые там едут в данный момент, или, если вы знаете, откуда они направляются, можно посмотреть их «издалека». Если нажать на движущийся объект, видно его номер, можно открыть его подробную карточку: там представлена информация, от какой точки и до какой точки он едет, какие остановки совершает по пути, какая остановка ближе всего к вам, и прогноз появления на остановках.
Также вы можете посмотреть информацию по остановкам: какой транспорт там ездит, с какой периодичностью. На карту можно наложить пробки. В настройках можно указать, что вы хотите видеть: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси или что-то одно.
Данные о перемещениях Яндекс получает от ГУП «Мосгортранс». Приложению доступна информация о 758 автобусных, 80 троллейбусных и 38 трамвайных маршрутах. Помимо автобусов, троллейбусов и трамваев, Яндекс.Транспорт сообщает о перемещениях маршруток «Автолайн» и автобусов ГУП «Мострансавто» в Москве и городах Московской области. Приложение работает не только в Москве.
Цена: бесплатно
Скачать Яндекс.Транспорт на AppStore: http://itunes.apple.com/ru/app/andeks.transport/id826358136?mt=8
Скачать Яндекс.Транспорт на Google Play: http://play.google.com/store/apps/details?id=ru.yandex.yandexbus
apps4all.ru
Где мой автобус? «Яндекс.Транспорт» в реальном времени показывает движение общественного транспорта
Поисковик «Яндекс» запустил бета-версию мобильного приложения «Транспорт». Оно в реальном времени показывает актуальное положение автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток на карте города, говорится в пресс-релизе компании.
Приложение «Яндекс.Транспорт» доступно для жителей Московской области, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска и Перми. В Москве программа пока работать не будет.
Приложение можно скачать в App Store и Google Play. В настоящее время оно активно собирает отзывы и пожелания пользователей. В следующих версиях появятся новые города и возможности.
«Теперь вам не придется подолгу стоять на остановке, ожидая прихода нужного транспорта. Вы сможете сразу узнать, где он сейчас находится, и решить, стоит ли его ждать. Следите за прибытием автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси на экране вашего смартфона. Выбирайте, какие виды транспорта будут отображаться на экране. Искать транспорт можно по нужному вам адресу. Также для каждой остановки приведен список маршрутов».
Основным техническим условием для запуска «Яндекс.Транспорта» в городе является оснащенность общественного транспорта GPS/Глонасс-передатчиками и сбор данных от них.
Москва технически готова к подключению, и представители «Яндекса» уже с начала 2013 года ведут переговоры с департаментом транспорта Москвы о получении GPS-сигналов.
Скачать «Яндекс.Транспорт» для iPhone и iPod touch [App Store]
Остановочный пункт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Остано́вочный пункт (часто используется сокращение о.п.) — участок железнодорожного пути, предназначенный для остановки поездов с целью высадки и посадки пассажиров.
Обычно остановочные пункты оборудованы пассажирскими платформами, облегчающими доступ пассажиров к поездам, в этом случае слово «платформа» употребляется также как синоним остановочного пункта. Могут быть оборудованы как лёгкими павильонами, как на остановках городского транспорта, так и зданиями с кассами.
Наличие о.п. независимо от деления железнодорожной линии на перегоны и раздельные пункты (в том числе станции). Остановочные пункты могут находиться как на перегонах, так и в границах раздельных пунктов, в том числе по несколько штук в границах одного раздельного пункта (и в частности, иметь путевое развитие рядом с местом остановки).
Нетарифные остановочные пункты — остановки, до которых и на которых не производится оформление проездных документов (билетов), используемые для служебных нужд перевозчика (к примеру, платформа «Депо» Павелецкого направления Московской железной дороги, используемая для высадки сотрудников моторвагонного депо «Домодедово» (ТЧ-31); или остановки, факт наличия которых скрывается в информации перевозчика для пассажиров по целям безопасности (например, остановка на территории военной базы). В большинстве случаев остановки поездов на нетарифных пунктах осуществляются по требованию, с выходом через кабину машиниста или двери первого тамбура.
Уровень 1 | |
---|---|
Уровень 2 | |
Уровень 3 | |
Уровень 4 | |
Уровень 5 | |
Уровень 6 |
|
ru.wikipedia.org
Как делать остановки общественного транспорта?
Остановки? Это же просто навесы и знаки, разве не так?
Остановка общественного транспорта — это такая же важная часть дорожной и городской инфраструктуры, как, например, пешеходный переход или перекресток. И она требует проектирования и планировки. Ведь удобные и безопасные остановки влияют на качество работы общественного транспорта в целом. И приводят к более частому использованию транспорта. Верно и обратное: если остановки неграмотно спроектированы, не спасут даже самые современные автобусы и трамваи — люди просто не будут ими пользоваться, потому что это неудобно.
Причем тут Прага?
Прага интересна для нас схожим историческим опытом. Начиная с конца 1950-х годов, в столице тогдашней Чехословакии возводятся панельные спальные районы, первым из которых стал квартал Петршины (сейчас это — часть района Прага-6). На окраине стал доминировать стиль, который смело можно назвать советским, — с широкими проспектами и многоэтажными домами. Кроме того, в 1974 году в Праге открылся метрополитен, который также был построен по советским лекалам. Разумеется, все это повлияло на развитие общественного транспорта. И тем интереснее, что начиная с 90-х годов чехи планомерно создавали интегрированную систему транспорта, когда один вид транспорта гармонично сочетается с другим. Это включало в себя ряд мер. Возведение грамотно спроектированных остановок — одна из них. Поэтому мы и предлагаем взглянуть на чешские стандарты.
Пражский опыт чуть-чуть ближе к нам чем какой-то еще: у нас похожий тип подвижного состава транспорта, у нас похожи нормативы, которые за время социализма успели синхронизироваться. То есть сильного противоречия с нашей нормативной базой не будет. Эти решения можно легко адаптировать: просто бери и делай.
Алексей Радченко
менеджер «Городских проектов», эксперт-транспортник.
И что же там такого особенного?
Пражский стандарт размещения и организации остановок — это документ, который занимает почти 300 страниц. Строго говоря, это даже не стандарт, а подробная инструкция, в которой детально описываются важнейшие принципы организации. Причем речь идет не только о том, где ставить павильон, или какой формы он должен быть, но и о близлежащих пешеходных переходах, мерах по успокоению трафика в районе остановки, ограждениях и даже таких вещах, как форма табло с расписанием, место расположения урны и автомата по продаже билетов! В общем, чехи считают, что мелочей в данном вопросе не бывает, и подходят к вопросу комплексно.
Примеры остановок из Праги. Обратите внимание, что для пассажиров трамвая предусмотрена специальная посадочная платформа, а также пешеходный светофор. На одном из фото можно видеть пример так называемого «антикармана» — специально расширения тротуара и остановки для более легкой посадки в общественный транспорт.
Пересказать весь пражский стандарт в одной статье невозможно. Поэтому приведем несколько ярких примеров. Прежде всего, чешские специалисты разделяют все остановки на пять категорий, в зависимости от которых принимается то или иное решение. Скажем, остановка возле крупного пересадочного узла потребует совсем других решений, чем остановка на дороге с небольшим трафиком. Во-вторых, стандарт говорит, что остановка общественного транспорта должна быть хорошо заметна, а доступ на неё должен быть безбарьерным со всех сторон. Особое внимание уделяется и удаленности остановок, которая должна быть минимальной. К примеру, в стандарте говорится, что в районе с многоэтажной застройкой остановки общественного транспорта должны размещаться каждые 400-600 метров! (Сравните это с заявлением некоторых российских чиновников, которые предлагают отодвинуть остановки от мест работы и жилья! ). Отдельно чехи прописывают, что в значимых точках притяжения остановки должны быть прямо напротив важного объекта или в непосредственной близости. К таким объектам могут относиться больницы и поликлиники, учебные заведения, здания администрации, офисы и т. д.
А вот пример совершенно другой пражской автобусной остановки возле станции метро Skalka. Обратите внимание: решение другое (с заездным карманом), но эффективное в конкретной точке. Чтобы пересесть на метро, достаточно буквально сделать несколько шагов!
Также внимания заслуживает организация пространства вокруг остановки общественного транспорта. Прежде всего, в пражском стандарте говорится, что подход к остановке должен быть максимально простым и безопасным. Причем чехи не утверждают, что у них живут какие-то «неправильные» люди с «не тем менталитетом», которые «постоянно нарушают ПДД», а прямо пишут, что большинство пешеходов всегда будет использовать кратчайший путь на остановку, даже если он небезопасен.
Одновременно чешские специалисты знают, что это не всегда возможно. Поэтому и подход к организации остановки может отличаться. Скажем, на двухполосной дороге с низким трафиком будет достаточно организовать заездной карман и освещенный пешеходный переход с островком безопасности. А вот если дело происходит на улице с двумя полосами и более, то здесь уже потребуется светофор. Наконец, в некоторых местах пространство вокруг остановки и вовсе организуется так, что стоящий автобус перекрывает движение для другого транспорта. Долго ждать? Зато высадка и посадка пассажиров происходят максимально безопасно, а у общественного транспорта появляется настоящий приоритет в движении.
В общем, подход у чехов с одной стороны довольно четкий в главных принципах (доступность, безбарьерность, удобство, безопасность и т. д.), а с другой стороны — гибкий в частностях и допускает разные решения в зависимости от потребностей.
А у нас разве не такие же стандарты?
Общенационального руководства по размещению остановок общественного транспорта в России нет. Какие-то вопросы регулирует ГОСТ Р 52766-2007, вернее — его статья 5.3 «Остановочные пункты маршрутных транспортных средств». Но этот стандарт в десятки раз короче чешского: 7 страниц против почти 300!
Остановка на ул. Космонавта Волкова в Москве. Присутствует заездной карман для автобуса и нерегулируемый пешеходный переход в непосредственной близости. По пражским стандартам в таком месте обязательно был бы пешеходный светофор и островок безопасности.
Неудивительно, что требования российского ГОСТа не изобилуют такими подробностями, как в документе, принятом в Праге и Среднечешском крае. Например, пункт 5.3.3.1 документа говорит, что в пределах населенного пункта остановка общественного транспорта должна состоять из остановочной площадки, заездной площадки, заездного кармана, павильона, пешеходного перехода, скамьи, урны для мусора и т. д. Но вот ни о форме элементов, ни о точном месте их размещения не сказано вообще ничего! Есть вопросы и к размещению остановок. Если чехи руководствуются принципом «откуда уехал, туда и приехал» и стараются устанавливать остановки разных направлений друг напротив друга, то у нас павильоны встречных направлений допускается разносить друг от друга. Хотя зачем — непонятно.
Остановка возле платформы Красный Балтиец в Москве. На первый взгляд, это не такой плохой объект — здесь даже присутствует электронное табло с расписанием. Однако на другой стороне улицы аналогичная остановка отсутствует, то есть чешский принцип «откуда уехал, туда и приехал» не соблюдается. Кроме того, пешеходный переход находится на удалении от остановки, что побуждает людей перебегать улицу прямо перед идущим транспортом. Ну а с другой стороны остановки тротуар и вовсе неожиданно заканчивается газоном. Конечно, при таком подходе ни о каком европейском принципе «безбарьерности и общедоступности» остановки речи не идет.
Читайте также
То же самое касается и мер обеспечения безопасности. Например, российский ГОСТ допускает установку пешеходных светофоров возле остановок на магистральных дорогах и улицах регулируемого движения, но не говорит, когда они должны быть обязательно. С островками безопасности — то же самое. Зато в ГОСТе сказано, что «для упорядочения движения пешеходов на остановочных пунктах» могут появиться пешеходные ограждения — от посадочной площадки до пешеходного перехода, а также на разделительной полосе. Читай: чтобы люди не бегали (сравните с пражским принципом максимальной доступности остановки!). В общем, наши стандарты короткие, но современной практике проектирования они сильно противоречат.
В России нет полноценного стандарта на автобусные остановки. О них крайне немного упоминаний в ГОСТах на автомобильные дороги, градостроительство и т. д. С другой стороны, чешский документ — это именно руководство для проектировщика, то есть инструкция. Основываясь на чешских стандартах, она с иллюстрациями рассказывает, как и что нужно делать. У нас в России таких документов вообще не пишут.
Алексей Радченко
менеджер «Городских проектов», эксперт-транспортник.
Кто виноват, и что делать?
Причин, почему в России общественный транспорт и соответствующая инфраструктура настолько отстают от мировых стандартов, великое множество. В первую очередь, это — тот кризис, который разразился в данной сфере в 90-х и 2000-х годах, когда общественный транспорт превратился в удел исключительно тех, кому «не хватило денег на машину».
Гораздо важнее то, что можно сделать для преодоления этого разрыва. В идеале в России должен появиться свой стандарт, который можно сделать, используя чешский опыт. Но перед этим решения можно и нужно «обкатать» на уровне крупных городов. И здесь свою положительную роль могут сыграть Департамент транспорта Москвы и Мосгортранс, где уже получили данный документ и пообещали с ним ознакомиться.
Уровень проектировщиков в России достаточно слабый. Этот документ поможет даже неподготовленным проектировщикам «не делать плохо». Он подскажет, куда нужно смотреть, и покажет примеры, как делать нельзя.
Алексей Радченко
менеджер «Городских проектов», эксперт-транспортник
P. S. — Скачать переведенное на русский язык руководство по организации автобусных остановок, действующее в Праге и Среднечешском крае, можно здесь
auto.mail.ru
Как с помощью телефона узнать, когда придет автобус — Look At Me
«Когда мы были студентами и только начинали свой маленький бизнес — фирму по разработке мобильных приложений, — нам не хватало интересного проекта для портфолио. Хотелось прийти к потенциальному клиенту и сказать: «ЕТранспорт знаете? Это мы сделали!». То есть изначально это был своего рода side-проект, но в итоге именно он привлёк новых клиентов.
Сам принцип работы приложения довольно простой — ЕТранспорт определяет местоположение пользователя и предлагает выбрать на интерактивной карте ближайшие остановки транспорта, а затем показывает приближающийся транспорт и время, через которое он прибудет на остановку. Самая большая проблема, связанная с запуском ЕТранспорта, заключается в том, что надо договариваться с городскими властями о праве доступа к данным конкретной локации всех единиц общественного транспорта. На мой взгляд, это странно — ведь удобный сервис, который мы создаём для горожан, на руку любой власти. Более того, это просто неправильно — подобные данные нельзя скрывать, они должны находиться в открытом доступе. В этом плане Питер в авангарде: там власти не только открыли эти данные для всех, но ещё и поощряют разработчиков подобных проектов (но ЕТранспорт на данный момент считается лучшим по функционалу). Ещё примерно в 40 городах данные локации транспорта никто не скрывает, но в Москве же они практически засекречены.
В ближайший месяц мы запустим ЕТранспорт ещё в 11 городах России, но пока я не могу раскрыть информацию о том, какие именно города входят в этот список. Думаю, их жители точно не пропустят это событие. В Москве, например, за первые четыре дня мы привлекли больше 40 тысяч пользователей. К сожалению, не все обратили внимание, что Москва (как, кстати, и Питер) пока что находится в стадии бета-тестирования, и в приложении ещё нет многих остановок и маршрутов, а сама информация о местонахождении транспорта может расходиться с реальной ситуацией.
www.lookatme.ru