Механическое транспортное средство определение пдд. Понятия и термины, используемые в пдд
Помните самое начало «Золотого теленка» Ильфа и Петрова? «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть».
Как водитель со стажем, позволю себе не согласиться с данным – явно устаревшим – утверждением. Подавляющее число пешеходов просто не знают о Правилах дорожного движения. Мало того – даже не хотят знать о них.
Или наивно полагают, что ПДД написаны не для них, а для водителей. В крайнем случае, — для пассажиров. Это в корне неверная позиция и весьма опасное заблуждение.
Хотя, справедливости ради, стоит согласиться с тем, что львиная доля Правил касается движения именно транспорта. Вот о нем и поговорим более подробно.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Весьма простое и исчерпывающее определение. Все, что придумано человеком для облегчения передвижения и перевозки и при этом способно двигаться по дорогам, — это транспортное средство. И видов транспортных средств – огромное количество.
Так, они бывают рельсовыми (двигающимися по рельсам) и безрельсовыми.
Или самоходными (снабженными двигателем) и несамоходными.
Однако Правила дорожного движения оперируют другими понятиями при квалификации видов транспортных средств:
- Механические транспортные средства;
- Транспортные средства, не относящиеся к механическим.
Это наиболее распространенная классификация.
МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Судя по определению, главной характеристикой механического транспортного средства является обладание двигателем. Каким двигателем? Да любым: бензиновым, дизельным, газовым, электрическим, водородным или атомным (последнее – не дай Бог, конечно!).
Правда, здесь есть еще один скрытый критерий: данное транспортное средство должно быть предназначено для движения по дорогам. Это уже как бы само собой разумеющееся…
Следовательно, перечень механических транспортных средств невероятно велик. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и прочие самоходные машины и пр.
В этой связи становится понятно, почему велосипед не относится к механическим транспортным средствам. Ведь он не снабжен двигателем.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Спросите, почему? Все просто.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
Если выбрать из всей этой словесной шелухи рациональное зерно, то принципиальными в определении мопеда будут два критерия:
- Двигатель с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров;
- Максимально допустимая заводом-изготовителем скорость, не превышающая 50 км/ч.
Иными словами, перед нами два критерия отнесения транспортного средства с двигателем к НЕМЕХАНИЧЕСКИМ. И в эту же группу Правила включают еще и мокики, скутеры, «газульки» (велосипеды с подвесным двигателем) и подобные им, снабженные, казалось бы, двигателем транспортные средства.
Что это означает? Управление данными транспортными средствами пока (именно – ПОКА!) не требует наличия водительского удостоверения. А само транспортное средство не проходит процедуру регистрации и выдачи государственных регистрационных знаков (номеров).
Однако лица, управляющие подобными транспортными средствами, являются водителями, а, следовательно, обязаны свято соблюдать Правила дорожного движения.
А теперь — давайте вернемся к понятию «Транспортное средство» и отметим еще ряд принципиальных моментов.
Особой характеристикой любого транспортного средства является его РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: 1) разрешенная; 2) максимальная.
«Максимальная» масса – это предельно допустимая масса транспортного средства – с водителем, пассажирами и грузом. Превышения данной массы недопустимо. Почему? Да потому что сам корпус автомобиля, его подвеска, двигатель, тормозная система и рулевое управление не гарантируют нормальное их функционирование при превышении допустимой массы.
Например, тормозная система будет неэффективна, т.к. превышающая показатель масса транспортного средства – это большая инерция при движении и большая центробежная сила.
Итак, «максимальная» масса означает предел допустимой массы транспортного средства.
А кто устанавливает этот предел? Конечно же, завод-изготовитель. А это уже объяснение термина «разрешенная» масса. Именно производитель обусловливает – разрешает – эту самую максимальную массу.
И еще. Разрешенная максимальная масса – это некая «теоретическая» масса, прописанная в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.
Эту массу не стоит путать с факт
www.resalt.ru
Правила дорожного движения Украины Пункт ПДД 110
Назад
Новая редакция:
Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом; (№1029 от 26.09.2011)
Комментарий эксперта:
Велосипедист — это человек, который использует велосипед, обычно двухколесный, реже — одноколесный, трехколесный или другое аналогичное транспортное средство в качестве средства передвижения, для занятий спортом и т. п. В Правилах дорожного движения требования к велосипедистам выделены в отдельный раздел под номером 6.
Старая редакция:
Водитель – лицо, управляющее транспортным средством. Всадник, извозчик, погонщик животных, который ведет их за повод, приравнивается к водителю. Водителем является также лицо, которое обучает управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве;
Новая редакция:
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории. Водителем также является лицо, которое обучает управлению транспортным средством, находясь непосредственно в транспортном средстве; (№1029 от 26.09.2011)
Комментарий эксперта:
В Правилах дорожного движения подчеркивается, что водителем может быть лицо, которое управляет любым транспортным средством и имеет удостоверение водителя, дающее право управления этим транспортным средством. Категории транспортных средств, которыми можно управлять, имея при себе удостоверение водителя, изложены в пункте 2.13 Правил дорожного движения Украины.
Старая редакция:
Механическое транспортное средство – транспортное средство, которое приводится в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб. см), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт;
Новая редакция:
Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт; (№1029 от 26.09.2011)
Комментарий эксперта:
Термин «механическое транспортное средство» конкретизирует перечень транспортных средств, на которые распространяются требования Правил дорожного движения Украины. Иные транспортные средства могут отступать от требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам. Надо полагать, что понимание нового термина позволит более точно трактовать отдельные положения Правил дорожного движения.
Старая редакция:
Мопед – двухколесное транспортное средство, которое имеет двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см;
Новая редакция:
Мопед — двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт; (№1029 от 26.09.2011)
Комментарий эксперта:
Термин «мопед» в Правилах дорожного движения обозначает категорию двухколесных транспортных средств, которые по своим техническим характеристикам уступают более быстрым двухколесным транспортным средствам и превосходят велосипеды. Мопед, независимо от его внешнего вида, имеет характерные признаки: двигатель объемом до 50 см3 или электродвигатель мощностью до 4 кВт. Если двухколесное транспортное средство оборудуется одновременно педалями и электродвигателем, то оно приравнивается к мопеду, а лицо, управляющее таким транспортным средством, обязано иметь удостоверение категории «А1» и должно выполнять все правила, касающиеся порядка движения транспортных средств на территории Украины. Максимальная скорость движения мопеда ограничивается 60 км/ч, независимо от установленного максимального скоростного режима движения на дороге.
Обсудить на форуме
Назад
monolith.in.ua
Транспортные средства, их виды и характеристики
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (рис. 24).
Немеханические транспортные
средства
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. (рис. 25).
Самоходные машины чаще всего предназначены для выполнения специальных работ. К ним относятся погрузчики, подъемники, сельскохозяйственные, снегоуборочные машины и т. п.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг (рис. 25).
Масса в снаряженном состоянии — масса полностью укомплектованного и заправленного транспортного средства без груза и пассажиров. Устанавливается предприятием-изготовителем.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками (рис. 24).
Механические транспортные средства
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем (рис. 24).
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (рис. 24).
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей (пассажиров) и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками) (рис. 2.24).
Автобусы, троллейбусы и трамваи будут считаться маршрутными транспортными средствами только в случае движения по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами. В иных случаях, например, при движении автобуса на заправочную станцию либо в автобусный парк, троллейбуса или трамвая в депо, эти транспортные средства не будут считаться маршрутными. Маршрутные такси Правила не относят к маршрутным транспортным средствам.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Разрешенная максимальная масса указывается в паспорте транспортного средства.
Водитель должен знать ее для того, чтобы не допустить опасной перегрузки транспортного средства и не нарушить требования ряда дорожных знаков.
В Правилах встречается также упоминание фактической массы. Фактическая масса транспортного средства – это его реальная масса в данный момент. Она чаще всего меньше разрешенной максимальной массы хотя бы из-за того, что в процессе движения расходуется топливо.
Организованные колонны
Организованная транспортная колонна
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов (рис.26).
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
Далее — Виды опережения и прекращения движения. Дорожно-транспортные происшествия
Уроки ПДД
Урок 1 — Общие положения
1pdd.ru
механическое транспортное средство — это… Что такое механическое транспортное средство?
- механическое транспортное средство
-
– транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем (из ПДД).
EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009
- механическая КПП
- МЗМА
Смотреть что такое «механическое транспортное средство» в других словарях:
механическое транспортное средство — Любое самоходное транспортное средство категорий M u N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051. [ГОСТ Р 41.13 2007] механическое транспортное средство Любое самоходное транспортное средство. [ГОСТ Р 52389 2005] Тематики… … Справочник технического переводчика
Механическое транспортное средство — Механическое транспортное средство транспортное средство, предназначенное для передвижения по суше. Россия Правила дорожного движения Российской Федерации относят к числу механических транспортных средств тракторы и … Википедия
Механическое транспортное средство — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины… Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.11.2012) О Правилах дорожного… … Официальная терминология
механическое транспортное средство — 2.1.1 механическое транспортное средство (mechanical vehicle, power driven vehicle): Любое самоходное транспортное средство категорий M u N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
механическое транспортное средство — ▲ машина ↑ являющийся (чем), транспорт механическое транспортное средство транспортное средство, приводимое в движение двигателем … Идеографический словарь русского языка
Механическое транспортное средство — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Правила, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N… … Словарь юридических понятий
Транспортное средство — Основная статья: Транспорт Автомобили сейчас являются самыми распространенным транспортными средствами, использующими двигатель внутреннего сгорания … Википедия
транспортное средство — Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования. [Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств] Тематики автотранспортная… … Справочник технического переводчика
транспортное средство — 2.1 транспортное средство: Одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов. Допускается использование транспортного средства более чем в одном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
стационарное транспортное средство — ▲ механическое транспортное средство ↑ стационарный стационарное транспортное средство перемещает груз на небольшое расстояние, осуществляет перегрузку … Идеографический словарь русского языка
dic.academic.ru
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
infostatus.ru
Транспортное ли средство электросамокат: нюансы терминологии или проблема
Гражданин С., управляя электросамокатом, нарушил подп. 10.1 п. 10 ПДД, был привлечен к ответственности
по ст. 18.16 КоАП и лишен водительских прав на управление транспортными средствами.
Несмотря на кажущуюся абсурдность ситуации, в ходе рассмотрения этой ситуации пришлось столкнуться с интересными нюансами толкования НПА.
В мире ежедневно появляются новые типы товаров, работ, услуг, в связи с этим возникают общественные отношения. Вовлечение новых видов имущества в гражданский оборот и в целом регулирование отношений, складывающихся по поводу данных объектов, ставит перед правоприменителями новые вопросы.
В настоящий момент отсутствует сформировавшаяся правоприменительная практика привлечения лиц к ответственности за нарушение ПДД при управлении электросамокатом и другими современными средствами передвижения с электродвигателем, например сегвеем — самобалансирующимся одно- и двухколесным средством передвижения. Вместе с тем, как стало ясно из позиции управомоченного органа, существует реальный риск, что лица, использующие указанные средства, при нарушении ПДД могут лишиться водительских прав.
Пример из судебной практики
Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, пришло к выводу, что гражданин С. нарушил подп. 10.1 п. 10 ПДД. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, С. управлял транспортным средством — электросамокатом. В этом усматривалось наличие состава административного правонарушения, определенного ч. 1 ст. 18.16 КоАП.
В материалах дела указывалось, что средство, названное электромопедом, имело два сиденья (для водителя и одного пассажира) и мотоциклетные органы управления. Механизма для привода в движение от мускульной силы у данного средства передвижения не было, конструктивно оно не предназначалось для приведения в движение толчком ноги, т.к. имело широкую площадку для ног и низко установленный руль.
В связи с указанным доводы С., утверждавшего, что электросамокат не является транспортным средством, орган, ведущий административный процесс, первоначально признал несостоятельными.
На основании ч. 1 ст. 18.16 КоАП гражданина С. оштрафовали на 50 базовых величин с лишением права управлять транспортными средствам на 36 месяцев.
Суд, рассмотрев жалобу гражданина С. и исследовав материалы административного дела, отменил постановление по административному делу и направил его на новое рассмотрение в ОГАИ РУВД. В качестве оснований для отмены постановления, среди прочего, указал на отсутствие в материалах дела сведений о транспортном средстве, в частности его характеристиках, максимальной скорости движения, мощности двигателя.
Таким образом, окончательную точку в споре суд не поставил. Вопрос о правовой категории, к которой относится электросамокат, остался открытым. Очевидно, что данный вопрос не является теоретическим. Он определяет, будет ли применяться целый блок норм КоАП к лицам, использующим средства передвижения с электродвигателем.
Учитывая положения ст. 11.9 ПИКоАП, для описания объективной стороны состава правонарушения необходимо определить средство совершения правонарушения. В контексте применения ст. 18.16 КоАП его отсутствие, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии объективной стороны как обязательного элемента состава правонарушения.
Нужно учитывать, что законодатель дал легальную дефиницию понятия «транспортное средство», в том числе в целях применения ст. 18.16 КоАП. Так, согласно примечанию к ст. 18.9 КоАП под транспортным средством понимается механическое транспортное средство, прицеп к нему, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или для установленного на них оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина.
Согласно подп. 2.26 п. 2 ПДД механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Полагаем, что такое общее понятие транспортного средства фактически расширило применение административно-правовых запретов. Из буквального толкования следует, что любое средство с электродвигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или оборудования, можно квалифицировать как транспортное (в том числе упомянутые электросамокаты, сегвеи, погрузчики и т.д.).
В то же время полагаем недопустимым рассматривать электросамокат в качестве средства совершения правонарушений, предусмотренных ст. 18.9, 18.12 — 18.22, 18.24 — 18.26 КоАП. Дело в том, что отсутствуют иные характеристики особенностей механического транспортного средства, которые следуют из содержания указанных статей.
Так, водителя электросамоката нельзя привлечь к административной ответственности за эксплуатацию в дорожном движении транспортного средства без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств <*>. Исходя из абз. 2 п. 149 Положения о страховой деятельности такое требование к владельцам электросамокатов не предъявляется.
Также очевидно, что лицо, управляющее электросамокатом, нельзя привлечь к ответственности за управление транспортным средством при отсутствии такого права <*>.
Закон о дорожном движении устанавливает, что право управления механическим транспортным средством или самоходной машиной подтверждает водительское удостоверение. Для целей выдачи водительских удостоверений механические транспортные средства, их составы, самоходные машины подразделяются на категории и подкатегории <*>.
Электросамокат не относится ни к одной из названных Законом о дорожном движении категорий транспортных средств. Значит, можно сделать вывод, что для управления электросамокатом не требуется специальное право. Таким образом, все лица имеют право на управление электросамокатом, применение ст. 18.19 КоАП невозможно.
Привлечение водителя электросамоката к ответственности по ст. 18.16 КоАП за управление в состоянии алкогольного опьянения, на первый взгляд, может показаться обоснованным, если исходить из формального соответствия характеристик электросамоката понятию, закрепленному в примечании к ст. 18.9 КоАП. Однако для данного состава обязательным является лишение права управления транспортным средством. При этом лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом <*>.
Устанавливая санкцию, законодатель презюмирует, что субъект, совершающий правонарушение, должен обладать специальным правом. Водитель электросамоката таким лицом не является.
Состоятельность данного вывода подтверждается логикой законодателя, которая прослеживается при анализе содержания диспозиции и санкции ст. 18.23 КоАП. Так, ответственность по указанной статье наступает за деяния, совершенные при управлении транспортными средствами, для которых водительское удостоверение в соответствии с Законом о дорожном движении не требуется (велосипед, гужевое транспортное средство).
Соответственно, в санкции ст. 18.23 КоАП отсутствует мера административного взыскания в виде лишения специального права, поскольку она не может применяться ни к велосипедисту, ни к лицу, управляющему гужевой повозкой. При этом, на наш взгляд, ст. 18.23 КоАП вполне применима в том числе к водителю электросамоката, сегвея, скутера.
Резюмируя изложенное, полагаем необоснованным формальный подход к толкованию термина «транспортное средство» для целей применения КоАП. Считаем необходимым учитывать дополнительные характеристики, следующие из содержания норм КоАП. Это делает невозможным привлечение водителей электросамокатов к административной ответственности за нарушение ПДД и за правонарушения, предусмотренные ст. 18.9, 18.12 — 18.22, 18.24 — 18.26 КоАП.
ilex.by