Какая бывает дорога – Какой бывает ДОРОГА — Карта слов и выражений русского языка

Содержание

дорога — Словарь эпитетов русского языка

1. Путь сообщения.

О дальности, направлении; о ширине, наличии или отсутствии изгибов.

Ближняя, большая, вихлявая (простореч.), глухая, далекая, дальняя, длинная, долгая, змеистая, извивистая (устар.), извивная, извилистая, излучистая (устар.), короткая, малая, обратная, окольная, петлистая, петлястая (разг.), прямая, прямоезжая (нар.-поэт.), ровная, узкая, чужедальняя (устар. поэт.), широкая.

О состоянии проезжей части.

Адская (разг.), бархатная, безобразная, безопасная, битая, вязкая, гиблая (простореч.), гладкая, грязная, дурная (разг.), заросшая, зыбкая, избитая, изъезженная, колеистая, кочковатая, лютая (разг.), малоезженная, малонаезженная, мерзкая (разг.), мягкая, наезженная, накатанная, неважная, неприглядная, неровная, несносная, обледенелая, осклизлая (разг.), ослизлая, отвратительная, плохая, покойная, разбитая, разбухшая, развороченная, размоченная, размытая, разъезженная, раскисшая (разг.), расхлябанная (разг.), ребристая, скверная, скользкая, твердая, торная, тряская, убийственная (разг.), уезженная, ужасная (разг.), укатанная, ухабистая, хлипкая, хлябкая (простореч.), хорошая, худая.

О впечатлении, психологическом восприятии.

Веселая, волшебная, грустная, невеселая, очаровательная, печальная, постылая, радостная, развеселая (разг.), сказочная, скучная, тоскливая, унывная (устар.), унылая, чудесная, чудная. Черствая. Асфальтированная, безрельсовая, бетонная, булыжная, военная, воздушная, волоковая (истор.), вымощенная, главная, глинистая, горная, городская, гравийная, грейдерная, грунтовая, гудронированная, железная, запасная, каменная, канатная, караванная, колесная, кольцевая, конная, круговая, кружная, лесная, нартовая, новая, обочная, объездная, окружная, песчаная, подвесная, подземная, подъездная, полевая, прифронтовая, проселочная, профилированная, резервная, рельсовая, рокадная, санная, сельская, скотопрогонная, старая, степная, столбовая, стратегическая, трактовая, узкоколейная, хрящевая (устар.), центральная, чугунная (устар.), ширококолейная, шоссейная, этапная и т. п.

2. Жизненный путь человека, направление в развитии чего-либо.

Безвестная, большая, верная, геройская, главная, гладкая, дурная, жизненная, заветная, избитая, избранная, косая, крутая, незабвенная, новая, обходная, окольная, отцовская, памятная, правильная, проторенная, прямая, разумная, ровная, светлая, свободная, скользкая, скромная, служебная, старая, столбовая, суровая, творческая, твердая, тернистая, торная, трудная, трудовая, тяжелая, хорошая, худая, широкая. Гуртовая, утренняя, чиновная.

Источник: Словарь эпитетов русского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дорога — Дорога, дороги, дороги, дорог, дороге, дорогам, дорогу, дороги, дорогой, дорогою, дорогами, дороге, дорогах Грамматический словарь Зализняка
  2. дорога — ДОРОГА, и, ж. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная д. Большая д. (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устар.). Толковый словарь Ожегова
  3. ДОРОГА — «ДОРОГА» — административно-территориальная единица в Русском государстве 16-17 вв. на землях башкир, татар и других поволжских народов (Казанский и Уфимский уезды). Делились на волости и тюбы. Большой энциклопедический словарь
  4. дорога — Путь, мостовая, стезя, тропа, тропинка, шоссе; улица, тротуар, просека, аллея, полотно (железнодорожное) (дорогая большая, военная, горная, железная, окольная, проселочная, санная, столбовая, торная, уезженная, шоссейная) Перекресток, перепутье… Словарь синонимов Абрамова
  5. дорога — -и, ж. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Проселочная дорога. Шоссейная дорога. Выйти на дорогу. □ [Мы] въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. Лермонтов, Княжна Мери. Малый академический словарь
  6. дорога — • Безвестная (Надсон). • Глухая (Никитин). • Заветная (Фруг). • Змеящаяся (Шмелев). • Извилистая (Языков). • Колеистая (Куприн). • Проторенная (Ратгауз). • Прямоезжая (Коринфский). • Сонная (Случевский). • Столбовая (Глинка). • Тернистая (Некрасов). • Травнистая (Некрасов). Словарь литературных эпитетов
  7. дорога — ДОР’ОГА, дороги, ·жен. 1. Путь сообщения; полоса земли, предназнанная для передвижения. Шоссейная дорога. Проселочная дорога. Дорога шла лесом. Свернули с дороги и поехали полем. 2. Место, по которому надо пройти или проехать (·разг. ). Толковый словарь Ушакова
  8. дорога — ДОРОГА ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: || самая езда или ходьба, путина, путешествие. Толковый словарь Даля
  9. дорога — Общеслав. Суф. производное (суф. -г-) от той же основы, что и дор «расчищенное место», дьрати «драть». См. дергать, драть, торить. Этимологический словарь Шанского
  10. дорога — орф. дорога, -и Орфографический словарь Лопатина
  11. Дорога — Средняя полоса печного пода, по которой движется лопата при выпечке хлеба. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  12. дорога — ДОРОГА -ы; ж. 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Просёлочная д. Шоссейная д., бетонная, грунтовая д. Гладкая, укатанная, скользкая д. Обочина дороги. Пересечение дорог. Поворот, изгиб дороги. Проложить дорогу. Большая… Толковый словарь Кузнецова
  13. дорога — сущ., ж., ??? (нет) чего? дороги, чему? дороге, (вижу) что? дорогу, чем? дорогой, о чём? о дороге; мн. что? дороги, (нет) чего? дорог, чему? дорогам, (вижу) что? дороги, чем? дорогами, о чём? о дорогах… Толковый словарь Дмитриева
  14. дорога — Общеславянское слово, неожиданно родственное таким словам, как дерево или дерн, поскольку образовано от той же основы, что и дор – «расчищенное место», а восходит к глаголу дьрати – «драть» (см. драть). Этимологический словарь Крылова
  15. дорога — дорога I ж. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения; путь сообщения. || Местность по обеим сторонам такой полосы. 2. Место, пространство для прохода, проезда. || перен. разг. Доступ к чему-либо, возможность проникнуть куда-либо. Толковый словарь Ефремовой
  16. дорога — I доро́га I., укр. доро́га, блр. даро́га, сербск.-цслав. драга «долина», сербохорв. дра̏га, словен. drága «овраг, лощина», др.-чеш. dráha «дорога», польск. droga «дорога», в.-луж. dróha «след, дорога, улица», н.-луж. droga «улица». Из и.-е. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. дорога — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  18. Дорога — (техн.) — В восточн. губерниях России Д. называется собственно Сибирский путь. Вообще же под Д. разумеются сухопутные сообщения в отличие от водных путей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. Дорога — I. В Палестине (см. Палестина), располож. на пересечении множества путей, дороги имели особенно важное значение. Все главнейшие пути сообщения проходили с севера на юг, к ним добавлялись нек-рые «поперечные» дороги, в напр. Библейская энциклопедия Брокгауза
  20. дорога — Доро́г/а. Морфемно-орфографический словарь
  21. дорога — Ч е г о  и  к  ч е м у. • Дорога свободы. Идти дорогами побед. Упорный труд верная дорога к знанию. Война была единственной дорогой к власти, Карл ХII это понимал (А.Н.Толстой). Управление в русском языке

gufo.me

Категории дорог. Классификация и назначение дорог :: SYL.ru

Дорожное сообщение — это важнейшая часть экономики любой страны, ведь оно играет немаловажную роль в уровне развития промышленности и производства государства. И автомобильные дороги России в этом плане не являются исключением. В целях определения уровня качества и потокопроходимости разработан список определенных требований, предъявляемых к автодорогам. Те из них, что максимально полно отвечают предъявленным критериям, способны принимать транспортные потоки любой сложности и полноты и способствовать доставке пассажиров и грузов во всех направлениях и на любые расстояния. Именно поэтому стоит уделить самое пристальное внимание вопросу о том, какие именно категории автомобильных дорог вообще существуют и как проводится их классификация.

Как все устроено

Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и гужевого транспорта. Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.

Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия. Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.

Разные категории

Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:

  • Е — путепроводы европейского значения;
  • М — маршруты федерального значения;
  • Р — дороги, соединяющие административные центры;
  • А — федеральные и региональные автодороги, подъезды к крупнейшим транспортным узлам — аэропортам, морским и речпортам;
  • К — региональные дороги;
  • Н — прочие дороги местного подчинения.

Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:

  • по ширине покрытия и количеству полос движения;
  • по принципу и способу пересечения с автодорогами разных видов;
  • по наличию или отсутствию разметки и разделительной полосы.

Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.

Принципы классификации

В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:

  • автомагистраль;
  • скоростное шоссе;
  • обычная дорога.

Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:

  • районные;
  • областные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • национальные;
  • международного сообщения;

Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.

Первая категория

К первой категории автодорог в России относятся автомагистрали, скоростные трассы и автострады. Такие путепроводы имеют ширину не менее 15 метров и оснащены разделительной полосой. В каждом направлении предусмотрено не менее двух полос движения, шириной не меньше 3,75 метров. Подобные дороги рассчитаны на высокую интенсивность движения и оснащены качественным бетонным покрытием, способным выдерживать большой наплыв автотранспортных средств. Пропускная способность таких путепроводов превышает 7 000 авто в сутки, при этом транспортные средства передвигаются со скоростью не менее 120 км/ч.

Вторая

Ко второй категории дорог относят автотрассы, оснащенные асфальтовым покрытием и соединяющие между собой промышленные, культурные и административные центры страны. Для таких путепроводов предусмотрена ширина не менее 7,5 метров, а пропускная способность более 3–3,5 тыс. авто в день. Скорость движения при этом также сохраняется на уровне 120 км/ч.

Третья

К третьей категории дорог относят трассы с гораздо менее интенсивной нагрузкой движения, не более 3 000 авто/сутки. Такие автодороги могут иметь ширину от 3,5 до 7 метров, а дорожное покрытие на них обустраивается по облегченным требованиям, также оно может быть и булыжным. Скорость движения по таким дорогам обычно не может превышать 100 км/ч, а транспорт, имеющий нагрузку более 6 тонн, и вовсе не допускается к проезду по ним.

Четвертая и пятая категории дорог

Четвертая категория автодорог отличается наличием покрытия довольно низкого качества. Из-за этого движение по ним может быть сильно затруднено, особенно в осенне-весенний период. Такие пути могут пропускать не более 1000 автомобилей в сутки, а скорость движения по ним ограничена 80 км/ч. Большегрузным же автомобилям проезд по таким дорогам чаще всего закрыт совсем, связано это с тем, что движение тяжелого транспорта приводит к быстрым и серьезным разрушениям дорожного покрытия.

Ярким представителем пятой категории является «классическая» проселочная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют какого-либо покрытия, а двигаться по ним со скоростью, превышающей 60 км/ч, вряд ли удастся.

Лесные дороги — классификация

Отдельным видом классификации можно назвать назначение дорог. Отдельным видом дорог в России являются лесные дороги. Как уже понятно из названия, обустраиваются они в лесных массивах и служат для беспроблемного доступа транспорта в эти части России.

Лесные дороги тоже можно разделить на несколько видов в зависимости от их функционального назначения:
  • лесохозяйственные — предназначены для осуществления контроля за состоянием лесных массивов, именно по ним егеря обходят вверенные им территории;
  • лесовозные — обеспечивают транспортное сообщение при валке леса в промышленных и санитарных целях; так как по ним передвигается тяжелый грузовой транспорт — они дополнительно укрепляются для обеспечения повышенной проходимости большегрузных автомобилей;
  • противопожарные — призваны обеспечить доступ пожарных расчетов к очагам вероятных возгораний;

В прежние времена к этому перечню можно было бы добавить еще один тип дороги — лежневую, однако сейчас их практически не строят, а старые давно пришли в негодность. Дело в том, что дорожное полотно в этом случае представляет собой настил из цельных бревен. Построить такую дорогу можно быстро, однако это нецелесообразно — ведь древесина нынче недешева, а уйдет на подобный тракт ее очень много. Да и срок службы такого покрытия по сравнению, например, с асфальтным — невелик, древесина быстро гниет и портится в неблагоприятных погодных условиях.

Насколько важно проводить ремонт дорог

Как известно, далеко не все автомобильные дороги России могут похвастаться новым качественным покрытием, а ведь это один из важнейших факторов, которым не стоит пренебрегать. От качества дорожного покрытия зависит довольно много, ведь для обеспечения качественной жизни человека грузоперевозки (не говоря уже о пассажирах) должны осуществляться максимально быстро, безопасно и эффективно.

Часто несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных реалий и все увеличивающемуся потоку движения могут привести ко многим негативным последствиям: росту числа аварий, ускорению износа автотранспортных средств, перерасходу топлива, снижению скорости движения и многих других. Страшно даже представить, что, например, чья-то жизнь может зависеть от того, по какой именно дороге будет доставлен тот или иной медицинский препарат или насколько быстро сможет приехать пожарная машина. Так что покрытие дорог также играет в классификации далеко не последнюю роль.

Классификация дорог в зависимости от покрытия

В зависимости от типа дорожного покрытия можно выделить следующие виды:

  • мостовые;
  • цементобетонные;
  • покрытые гравием или щебнем;
  • грунтовые;
  • дегтебетонные;
  • асфальтобетонные;
  • покрытые материалами, содержащими органические вещества, имеющие вяжущие свойства.

Подытоживая вышесказанное, можно еще раз отметить важность и необходимость всех работ, связанных с обустройством и ремонтом дорого, а также поддержанием их в надлежащем состоянии. Новые технологии открывают массу возможностей для того, чтобы и проселочная дорога, и автомагистраль оставались на достойном уровне по прочности и качеству покрытия и были способны обеспечить высокую проходимость транспортных средств.

www.syl.ru

Ассоциации к слову «Дорога» — Сеть словесных ассоциаций

ДОРОГА, ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: | самая езда или ходьба, путина, путешествие. Дороги бывают: 6ольшие, т. е. общие почтовые и торговые; малые, уездные, от городка до городка, в стороне от больших; проселочные, от селенья к селенью, в стороне от малых. Железная дорога, железянка или чугунка; шоссе, каменка или щебенка; простая, или битая, торная, накатная. Гужевая дорога, конная, где прозжают лошадьми; верховая и пешая или тропа. Ехать в дорогу, быть в дороге, на пути, на переезде. Столбовая дорога, мерная, с верстами. Саженая или проседью, обсаженная деревьями. Дорога локтями, зубцами, частыми поворотами, напр. при крутом подъеме. Дорога пластом, прямая и уделаная. Дорогу перемело, занесло, замело снегом, ее не знать. | В восточн. губ. Дорога собств. сибирский путь, | а в Сиб. улица, местами же | покинутое русло, сухоречье, старина. | Средняя полоса печного пода, перед челом, где лопата ходит; по бокам задорога. | У рыбаков, большая уда, особ. с блесной, для ловли щук, окуней; ставится на ночь; закидная, заметная, становая уда, жерлица, но эта с наживою. | Дорога, также путь в переносн. знач. средство, способ для достиженья чего; род жизни, образ мыслей, дела и поступки человека и пр. Зайти куда по дороге, по пути, кстати, по близости. Туда ему и дорега! нечего жалеть его, лучшего не стоит. Быть на хорошей дороге, повышаться службою, почестями, или стремиться к добру. Туда тебе нет дороги, не дорога, не след ходить. Ему к нам запала дорога, нельзя более ходить, бывать в доме. Всякому своя дорога, свой путь, поприще. Отрезать кому дорогу, не давать ходу, бегу. Счастливой дороги! пожеланье отъезжающему. Мир по дороге! привет встречному. Не помолившись Богу, не езди в дорогу. Никола в путь, Христос по дорожке! Одному пахать, и дорога долга. Не лошадь едет (везет), а дорога (корм). Не бойся дороги, были б кони здоровы. На хорошей лошадке по дороге, а на худойв сторонку. Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа. Дорожка вместе, а табачок пополам. Хорошо в дорожке пирожок с горошком. Красна дорога ездоками, а обед пирогами. Дорожному путь не стоит. В дороге отец сыну товарищ. Дорога, хоть кубарем ступай, гладкая. Ночь как день, дорога что скатерть, садись да катись! Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела, шоссе. Дороги к избе не приставишь. При дороге жить, всех не угостить. При большой дороге и гурт пасется, всякому пожива. По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят? по реке. Бык на дворе, а рога на реке? дорога со двора. Батюшкина коня не удержишь, матушкину покромку не скатаешь? ветер и дорога. Дорога роена, лошадь деревянна, везет не кормя, а только поворачивает? лодка. Побежала дороженька через юрку. Казаки в запорогах, что пни при дорогах, кто ни едет мимо, того (тот) зацепят. На этой дороге трава не растет (а и растет, да спорыш). На дороге стоит, да дороги спрашивает. Заступить кому, перебить, перерезать, перебежать дорогу. Показать кому дорогу. Проложить (проторить) дорожку. Смерть дорогу сыщет. Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал? на тот свет. Лихо (трудно) до деа, а там дорога одна! Так путает, что и дороги домой не найдет, врет. Нечистое найдет дорогу, из брюха. Денежка дорожку прокладывает! Большому большая дорога. Бабе дорога от печи до порога. Дорожка до вас! «Ищите, краше нас», игра в дорожку. Один под овин, а два под дорогу, о воровство снопов. В Вильне семь дорог для жида, да три для поляка. Если больной бредит дорогой (или о конях), то умрет. Если к дому, где, больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. Дороженька, особ. в песн. Дорожища, укорно, плохая. Дорожка умалит. тропа, тропинка, стезя; след, следы чего; полоса, полоска, черта, борозда, бороздка. Чулки с дорожками. По белой земле (полю) голубые дорожки. Полоски. | Дорожка, узкий и долгий ковровый половик, постилаемый по проходу. | Дорожка, дорога, большая уда, жерлица или блесна. Дороги ж. мн. млечный путь. | Дороги, дорожки, полосы, полоски в ткани, в узоре; продольная нарезка, желобки. | Дороги и дороги стар. Шелковая, б. ч. полосатая ткань, иногда с золот. и серебр. травами. Дорожный, к дороге, пути относящийся, принадлежащий; путевой. Дорожный извозчик, не городовой, идущий в дальний путь. Дорожные, т. е. люди, прозжие, путники. Дорожный ночлега с собой не возит. Дорожить что, проводить дорожки. Дороженый тес, борозженый в два ряда, для стока воды. | Ловить рыбу дорожкою, становою удою. -ся, быть дорожену, борозжену. Дороженье ср. длит. действие по глаг. Дорожч(щ)атый, с дорожками; бороздчатый, полосатый. Дорожник м. путевник; дорожные записки, дорожный дневник; | книга для дорожных, роспись дорог, мест, расстояний, иногда с описаниями. | Печенье на дорогу, подорожник; | хлебенное, привозимое с дороги в гостинец, калачи и сайки из другого места. | Плотнич. струг, наструг, рубанок, похожий на шерхебель, для дороженья теса и карнизов. | У конопатчикков род долота, для расчистки пазов. Дорожняки м. мн. перм. сиб. лошади, пускаемые порожнем впереди обоза, для обминки снега.

wordassociations.net

Автомобильная дорога — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Автомобильная доро́га — инженерное сооружение (дорога), имеющая двухполосное, многополосное, встречное, а также попутное направление движения механических транспортных средств.

Термин включает в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и пространство в пределах установленного габарита.

Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.

Основные элементы автомобильной дороги[править | править код]

Полоса местности вдоль автомобильной дороги, выделяемая для размещения всех элементов и сооружений автомобильной дороги, включая лесонасаждения, называется полосой отвода. Специально подготовленный грунтовой массив, на котором расположена проезжая часть, обочины и боковые канавы называется земляным полотном. Специальное укрепление проезжей части для обеспечения движения автомобилей заданного веса с расчетной скоростью и обладающее сохранностью против влияния климатических факторов называется дорожной одеждой. Две боковые полосы, непосредственно примыкающие к проезжей части и использующиеся для бокового упора дорожной одежды и для кратковременной остановки автомобилей называются обочины. Канавы по обеим сторонам земляного полотна, служащие для его осушения и отвода воды называются боковыми канавами. Линия пересечения обочины с поверхностью откоса земляного полотна называется бровкой. Часть полосы отвода за пределами земляного полотна, использующаяся для зелёных насаждений и линейных зданий, называется обрезами[1]

Левостороннее и правостороннее движение[править | править код]

Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении.

Наличие левостороннего либо правостороннего движения зависит от конкретной страны.[2] В странах с правосторонним движением дорожные знаки расположены в основном на правой стороне дороги, на перекрёстках с круговым движением движение осуществляется против часовой стрелки, пешеходы при переходе через дорогу с двухсторонним движением сначала смотрят налево[3], в странах с левосторонним движением — наоборот.

Примерно 34 % мирового населения живут в странах с левосторонним движением (к их числу относятся Австралия, Великобритания, Индия, ЮАР, Япония и др.), 66 % — в странах с правосторонним. По протяжённости дороги с правосторонним движением также лидируют — 72 %.[4] Отдельные страны могут переходить с одного типа движения на другое: например, в 1967 году Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение, в 2009 году в Самоа произошёл обратный переход.[5]

Длина автодорог по государствам (представлены не все):

ru.wikipedia.org

Типы автомобильных дорог и трасс

Для пассажира, не умеющего водить, карта с пометками дорог выглядит как загадочная зашифрованная карта сокровищ со своими метками и кодовыми словами.

  1. Европейские маршруты (Е)
  2. Азиатские маршруты (АН)
  3. Трассы России: коды, названия и маркеры
  4. Классы дорог и трасс

Опытные водители без проблем в ней разбираются и бравируют связанными с этим понятиями и мнениями. Каждая дорога ведёт куда-то, и это один из способов их классификации.

Европейские маршруты (Е)

Выделяют европейские маршруты, входящие в часть общеевропейской транспортной сети. Такие дороги имеют пометку Е (Е95, Е20, Е105) и нередко включают части дорог федерального значения. Они могут проходить через множество стран Европы, включая Германию, Францию, Великобританию, страны Скандинавии и даже Россию.

Европейский маршрут Е30

 

Азиатские маршруты (АН)

Еще одним пример такой глобальной сети в России являются азиатские маршруты, которые входят в азиатскую систему и имеют знак АН (АН1, АН5, АН31). Они также проходят через много стран, включая Россию, Монголию, Китай, Казахстан и другие.

Азиатские маршруты

 

Трассы России: коды, названия и маркеры

Помимо вышеперечисленных трасс, существуют автомагистрали федерального и регионального значения. Их финансирование совершается за счет государственного бюджета или бюджета субъекта федерации соответственно. Кроме них есть также межмуниципальные, дороги местного значения и частные.

Возможно, вы замечали, что дороги имеют свою особую пометку на карте. Идентификационные номера всегда идут с какой-то из букв российского алфавита. Разберемся в этом подробнее.

М – маркер для автомагистралей федерального значения, исходящих из Москвы и ведущих к другим субъектам страны. Во времена Совесткого Союза некоторые из этих трасс вели в столицы других республик. Самые известные федеральные трассы России – М4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск), М1 «Беларусь» (Москва — Вязьма — Смоленск — граница с Белоруссией), М7 «Волга» (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Набережные Челны — Уфа/Пермь) и другие.

Трасса М4 "Дон"

 

Р – маркер для дорог между административными центрами (Р176 «Вятка», Р254 «Иртыш», Р6 «Сарапульский тракт»).

Трасса Р176 "Вятка"

 

А  – региональные или федеральные дороги, которые, как правило, ведут от административных центров к крупным транспортным развязкам, аэропортам, вокзалам или границам с другими странами (А181 «Скандинавия», А155 «Военно-Сухумская дорога», А105).

Трасса А155

 

К – дороги регионального масштаба.

Н – межмуниципальные дороги, как правило, короткие.

Классы дорог и трасс

Также существует классификация дорог по классам. Выделяют три основных группы: автомагистрали, скоростные дороги и нескоростные дороги.

  • Автомагистрали – это многополосные дороги с разделительной полосой, не пересекаемые другими транспортными путями. Доступ к ним осуществляется через перекрестки, расположенные не ближе, чем 5 км друг от друга.
  • Скоростные дороги также многополосные, с разделительной полосой и без пересечений. Дорожные же перекрестки расположены минимум в 3 км друг от друга.
  • Обычные дороги имеют единую проезжую часть с разными допустимыми расстояниями перекрестков. В зависимости от ширины дороги они могут располагаться минимум в 600, 100 и 50 метров друг от друга.

Автомагистраль

Обычные нескоростные дороги могут иметь разное количество полос – обычно от 1 до 4, но возможно и больше. Соответственно, по этому количеству определяется её категория. Однополосные дороги относят к V категории, дороги в две полосы бывают двух категорий – IV с шириной полосы в 3 м и III с шириной в 3,5 м. Во вторую категорию относят дороги в 2 или 3 полосы с 3,75 м шириной либо в четыре полосы шириной в 3,5 м. В первую категории находятся дороги в 4 и более полосы, каждая из которых шириной в 3,75 м.

Пятую категорию можно встретить среди узких кварталов, где напряженного трафика нет, и две машины могут с лёгкостью избежать столкновения, ведь эти дороги короткие и скорость на них ограничена. Категории с четвертой по вторую характерны для городских дорог. Трафик на таких дорогах достаточно интенсивен для выделения дополнительной полосы или даже двоих. Ну и последняя категория чаще всего встречается среди объездных дорог, на них допустимо отсутствие разделительной полосы.

www.rudorogi.ru

Значение слова ДОРОГА. Что такое ДОРОГА?

ДОРО́ГА, -и, ж.

1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Проселочная дорога. Шоссейная дорога. Выйти на дорогу.[Мы] въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой. Лермонтов, Княжна Мери. [По равнине] пролегало множество дорог, и все они сходились к одному месту на востоке. По дорогам шли и ехали люди. Короленко, Сон Макара. За рекой виднелась черная мокрая дорога, исчезающая в недалеком лесу. Бек, Волоколамское шоссе. || чего или какая. Место, пространство, по которому происходит передвижение, сообщение. Водная дорога. Воздушная дорога. Голубые дороги каналов. || След в виде полосы, оставляемый кем-, чем-л. движущимся. Я смотрел на — руль корвета и видел пенистые дороги, что тянулись некогда за ним по туманным морям. Они очень долго не исчезали, эти дороги, эти прочерченные корабельным килем следы. Паустовский, Героический юго-восток.

2. Место для прохода, проезда. Встать на дороге.Чтобы пробраться к ручью, надо было топором прочистить себе дорогу через зелень. Миклухо-Маклай, Путешествия. Бобров увидел, как между экипажами быстро образовалась широкая дорога и как по этой дороге проехал на своей тройке серых лошадей Квашнин. Куприн, Молох. || перен. Доступ куда-л., возможность проникнуть куда-л. В большой свет ему [Стахову] не было дороги. Тургенев, Накануне. Песня за стеной росла, певцы воодушевлялись, их голоса звучали смелее и громче, жалобные звуки нашли дорогу в грудь Ильи. М. Горький, Трое.

3. Путешествие, поездка. Утомительная дорога. Веселая дорога. Запасти провизии на дорогу. Написать письмо с дороги.[Аня:] Я не спала в дороге четыре ночи. Чехов, Вишневый сад. Всю дорогу Леня не отходил от окна вагона. Паустовский, Рождение моря.

4. Направление, путь следования. Сбиться с дороги.Дороги он не знал, но был уверен, что если побежит, то непременно очутится дома. Чехов, Беглец. Мы, по дороге домой, вышли на опушку леса. М. Горький, В людях. На первом перекрестке их дороги расходились. В. Попов, Сталь и шлак. || перен.; с определением. Направление деятельности, путь развития. Пушкин пошел по совершенно новой дороге, предавшись искусству в исключительном значении этого слова. Белинский, Русская литература в 1844 г. [Треплев:] Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Чехов, Чайка. Перед каждым человеком теперь открывается широкая дорога для его стремлений, для его счастья и благополучия. Макаренко, Книга для родителей.

5. перен.; с определением. Средство к достижению чего-л. Упорный труд — верная дорога к знанию.Война была единственной дорогой к власти, Карл [XII] это понимал. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Большая дорога см. большой.
Железная дорога см. железный.
Канатная дорога — сооружение, предназначенное для перевозки грузов (реже пассажиров) в вагонетках, подвешенных к стальному проволочному канату и передвигающихся по нему.
Столбовая дорога см. столбовой1.
Скатертью дорога см. скатерть.
Туда и дорога кому — получил по заслугам, нечего жалеть.
По дороге — 1) мимоходом, заездом, попутно. Но прежде чем к князю, по дороге надо заехать к Ивиным. Л. Толстой, Юность; 2) в одном и том же направлении. Кружан и Рябинин вместе вышли на улицу. Им было по дороге. Горбатов, Мое поколение; 3) перен. ( с кем) об общих стремлениях, общей цели.
Дать (или уступить) дорогу кому — 1) отойти в сторону, дав место для прохода, проезда; 2) предоставить 433 возможность действовать, выдвинуться в какой-л. области.
Забыть дорогу куда см. забыть.
Заказать дорогу куда см. заказать2.
Заступить дорогу кому см. заступить.
Знать дорогу — уметь находить доступ куда-л.
Идти своей дорогой см. свой.
Перебить (или перейти, перебежать и т. п. ) дорогу — захватить, перехватить то, на что рассчитывал другой.
Встретиться (или столкнуться) на узкой дороге см. узкий.
Выбиться на дорогу см. выбиться.
Вывести на дорогу см. вывести.
Пробить себе дорогу см. пробить.
Проложить себе дорогу см. проложить.
Стать (или встать, стоять) на дороге чьей; стать (или встать, стоять) поперек дороги кому — быть препятствием кому-л. в чем-л., мешать.
Стоять на плохой (или дурной) дороге; стоять на хорошей (или правильной) дороге см. стоять.
На дороге не валяется см. валяться.

kartaslov.ru

Категории дорог. Классификация дорог по категориям. Категории автомобильных дорог :: BusinessMan.ru

Страны, регионы, населённые пункты и их районы соединены между собой разного рода транспортными путями. Это дает возможность человечеству поддерживать связи личного и делового характера.

Для того чтобы понимать, сколько времени займет путь, примерно вычислить скорость движения и расход ресурсов, на законодательном уровне было введено такое определение, как категории дорог.

Понятие «дорога»

Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной.

Автомобильная дорога — это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.

Железная дорога — это транспортный проезд, состоящий из закрепленных рельсов, по которым передвигаются пассажирские и грузовые поезда.

Категории железных дорог определяются сводом правил 119.13330.2012 (обновленной редакцией СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»), согласно которому ж/д линии и пути подразделяются на классы в зависимости от характера и размера осуществляемых по ним перевозок.

ФЗ, устанавливающий классификацию автомобильных дорог

Категории автомобильных дорог в Российской Федерации утверждены ФЗ номер 257 от 08.11.2007 года. Целями данного правового источника являются:

  • определение основ функционирования автодорог, использования их, осуществления дорожных работ в интересах пользователей ими, собственников данных дорог, государства, муниципальных образований;
  • обеспечение сохранности и развития дорог, улучшения их техсостояния;
  • содействие внедрению новейших технологий в области дорожной деятельности;
  • улучшение инвестиционного климата в рассматриваемой сфере;
  • усовершенствование гос.управления в части дорожных работ;
  • обеспечение добросовестной и эффективной конкуренции в области дорожной деятельности;
  • интеграция автодорог в международную сеть транспорта.

Классификация в зависимости от назначения

Автомобильные проезды в зависимости от назначения делятся на следующие категории дорог:

  • федеральные;
  • региональные или межмуниципальные;
  • местные;
  • частные.

Дороги федерального значения — это важнейшие пути РФ, находящиеся в собственности государства и финансируемые в основном из федеральной казны.

Дороги регионального значения — это транспортные пути, которые находятся в ведении субъектов РФ и финансируемые из их бюджетов.

Классификация в зависимости от формы разрешенного использования

Исходя из вида разрешенного применения проездов, выделяют категории дорог общего пользования и необщего пользования.

К автодорогам общего назначения относятся пути, предназначенные для движения по ним транспорта неограниченного круга лиц. К проездам же необщего пользования относятся те дороги, которые находятся в собственности, во владении или пользовании органов исполнительной гос.власти, администраций местного уровня, организаций или физических лиц, а также используемые ими только для обеспечения собственных потребностей или государственных нужд.

Автодороги необщего пользования

Список федеральных, региональных и межмуниципальных дорог необщего использования утверждается уполномоченными федеральными исполнительными органами власти и высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ. В перечень региональных и межмуниципальных дорог необщего использования не могут входить федеральные автодороги необщего пользования и их участки.

Список местных дорог может устанавливаться органом местного самоуправления. Всем транспортным путям общего и необщего пользования присваивается номер, состоящий из нескольких букв, ОП и НП соответственно.

Федеральные дороги, предназначенные для общего пользования

К федеральным автомобильным дорогам относятся:

  • дороги, которые соединяют Москву со столицами других сопредельных стран, а также с административными центрами регионов РФ;
  • дороги, которые входят в перечень международных автодорог согласно международным соглашениям России.

К транспортным путям федерального значения могут относиться также проезды:

  • соединяющие административные центры регионов РФ между собой;
  • подъездные пути, которые соединяют федеральные дороги ОП, и транспортные узлы, которые имеют международное значение, а также спец.объекты федерального значения;
  • подъездные пути, которые соединяют административные центры регионов России и не имеют автодорог общего пользования, объединяющих соответствующий административный центр региона РФ со столицей страны, и ближайшие порты, аэропорты и железнодорожные вокзалы/станции.

Список федеральных транспортных путей общего пользования установлен Постановлением Правительства номер 928 от 17.11.2010 года «О перечне автодорог ОП федерального значения».

Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования

Критерии отнесения к категории дорог общего пользования региональных или межмуниципальных и перечень таких транспортных путей утверждается высшим исполнительным органом гос. власти субъекта страны. В список региональных или межмуниципальных дорог общего пользования не могут быть включены федеральные дороги общего пользования и их участки.

Региональные дороги обозначаются специальным идентификационным номером РЗ, а межмуниципальные — номером МЗ.

Местные и частные дороги, предназначенные для общего пользования

Категории дорог местного значения общего пользования подразделяются на:

  • дороги поселения;
  • дороги муниципального района;
  • дороги городского округа.

К первым относятся автомобильные пути, расположенные в пределах населенных пунктов поселения, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования и частных автомобильных дорог.

Ко вторым относятся автомобильные пути, расположенные на территории муниципального района, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог ОП, а также дорог ОП местного значения поселений и частных автодорог.

Третий вид — это автомобильные пути, расположенные в пределах городского округа, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования, а также частных транспортных путей.

Категории дорог утверждаются органом местного самоуправления поселения, муниципального района или городского округа соответственно.

Частные автодороги общего пользования — это пути сообщения, которые находятся в собственности физ. и юр. лиц, а также не оборудованные устройствами, которые ограничивают проезд транспорта не очерченного круга лиц.

Классификация в зависимости от скоростного режима

Классификация дорог по категориям в зависимости от условий доступа на них транспорта и условий проезда по ним выглядит следующим образом:

  • автомагистрали;
  • скоростные автодороги;
  • обычные автодороги.

Автомагистрали — это автомобильные дороги, не предназначенные для автообслуживания прилегающих территорий, а также:

  • имеющие центральную разделительную полосу, которая не предопределена для движения по ней, и несколько проезжих частей;
  • не пересекающие на одном уровне иные авто и ж/д дороги, трамвайные пути, вело- и пешеходные дорожки;
  • въезд на которые возможен только при пересечении на разных уровнях с иными автодорогами, которые предусмотрены не чаще чем через каждые 5 км;
  • на проезжих частях которых запрещено останавливаться;
  • оборудованные специальными площадками для стоянок и отдыха.

Автомагистрали обозначаются специальными знаками.

Скоростные автодороги — это автомобильные пути, проезд на которые возможно осуществить только через развязки, предназначенные для транспорта, либо регулируемые перекрестки. На проезжей части такого рода дорог запрещены остановки транспорта, для отдыха и стоянок машин на скоростных дорогах есть специально оборудованные площадки.

Обычные автомобильные дороги — это все остальные автотранспортные пути, имеющие одну или несколько проезжих частей и не обозначенные специальными знаками.

ГОСТ Р 52398-2005

Категории дорог ГОСТ Р 52398-2005 определяет по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам автодорог. Дороги по данным признакам делятся в зависимости от:

  • числа и ширины полос, на которых осуществляется движение;
  • присутствия центральной разделительной полосы;
  • формы пересечений с авто и ж/д дорогами, трамвайными путями, велодорожками и дорожками для пешеходов;
  • условий доступа на автодорогу с примыканиями в одном уровне.

В данном источнике есть специальная таблица «Техническая классификация дорог по категориям», согласно которой автодорогу по тем или иным показателям относят к соответствующему классу и категории.

В таблице присутствует такой параметр, как максимальный уровень загрузки автодороги. Он определяет категории дорог по интенсивности движения и высчитывается путем деления максимально возможной интенсивности движения к ее пропускной способности.

Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767

Стоит также отметить, что порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог установлен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767 «О классификации автомобильных дорог в РФ».

В целом для автомагистралей устанавливается 1А категория, для скоростной дороги — 1Б категория, а для обычной автодороги — 1В, II, III, IV и V категории.

Определение категории дорог происходит путем проведения специальной оценки технического состояния транспортного пути. В случае если классифицируется федеральная дорога общего пользования, то оценивающим органом является Федеральное дорожное агентство, при классификации федеральной дороги необщего пользования — федеральное учреждение исполнительной власти, в ведении которого состоит указанная автомобильная дорога, при классификации дорог регионального или межмуниципального значения — орган исполнительной гос.власти субъекта РФ. При определении категории улиц и дорог местного значения оценивающим органом является орган местного самоуправления, при квалификации частной автодороги — ее собственник.

Отнесение федеральной дороги к какой-либо категории производится в течение 30 дней с момента приемки итогов работ по оценке технического состояния автодороги.

businessman.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *