Кроссворд Как называется часть загородной дороги? 2. Как называют место, где ожидают транспорт? 3. Двухколесное средство без мотора?
Почему транспорт может быть опасным?
М Б О У Н и к о л а е в с к а я С О Ш Газета для школьников, учителей, родителей О кт я бр ь 2017 С каждым годом на дорогах становится все больше и больше машин. Современный транспорт отличается высокой
ПодробнееВодитель Улица Покрышка Домкрат
Викторина по ПДД Водитель Улица Покрышка Домкрат Дорожный знак «Светофорное регулирование» Если видишь красный свет, стоп, ни с места: хода нет. Если жѐлтый свет заметишь — будь внимателен и жди. Только
ПодробнееВикторина по ПДД. 900igr.net
Викторина по ПДД 900igr.net a b c d e 1 х х х х х 2 х х х х х 3 х х х х х 4 х х х х х 5 х х х х х Имеет ли право водитель велосипеда проезжать под этот знак? 1. Имеет право. 2. Не имеет права. Какими буквами
ПодробнееТема: Знаю правила дорожного движения!
Занятие по ПДД для подготовительной группы Тема: Знаю правила дорожного движения! Программное содержание: Задачи: Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. 2. Учить детей
ПодробнееФизкультминутка. Светофор
Физкультминутка Светофор Из истории светофора Сто сорок лет назад на городских улицах не было множества машин, и людей возили конные экипажи. Чтобы конные экипажи не сталкивались друг с другом, на перекрёстках
ПодробнееВсем без исключения о правилах движения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 Внеклассное мероприятие во 3 классе Всем без исключения о правилах движения учитель начальных классов МБОУСОШ
ПодробнееРахимзянова Г.Р., воспитатель
Рахимзянова Г.Р., воспитатель (старшая группа) закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте; познакомить с понятиями
Билеты для 5-8 классов
Билеты для 5-8 классов 1. Разрешено ли переходить дорогу в местах, где есть пешеходные ограждения? 1. Разрешено, если нет движущихся транспортных средств 2. Запрещено 2. Как правильно переходить проезжую
ПодробнееБЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Предупреждающие знаки: Железнодорожный переезд без шлагбаума «Дорожные работы» «Прочие опасности» «Падение камней» Участок дороги, на котором имеются Участок дороги,
Классный час «В гостях у светофора»
МБОУ «Гредякинская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Классный час «В гостях у светофора» Составил: учитель начальных классов Веснина В.Н. 2012 год Классный час «В гостях у светофора»
ПодробнееКонспект обучающей экскурсии-прогулки
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад 188» старший воспитатель Межова Светлана Леонидовна Конспект обучающей экскурсии-прогулки для детей старшего
Подготовила: О.Ю. Медведева
ТОГБОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» Подготовила: О.Ю. Медведева Цели: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах; правил
ПодробнееТема: «Город дорожных знаков»
Развлечение в комбинированной группе. Тема: «Город дорожных знаков» (основы безопасности жизнедеятельности). Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта,
Дидактические игры по ПДД
Дидактические игры по ПДД «Можно — нельзя, правильно — неправильно» Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте. Карточки с правильным
ПодробнееА ТАКЖЕ В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ВЕРСИЯ 36 ОКТЯБРЬ СПЕЦВЫПУСК Что такое ПДД? Каждый день мы переходим улицу и не задумываемся о правилах дорожного движения. Ученики начальных классов подготовили для вас небольшую статью. (стр. 2-3) А
Посвящение первоклассников в пешеходы
МОУ «Грабцевская средняя общеобразовательная школа» МР «Ферзиковского района» Посвящение первоклассников в пешеходы Руководитель ЮИД Переселяк С.В. Калуга 2010г. Посвящение первоклассников в пешеходы Цель
Подробнее«Красный, желтый, зеленый»
ГБОУ ШКОЛА 64 Структурного подразделения 1 «Красный, желтый, зеленый» спортивное развлечение по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного возраста) Составила: инструктор по физической
ПодробнееТЕСТЫ ПО ПДД для 5-6 классов
ТЕСТЫ ПО ПДД для 5-6 классов 1. Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств, включающая в себя проезжие части,
ПодробнееПравила для велосипедистов
Правила для велосипедистов По назначению велосипеды бывают дорожные и спортивные. В каждой из этих групп они, в свою очередь, разделяются по техническим характеристикам: высоте рамы, количеству передач,
Подробнее Игра викторина «Безопасная дорога»
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 35» Игра викторина «Безопасная дорога» Разработано: Комлев Иван Алексеевич, преподаватель организатор ОБЖ; Комлева
ПодробнееКонсультация для родителей
Консультация для родителей Подготовил педагог I категории Лапина О.Ю. Как часто я вижу, когда родители, держа за руку свое чадо, спешат, бегут через дорогу, нарушая Правила дорожного движения. Они не потрудились
ПодробнееПутешествие по городу Светофорску
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Эмоционально–психологический настрой учащихся.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений.
Звучит аудиозапись:
В одном сказочном государстве стоял маленький городок, уютный такой. В городе этом у каждого домика с крылечком был маленький садик. А называется этот город – Светофорск. А почему его так назвали – послушайте загадку, если отгадаете, то сразу все поймете:
У дороги в домике
Без сада и крылечка
Проживают гномики,
Два славных человечка.
Не играют в домино,
В салки или прятки,
А весь день глядят в окно.
Все ли там в порядке?
Гном зеленый говорит:
“Все спокойно, путь открыт!”
Если выйдет красный,
Значит путь опасный!
Днем и ночью темною
Окна в нем не гаснут.
Спрятался зеленый гном
И появился красный.
Очень это важная,
Нужная работа. Непутевым гражданам
Мигнуть у перехода.
У. – Итак, что же это за домик без сада и крылечка?
Д. – Светофор.
У. – Как вы уже поняли, сегодня мы оказались в сказочном городе Светофорске. В этом городе, как и в любом другом есть школа, правда не совсем обычная. Вы бы хотели попасть в нее?
Д. – Конечно хотели бы!
У. – В дороге нам понадобится помощник. А кто же нам поможет? Давайте разгадаем кроссворд.
(К доске приглашается один ученик, который вписывает ответы класса.)
- Как называется часть загородной дороги? (Обочина.)
- Как называют место, где ожидают транспорт? (Остановка.)
- Не похож я на коня,
Но седло есть у меня.
Спицы есть,
Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я – так и знай. (Велосипед.)- Как называют участника дорожного движения? (Пешеход.)
- Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень…(Шоссе.)
- Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (Перекресток.)
- Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (Тротуар.)
- На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Что это за колдун? (Светофор.)- Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит. (Дорога.)
У. – Что получилось при пересечении этих слов по вертикали?
Д. – Это слово “инспектор”.
У. – Кто может объяснить значение этого слова?
Д. – ………..(предлагают варианты)
У. – А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь:
ИНСПЕКТОР – должностное лицо, занятое инспектированием чего–либо, или проверкой правильности чьих–либо действий.
(Вывешивается изображение сказочного инспектора.)
У. – Ну, а раз мы в сказочном городе, то и инспектор у нас не простой. Зовут его Инспектор Мигалочкин.
Мотивация ученической деятельности, сообщение темы, целей и задач урока.
У. – Сегодня на уроке мы покажем Инспектору, как хорошо мы знаем дорожные знаки, как умеем пользоваться светофором, а так же переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке. Для этого нужно выполнить все его задания. Отправляемся в путешествие по городу Светофорску.
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
У. – Итак, мы на улице. Инспектор Мигалочкин подсказывает вам, чтобы двигаться по улице необходимо знать “Азбуку города”. Что это за азбука?
Д. – Дорожные знаки.
У. – Вот она, азбука, –
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилась с тобою беда.
- На какие группы делятся знаки? Прочитайте с доски.
Д. – Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно–указательные, знаки сервиса.
У. – Первое задание Инспектора – распределите данные знаки по группам.
(К доске приглашаются учащиеся, которые приклеивают знаки под названием группы и называют их.)
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ (Рисунок_1)
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ (Рисунок_2)
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ (Рисунок_3)
ЗНАКИ СЕРВИСА (Рисунок_4)
ИНФОРМАЦИОННО–УКАЗАТЕЛЬНЫЕ (Рисунок_5)
У. – Ребята, для чего мы изучаем эти знаки?
Д. – Чтобы знать правила дорожного движения, чтобы быть грамотными пешеходами и водителями.
У. – А на какие знаки надо обращать особое внимание? Они нам говорят, что там опасно для нашего здоровья и жизни.
Д. – Запрещающие знаки.
У. – Ребята прочитают нам стихотворения про эти знаки.
- Я в кругу с обводом красным,
- Круглый знак, а в нем – окошко,
- Круглый знак с обводом красным,
- Не крутите здесь педали!
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
Не спешите с горяча,
А подумайте немножко,
Что здесь – свалка кирпича?
Это значит – тут опасно.
И, поймите, запрещенье
Для любого здесь движенья.
Разве знака не видали?
А ведь это запрещенье
Велосипедного движенья.
У. – Эти знаки помогут нам сохранить здоровье и жизнь на улицах города.
Внимание! Инспектор Мигалочкин задает вопрос: «Ччто еще помогает движению пешеходов на улице?»
Д. – Светофор.
У. – Составьте из данных на доске слов словосочетание.
ПЕШЕХОД + СВЕТОФОР
Д. – Пешеходный светофор. (Учитель вывешивает изображение обычного и пешеходного светофоров.)
У. – Чем отличается пешеходный светофор от обычного?
Д. – У пешеходного светофора всего два цвета: красный и зеленый.
У. – А что у них общего?
Д. – Оба светофора регулируют движение, красный цвет – стой, зеленый – иди.
ФИЗМИНУТКА (на внимание)
Учитель показывает сигналы светофора (красный, зеленый), а ученики на красный сигнал – стоят на месте, на зеленый – изображают переход улицы (маршируют на месте).
Самостоятельная работа.
У. – Следующее задание Инспектора Мигалочкина на индивидуальных карточках. Проверь себя.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”. |
||
1. |
Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток. | |
2. |
На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом. | |
3. |
Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу. | |
4. |
Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу. | |
5. |
Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны. | |
6. |
На желтый сигнал светофора нужно стоять. |
Ребята выполняют задание на карточках.
У. – Вот как выполнил этот тест Незнайка.
+1.
+2.
– 3.
+4.
+5.
+6.
У. – Давайте поможем Инспектору Мигалочкину проверить, не допустил ли Незнайка ошибок.
Д. – Во втором задании допущена ошибка. Должен стоять знак –. Так как играть рядом с проезжей частью нельзя.
Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
Работа в группах.
У.– Следующее задание Инспектора вы должны выполнить по группам.
1 группа – Прочитайте надпись Незнайки. (Рисунок_6)
2 группа – Разгадайте ребусы. (Знаки, дорога.) (Рисунок_7)
3 группа – Выберите из данных дорожных знаков только предупреждающие знаки и назовите их. (Все треугольные знаки с красным окаймлением.)
4 группа – Придумайте свой дорожный знак, который бы запрещал движение на коньках, санках. (Группе выдается лист ватмана и цветные маркеры.)
На выполнение работы дается несколько минут, затем лидер группы объясняет выполненное задание.
Игра.
У. – Давайте поиграем в игру. Я задаю вопрос, а вы если согласны, то отвечаете: “Это я, это я, это все мои друзья!” Приготовились, будьте внимательны.
Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто вперед летит так скоро, что не видит светофора?
………………..
Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
Это я, это я, это все мои друзья!
Практическая часть.
У. – Нам осталось преодолеть одно из самых опасных мест для пешеходов на дороге. Что это за место?
Д. – Перекресток.
У. – Каждой группе необходимо выйти в центр и рассказать, изображая, как нужно переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.
Отчет учащихся о результатах работы.
У. – Мы справились со всеми заданиями Инспектора Мигалочкина и оказались в школе пешеходных наук. Как вы думаете, можете ли вы стать учениками этой школы?
Д.– Да. Ведь мы много знаем и умеем. Мы знаем правила дорожного движения, какие существуют группы дорожных знаков, два вида светофоров. Мы умеем переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.
Подведение итогов урока.
У.– Молодцы! В заключении урока самые активные учащиеся награждаются медалями с портретом Инспектора Мигалочкина. Инспектор Мигалочкин дарит всем веселую песенку о правилах дорожного движения. Звучит аудиозапись:
С утра перед дорогою
Пятнадцать раз подряд
Ворона–мама строгая
Учила воронят.
Пока вы не усвоите
Как следует полет,
Как следует запомните
Дорожный переход.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди, направо гляди,
И если летать не умеешь – иди!
Дорога – вещь опасная!
Учил детишек крот.
Под ней копаю часто я
Подземный переход.
Покуда вы как следует
Не можете копать,
Запомните как следует
Вам дети поступать!
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди, направо гляди,
И если копать не умеешь – иди!
На травке за обочиной
Занятия по прыжкам.
Кузнечик озабоченно
Твердит своим сынкам,
Дорогу вы не можете
Пока перескочить
И правила дорожные
Обязаны учить!
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди, направо гляди,
И если скакать не умеешь – иди!
Сказать мне больше нечего
Для всех один закон.
Для кошек и кузнечиков,
Людей, кротов, ворон.
Быть очень осторожными,
Чтоб нас не огорчить
И правила дорожные
Как следует учить.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Налево гляди, направо гляди,
И если машин не увидишь – иди!
urok.1sept.ru
Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения
Содержание программы обучения детей 7—10 лет
- Понятие «участник дорожного движения»: пешеход, водитель, пассажир.
- Название и назначение элементов городской дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полоса движения).
- Назначение бордюра, пешеходного ограждения.
- Название и назначение элементов загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет).
- Правила движения пешеходов по тротуарам. Правостороннее движение пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.
Ход занятия
В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.
Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».
- Пешеход — человек, двигающийся по дороге вне транспортного средства (ТС) и не производящий на ней работы.
- Водитель — человек, двигающийся по дороге в ТС и управляющий им.
- Пассажир — человек, двигающийся по дороге в ТС, но не управляющий им, а также тот, кто заходит в ТС или выходит из него (кроме водителя).
Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедисты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).
После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».
Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населённого пункта; загородная дорога, соответственно, та, которая прокладывается вне пределов населённого пункта. Детям демонстрируются плакаты с изображением двух видов дорог, и анализируется, из каких элементов состоит каждая из них, а также обязательно разбирается, для чего предназначен каждый из элементов дороги.
Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (необязательно), разделительная полоса (необязательно).
Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, разделительная полоса (необязательно).
Назначение элементов дорог
- проезжая часть предназначена для движения безрельсовых транспортных средств, пешеходам двигаться по проезжей части запрещено;
- тротуар (фр. trottoir от trotter — быстро ходить) предназначен для движения пешеходов, транспортным средствам двигаться по тротуару запрещено. Тротуар строится таким образом, чтобы он был выше уровня проезжей части;
- трамвайные пути предназначены для движения трамваев, остальным транспортным средствам разрешается въезжать на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, если при этом транспортное средство не создаёт помех для движения трамвая;
- обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, пешеходам разрешено двигаться по обочине, соблюдая правила безопасности;
- кювет (фр. cuvette, букв. — лохань, таз) предназначен для сбора и отвода воды с дорожного полотна;
- разделительная полоса (не путать с разделительной линией!) разделяет дорогу на проезжие части встречного направления и не предназначена для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
При разговоре о городской дороге надо обязательно объяснить назначение бордюра и пешеходного ограждения. Дети должны понять, что бордюр — это не тротуар и не проезжая часть, а граница между ними, как граница между двумя государствами, нейтральная полоса. Поэтому двигаться по бордюру пешеходу нельзя, очень опасно. Сами дети могут попытаться объяснить, почему движение по бордюру опасно для пешеходов. Также надо акцентировать внимание детей на том, что пешеходное ограждение устанавливается по краю тротуара для безопасности пешеходов на наиболее опасных участках дороги, поэтому категорически запрещается перелезать через пешеходное ограждение и сидеть на нём.
После того, как названия и назначение элементов дороги изучены, с помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» моделируется участок дороги (сначала городской). Дети должны определить, где на этом участке проезжая часть, где тротуар. На дорогу приглашаются два «пешехода» из числа обучающихся. С их помощью преподаватель объясняет правила движения пешеходов по городской дороге (двигаться только по тротуару, по его правой стороне спокойным шагом). Надо наглядно продемонстрировать обучающимся, что в противном случае пешеходы могут столкнуться, помешать друг другу, затормозить движение на тротуаре. Здесь же впервые вводится термин «правостороннее движение». После «пешеходов» на дорогу приглашаются «водители». Им предлагается занять своё место на дороге. Когда «водители» определятся, всем остальным задаётся вопрос: «Правы ли наши водители, нет ли у вас замечаний?»
Если «водители» заняли место на проезжей части, на её правой стороне, замечаний быть не должно. В противном случае объясняется, в чём каждый из «водителей» ошибся. Вводится термин «дорога с двусторонним движением» — транспорт движется по дороге в двух направлениях. Дети-«водители» показывают, как они будут двигаться по дороге.
Далее педагог перестраивает «водителей» так, чтобы они двигались в одном направлении и занимали всю ширину проезжей части. Детям задаётся вопрос: «Бывает ли такая ситуация на дороге? Нарушают ли водители Правила дорожного движения?» Вводится термин «дорога с односторонним движением» — транспорт движется по всей ширине дороги в одном направлении.
Выводы
- по дороге с двусторонним движением водители должны двигаться только по правой стороне проезжей части;
- пешеходы на городской дороге должны двигаться только по правой стороне тротуара спокойным шагом.
Обязательно надо обсудить правила движения на велосипеде. Так как по дороге, а именно по проезжей части на велосипеде разрешается ехать лишь тем, кто достиг 14-летнего возраста. Детям до 14 лет по дороге с велосипедом можно двигаться лишь, ведя велосипед рядом с собой, по тротуару. В этом случае они приравниваются к пешеходам и подчиняются правилам для пешеходов. Кататься же на велосипеде можно в любом безопасном приспособленном для этого месте.
Далее с помощью той же напольной игры разбирается движение пешеходов и транспортных средств по загородной дороге. Дети показывают, где находится проезжая часть, где обочина (кювет можно не изображать). Так как движение транспортных средств по загородной дороге такое же, как и по городской (скорость здесь не рассматривается), можно вызвать детей-«водителей», чтобы они самостоятельно показали, как будут двигаться по дороге. Потом «водители» остаются на дороге, к ним приглашаются «пешеходы». Создавая различные ситуации, преподаватель должен подвести детей к выводу, что самым безопасным способом движения по обочине для пешеходов является движение навстречу транспортным средствам.
Закрепление
Для закрепления изученного детям предлагается выполнить следующее задание: на рисунке с изображением городской и загородной дорог надо раскрасить их элементы теми цветами, которые предложит педагог. Например, проезжую часть — серым, тротуар — зелёным, обочину — жёлтым, кювет — голубым, и обязательно найти бордюр и раскрасить его красным цветом. Далее на тротуаре и обочине красной точкой обозначить местоположение пешехода и стрелочкой показать направление его движения.
После выполнения заданий происходит фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.
Другие статьи по теме: Методика работы
www.dddgazeta.ru
Классный час «Дорога и её составные части»
Тема: Пешеход на загородной дороге. Дорога и её составные части
Задачи:
познакомить с историей возникновения дорог, дорожных правил;
повторить правила уличного движения для пешеходов, познакомить с названиями дорог и их частями;
развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оформление: интерактивная доска, плакаты, картинки с видами дорог, модель светофора, дорожные знаки, модель дороги.
Ход занятия
Работа над темой урока.
Неширока в ширину.
Но зато длина в длину.
Где вода и глубина –
Деревянная она. (Дорога).
Тянется нитка,
Среди нив петляя,
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога)
-Правильно, ребята, это дорога. О ней мы сегодня и будем говорить.
-Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Как поехать в город к родным и друзьям без дороги? Без дорог нашим автомобилям, мотоциклам, грузовикам пришлось бы остаться в гаражах.
-Послушайте рассказ о том, как появилась дорога.
Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами.
Дорога — это жизнь — считали еще в древности. Археологические раскопки показывают, что хорошо оборудованные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад.
Много дорог в нашей стране. Проехать по всем — это все равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно
Учитель: — Что такое улица? (Дорога по городу).
Учитель: Все улицы делятся на две части. Как называется часть, по которой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).
Учитель: А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).
(просмотр м/ф «Азбука вежливости». Урок тётушки Совы )
Послушаем историческую справку:
-В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех кто, ехал и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к несчастным случаям. Тогда были созданы царские указы. В них говорилось, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми, идущих пешком. Но количество несчастных случаев не уменьшилось. Только тогда стали строить в городах для пешеходов специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
(презентация «Дорога и её части»)
Учитель: Дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.
Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.
Учитель: Современная дорога, проходящая в городе, имеет следующие основные элементы: тротуар, проезжая часть, поребрик.
Поребрик — это специальный каменный бордюр, которым край тротуара отделяется от проезжей части.
Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.
Учитель. На некоторых улицах, где особенно многолюдно, тротуары отделяют от проезжей части дороги металлическим ограждением. Через него ни в коем случае нельзя перелезать.
Пешеходы должны ходить по тротуару, а не вдоль дороги. Тротуар всегда возвышается над проезжей частью дороги на 15—20 см, чтобы на него не заезжали машины.
Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части.
В России на дорогах — правостороннее движение.
Загородная дорога
Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за поворотов, которые всегда есть на загородной дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь посередине.
—За городом или между деревнями дорога состоит из проезжей части, обочины и кювета.
Кювет- канава вдоль дорог.
Физкультминутка.
Сейчас мы немного отдохнем и закрепим сигналы светофора:
Красный –стоим без движения, тишина;
Желтый — хлопаем в ладоши;
Зеленый — шагаем на месте.
Будьте внимательны, чтоб не случилась с вами беда.
(Работа по группам по заданию презентации под музыку «Дорога детства»)
Игра « Верите ли вы?»
Верите ли вы, что автомобиль может моментально остановиться, когда водитель нажмёт на тормоза? (нет)
Верите ли вы, что автобус нужно обходить сзади? (нет, нужно дождаться, когда он уедет, и переходить дорогу на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу)
Верите ли вы, что первый велосипед был изобретён в России? (да)
Верите ли вы, что жёлтый сигнал светофора запрещает движение как водителям, так и пешеходам? (да)
Верите ли вы, что дорожный знак «Дети» даёт какое-либо преимущество перед идущим транспортом? (нет)
Загадки
У машины есть,
У телеги есть,
У велосипеда есть
А у поезда не счесть. (Колёса)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе готов помочь. (Светофор)
Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни ее порвать, ни в клубок смотать. (Дорога)
Два брата убегают, а два догоняют?
Что это? (Колеса)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ: это мой …
(Велосипед)
Мы машины нужные,
На помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано — 03. (Скорая помощь)
Мы машины нужные,
И если вдруг беда.
У нас на дверце боковой
Написано — 02. (Милиция)
Мы машины нужные,
Пожар мы победим
Если пламя вспыхнет,
Звоните — 01. (Пожарная машина)
Обсуждаем ситуации (работа по рядам)
Мальчики и девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Кто поступил правильно? (Девочки. Зелёный мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится жёлтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зелёного сигнала. Бежать через дорогу опасно.)
Из автобуса вышли шесть человек, трое из них, пока автобус стоял на остановке, перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Кто поступил правильно? (Правильно подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу.)
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги, двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Кто поступил правильно? (Никто. Играть на проезжей части дороги нельзя.)
«Автомульти»
Участникам предлагается ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминаются транспортные средства.
На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете).
Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты?
(При помощи повозки)
Тест «Азбука пешехода»
Проверка знаний основ Правил дорожного движения в форме решения теста «Юный пешеход». За правильный ответ даётся 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Командам даётся время.
1. Пешеход – это:
1). Человек, производящий работу на дороге.
2). Лицо, идущее по тротуару.
3). Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
2. Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно-транспортных происшествий?
1). Переход дороги в неустановленном месте.
2). Игры на проезжей части.
3). Хождение по проезжей части дороги.
3. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?
1). Можно начинать переход.
2). Скоро будет включен зеленый сигнал.
4. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
1). Светофор не исправен.
2). Время зеленого сигнала истекает
3). Движение запрещено.
5. Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
1). По левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.
2). По правому краю дороги по направлению движения транспорта.
6. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?
1). Жестом регулировщика.
2). Сигналом светофора.
3). Действовать по своему усмотрению.
7. Где разрешается кататься на санках и лыжах?
1). По дороге, предназначенной для пешеходов.
2). По правой стороне проезжей части.
3). В парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть.
8. Какие требования Правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?
1). Переходить под прямым углом.
2). Не останавливаться на дороге без надобности.
3). Не есть мороженого.
9. Что такое тротуар?
1). Дорога для велосипедистов.
2). Дорога для пешеходов.
3). Дорога для транспорта.
10. Опасно ли ходить по краю тротуара?
1). Не опасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.
2). Не опасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.
3). Опасно, так как можно быть задетым близко идущим транспортом.
Подведение итогов (слушание песни «Добрая дорога»).
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто, держась одной рукой, лихо мчит по мостовой?
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед школой?
Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как таблицу умножения»?
Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет –это значит хода нет?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный означает –
По дороге каждый смело пусть шагает?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто в свои 12 лет, оседлав велосипед,
Невзирая на опасность, быстро мчит по автотрассе?
Чтение стих-ий
1.Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.
Шагая осторожно,
За улицей следи,
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
2.На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!
infourok.ru
Внеклассное мероприятие: Экскурсия «На загородной дороге»
Экскурсия «На загородной дороге».
Цель. Создать условия для развития у обучающихся навыков безопасного поведения на загородных дорогах.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с такими элементами загородной дороги, как проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
2. Научить обучающихся движению на загородной дороге.
3. Воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по загородным дорогам.
Ход проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Рассказ учителя и беседа с учащимися.
Чтение рассказа «Зачем нужны дорожные знаки?»
Муравьи — существа хоть и маленькие, но умные и работящие. Целый день бегают они по муравьиным дорожкам. Одни — с поклажей в дом, к муравейнику. Другие — прочь, с мусором и налегке. Никто ни с кем не ссорится, не сталкивается. И всё потому, что у муравьёв свои правила движения. Соблюдаются они строго!
Впрочем, если муравей на муравья в спешке и налетит, урон небольшой — уж больно они легки да малы!
Машины тоже снуют с утра до вечера. Бегут с грузом или перевозят людей. Отдыхают в гаражах, а подкрепляются на бензоколонках. Они очень сильные. Они летят по дорогам, как стрела, ревут, словно дикие звери. Они копают глубокие ямы, поднимают брёвна, как спички, и тушат пожары.
Если две машины налетят друг на друга или на человека, случится беда.
Люди и машины каждый день встречаются на улице. Чтобы не мешать друг другу, они придумали правила — как себя вести на дорогах.
Машины соблюдают эти правила строго. Если на переходе горит для них красный свет — встают как вкопанные. Пропускают тебя вперёд, на другую сторону улицы. Стоят, урчат, только и ждут зелёного света, чтобы вновь рвануться вперёд.
Машины верят, что и люди будут соблюдать законы улицы. Не переходить её, где попало. На переходе не бежать на красный свет, горящий для пешеходов. Не выбегать внезапно на дорогу. Машины не ожидают этого и не могут сразу остановиться.
Машины не нарушают договор с человеком.»
— А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).
— Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах — это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами вспомним, какие правила нужно выполнять на загородной дороге.
3 Экскурсия «На загородной дороге».
– Как вы думаете, чем загородная дорога отличается от городской? Чем они похожи?
– Из каких элементов состоит загородная дорога? /Из проезжей части, обочины, кювета, пешеходной дорожки./
– Загородная дорога во многом отличается от городской. Как и городская дорога, она имеет проезжую часть.
– Что такое проезжая часть? /Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта./
– Но вместо тротуаров по обеим ее сторонам расположены обочины, по которым могут ходить пешеходы. Иногда на обочину могут заезжать и машины. В случае отсутствия обочин на дороге пешеход, идя по проезжей части, должен придерживаться левой стороны, то есть идти навстречу движению транспорта.
– Как вы думаете, почему?
– При таком движении пешеход заранее видит приближение автомобиля и при необходимости может сойти с дороги.
– Мы видим еще один элемент загородной дороги (учитель обращает внимание на кювет). Он предохраняет дорогу от разрушений водой. Это водоотводные канавы, которые тянутся по обеим сторонам дороги. Они называются кюветами. (Запись нового понятия).
– Сейчас при строительстве загородных дорог предусматривается устройство пешеходных дорожек. Они отделяются от проезжей части дороги, что делает движение безопасным.
– Что такое пешеходная дорожка? /Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов./
– Пешеходная дорожка обозначается дорожным знаком «Пешеходная дорожка».
– Как нужно ходить по пешеходной дорожке? /Нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны./
– Иногда на загородных дорогах от проезжей части отделяют велосипедную дорожку. Что такое велосипедная дорожка?
– Велосипедная дорожка – это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по ней могут двигаться и пешеходы. Велосипедная дорожка обозначается дорожным знаком «Велосипедная дорожка».
– При движении по обочине, пешеходной и велосипедной дорожке нужно ходить осторожно и быть внимательным.
– Как вы думаете почему?
– На загородных дорогах также есть перекрестки. Но светофоры здесь не устанавливаются, и переходить их надо самостоятельно, соблюдая осторожность. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно. Переходить загородную дорогу надо только в тех местах, где она хорошо просматривается в обе стороны. То есть, там, где хорошо видно приближающиеся автомобили в обе стороны.
– По проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на нее опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Автомобиль не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза он ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что транспортное средство далеко.
– На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.
4. Вопросы для закрепления знаний.
– Чем загородная дорога отличается от городской?
– Что такое обочина?
– Как надо идти по обочине?
– Что такое пешеходная дорожка? Велосипедная дорожка?
– Как надо идти по ним?
– Как и где нужно переходить загородную дорогу?
— Всем ребятам спасибо за участие в занятии. Надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила дорожного движения.
Используемая литература
Безопасность на улицах и дорогах (альбом для учащихся). Якупов А.М. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 – 32 с.
Безопасность на дорогах: методические материалы к урокам по Правилам Дорожного Движения в начальной школе/ Под ред. И.Я. Шайдуллина, И.В. Маркеловой, Е.Н. Веприковой. – Казань: РИЦ «Школа», 2007 – 52 с.
Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 кл./ Авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008 – 239 с.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. – Казань, 1992 – 64 с.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Экскурсия \»На загородной дороге\»
Экскурсия «На загородной дороге».
Цель. Создать условия для развития у обучающихся навыков безопасного поведения на загородных дорогах.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с такими элементами загородной дороги, как проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
2. Научить обучающихся движению на загородной дороге.
3. Воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по загородным дорогам.
Ход проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Рассказ учителя и беседа с учащимися.
Чтение рассказа «Зачем нужны дорожные знаки?»
Муравьи – существа хоть и маленькие, но умные и работящие. Целый день бегают они по муравьиным дорожкам. Одни – с поклажей в дом, к муравейнику. Другие – прочь, с мусором и налегке. Никто ни с кем не ссорится, не сталкивается. И всё потому, что у муравьёв свои правила движения. Соблюдаются они строго!
Впрочем, если муравей на муравья в спешке и налетит, урон небольшой – уж больно они легки да малы!
Машины тоже снуют с утра до вечера. Бегут с грузом или перевозят людей. Отдыхают в гаражах, а подкрепляются на бензоколонках. Они очень сильные. Они летят по дорогам, как стрела, ревут, словно дикие звери. Они копают глубокие ямы, поднимают брёвна, как спички, и тушат пожары.
Если две машины налетят друг на друга или на человека, случится беда.
Люди и машины каждый день встречаются на улице. Чтобы не мешать друг другу, они придумали правила – как себя вести на дорогах.
Машины соблюдают эти правила строго. Если на переходе горит для них красный свет – встают как вкопанные. Пропускают тебя вперёд, на другую сторону улицы. Стоят, урчат, только и ждут зелёного света, чтобы вновь рвануться вперёд.
Машины верят, что и люди будут соблюдать законы улицы. Не переходить её, где попало. На переходе не бежать на красный свет, горящий для пешеходов. Не выбегать внезапно на дорогу. Машины не ожидают этого и не могут сразу остановиться.
Машины не нарушают договор с человеком.
— А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).
— Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами вспомним, какие правила нужно выполнять на загородной дороге.
3 Экскурсия «На загородной дороге».
– Как вы думаете, чем загородная дорога отличается от городской? Чем они похожи?
– Из каких элементов состоит загородная дорога? /Из проезжей части, обочины, кювета, пешеходной дорожки./
– Загородная дорога во многом отличается от городской. Как и городская дорога, она имеет проезжую часть.
– Что такое проезжая часть? /Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта./
– Но вместо тротуаров по обеим ее сторонам расположены обочины, по которым могут ходить пешеходы. Иногда на обочину могут заезжать и машины. В случае отсутствия обочин на дороге пешеход, идя по проезжей части, должен придерживаться левой стороны, то есть идти навстречу движению транспорта.
– Как вы думаете, почему?
– При таком движении пешеход заранее видит приближение автомобиля и при необходимости может сойти с дороги.
– Мы видим еще один элемент загородной дороги (учитель обращает внимание на кювет). Он предохраняет дорогу от разрушений водой. Это водоотводные канавы, которые тянутся по обеим сторонам дороги. Они называются кюветами. (Запись нового понятия).
– Сейчас при строительстве загородных дорог предусматривается устройство пешеходных дорожек. Они отделяются от проезжей части дороги, что делает движение безопасным.
– Что такое пешеходная дорожка? /Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов./
– Пешеходная дорожка обозначается дорожным знаком «Пешеходная дорожка».
– Как нужно ходить по пешеходной дорожке? /Нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны./
– Иногда на загородных дорогах от проезжей части отделяют велосипедную дорожку. Что такое велосипедная дорожка?
– Велосипедная дорожка – это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по ней могут двигаться и пешеходы. Велосипедная дорожка обозначается дорожным знаком «Велосипедная дорожка».
– При движении по обочине, пешеходной и велосипедной дорожке нужно ходить осторожно и быть внимательным.
– Как вы думаете почему?
– На загородных дорогах также есть перекрестки. Но светофоры здесь не устанавливаются, и переходить их надо самостоятельно, соблюдая осторожность. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно. Переходить загородную дорогу надо только в тех местах, где она хорошо просматривается в обе стороны. То есть, там, где хорошо видно приближающиеся автомобили в обе стороны.
– По проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на нее опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Автомобиль не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза он ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что транспортное средство далеко.
– На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.
4. Вопросы для закрепления знаний.
– Чем загородная дорога отличается от городской?
– Что такое обочина?
– Как надо идти по обочине?
– Что такое пешеходная дорожка? Велосипедная дорожка?
– Как надо идти по ним?
– Как и где нужно переходить загородную дорогу?
— Всем ребятам спасибо за участие в занятии. Надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила дорожного движения.
Используемая литература
- Безопасность на улицах и дорогах (альбом для учащихся). Якупов А.М. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 – 32 с.
- Безопасность на дорогах: методические материалы к урокам по Правилам Дорожного Движения в начальной школе/ Под ред. И.Я. Шайдуллина, И.В. Маркеловой, Е.Н. Веприковой. – Казань: РИЦ «Школа», 2007 – 52 с.
- Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 кл./ Авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008 – 239 с.
- Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. – Казань, 1992 – 64 с.
burmak2.edu.yar.ru
Экскурсия «На загородной дороге»
Экскурсия «На загородной дороге».
Цель. Создать условия для развития у обучающихся навыков безопасного поведения на загородных дорогах.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с такими элементами загородной дороги, как проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
2. Научить обучающихся движению на загородной дороге.
3. Воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по загородным дорогам.
Ход проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Рассказ учителя и беседа с учащимися.
Чтение рассказа «Зачем нужны дорожные знаки?»
Муравьи — существа хоть и маленькие, но умные и работящие. Целый день бегают они по муравьиным дорожкам. Одни — с поклажей в дом, к муравейнику. Другие — прочь, с мусором и налегке. Никто ни с кем не ссорится, не сталкивается. И всё потому, что у муравьёв свои правила движения. Соблюдаются они строго!
Впрочем, если муравей на муравья в спешке и налетит, урон небольшой — уж больно они легки да малы!
Машины тоже снуют с утра до вечера. Бегут с грузом или перевозят людей. Отдыхают в гаражах, а подкрепляются на бензоколонках. Они очень сильные. Они летят по дорогам, как стрела, ревут, словно дикие звери. Они копают глубокие ямы, поднимают брёвна, как спички, и тушат пожары.
Если две машины налетят друг на друга или на человека, случится беда.
Люди и машины каждый день встречаются на улице. Чтобы не мешать друг другу, они придумали правила — как себя вести на дорогах.
Машины соблюдают эти правила строго. Если на переходе горит для них красный свет — встают как вкопанные. Пропускают тебя вперёд, на другую сторону улицы. Стоят, урчат, только и ждут зелёного света, чтобы вновь рвануться вперёд.
Машины верят, что и люди будут соблюдать законы улицы. Не переходить её, где попало. На переходе не бежать на красный свет, горящий для пешеходов. Не выбегать внезапно на дорогу. Машины не ожидают этого и не могут сразу остановиться.
Машины не нарушают договор с человеком.»
— А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).
— Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах — это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами вспомним, какие правила нужно выполнять на загородной дороге.
3 Экскурсия «На загородной дороге».
– Как вы думаете, чем загородная дорога отличается от городской? Чем они похожи?
– Из каких элементов состоит загородная дорога? /Из проезжей части, обочины, кювета, пешеходной дорожки./
– Загородная дорога во многом отличается от городской. Как и городская дорога, она имеет проезжую часть.
– Что такое проезжая часть? /Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта./
– Но вместо тротуаров по обеим ее сторонам расположены обочины, по которым могут ходить пешеходы. Иногда на обочину могут заезжать и машины. В случае отсутствия обочин на дороге пешеход, идя по проезжей части, должен придерживаться левой стороны, то есть идти навстречу движению транспорта.
– Как вы думаете, почему?
– При таком движении пешеход заранее видит приближение автомобиля и при необходимости может сойти с дороги.
– Мы видим еще один элемент загородной дороги (учитель обращает внимание на кювет). Он предохраняет дорогу от разрушений водой. Это водоотводные канавы, которые тянутся по обеим сторонам дороги. Они называются кюветами. (Запись нового понятия).
– Сейчас при строительстве загородных дорог предусматривается устройство пешеходных дорожек. Они отделяются от проезжей части дороги, что делает движение безопасным.
– Что такое пешеходная дорожка? /Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов./
– Пешеходная дорожка обозначается дорожным знаком «Пешеходная дорожка».
– Как нужно ходить по пешеходной дорожке? /Нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны./
– Иногда на загородных дорогах от проезжей части отделяют велосипедную дорожку. Что такое велосипедная дорожка?
– Велосипедная дорожка – это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по ней могут двигаться и пешеходы. Велосипедная дорожка обозначается дорожным знаком «Велосипедная дорожка».
– При движении по обочине, пешеходной и велосипедной дорожке нужно ходить осторожно и быть внимательным.
– Как вы думаете почему?
– На загородных дорогах также есть перекрестки. Но светофоры здесь не устанавливаются, и переходить их надо самостоятельно, соблюдая осторожность. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно. Переходить загородную дорогу надо только в тех местах, где она хорошо просматривается в обе стороны. То есть, там, где хорошо видно приближающиеся автомобили в обе стороны.
– По проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на нее опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Автомобиль не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза он ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что транспортное средство далеко.
– На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.
4. Вопросы для закрепления знаний.
– Чем загородная дорога отличается от городской?
– Что такое обочина?
– Как надо идти по обочине?
– Что такое пешеходная дорожка? Велосипедная дорожка?
– Как надо идти по ним?
– Как и где нужно переходить загородную дорогу?
— Всем ребятам спасибо за участие в занятии. Надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила дорожного движения.
Используемая литература
Безопасность на улицах и дорогах (альбом для учащихся). Якупов А.М. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 – 32 с.
Безопасность на дорогах: методические материалы к урокам по Правилам Дорожного Движения в начальной школе/ Под ред. И.Я. Шайдуллина, И.В. Маркеловой, Е.Н. Веприковой. – Казань: РИЦ «Школа», 2007 – 52 с.
Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 кл./ Авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008 – 239 с.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. – Казань, 1992 – 64 с.
infourok.ru