ГОСТ Р 52399-2005
ГОСТ Р 52399-2005
Группа Т52
ОКС 43.080
ОКП 48 0000
Дата введения 2006-05-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004* «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. — Примечание изготовителя базы данных.
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ 23457-86* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52289-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.
3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.
3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.
3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.
3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.
3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.
4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги
4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости
Расчетная скорость, км/ч | Наибольший продольный уклон, ‰ | Наименьшее расстояние видимости, м | |
для остановки | встречного автомобиля | ||
140 | 30 | 275 | — |
120 | 40 | 250 | 450 |
100 | 50 | 200 | 350 |
80 | 60 | 150 | 250 |
60 | 70 | 85 | 170 |
50 | 80 | 75 | 130 |
40 | 90 | 55 | 110 |
30 | 100 | 45 | 90 |
Примечания |
4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.
4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.
Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами
Рельеф местности | Продольный уклон, ‰ | |||||
40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | |
Предельная длина участка с затяжным уклоном, м | ||||||
Равнинный и слабохолмистый | 600 | 400 | 300 | 250 | 200 | 150 |
Сильно пересеченный | 1500 | 1200 | 700 | 500 | 400 | 350 |
4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.
4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.
5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги
5.1 Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.
Таблица 3 — Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог
Параметры элементов дорог | Автома- | Скоростная дорога | Автомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории | |||||
IА | IБ | IB | II | III | IV | V | ||
Общее число полос движения, шт | 4 и более | 4 и более | 4 и более | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3,75 | 3,5 | 3,0 | 4,5 |
Ширина обочины, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,75 |
Ширина краевой полосы у обочины, м | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | — |
Ширина укрепленной части обочины, м | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,0 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | — |
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м | 6,0 | 6,0 | 5,0 | 5,0 | — | |||
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м | 2 м + ширина ограждения | |||||||
Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м | 1,0 | |||||||
Примечания |
5.2 Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.
Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями
Размеры в метрах
ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями
Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений
Размеры в метрах
ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений
Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений
Размеры в метрах
ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений
Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения
Размеры в метрах
ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения
Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения
Размеры в метрах
ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения
Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения
Размеры в метрах
ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения
Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения
Размеры в метрах
ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения
Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями
Размеры в метрах
ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями
Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений
Размеры в метрах
ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений
Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями
Размеры в метрах
ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями
Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений
Размеры в метрах
ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений
Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V
Размеры в метрах
ОБ — обочина, ПЧ — проезжая часть
Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V
5.3 Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.
5.4 Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах категорий I-IV должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим материалом. Прочность дорожной одежды должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.
5.5 Обочины автомобильных дорог предназначаются для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей. Для остановок и стоянок автомобилей должны быть предусмотрены стояночные полосы на поверхности земляного полотна, отделенные от проезжей части ограждениями или разделительным островком, или площадки для остановок и стоянок автомобилей за пределами земляного полотна. Расстояние между стояночными полосами и площадками для стоянок должно назначаться в соответствии с нормами проектирования.
5.6 Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине полос движения основной проезжей части.
5.7 Ширину обочин автомобильных дорог в местах устройства переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем для дорог категорий IA, IБ, IB допускается уменьшать до 1,5 м, для дорог остальных категорий — до 1,0 м. Грунтовая часть таких обочин должна быть 0,50-0,85 м в зависимости от жесткости ограждений; остальная часть обочины должна иметь укрепление, соответствующее категории дороги.
5.8 При устройстве дополнительных полос движения на подъем их ширину следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части.
5.9 На дорогах категории V с однополосной проезжей частью следует предусматривать устройство разъездов, расстояние между которыми определяется в соответствии с нормами проектирования.
5.10 Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, а также при проложении дорог в застроенных районах и в других обоснованных случаях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 1 м с каждой стороны.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2006
docs.cntd.ru
Основные элементы дорог и дорожные сооружения.
На автомобильных дорогах имеются дорожные устройства и комплексы основных и вспомогательных сооружений. К основным относятся сооружения, обеспечивающие организацию движения транспорта, а к вспомогательным — предназначенные для обслуживания транспорта и основных устройств: заправочные пункты, станции технического обслуживания, здания дорожно-ремонтной службы и т. д. Комплекс основных и вспомогательных сооружений зависит от назначения дороги.
Полосу местности, на которой размещаются основные и вспомогательные сооружения, а также дорожные устройства,- называют полосой отвода. Расположение оси дороги на местности называют трассой. В общем случае это пространственная линия, имеющая повороты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Дорогу, как правило, проектируют по кратчайшему расстоянию между пунктами, которое называют воздушной линией. На местности всегда имеются естественные и искусственные препятствия, поэтому реальная дорога оказывается длиннее воздушной линии.
В плане трасса состоит из прямых участков и участков с постоянной кривизной (круговых кривых), соединенных переходными кривыми. Таксометр для андроид их также показывает. Наименьший допустимый радиус круговых кривых зависит от расчетной скорости движения автомобилей и регламентируется строительными нормами и правилами.
Переходные кривые, представляющие собой кривые переменного радиуса, строят обычно при соединении прямых участков с круговыми, имеющими радиус кривизны менее 2000 м.
Наличие переходных кривых обеспечивает плавное изменение центробежной силы при движении автомобиля, а также возможность плавного поворота управляемых колес автомобиля.
На автомобильных дорогах переходные кривые очерчиваются в основном по радоиде (клотоиде), кубической параболе, лемнискате. Кривизна переходной кривой в точке зависит от удаления последней от начала переходной кривой.
Наиболее часто переходные кривые на автомобильных дорогах делают по радоиде. При этом в случае движения автомобиля с постоянной скоростью переход от прямолинейного движения к круговому обеспечивается равномерным вращением управляемых колес. Кривые, описанные по кубической параболе, выполняют при небольших углах поворота переходной кривой, а по лемнискате — при малых радиусах и больших углах поворота.
Проекцию трассы на вертикальную плоскость называют продольным профилем дороги. Продольный профиль включает прямые участки и вертикальные кривые, обеспечивающие плавный переход между прямыми участками, имеющими различную крутизну.
Радиусы выпуклых кривых выбирают таким образом, чтобы обеспечить видимость дороги водителем на длине пути торможения автомобиля. При расчетах высоту зрения (возвышение глаза водителя над поверхностью дороги) принимают равной 1,2 м, что соответствует высоте зрения водителя легкового автомобиля.
Вогнутые кривые делают для смягчения толчка на соответствующем переломе профиля, при проезде которого возникает центробежная сила, дополнительно нагружающая мосты автомобиля. Радиус вогнутой кривой рассчитывают таким образом, чтобы дополнительная нагрузка не превосходила 5 % статической нагрузки, приходящейся на мост при движении автомобиля с расчетной скоростью.
Конструкции дорог. Дорога сооружается на земляном полотне, представляющем отсыпанную и спланированную полосу грунта. Для создания земляного полотна в зависимости от рельефа местности устраиваются насыпи или выемки. К земляному полотну также относят боковые канавы и резервы, из которых берут грунт при строительстве. Земляное полотно сооружается из прочных грунтов, предусматривается отвод от него поверхностных и грунтовых вод. Конструкция земляного полотна зависит от гидрогеологических условий местности.
Основными элементами дороги являются: проезжая часть, обочины и боковые канавы (кюветы). Проезжая часть предназначена для движения автомобилей. К проезжей части примыкают обочины. Их используют для остановок автомобилей, для складывания дорожно-строительных материалов во время строительства и ремонта дорог, а также для расширения проезжей части при реконструкции дороги. Расположенные за обочинами канавы, или кюветы, служат для отвода воды от дороги и прилегающих участков.
Прочность проезжей части зависит от материалов дорожной одежды, которая воспринимает усилия от транспортных средств и передает их на земляное полотно. Дорожная одежда является важнейшим и дорогостоящим элементом автомобильной дороги, затраты на ее устройство достигают 50…60 % сметной стоимости дороги.
Дорожная одежда состоит из нескольких конструктивных слоев, уложенных на земляное полотно. Основными требованиями, которым должна удовлетворять конструкция дорожной одежды, являются: высокая прочность и долговечность, ровность поверхности покрытия, хорошая сцепляемость шины с дорогой при любых погодных условиях, малое сопротивление движению автомобиля. Движение автомобиля не должно сопровождаться сильным шумом и запылением воздуха. Верхний слой дорожной одежды должен легко и минимальными затратами восстанавливаться при ремонте, по возможности без прекращения движения. Дорожную одежду проектируют в комплексе с земляным полотном.
По способности воспринимать растягивающие напряжения и накапливать пластические деформации дорожные одежды подразделяют на жесткие и нежесткие. К жестким относятся дорожные одежды, устраиваемые из бетона или железобетона. Они хорошо сопротивляются изгибу, и в них не накапливаются пластические деформации. К нежестким дорожным одеждам относят все остальные конструкции из щебня, гравия и других материалов. В таких конструкциях при многократном воздействии нагрузок накапливаются пластические деформации, что приводит к появлению волнистости на дорожной поверхности. В конструкции дорожной одежды различают два основных слоя: покрытие и дорожное основание.
Покрытие — верхняя часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающая механические усилия от транспортных средств и атмосферные воздействия. Покрытие должно быть прочным, износостойким, устойчивым к пластическим деформациям, водонепроницаемым, ровным, шероховатым и беспыльным. Оно может состоять из одного или нескольких конструктивных слоев. Верхний слой покрытия, периодически восстанавливаемый в процессе эксплуатации дороги, называют слоем изнашивания.
Дорожные покрытия подразделяют на усовершенствованные капитальные, усовершенствованные облегченные, переходные и низшие. Качество покрытия и определяет в основном транспортно-эксплуатационные свойства дороги.
К покрытиям усовершенствованного капитального типа относятся цементо и асфальтобетонные покрытия. Наиболее прочными и долговечными являются цементобетонные покрытия, механические свойства которых мало зависят от температуры и влажности воздуха. Асфальтобетонные покрытия склонны к размягчению при высоких температурах и к хрупкости — при низких.
Цементобетонные покрытия могут быть монолитными из бетонной смеси, которую привозят или готовят непосредственно на месте работ, или сборными из плит, изготовленных на заводах.
Жесткие бетонные покрытия чувствительны к деформациям основания, поэтому их устраивают только на достаточно прочных и жестких основаниях. Толщина бетонных покрытий в зависимости от категории дороги и жесткости основания должна быть 18…24 см.
Для предотвращения образования в покрытии трещин, возникающих при колебаниях температуры воздуха, усадке бетона при твердении и неравномерной осадке основания, в процессе строительства делают продольные и поперечные деформационные швы, делящие монолитное покрытие на отдельные плиты. Для того чтобы в деформационные швы не попадали вода, песок, грязь, их заполняют герметизирующими материалами: битумной или резинобитумной мастикой, полимерными герметиками и др.
Покрытия усовершенствованного облегченного типа устраивают с применением прочного щебня, гравия илиминеральных смесей различной зернистости, обработанных органическими вяжущими материалами. В качестве,’ вяжущих материалов применяют различные типы битумов.
Покрытия усовершенствованного облегченного типа обладают достаточ-i, ной прочностью в условиях переменных влажности и температуры.
Покрытия переходного типа изготовляют из щебня, гравия, шлака без обработки вяжущими материалами. Эти покрытия обладают малым сопротивлением изнашиванию, так как касательные силы, действующие на покрытие при движении автомобиля, оказывают разрушительное действие на верхний слой вследствие слабого сцепления между каменными частицами, из которых состоит этот слой. К этой же группе покрытий относятся мостовые, устраиваемые из отдельных, уложенных впритык друг к другу, естественных или искусственных камней соответствующей формы.
Покрытие низшего типа устраивают из грунтов, укрепленных различными материалами (песок, гравий и др.). При добавке этих материалов в глинистые, суглинистые, пылеватые грунты увеличивается сопротивление изнашиванию таких покрытий, особенно во влажном состоянии. Для повышения связности песчаных грунтов применяют глинистые или суглинистые добавки.
Покрытие укладывается на дорожное основание — нижнюю часть дорожной одежды. Оно служит для передачи усилий от покрытия на земляное полотно. Основание, как правило, устраивают из нескольких слоев. Для устройства верхних слоев используют более прочные и морозостойкие материалы с обработкой или без обработки их вяжущими материалами (битумом, цементом). Для нижних слоев используют более слабые и менее морозоустойчивые материалы. Уменьшения толщины и обеспечения хороших дренирующих и морозозащитных свойств дорожного основания достигают устройством дополнительных нижних слоев основания из песка, гравийно-песчаных смесей и других материалов.
Ширину проезжей части дороги принимают с учетом количества полос и расчетной скорости движения. Строительными нормами и правилами установлены требуемое количество полос движения, и ширина проезжей части в зависимости от категории дорог. На дорогах с большой интенсивностью движения для обеспечения его безопасности устраивают разделительные полосы, ширина которых принимается не менее 5 м.
Поперечный профиль проезжей части проектируют так, чтобы обеспечить сток воды с поверхности дорожного покрытия, безопасное движение и снизить интенсивность изнашивания шин автомобилей. Поперечный профиль бывает односкатным, двускатным и параболическим. В большинстве случаев на дорогах с твердым покрытием применяют двускатный профиль. Односкатный профиль имеют дороги на закруглениях (виражах) и при раздельных проезжих частях. Параболический профиль устраивается на широких проезжих частях городских улиц. Такой же профиль обычно имеют грунтовые и щебеночно-гравийные дороги.
Поперечный уклон на прямых участках дороги зависит от типа покрытия. На дорогах с асфальтобетонным и цементобетонным покрытиями уклон делают 15…20 %о, у щебеночно-гравийных дорог — 20…30 %о, а на грунтовых — 30…40%о- Поперечные уклоны обочин делают на 10…30 %о большими, чем уклоны проезжей части.
По народнохозяйственному значению автомобильные дороги в СССР делятся на общегосударственные, республиканские, областные и краевые, местные (районные и сельскохозяйственные) и ведомственные (промышленные, лесхозные и др.). Выделяют также курортные дороги, используемые преимущественно для пассажирских сообщений в курортных районах.
В зависимости от степени технического совершенства автомобильные дороги бывают пяти технических категорий. При отнесении дороги к той или иной категории учитывают ее народнохозяйственное значение и перспективную расчетную интенсивность движения, которая рассчитывается на 20 лет вперед от года ввода дороги в эксплуатацию.
Для каждой категории дорог строительными нормами и правилами установлены определенные технические нормативы, на основе которых проектируют и строят дороги и искусственные сооружения на них.
Автомобильные дороги с большой интенсивностью движения, предназначенные исключительно для автомобильного движения, называют автомагистралями.
maestria.ru
Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения
Содержание программы обучения детей 7—10 лет
- Понятие «участник дорожного движения»: пешеход, водитель, пассажир.
- Название и назначение элементов городской дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полоса движения).
- Назначение бордюра, пешеходного ограждения.
- Название и назначение элементов загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет).
- Правила движения пешеходов по тротуарам. Правостороннее движение пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.
Ход занятия
В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.
Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».
- Пешеход — человек, двигающийся по дороге вне транспортного средства (ТС) и не производящий на ней работы.
- Водитель — человек, двигающийся по дороге в ТС и управляющий им.
- Пассажир — человек, двигающийся по дороге в ТС, но не управляющий им, а также тот, кто заходит в ТС или выходит из него (кроме водителя).
Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедисты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).
После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».
Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населённого пункта; загородная дорога, соответственно, та, которая прокладывается вне пределов населённого пункта. Детям демонстрируются плакаты с изображением двух видов дорог, и анализируется, из каких элементов состоит каждая из них, а также обязательно разбирается, для чего предназначен каждый из элементов дороги.
Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (необязательно), разделительная полоса (необязательно).
Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, разделительная полоса (необязательно).
Назначение элементов дорог
- проезжая часть предназначена для движения безрельсовых транспортных средств, пешеходам двигаться по проезжей части запрещено;
- тротуар (фр. trottoir от trotter — быстро ходить) предназначен для движения пешеходов, транспортным средствам двигаться по тротуару запрещено. Тротуар строится таким образом, чтобы он был выше уровня проезжей части;
- трамвайные пути предназначены для движения трамваев, остальным транспортным средствам разрешается въезжать на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, если при этом транспортное средство не создаёт помех для движения трамвая;
- обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, пешеходам разрешено двигаться по обочине, соблюдая правила безопасности;
- кювет (фр. cuvette, букв. — лохань, таз) предназначен для сбора и отвода воды с дорожного полотна;
- разделительная полоса (не путать с разделительной линией!) разделяет дорогу на проезжие части встречного направления и не предназначена для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
При разговоре о городской дороге надо обязательно объяснить назначение бордюра и пешеходного ограждения. Дети должны понять, что бордюр — это не тротуар и не проезжая часть, а граница между ними, как граница между двумя государствами, нейтральная полоса. Поэтому двигаться по бордюру пешеходу нельзя, очень опасно. Сами дети могут попытаться объяснить, почему движение по бордюру опасно для пешеходов. Также надо акцентировать внимание детей на том, что пешеходное ограждение устанавливается по краю тротуара для безопасности пешеходов на наиболее опасных участках дороги, поэтому категорически запрещается перелезать через пешеходное ограждение и сидеть на нём.
После того, как названия и назначение элементов дороги изучены, с помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» моделируется участок дороги (сначала городской). Дети должны определить, где на этом участке проезжая часть, где тротуар. На дорогу приглашаются два «пешехода» из числа обучающихся. С их помощью преподаватель объясняет правила движения пешеходов по городской дороге (двигаться только по тротуару, по его правой стороне спокойным шагом). Надо наглядно продемонстрировать обучающимся, что в противном случае пешеходы могут столкнуться, помешать друг другу, затормозить движение на тротуаре. Здесь же впервые вводится термин «правостороннее движение». После «пешеходов» на дорогу приглашаются «водители». Им предлагается занять своё место на дороге. Когда «водители» определятся, всем остальным задаётся вопрос: «Правы ли наши водители, нет ли у вас замечаний?»
Если «водители» заняли место на проезжей части, на её правой стороне, замечаний быть не должно. В противном случае объясняется, в чём каждый из «водителей» ошибся. Вводится термин «дорога с двусторонним движением» — транспорт движется по дороге в двух направлениях. Дети-«водители» показывают, как они будут двигаться по дороге.
Далее педагог перестраивает «водителей» так, чтобы они двигались в одном направлении и занимали всю ширину проезжей части. Детям задаётся вопрос: «Бывает ли такая ситуация на дороге? Нарушают ли водители Правила дорожного движения?» Вводится термин «дорога с односторонним движением» — транспорт движется по всей ширине дороги в одном направлении.
Выводы
- по дороге с двусторонним движением водители должны двигаться только по правой стороне проезжей части;
- пешеходы на городской дороге должны двигаться только по правой стороне тротуара спокойным шагом.
Обязательно надо обсудить правила движения на велосипеде. Так как по дороге, а именно по проезжей части на велосипеде разрешается ехать лишь тем, кто достиг 14-летнего возраста. Детям до 14 лет по дороге с велосипедом можно двигаться лишь, ведя велосипед рядом с собой, по тротуару. В этом случае они приравниваются к пешеходам и подчиняются правилам для пешеходов. Кататься же на велосипеде можно в любом безопасном приспособленном для этого месте.
Далее с помощью той же напольной игры разбирается движение пешеходов и транспортных средств по загородной дороге. Дети показывают, где находится проезжая часть, где обочина (кювет можно не изображать). Так как движение транспортных средств по загородной дороге такое же, как и по городской (скорость здесь не рассматривается), можно вызвать детей-«водителей», чтобы они самостоятельно показали, как будут двигаться по дороге. Потом «водители» остаются на дороге, к ним приглашаются «пешеходы». Создавая различные ситуации, преподаватель должен подвести детей к выводу, что самым безопасным способом движения по обочине для пешеходов является движение навстречу транспортным средствам.
Закрепление
Для закрепления изученного детям предлагается выполнить следующее задание: на рисунке с изображением городской и загородной дорог надо раскрасить их элементы теми цветами, которые предложит педагог. Например, проезжую часть — серым, тротуар — зелёным, обочину — жёлтым, кювет — голубым, и обязательно найти бордюр и раскрасить его красным цветом. Далее на тротуаре и обочине красной точкой обозначить местоположение пешехода и стрелочкой показать направление его движения.
После выполнения заданий происходит фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.
Другие статьи по теме: Методика работы
www.dddgazeta.ru
Из каких элементов состоит автомобильная дорога? Дорога и ее элементы.
Общие положения
Дорога
2.15. дорога — комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;
2.78. элементы дороги — одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;
Элементы дороги
2.55. проезжая часть дороги — элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, — для движения пешеходов ;
2.75. усовершенствованное покрытие — покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;
Дорога с усовершенствованным покрытием | Дорога без усовершенствованного покрытия |
2.50. полоса движения — любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;
2.57. разделительная зона — выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;
2.58. разделительная полоса — выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;
2.10. газон — участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;
Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона — без газона, полоса — коси коса!
2.72. тротуар — элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;
2.17. дорожное движение — движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;
2.65. технические средства организации дорожного движения — устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;
2.45. перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;
2.33. обозначенный перекресток — перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;
2.11. главная дорога — дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;
2.79. эстакада — инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;
2.29. населенный пункт — территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;
2.32. обзорность дороги — объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;
2.7. видимость дороги — максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;
2.35. ограниченная обзорность дороги — обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;
2.63. темное время суток — промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;
Человек
2.77. участник дорожного движения — физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;
К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;
2.8. водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).
2.74. управление транспортным средством — воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;
2.44. пассажир — непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также вх
oepress.ru
Надо добавить определение трамвайных путей в ПДД
В ПДД хотят добавить определения сегвеев, гироскутеров, моноколес. Но почему-то в ПДД нет определения трамвайных путей!
Определение трамвайных путей избавит о многих неосознанных нарушений ПДД.
Отсутствие определения — это реальная проблема для водителей и для пассажиров трамвая. Особенно трудно водителям даются вопросы на экзамене про трамвай и реальные ситуации в жизни.
Вот улица Максима Горького в Ростове-на-Дону. Сколько на Горького полос?
Подумайте!
Еще подумайте!
Вы уверены, что две полосы в каждую сторону?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобрать ПДД, рядовой водитель за доли секунды на дороге врядли поймет. А это важно.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
На Горького с точки зрения ПДД только одна полоса движения в каждую сторону. Слева от полосы находятся трамвайные пути. И по-другому быть не может. Потому что трамвайные пути предназначены для трамвая, а проезжая часть для автомобилей. Ситуации, когда автомобиль может ехать по трамвайным путям в ПДД разобраны.
Асфальт на трамвайных путях и пунктирная разметка вводят в заблуждение, как будто полос две.
Белый автомобиль нарушает ПДД пункт 9.6. Движение по трамвайным путям расположенным слева разрешено только, когда все полосы заняты. Нельзя выезжать на трамвайные пути без причины. Из-за таких водителей трамвай долго не может подъехать на остановку перед перекрёстком. Таких нарушителей много. Всем прятнее и быстрее ехать посередине дороги.
————-
Улучшить ситуацию можно, если добавить определение трамвайных путей в ПДД. Это уточнение никак не влияет на другие пункты ПДД, но поможет водителям лучше различать, где можно ехать, а где не надо.
В ПДД уже есть определение проезжей части и дороги.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Из этих двух определений следует, что Трамвайные пути не входят в состав проезжей части. И это лучше явно записать в определении, чтобы никто не сомневался, так:
«Трамвайные пути» — элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств. Трамвайные пути не входят в состав проезжей части.
————-
Кстати, в ПДД Украины определение трамвайных путей есть. Не очень удачное, по моему мнению:
«Трамвайный путь» — элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение нерельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 11 настоящих Правил.
В ПДД Украины не понятно, если нет разметки или отмостки, то трамвайный путь перестаёт быть трамвайным путём?
А вот разделить проезжую часть и трамвайные пути лучше явно «Трамвайные пути не входят в состав проезжей части». И это избавит о многих неосознанных нарушений ПДД.
Предыдущие статьи:
Спасём трамвай в Ростове-на-Дону
Построим ростовский метротрам вместо ростовского метро
Обособление трамвайных путей — путь к созданию эффективной транспортной системы. Мнение учёных
Трамвайную линию на Горького необходимо изолировать, а не закрывать. Мои видео Горького
arzai.livejournal.com