Движение в условиях недостаточной видимости – Движение в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью

Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости

На территории нашего региона установилась дождливая погода. Утром появляется туман, который напрямую влияет на манеру вождения и требует повышенной внимательности водителя. Иногда сильный туман создает такую большую опасность, что лучше прервать поездку и подождать перемены погоды. Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование.

Следуя простым рекомендациям, Вы сведете к минимуму риск и возможные негативные последствия езды в тумане: не спешите, включите габаритные фонари. Двигаться в тумане нужно с включенными фарами ближнего, а не дальнего света. Откажитесь от всевозможных резких маневров — перестроений, обгонов, опережений. Если необходимо остановиться, то скорость нужно снижать плавно, а после остановки обязательно включить аварийную сигнализацию. В тумане расстояния искажены и возможны оптические обманы. Водителям зачастую кажется, что расстояние до впереди двигающейся машины больше, чем есть на самом деле. Поэтому при попадании в полосу тумана нужно обязательно снизить скорость и увеличить дистанцию с другими автомобилями. Ваша скорость движения не должна превышать половины расстояния видимости. Например, при видимости 20 метров скорость должна быть не более 10 километров в час. Помните, что в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем обычно. Не старайтесь как можно быстрее проехать ту местность, которую покрыл туман, лучше остановиться и переждать. Не пытайтесь проскочить полосу тумана в низине на дороге. Именно на этом участке могут быть скрыты туманом предметы и люди. Не ставьте автомобиль на стоянку в пределах дороги.

Госавтоинспекция Брянской области напоминает и пешеходам о необходимости быть предельно внимательными и осторожными на дорогах. Помните, что в условиях плохой видимости и гололеда водитель не сможет мгновенно остановить автомобиль. Переходите проезжую часть только по пешеходному переходу, убедившись в собственной безопасности и только на разрешающий сигнал светофора. При переходе дороги в темное время суток используйте световозвращающие элементы, чтобы водитель мог вас заметить.

Будьте аккуратны! Берегите себя и своих близких!

32.xn--b1aew.xn--p1ai

Как выбрать безопасную скорость? Часть 2

В предыдущей статье я рассказал об общих принципах выбора безопасной скорости, а также раскрыл смысл некоторых специальных терминов: дорога, расстояние видимости, тормозной путь, остановочный путь, недостаточная видимость, ограниченная видимость, закрытый обзор, зона повышенной опасности. В этой статье я приведу конкретные примеры и рекомендации по выбору безопасной скорости в различных ситуациях.

n016_2.jpgn016_2.jpg

Скорость при недостаточной видимости

Скорость всегда  выбирается, исходя из обстановки. Пример: движение с ближним светом фар по неосвещенной дороге – т.е. в условиях недостаточной видимости. Днем видимость хорошая во всех направлениях, а в темноте – максимум на 50 метров от фар ближнего света впереди и совсем ничего – по сторонам. Соответственно, возможности для прогнозирования ситуации сильно ограничены, и движение в таких условиях за городом с разрешенной скоростью 90 км/ч – это, практически, управление автомобилем в надежде на удачу. Если взять скорость 80 км/ч, то за секунду (время реакции) машина проходит 22 метра плюс, если сухой асфальт и хорошие шины, 25 метров торможения – итого 47 метров. Вспоминая правило выбора скорости, при которой остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости, приходим к максимально допустимой скорости в темноте — 80 км/ч на сухом асфальте. Добавьте сюда возможность появления пешеходов – еще медленнее, добавьте скользкую дорогу — еще…

Скорость при хорошей видимости

Далее, самое интересное — движение днем по городу и трассе — как раз то, о чем часто идут споры. Одни говорят, можно по трассе 130, а по городу 80, другие говорят, это слишком быстро, ведь дети бегают. На самом деле, все просто и зависит от расстояния видимости и расстояния до препятствия.

Открытый обзор

Пример. Едем по Кутузовскому проспекту или любому другому шоссе в Москве. 6 полос в каждую сторону, светофоров и переходов нет, только дорога. А многие городские трассы (те же шоссе, ТТК) проходят вообще над землей. На таких дорогах, если едем вдали от правого ряда, обзор открытый и простирается, бывает, на километры вперед. Это совсем не 50 метров, как в темноте. Значит, с точки зрения обзора, можно ехать и быстрее, чем 80 км/ч. То есть при такой скорости мы сможем обеспечить остановочный путь, меньший, чем расстояние видимости. Понятно, это справедливо не только для скоростных городских дорог, но и для шоссе вне населенного пункта.

Кутузовский-проспект.jpg

А что насчет расстояния до препятствия или потенциального препятствия? Если едем по надземной эстакаде, никаких пешеходов там нет и быть не может (в теории). Значит, можно ехать быстро и безопасно. Насколько быстро? Я считаю, что эти трассы можно смело приравнивать к магистралям, значит 110 км/ч — легко. Сам езжу 100, для меня это оптимальная скорость. И не очень быстро, хватает времени на оценку ситуации, и не очень медленно, чтобы уснуть от тоски. А с точки зрения Правил, на ТТК это разрешенные 80+поправка на превышение 20 км/ч в КоАП, на МКАД вровень с ограничениями, а на магистрали и того ниже.

А если едем по дороге на одном уровне с землей? В левом ряду с отбойником посередине дороги никаких детей и бабушек не бывает (опять же, в теории), так что можно ехать. Если едем в правом ряду, вблизи тротуара, расстояние до пешеходов близкое, и тут не погоняешь. Здесь надо прикинуть, является ли это расстояние достаточным, чтобы пешеход в одно движение (шаг, прыжок, падение) оказался перед вашей машиной. Например, оцените, насколько далеко тротуар от дороги. Если его отделяет полоса зеленых насаждений, особенно, непролазных, это вполне безопасная ситуация. Или, бывает, тротуар отделен от дороги ограждением, что тоже обеспечивает безопасность, поскольку пешеход при всем желании не попадает к вам под колеса. Если же тротуар непосредственно прилегает к дороге, и никаких ограждений нет, тогда пешеход находится в шаговой доступности от вас, и это повод снизить скорость. И тогда – никаких 80 км/ч в правом ряду, если это городская магистраль, или 60 км/ч, если это обычная дорога в населенном пункте.

Если пешеход может быть рядом, 50 км/ч – потолок скорости.

И неважно, что в левом ряду этой же дороги можно спокойно ехать быстрее. Поскольку левый ряд и правый – две большие разницы, как говорят в Одессе. В левом пешеходы не водятся, а возле правого – как пчел возле улея. Не нравится ехать 50 км/ч, когда соседи едут 80 и выше? Уйдите в 3-4 ряд, и там «делайте, что хотите».

Узкая дорога

Реальная скорость может быть еще меньше, чем 50, если место узкое и уйти от столкновения в сторону невозможно. Тут все просто и зависит от ширины дороги. Есть куда уйти в сторону от столкновения? Можно ехать с привычной скоростью. А если дорога узкая и места для ухода в сторону нет, тогда вся надежда только на торможение, и ВЫ должны обеспечить себе место под остановочный путь. Снижаем скорость!

узкая-дорога.jpg

Я понимаю многих водителей, которые живут в небольших городах или населенных пунктах еще меньшего масштаба. Там нет таких трасс, как в мегаполисах, и им странно слышать про 110 км/ч по городу. Все верно. Как только мы съезжаем с городских магистралей (это называется ДОРОГА) в черту города (это называется УЛИЦА), появляется и резко возрастает вероятность наезда на пешехода — даже если эти улицы имеют хороший обзор вдаль и по сторонам. Это происходит из-за большого количества пешеходов вблизи дороги и небольшого расстояния от дороги до тротуаров, остановок общественного транспорта, а также ввиду пересечения путей машин и пешеходов на одном уровне, т.е. «зебр». Тут скорость даже 60 км/ч – разрешенная и установленная законом! – не всегда является безопасной. Потому что вы не сможете обеспечить себе остановочный путь. Едете вы 60, а справа идет пешеход. Оступился, споткнулся, и вам под колеса. А у вас остановочный путь 30 метров при такой скорости. О чем тут разговаривать? Видимость отличная, бабушку видел, но она вдруг оказалась совсем близко к машине…

Вывод — при движении по улицам можно ехать быстро (для городской обстановки быстро – это 60 км/ч) при соблюдении сразу двух условий:

  • хороший обзор
  • боковой интервал от машины до потенциального препятствия (пешехода, собаки, велосипедиста и т.д.) — больше, чем это самое «препятствие» сможет преодолеть в одно стремительное действие.

Соответственно, если до пешеходов близко или если нам не видно, есть ли они справа/слева от машины на потенциально небольшом расстоянии — снижаем скорость.

Скорость при ограниченной видимости

Далее, разберем ситуации закрытого обзора. Пример. Та же ситуация, изображенная на рисунке выше. Проезжаем мимо припаркованных машин по 2-му ряду, едем 60. Вдруг из-за одной машины выходит на дорогу пешеход, которого вы не видели — машина загораживала обзор. А у вас — 60 км/ч и 30 метров остановочного пути… (играет похоронный марш…). Личный опыт: если я еду по 2-полосной дороге, обе стороны которой заставлены машинами (засажены кустами, застроены и т.п.) — моя скорость не более 20 км/ч. И неважно, что говорят ПДД, хоть 80 км/ч. Главное обеспечить себе остановочный путь или возможность ухода в сторону. Нет такой возможности? Снижаем скорость.

Я часто рассказываю об этом, и столь же часто мне возражают, мол, если так ездить, будешь раздражать водителей сзади, которые тебе моргают фарами, сигналят, злятся… И здесь же ученики задают вопрос: как быть, если сзади сигналят? Все просто. Если мне сигналят, я не обращаю внимания и еду дальше. Конечно же, я против создания помех другим водителям, да и пробок у нас и без этого хватает. И сам с трудом сдерживаю эмоции, когда вижу впереди себя медлительного и нерасторопного водителя.

Но давайте отделим мух от котлет. Одно дело, когда водитель сдерживает поток машин сзади из-за своей беспечности. Например, он неосознанно снизил скорость, потому что отвлекся на телефон и набирает смс, хотя здесь можно и нужно двигаться быстрее. Конечно, в этом случае гнев водителей сзади оправдан, и водитель-«тормоз» неправ. Я, конечно, не любитель набирать смс за рулем, но гипотетически в этой ситуации я бы отреагировал – либо ускорением (возможно, с откладыванием написания смс), либо уходом в сторону – в общем, освобождением дороги для проезда других участников дорожного движения.

И совсем другое дело, когда водитель сдерживает торопыг сзади как раз потому, что он грамотный, правильно оценил ситуацию и принял сознательное решение снизить скорость до 20 км/ч в угоду безопасности. Тогда он прав, а лихачи – нет. Они, конечно, этого не знают, но лично мне от этого ни холодно, ни жарко. Вообще, современное безопасное вождение – его еще называют «защитное вождение» (от англ. defensive driving) – подразумевает, что водитель управляет не только автомобилем, но и дорожной ситуацией вокруг себя. Грубо говоря, «парни, вы будете ехать с той скоростью, с которой считаю нужным двигаться я, если превышение этой скорости в данный момент опасно». Правда, если у меня есть возможность уйти в сторону, например, в карман между припаркованными машинами, я так и делаю – пусть летят и рискуют, это уже их дело. Пропускаю и продолжаю двигаться, как нужно мне. Да и мало ли, может у человека пожар дома случился или жена рожает, ему вообще не до чего сейчас, пускай едет… Если же возможности уйти в сторону нет, я ничего не предпринимаю и навязываю свой режим движения.

Так что в ситуации с закрытым обзором при недостаточном расстоянии до возможной помехи законы физики ЗАПРЕЩАЮТ вам ехать даже с разрешенной ПДД скоростью. Особенно это актуально при проезде мимо стоящего на остановке автобуса/троллейбуса. Конечно, еще в 80-х в младших классах школы нас учили обходить автобус сзади, а трамвай спереди. Но мы же с вами понимаем, как дело обстоит в реальности… Готовьтесь к появлению пешехода спереди автобуса: направляйте взгляд в дорожный просвет, увеличивайте боковой интервал, снижайте скорость.

ограниченная-видимость.jpg

Выбор безопасной скорости. Итоги

В итоге: чем лучше и дальше просматривается дорога, чем лучше ее покрытие и чем она шире (больше места для ухода в сторону), и чем дальше ваша траектория движения проходит от места «обитания» пешеходов и других потенциальных подвижных «помех» или объекта, загораживающего обзор, тем быстрее можете ехать.

Чем хуже просматривается дорога, чем она более скользкая, чем она уже и чем ближе вы к месту обитания пешеходов и других потенциальных «препятствий» или объекту, загораживающего обзор, тем медленнее вы ОБЯЗАНЫ ехать.

Обратите внимание, в первом случае — можете, во втором — обязаны.

То есть скорость зависит от следующих параметров:

  • видимость и обзорность дороги и прилегающих территорий
  • скользкость покрытия
  • ширина дороги
  • боковое расстояние до пешеходов или до объекта, ограничивающего обзор

В таблице ниже приведены значения остановочного пути в зависимости от начальной скорости и типа покрытия.

Тип дорожного покрытия

Коэффициент сцепления шин с дорогой

Скорость движения автомобиля до начала торможения, км/ч

20

40

60

80

100

120

 

Расстояние, проходимое автомобилем за 1 с без торможения, м

6

11

17

22

28

33

 

Остановочный путь, м

Сухой асфальт

0,8

8

19

34

54

77

104

Мокрый асфальт

0,4

9

27

52

85

126

175

Снег

0,2

13

43

87

148

224

316

Лед

0,1

21

74

158

274

421

600

Выбирайте скорость так, чтобы с учетом этих параметров вы в итоге могли остановиться перед препятствием или объехать его.

В заключение вернусь к фразе «большинство ДТП происходит вследствие превышения скорости водителями».

ДТП происходит не из-за превышения скорости, указанной на знаках, а из-за превышения безопасной скорости для данной дорожной обстановки.

Нужно понимать, что невозможно отобразить безопасную скорость дорожными знаками. Потому что знак стоит на своем месте всегда, а дорожная обстановка меняется каждую секунду.

Видимость дороги, скользкость, ширина, боковое расстояние до препятствия – все это может меняться очень и очень быстро, причем как один из этих параметров, так и сразу несколько.

На этом все, и в следующей статье я рассмотрю отдельные ситуации и дам рекомендации по выбору скорости в них:

Продолжение следует…

kaminsky.su

Статья на тему: Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

 

Лекция к разделу

Основы безопасности дорожного движения

Приемы управления автомобилем в темное время суток
и в условиях недостаточной видимости

                           

Салехард, 2015

Правила дорожного движения предписывают, что на освещенных участках дорог движение разрешается с ближним светом фар или с габаритными огнями, а на неосвещенных – с дальним или ближним светом фар. Такой широкий диапазон возможных решений чреват на практике разночтениями.

Самый опасный вариант – постоянная езда только с включенными подфарниками. На хорошо освещенной магистрали этого достаточно, но при уменьшении освещенности проезжей части водитель вынужден напрягать зрение. Водители, предпочитающие такую езду, считают, что будет исключена самая большая неприятность – ослепление, если остальные водители также будут двигаться только с подфарниками. Но в этом случае возрастает опасность наезда на препятствие на проезжей части дороги. При свете сигнальных огней дорога видна лишь на 3…5 м за капотом, т. е. невозможно распознать дорожный знак, линии разметки и т. д. Это значит, что максимальная скорость движения с подфарниками не должна превышать 10 км/ч и то при условии, что встречные автомобили движутся только с включенными подфарниками. Обычно на неосвещенных улицах у одних автомобилей включены подфарники, у других – фары ближнего света, которые иногда переключают на дальний свет. Это создает периодически ослепление, приводящее к быстрому снижению зрительной работоспособности.

Даже при непродолжительной езде с подфарниками в таких условиях появляется утомление, снижается внимание.

На неосвещенных и плохо освещенных улицах следует двигаться с фарами ближнего света (лучше с широкоугольно-противотуманными): постоянно включенный ближний свет улучшает видимость. Если темные и ярко освещенные участки улиц чередуются, то не рекомендуется изменять свой световой режим. Яркость фар, работающих в режиме ближнего света, в 5… 10 раз больше яркости подфарников, но в условиях городского освещения они ослепляют в допустимых пределах. Пятно фар ближнего света трудно заметить на хорошо освещенной стационарными светильниками проезжей части, но направленный световой пучок позволяет хорошо видеть пешеходов и возможные препятствия. Кроме того, включенные фары ближнего света необходимы для более четкого обозначения и более раннего обнаружения автомобилей. Ближний свет является оптимальным «городским» светом.

При движении автомобиля в условиях недостаточной видимости в связи с малой прозрачностью атмосферы (туман, снегопад, дождь) из-за особенностей зрительного восприятия дорожные объекты кажутся в 2…3 раза более удаленными и смещенными от своего действительного положения.

Светотехнические характеристики автомобильных фар головного света (дальний, ближний) таковы, что в этих условиях они ухудшают видимость дороги, так как при их включении перед глазами водителя образуется молочно-белая пелена, мешающая различать дорогу. Переключение фар с дальнего света на ближний лишь незначительно улучшает видимость.

Для обеспечения эффективного освещения следует учитывать, что туманы имеют различные плотность и структуру. Поэтому каждый раз при движении в тумане для достижения удовлетворительных условий видимости требуются различные фары. В зависимости от прозрачности атмосферы в темное время суток применяют фары в следующих сочетаниях:

  • Фары в режиме дальнего света и противотуманные при слабых туманах (дальность видимости дороги при включении фар дальнего света не менее 100 м, но наблюдается дымка), дождях. При появлении встречных транспортных средств необходимо переключить фары на режим ближнего света, не выключая противотуманных фар;
  • Фары в режиме ближнего света и противотуманные – как при одиночном движении, так и при разъезде со встречными автомобилями – при туманах средней плотности (при включении фар дальнего света возникает световая пелена, исключающая возможность наблюдения и движения), ливневых дождях;
  • Только противотуманные фары при плотных туманах (дальность видимости дороги в свете фар ближнего света не превышает 10 м), сильных снегопадах. При движении в тумане важно, как можно раньше заметить встречное транспортное средство, для чего целесообразно двигаться с фарами. Надо учитывать, что яркая пелена от своих фар, которая мешает ночью, практически не оказывает влияния на условия видимости днем, а ослепление встречного водителя от фар, работающих в режиме дальнего света, в дневных туманах отсутствует. Противотуманные фары не только улучшают условия видимости дороги в сложных метеоусловиях, но и выполняют функции передних габаритных огней, предупреждая водителей встречных транспортных средств.

Практика показала, что ослепленность резко возрастает при влажном дорожном покрытии. Пленка от воды превращает поверхность дороги в «зеркало», и свет фар отражается зеркально, попадая в глаза водителей встречных транспортных средств. На мокрой дороге все существующие системы освещения теряют эффективность из–за того, что освещенность, создаваемая отраженным от дороги светом фар «собственного» автомобиля, уменьшается в 5…6 раз, снижая уровень адаптации водителя на 70…80 %, тогда как освещенность, создаваемая прямым и отраженным от мокрой дороги светом фар встречного автомобиля, возрастает в 3…6 раз (при расстоянии между встречными автомобилями 25 м). Таким образом, на сухой дороге преобладает рассеянное отражение, на влажной – зеркальное.

В случаях вынужденной остановки автомобиля при движении в условиях ограниченной видимости и ночью необходимо вовремя включить сигналы маневрирования, съехать на обочину, внимательно осмотрев ее ширину, остановить автомобиль с включенными габаритными огнями и выставить специальный знак аварийной остановки на расстоянии 25…30 м сзади автомобиля. При плотном тумане следует включить прерывистый сигнал аварийной остановки.

В темное время суток интенсивность движения по сравнению с интенсивностью движения в дневное время резко уменьшается. Это происходит в результате того, что многие автотранспортные предприятия работают в одну (первую) смену, уменьшается поток, индивидуальных и государственных автомобилей. Число транспортных средств, передвигающихся ночью, составляет около 10 % от их числа в сутки. В вечерние и ночные часы состав транспортных средств становится более однородным.

Основываясь на выводах о взаимосвязи интенсивности и однородности движения транспортных средств с числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) при прочих равных условиях, казалось бы, следовало ожидать и резкого уменьшения числа происшествий, приходящихся на темное время суток, так как интенсивность движения в это время снижается, а процент грузовых автомобилей, мотоциклов и частично автобусов резко уменьшается. Однако статистические данные по большинству стран за ряд лет показывают, что 50 % общего числа ДТП совершается в темное время суток, а число погибших в этот период времени составляет около 60 %. Это объясняется тем, что ночью водитель менее точно определяет скорость движения своего автомобиля; одни и те же расстояния кажутся больше, чем днем. Например, при дневном свете в ясную погоду на прямом участке пути грузовые автомобили видны водителю на расстоянии до 1600 м, автобусы – до 1800, а легковые автомобили – до 1300 м; в пасмурную погоду эти же транспортные средства, окрашенные в неяркие цвета, видны на расстоянии 1100 м и меньше. Водителю же кажется, что они находятся от него на одинаковом расстоянии.

Днем человеческий глаз способен улавливать малейшую разницу в яркости цветов наблюдаемого объекта и фона, на котором рассматривается этот объект. При искусственном освещении он этого сделать не в состоянии, т. е. видимость ухудшается вследствие нарушения контрастности восприятия. Например, в сумерки и темное время суток нередко наблюдается так называемое маскировочное сочетание одежды пешеходов и окружающего фона, в результате чего водитель не видит пешехода, идущего по краю проезжей части или обочине. Это относится и к движению ночью зимой, хотя большинству водителей кажется, что все темные предметы должны быть в любой момент хорошо различимы на белом фоне снега.

При малой освещенности глаз слабее различает цвета, т. е. если днем два разных объекта могут различаться по цвету, то в сумерках все предметы теряют свою окраску и различаются только по яркости. Все предметы выглядят серебристо–серыми, без цветовых оттенков. При движении ночью фары автомобиля высвечивают лишь узкое пространство, и на освещенной улице, где горят фонари, водителю кажется, что он едет в светлом коридоре. Поэтому, когда пешеход выходит из затемненной части на освещенную, расстояние до него часто бывает таким, что водитель не в состоянии предотвратить наезд.

Время реакции водителя на препятствие, возникающее на дороге в условиях пониженной видимости, увеличивается в среднем на 0,6…0,7 с и более, что объясняется необходимостью затрат времени на Распознавание этого препятствия.

Признаки естественного утомления водителей днем проявляются после 7…8 ч, ночью после 3…4 ч работы.

Перечисленные особенности зрительного восприятия водителя в темное время суток следует учитывать при подготовке к работе ночью.

При движении по шоссе ночью одной из сложных ситуаций является встречный разъезд автомобилей. Сложность этой ситуации объясняется ослеплением от света фар встречного автомобиля и его последствиями.

Адаптация глаз происходит значительно быстрее к свету, чем к темноте. Поэтому после переключения фар с дальнего света на ближний водитель вынужден просматривать дорогу, уровень освещенности которой стал меньше. По мере сближения автомобилей в поле зрения водителей попадает источник повышенной яркости – фары 1 встречного автомобиля, что вызывает световую адаптацию к степени яркости фар, глаз перестает различать слабоосвещенную дорогу и предметы на ней. После разъезда автомобилей начинается обратная темновая адаптация, при которой глаз в течение 10 с плохо различает дорогу с находящимися на ней предметами. За это время автомобиль проходит значительное расстояние (100…200 м), и на этом участке пути обычно происходят ДТП, причиной которых является ослепление водителей.

Встречный разъезд ночью осложняется, так как каждый водитель должен правильно выбрать момент перехода на ближний свет и, чтобы избежать ненужных и вредных миганий дальним и ближним светом, правильно оценить, с каким светом движется встречный автомобиль. При встречном разъезде нужно переключать свет с: дальнего на ближний один раз в тот момент, когда фары встречного автомобиля создают ощущение зрительного дискомфорта, или когда переключение осуществил встречный водитель. Этот переход с дальнего света на ближний нужно осуществлять не менее чем за 150 м.

Фары современной, конструкции позволяют большую часть пучка света направлять в правую сторону дороги и меньший пучок света – встречному водителю. Кроме того, эти световые приборы обеспечивают, возможно, меньший перепад освещенности дороги при переходе с дальнего света на ближний. Однако проблема встречного разъезда ночью окончательно не решена. Условия видимости дороги и предметов на ней при встречном разъезде с ближним светом всегда хуже, чем при свободном движении с дальним светом. Поэтому при встречном разъезде, даже с самыми совершенными фарами и в технически исправном состоянии, надо проявлять особую осторожность и выполнять ряд необходимых действий:

  • перед переключением фар на ближний свет просмотреть дорогу вдаль;
  • снизить скорость движения до обеспечивающей остановочный путь в пределах расстояния видимости;
  • посмотреть на правую кромку проезжей части дороги на максимально видимое расстояние;
  • периодически просматривать свою полосу движения, не задерживая взгляд на фарах встречного автомобиля;
  • поравнявшись со встречным автомобилем, переключить ближний свет на дальний.

Если встречный водитель не переключил дальний свет на ближний или переключение не облегчило условий движения из-за неправильно установленных и неотрегулированных фар, опытный водитель заранее снижает скорость, готовится к остановке при возникновении ослепления. Останавливаться при этом надо на проезжей части, не съезжая на обочину, поскольку все внимание водителя было направлено на проезжую часть, а при остановке на ней не возникает ничего нового. На. обочине можно обнаружить всякие неожиданности: пешеходов, велосипедистов и т. д. Кроме того, обочина может быть без твердого покрытия, а водитель не успеет достаточно снизить скорость, и в этой ситуации возможен занос автомобиля. Таким образом, съезжать на обочину при ослеплении крайне опасно, движение по обочине запрещается, ее можно использовать только для полной остановки.

Встречный разъезд автомобилей ночью с выключенными фарами, за исключением хорошо освещенных улиц городов, недопустим. Специфическим случаем встречного разъезда является разъезд с транспортным средством, снабженным одной работающей фарой. Это может быть мотоцикл или автомобиль с левой фарой, но это может быть и автомобиль с правой работающей, а левой неработающей фарами. При разъезде с автомобилем с одной фарой в любом случае надо всегда отклоняться от нее вправо на расстояние, не менее полуторной ширины грузового автомобиля. Если это невозможно в пределах проезжей части, следует снизить скорость до полной остановки и остановиться на обочине.

nsportal.ru

Вождение в условиях ограниченной видимости

Ограниченная видимость нередко используется войсками в боевых условиях, так как она создает возможность скрытного передвижения и сосредоточения. Однако вождение в этих условиях (ночь, туман, дым) значительно усложняется. Ухудшается видимость пути, затрудняется ориентирование по местным предметам. Увеличивается опасность столкновений, наездов, опрокидываний и застреваний. Водители в этих условиях быстро утомляются, скорость движения вынужденно снижается. Чтобы обеспечить безопасность движения в условиях ограниченной видимости, средняя скорость движения боевой машины не должна превышать половины просматриваемого расстояния. Например, при видимости до 30 м – 15 км/ч, до 40 м – 20 км/ч. При видимости свыше 50 м скорость движения устанавливается соответственно дорожным условиям.

Движение в условиях ограниченной видимости требует внимания не только со стороны водителя, но и командира машины. Водитель должен руководствоваться следующими правилами:

строго соблюдать установленные дистанции;

точно и быстро выполнять команды старших начальников;

вести машину ближе к правой обочине дороги;

постоянно бить в готовности к внезапному изменению дорожной обстановки;

ориентироваться при движении по задним фонарям и следу впереди идущих машин;

останавливаться только с правой стороны дороги и включать все габаритные фонари;

строго соблюдать режим светомаскировки;

если движение совершается со светом одной фары, то она должна быть с левой стороны.

При вождении ночьюдля освещения направления движения и наружной сигнализации на машине установлены светотехнические средства: фары, приборы ночного видения, габаритные и задние фонари, светомаскировочные устройства и другие осветители. Порядок пользования ими устанавливается командиром в зависимости от конкретных дорожных условий и боевой обстановки.

При пользовании прибором ночного видения необходимо учитывать следующие особенности:

уменьшается поле зрения, изображение предметов и местности воспринимается глазом несколько по-иному, чем при наблюдении в дневные приборы;

встречные засветки прибора затрудняют наблюдение за дорожной обстановкой; для устранения мешающего действия встречной засветки нужно своевременно прикрывать шторку прибора;

при движении по извилистым дорогам и при крутых поворотах поле зрения прибора не охватывает всей дорожной обстановки, в таких случаях водитель должен ориентироваться по выставленным указкам или командам регулировщика, а командир машины – четко управлять его действиями;

при вождении с приборами ночного видения в машине должна быть минимальная освещенность. Не рекомендуется применять приборы ночного видения при движении одиночных машин по дорогам общего пользования.

Вождение в тумане и в условиях задымлениятребует соблюдения следующих правил:

двигаться на сокращенных дистанциях, внимательно наблюдая за впереди идущими машинами, со скоростью, соответствующей дальности видения и дорожным условиям;

включать задние сигнальные фонари, а при необходимости и фары в режиме частичного затемнения; при движении вне колонны периодически подавать звуковые сигналы; на остановках как днем, так и ночью свет не выключать;

при преодолении опасных мест командир должен выйти из машины и управлять движением;

при полной потере видимости – остановить машину.

studfile.net

«Движение в темное время суток, в непогоду»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр компетенций «Ориентир» муниципального образования Усть-Лабинский район

Разработка урока

по теме: «Движение в тёмное время суток, в непогоду»

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Автолюбитель»

Составил:

Сундуков А.Б.,

педагог дополнительного образования

2018г.

ст. Ладожская, Усть-Лабинский район

Тип урока: усвоение нового материала.

Тема урока: Движение в тёмное время суток, в непогоду.

Цель урока: формирование навыков безопасного движения в темное время суток и в сложных погодных условиях.

Задачи

Образовательные:

— объяснить все возможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей ночью, при неблагоприятных погодных условиях и недостаточной видимости;

— научить решать дорожные задачи.

Личностные:

— воспитывать навыки безопасного поведения пешеходов и водителей на дороге и улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения;

— воспитывать ответственность за соблюдение мер безопасности при нахождении в темное время суток на дороге.

Метапредметные:

расширять знания обучающихся об осветительных приборах автомобилей и их значении;

— показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимое условие безопасности дорожного движения;

— показать важность использования светоотражающих элементов одежды в темное время суток.

Методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, ИКТ.

Этапы урока.

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления новых знаний.

5. Этап подведения итогов.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор и экран на штативе;

  • презентация «Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях»;

  • карточки-задания.

Ход урока

Организационное начало урока

1.

Взаимное приветствие педагога и учащихся.

— Здравствуйте, друзья! Мы начинаем наше занятие, я всем желаю удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь, и всё получится!

Учащиеся приветствуют педагога.

2.

Эмоциональный настрой на активное восприятие нового учебного материала

— А сейчас возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…»

Ребята высказывают друг другу пожелания.

3.

Проверка готовности учащихся к занятию.

— Ребята, прежде чем мы приступим к рассмотрению темы урока, ещё раз проверьте, готовы ли вы к занятию и к предстоящей работе?

Подготовка к занятию.

II. Этап подготовки учащихся

к активному сознательному усвоению знаний

1.

Постановкаперед учащимися целей и задач урока, показ практичес-кой значимости изучаемого материала.

— Сегодня мы продолжим изучать раздел «Правила дорожного движения». Для начала вспомним, кто является участниками дорожного движения?

(Пешеходы, водители, пассажиры).

— Мы знаем, что ПДД существуют как для водителей, так и пешеходов и, конечно же, пассажиров. А сейчас я предлагаю вспомнить обязанности пешеходов, пассажиров и водителей. Ответьте на мои вопросы:

1. При отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек, пешеходы должны двигаться по…?

(По обочинам).
2. Как должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним?

(Пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части, а на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

3. Как должны двигаться пешеходы при движении по краю проезжей части? (Пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств).

4. Что рекомендуется иметь при себе пешеходам при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости?

(Пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств).

5. Посадка и высадка пассажиров производится со стороны тротуара, обочины или со стороны проезжей части?

(Со стороны тротуара или обочины

и только после полной остановки транспортного средства).
6. А если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины?

( Она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения).

7. Можно ли водителю транспортного средства продолжать движение при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада?

(Нет)

— Все участники дорожного движения должны помнить, что дорога – это зона повышенной опасности и неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения.

— Переходим к теме нашего урока «Движение в тёмное время суток, в непогоду».

Учащиеся отвечают на вопросы педагога,

поясняют правила дорожного движения.

2.

Постановка проблемной ситуации.

— Мы с вами знаем, что «темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Ребята, как вы думаете, какие можно назвать два самых важных принципа для того, кто идёт и едет по дороге в тёмное время суток?

(Видеть и быть видимым)

— Правильно, в этот период времени у пешеходов, водителей и велосипедистов риск попасть в дорожно-транспортное происшествие увеличивается в 10 раз, по сравнению со светлым временем. Ночная дорога опасна и полна неожиданностей. Малое количество автомобилей и пешеходов расхолаживает и располагает к быстрой езде. Главная же опасность ночной дороги – ограниченная видимость.

Дети отвечают на вопросы,

следят за объяснением.

III. Этап усвоения новых знаний

1.

Сообщение нового материала

(в процессе объяснения темы урока демонстри-руется презентация «Движение в темное время суток и в условиях ограничен-ной видимости»)

— «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Движение пешеходов в тёмное время суток регламентируется теми же правилами, что и в светлое время (вспомнить): в населённых пунктах только по тротуарам и пешеходным дорожкам, за городом – по обочине, навстречу движению, по возможности имея на одежде световозвращающий элемент. Переход через дорогу должен осуществляться по Правилам и с особой осторожностью. Пропустив машину, не надо сразу двигаться вперёд, так как можно не заметить, что грузовой или легковой автомобиль тянет за собой прицеп.

Допускается движение организованных пеших колонн (кроме детей) по проезжей части в тёмное время суток, но только когда сопровождающие с левой стороны имеют включённые фонари спереди – белого цвета, сзади – красного.

— Для велосипедиста ночь – самая неблагоприятная пора. Малые габариты велосипеда, неяркая окраска делают его малозаметным на дороге. Если езда по городским освещённым улицам ещё как-то терпима, то за городом, где нет стационарного освещения, ехать становится просто опасно. Не случайно, поэтому Правила обязывают велосипедиста включить спереди фару белого цвета, а сзади – фонарь красного цвета (или красный световозвращатель). Все остальные правила движения по ночной дороге формулируются так:

  • приборы освещения должны быть в исправном состоянии и их поверхность не загрязнена;

  • скорость движения велосипеда должна быть такой, чтобы затормозить в пределах видимости;

  • любая остановка или стоянка ан неосвещённом участке дороги должна быть только за пределами проезжей части;

  • велосипедисты должны одевать по возможности одежду светлых тонов и прикреплять к ней световозвращающие элементы.

— Водителю не стоит ехать быстрее, чем вам позволяет видимость при текущих дорожных условиях. Необходимо учитывать, что ночью зрение человека может преподносить ему разные малоприятные «сюрпризы»: наиболее характерный пример — объекты, внезапно появляющиеся из темноты, которые в дневное время прекрасно заметны издалека. В подобных ситуациях на обнаружение таких объектов водителю требуется в два раза больше времени, чем днем.

Самая серьезная опасность при движении в ночное время связана с пешеходами. Если днем легко заметить человека, который стоит у обочины и хочет перейти дорогу (пусть даже в неположенном месте – можно успеть среагировать), то ночью его вряд ли можно заметить. Стоящий у обочины пешеход вполне может находиться вне зоны видимости, поэтому на проезжей части он появится неожиданно. Особую бдительность следует проявлять по отношению к детям из-за маленького роста. Особого внимания также достойны пожилые пешеходы: они часто вообще не смотрят на дорогу и переходят проезжую часть там, где им вздумается. К тому же они отличаются замедленной реакцией, а также ошибочной оценкой дорожной ситуации.

При движении в ночное время водителю необходимо внимательно следить за движущимся впереди транспортным средством, чтобы не упустить момент его возможного торможения. В темное время суток единственный признак, по которому можно определить начало его торможения — загоревшиеся стоп-сигналы.

Дети слушают педагога, принимают участие в обсуждении темы урока.

2.

Физ.

минутка

с целью

снятия мышечного напряжения

— А сейчас я предлагаю отвлечься от темы урока и сделать небольшой перерыв на физминутку.

Физминутка «Мы шофёры».

Едем, едем на машине. (Движения руля) Нажимаем на педаль (Ногу согнуть в колене, выпрямить)

Газ включаем, выключаем (Рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (Ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево чистота! («Дворники»)

Волосы ерошит ветер (Пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (Большой палец правой руки вверх)

Ребята повторяют движения по тексту стихотворения

3.

Усвоение материала в процессе работы

с информа-ционными материа-лами

— Продолжаем наше занятие. Сейчас вам предстоит поработать с информационными буклетами. В процессе изучения пунктов 19.1-19.3 Правил дорожного движения Российской Федерации вы узнаете об использовании внешних световых приборов транспортных средств в темное время суток.

— Я предлагаю вам разделиться на три группы, выбрать для изучения один из предложенных пунктов ПДД, разобрать текст, а затем представить этот пункт в форме инсценировки своим товарищам.

Обсуждение в группах заканчивается демонстрацией сценок по правилам дорожного движения.

Ребята разделившись на группы изучают пункты 19.1-19.3 ПДД

IV. Этап закрепления новых знаний

1.

Проверка понимания учащимися учебного материала

в ходе опросно-ответного общения.

— Продолжаем урок и сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять. Давайте подумаем, что было бы, если…

Человечество не знало правил дорожного движения?

Участники дорожного движения не соблюдали правила дорожного движения в светлое и темное время суток, а также в непогоду?

Учащиеся в процессе свободного общения высказывают-ся о необходи-мости соблю-дения правил дорожного движения.

2.

Самостоятельная работа учащихся.

Карточки-задания.

1. Вставь пропущенные слова.

При движении организованной пешей колонной в тёмное время суток сопровождающие с левой стороны имеют включенные фонари спереди __________ цвета, сзади ___________ цвета.

2. Ответь на вопрос: что должен сделать водитель при ослеплении?

1) включить фары дальнего света и продолжить движение;

2) включить фары ближнего света, снизить скорость и продолжить движение;

3) включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

3. Какие вы знаете правила движения велосипедистов в тёмное время суток?

1) приборы освещения должны быть в исправном состоянии и их поверхность не загрязнена;

2) скорость движения велосипеда должна быть такой, чтобы затормозить в пределах видимости;

3) любая остановка или стоянка на неосвещённом участке дороги должна быть только за пределами проезжей части;

4) велосипедисты должны одевать по возможности одежду светлых тонов и прикреплять к ней световозвращающие элементы;

5) все варианты.

4. Что означает термин «Недостаточная видимость»?

1) видимость дороги менее 100 м при неблагоприятных условиях погоды, а также в сумерки;

2) видимость дороги менее 300 м при неблагоприятных условиях погоды, а также в сумерки;

3) видимость дороги менее 500 м в неблагоприятных условиях погоды, а также в сумерки.

5. Как должны вести себя пешеходы в тёмное время суток? (Продолжите фразу)

1) В населённых пунктах двигаться по…

2) За городом двигаться по …

6. Где нужно использовать светоотражающие элементы?

1) на верхней одежде, обуви, шапках;

2) на сумках, рюкзаках;

3) велосипедах, самокатах, роликах, санках;

4) все варианты.

Учащиеся выполняют задание по карточкам.

V. Этап подведения итогов

Подведение итогов занятия: рефлексия

с целью формирование у детей адекватного оценивания своей работы, а также товарищей

Рефлексивный прием «Незаконченное предложение»:

— Ребята, наше с вами занятие подошло к концу. И в заключение я предлагаю вам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня на уроке я узнал…

мне понравилось…

было трудным…

было интересно…

мне запомнилось…

  1. я понял, что…

  2. теперь я могу…

  3. я приобрел…

  4. я научился…

  5. у меня получилось …

  6. я смог…

  7. я попробую…

  8. меня удивило…

  9. мне захотелось…

— На этом наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Ребята оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффектив-ность работы группы, увлекатель-ность и полезность выбранных форм работы.

infourok.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *