Дорога что это такое – проезжая часть, дорога, обочина, разделительная полоса с комментариями и картинками

Что такое автомобильная дорога? | Проект Сервис

Что такое автомобильная дорога? Два наиболее важных документа определяют эти понятия.

  • «Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог»

ФЗ-257 Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности

Федеральный закон №257 освещает это понятие с правовой стороны, а СП[1] 34.13330.2012 Автомобильные дороги Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* — с инженерной точки зрения.

  • «Автомобильная дорога – комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а так же участки земель, представленных для их размещения»

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги

Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

Стоит обратить внимание, что автомобильная дорога – это не просто «проезжая часть», непосредственно по которой происходит движение автотранспортных средств, но и земляное полотно, кюветы, полосы отвода, искусственные сооружения (мосты, путепроводы, транспортные развязки, водопропускные трубы и т.д), элементы обустройства автомобильных дорог ( освещение, ограждения, знаки и т.д)

Согласно СП 34.13330.2012 каждая автомобильная дорога в РФ в зависимости от назначения в общей транспортной сети и от размеров расчетной интенсивности движения подразделяется на категории.

Дороги I-ой категории с многополосной проезжей частью предназначены для скоростных перевозок грузов и пассажиров, связывают основные экономические районы и крупные города.

Федеральные автомобильные дороги II-ой и III-ей категории служат для дальних автомобильных сообщений между отдельными объектами РФ.

Дороги IV-V-ой категорий, в свою очередь, представляют собой основную сеть дорог, по которым выполняется основной объем перевозок в пределах области или района.

Рис. 1 Процентное соотношение автомобильных дорог, в зависимости от их категорий, в РФ

Именно категория определяет размеры геометрических элементов дороги: ширина полосы, ширина обочины, общее количество полос движения, а так же исходные данные для проектирования: расчётные скорости (Таблица №2), радиусы кривых в плане и профиле (т.е. радиусы поворотов и подъемов и спусков) и т.д.

В таблице №1 представлены категории автомобильных дорог, согласно действующему ГОСТ 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» и параметры элементов:

Таблица № 1

Параметры элементов автодорогиКласс автомобильной дороги
АвтомагистральСкоростная автодорогаОбычная автодорога (нескоростная автодорога)
Категории
IIIIIIVV
Общее число полос движения, штук4 и более4 и более4 и более4 или 2221
Ширина полосы движения, м3,753,753,5-3,753,5-3,753,25-3,53,0-3,253,5-4,5
Ширина обочины(не менее), м3,753,753,25-3,752,5-3,02,0-2,51,5-2,01,0-1,75
Ширина разделительной полосы, м655
Пересечение с автодорогамиВ разных уровняхВ разных уровняхДопускается в одном уровне чаще чем через 5 кмВ одном уровнеВ одном уровнеВ одном уровнеВ одном уровне
Пересечение с ж/д путямиВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровнях
Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровнеНе допускаетсяДопускается не чаще чем через 5 кмДопускается не чаще чем через 5 кмДопускаетсяДопускаетсяДопускаетсяДопускается
Максимальный уровень загрузки0,60,650,70,70,70,70,7

Таблица №2

Категория дорогиРасчетные скорости, км/ч
ОсновныеДопускаемые на трудных участках местности
пересеченной[2]горной
IA15012080
12010060
IB1008060
II12010060
III1008050
IV806040
V604030

Обратим внимание на некоторые пункты в Таблице №1:

  1. Согласно ГОСТ 52399-2005, пересечение с ж/д путями для всех категорий для всех категорий дорог предусмотрены в разных уровнях, исходя из условий безопасности движения.

Ж/д переезды в одном уровне — одно из опаснейших мест на автомобильной дороге, в связи с тяжестью ДТП и опасностью крушения поездов. Единственным эффективным путем является переустройство пересечения в разных уровнях. Тем не менее высокая стоимость таких пересечений, сложность постройки в условиях интенсивного движения по ж/д дорогам еще долгие годы обусловит существование переездов через ж/д дороги в одном уровне даже на дорогах I-III категорий.

В СП 34.13330.2012 п. 6.31 О пересечениях говорится:

«Пересечение автомобильной дороги категории I-III с ж/д дорогами предусматривают в разных уровнях.

Пересечение автомобильной дороги категории IV-V с ж/д дорогами предусматривают в разных уровнях из условий безопасности движения при:

  • Пересечение трех и более главных путей; или когда пересечение располагается на участках ж/д дорог со скоростным (свыше 120 км/ч) движением или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки
  • При необеспеченной видимости или расположении пересек ж/д дорог в выемках

[1] СП-Свод Правил

[2]Пересеченная местность – местность, «изрезанная» оврагами, равнинными реками, холмами

projectservice.spb.ru

Дорога на — это… Что такое Дорога на?

Дорога на
Жанр

комедия

Режиссёр

Таисия Игуменцева

Продюсер

Таисия Игуменцева
Алексей Учитель

Автор
сценария

Александра Головина

В главных
ролях

Сергей Аброскин
Анна Рудь
Сергей Подколзин
Владимир Гориславец

Оператор

Александр Тананов

Кинокомпания

Таисия Игуменцева
ТПО «Рок»

Длительность

32 мин.

Страна

 Россия

Год

2011

IMDb

ID 2172090

Выход фильма «Дорога на»

«Доро́га на» — короткометражный фильм российского режиссёра Таисии Игуменцевой, снятый в 2011 году. Фильм был представлен в конкурсе студенческих фильмов Синефондасьон на 65ом международном Каннском кинофестивале и получил главный приз.

Сюжет

Фильм рассказывает об одиночестве,  об одиноких людях в большом городе, которые не имеют возможности проявиться и пообщаться с миром так, чтобы мир их заметил. Тогда главный герой Сергей, эдакий «человек-невидимка», находит для себя наилучший способ общения с этим миром: днем он работает в магазине необычных товаров, и его жизнь ничем не отличается от миллиона жизней других людей, до тех пор, пока на город не спустится ночь. Тогда он выходит во двор соседнего дома в шикарном костюме и посылает всех куда подальше. Но фильм не столько об этом акте «вынужденного вандализма», сколько о любви, которая как раз и делает человека неодиноким. Сергей находит близкого по духу человека — девушку Лизу, и его жизнь обретает новый смысл, а совместное дураковаляние сближает их, как ничто другое.

Награды

  • 2012 — «Дорога на…» — Первый приз в программе студенческих картин «Синефондасьон» на Каннском кинофестивале.
  • 2012 — фестиваль «Кинотавр», конкурс «Короткий метр»: Диплом лауреата фестиваля «За авторскую смелость и нонконформизм» и Специальный приз «Future Shorts» — фильму «Дорога на…», реж. Таисия Игуменцева
    [1]
    .

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Автомобильная дорога — это… Что такое Автомобильная дорога?

Автомобильная дорога

Грунтовая дорога Деревянная дорога. Похожие дороги строились кельтами в доримскую эпоху

Автомоби́льная доро́га — комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения постоянного (круглосуточного и круглогодичного) безопасного и удобного движения автомобильного транспорта с расчётными интенсивностью и скоростью, имеющие нормативные габариты и нагрузку.

Дорога включает в себя дорожную конструкцию (дорожная одежда и земляное полотно) и комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобильной дороги. Проезжая часть — часть автомобильной дороги в пределах которой происходит движение автотранспорта. Дорожная одежда — многослойная конструкция (в отдельных случаях однослойная), воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт. Требования к эксплуатационному состоянию дорог определяет ГОСТ Р 50597-93.[1] Так, например, согласно этому документу размеры выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Дорожный этикет

«Моргание» фарами

Кратковременное (меньше секунды) включение фар или кратковременное переключение с ближнего света на дальний. В общем случае сигнал подаётся для привлечения внимания. Некоторые частные случаи:

  • Встречному, двух- или трёхкратное: «Снижай скорость, будь внимателен — впереди опасность». Если вы видите, что встречные «моргают» вам фарами, то впереди вас ждёт что-то опасное — например, препятствие на дороге, которое вам придётся объезжать, огромная колдобина или сотрудник ГАИ с «феном». В любом случае — снижайте скорость заблаговременно, чтобы опасность не была внезапной. Кстати, не забудьте поблагодарить предупредившего вас водителя подъёмом ладони.В темное время суток поморгать аварийной сигнализацией или поротом в ту или иную сторону. Проехав опасное место, предупредите встречных об опасности, «поморгав» им фарами.
  • Встречному ночью: «Переключись на ближний свет, ты меня слепишь».[2]Не забывайте сами заблаговременно переключаться на ближний свет при появлении встречных автомобилей.
  • Попутному впереди: «Перестройся в правую полосу, дай обогнать», а так же «Внимание! Обгоняю!» Если водитель непосредственно позади вас «моргает» фарами — возможно, он хочет вас обогнать. С вашей стороны будет разумно уступить ему дорогу путём перестроения в правую полосу. Однако, выполняя манёвр, не торопитесь, будьте внимательны и осторожны — помните, что при перестроении обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по той полосе и опасайтесь «подстав».
  • Встречному или поперечному на перекрёстке или в месте где затруднён разъезд, однократное: «Проезжай, я уступаю дорогу».

Длительное включение фар

Продолжительное (несколько секунд) включение света фар или переключение с ближнего света на дальний. Более «сильный» сигнал, чем «моргание» (но не такой «сильный», как подача звукового сигнала).

  • Встречному, движущемуся по этой же полосе: «Освободи мою полосу!!!» Например, встречный водитель для совершения обгона выехал на вашу полосу. Вы имеете основания полагать, что встречный водитель не видел вас или неверно оценил скорость сближения. Будет разумно снизить вашу скорость, а так же привлечь внимание встречного водителя включением фар.
  • Встречному ночью: «Переключись на ближний свет, ты же меня слепишь!!!». Может подаваться, если встречный водитель игнорировал вашу просьбу («моргание» фарами) переключиться на ближний свет. Однако, стоит воздерживаться от подачи этого сигнала. Не исключено, что вы по каким-либо причинам ослеплены ближним светом встречного автомобиля. Например, водители «легковушек» (с низкой посадкой) бывают часто ослеплены ближним светом встречных фур просто потому, что у последних фары расположены гораздо выше, чем у легковых автомобилей.

Кратковременное включение указателей поворота

  • Правого, попутному сзади: «Обгоняй, дорога свободна». Обычно подаётся водителями крупногабаритных транспортных средств, двужущихся со скоростью меньше допустимой. Например, гружёная фура может двигаться со скоростью 70 км/ч по двухполосной загородной дороге. Обгон фуры затруднён — из-за её больших габаритов вам плохо видно дорогу, в то время как водителю фуры дорога отлично видна и отлично понятно ваше желание его обогнать. Водитель фуры сигналом правого поворота даёть вам знать что дорога впереди свободна и вы можете его обогнать (однако, не полагайтесь только на сигнал водителя фуры, безопасность вашего манёвра — исключительно ваша ответственность). Не забудьте поблагодарить водителя фуры после завершения обгона, помигав ему «аварийкой».
  • Левого, попутному сзади: «Сейчас обгонять опасно!» (См. предыдущий комментарий.)
  • Обоих (включение аварийной сигнализации), попутному сзади: «Спасибо!» Не забудьте поблагодарить водителя, уступившего вам дорогу или давшего себя обогнать.
  • Обоих (включение аварийной сигнализации), попутному сзади: «Выключи дальний свет, ты меня слепиш!»

Прочие сигналы

  • Поднятая открытая ладонь — встречному: «Спасибо!» Поблагодарите водителя, который уступил вам дорогу или предупредил вас об опасности поднятием руки — вам нетрудно, а ему приятно.
  • Кисть руки описывает круг и указывает вниз: «Спущена шина».
  • Указательный и средний палец указывают на оба глаза: «Ты забыл выключить дальний свет, слепишь!» (употребляется в светлое время суток, когда видно водителя. В тёмное время суток используется дальний свет (см. выше)).
  • Кукиш (водителю грузовика): «Остановись! между спаренных колёс застрял камень!» [1]
  • В ситуации, когда автобус или грузовик обгоняет в тёмное время суток, обгоняемый, коротко мигнув дальним светом, сообщает обгонявшему о том, что тот полностью (на всю дину дальномерного транспортного средства) обогнал и может возвращаться в правый ряд (Широко распространено в Европе.).

Ватикан: «Путеводитель пасторского попечения на дорогах»[3]

  • Не убей!
  • Дорога должна быть средством общения людей, а не смертельной опасностью.
  • Вежливость и осторожность помогут преодолеть непредвиденные ситуации.
  • Будь милосерден и помоги ближнему в беде.
  • Автомобиль не должен быть способом показать силу, власть или поводом для греха.
  • Водители любого возраста не должны садиться за руль, если этого не позволяет их состояние. Убедить их поможет доброжелательность.
  • Помогай близким пострадавших в автокатастрофе.
  • Водителям, виновным в авариях, и пострадавшим следует встречаться, когда они смогут это сделать, просить прощения и прощать.
  • На дороге защищай права более слабого.
  • Помни о своей ответственности за чужую жизнь!

Песни о дорогах

  • «Эх, дороги, пыль да туман…»
  • «Степь, да степь кругом, путь далёк лежит…»
  • «Дорога» — АукцЫон
  • «Песенка фронтового шофёра», слова Б. Ласкина и Н. Лабковского
  • «Дорога сна» — Мельница
  • «Дорога»-Любэ

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

ДОРОГА — это… Что такое ДОРОГА?

жен. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места:

| самая езда или ходьба, путина, путешествие. Дороги бывают: большие, ·т.е. общие почтовые и торговые; малые, уездные, от городка до городка, в стороне от больших; проселочные, от селенья к селенью, в стороне от малых. Железная дорога, железянка или чугунка; шоссе, каменка или щебенка; простая, или битая, торная, накатная. Гужевая дорога, конная, где прозжают лошадьми; верховая и пешая или тропа. Ехать в дорогу, быть в дороге, на пути, на переезде. Столбовая дорога, мерная, с верстами. Саженая или проседью, обсаженная деревьями. Дорога локтями, зубцами, частыми поворотами, напр. при крутом подъеме. Дорога пластом, прямая и уделаная. Дорогу перемело, занесло, замело снегом, ее не знать. | а в сиб. улица, местами же

| покинутое русло, сухоречье, старина.

| Средняя полоса печного пода, перед челом, где лопата ходит; по бокам задорога.

| У рыбаков, большая уда, особ. с блесной, для ловли щук, окуней; ставится на ночь; закидная, заметная, становая уда, жерлица, но эта с наживою.

| Дорога, также путь в перен. средство, способ для достиженья чего; род жизни, образ мыслей, дела и поступки человека и пр. Зайти куда по дороге, по пути, кстати, по близости. Туда ему и дорега! нечего жалеть его, лучшего не стоит. Быть на хорошей дороге, повышаться службою, почестями, или стремиться к добру. Туда тебе нет дороги, не дорога, не след ходить. Ему к нам запала дорога, нельзя более ходить, бывать в доме. Всякому своя дорога, свой путь, поприще. Отрезать кому дорогу, не давать ходу, бегу. Счастливой дороги! пожеланье отъезжающему. Мир по дороге! привет встречному. Не помолившись Богу, не езди в дорогу. Никола в путь, Христос по дорожке! Одному пахать, и дорога долга. Не лошадь едет (везет), а дорога (корм). Не бойся дороги, были б кони здоровы. На хорошей лошадке по дороге, а на худойв сторонку. Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа. Дорожка вместе, а табачок пополам. Хорошо в дорожке пирожок с горошком. Красна дорога ездоками, а обед пирогами. Дорожному путь не стоит. В дороге отец сыну товарищ. Дорога, хоть кубарем ступай, гладкая. Ночь как день, дорога что скатерть, садись да катись! Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела, шоссе. Дороги к избе не приставишь. При дороге жить, всех не угостить. При большой дороге и гурт пасется, всякому пожива. По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят? по реке. Бык на дворе, а рога на реке? дорога со двора. Батюшкина коня не удержишь, матушкину покромку не скатаешь? ветер и дорога. Дорога роена, лошадь деревянна, везет не кормя, а только поворачивает? лодка. Побежала дороженька через юрку. Казаки в запорогах, что пни при дорогах, кто ни едет мимо, того (тот) зацепят. На этой дороге трава не растет (а и растет, да спорыш). На дороге стоит, да дороги спрашивает. Заступить кому, перебить, перерезать, перебежать дорогу. Показать кому дорогу. Проложить (проторить) дорожку. Смерть дорогу сыщет. Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал? на тот свет. Лихо (трудно) до деа, а там дорога одна! Так путает, что и дороги домой не найдет, врет. Нечистое найдет дорогу, из брюха. Денежка дорожку прокладывает! Большому большая дорога. Бабе дорога от печи до порога. Дорожка до вас! «Ищите, краше нас», игра в дорожку. Один под овин, а два под дорогу, о воровство снопов. В Вильне семь дорог для жида, да три для поляка. Если больной бредит дорогой (или о конях), то умрет. Если к дому, где, больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. Дороженька, особ. ·песен. Дорожища, укорно, плохая. Дорожка ·умалит. тропа, тропинка, стезя; след, следы чего; полоса, полоска, черта, борозда, бороздка. Чулки с дорожками. По белой земле (полю) голубые дорожки. Полоски.

| Дорожка, узкий и долгий ковровый половик, постилаемый по проходу.

| Дорожка, дорога, большая уда, жерлица или блесна. Дороги жен., мн. млечный путь.

| Дороги, дорожки, полосы, полоски в ткани, в узоре; продольная нарезка, желобки.

| Дороги и дороги ·стар. Шелковая, б.ч. полосатая ткань, иногда с золотыми и серебряными травами. Дорожный, к дороге, пути относящийся, принадлежащий; путевой. Дорожный извозчик, не городовой, идущий в дальний путь. Дорожные, ·т.е. люди, прозжие, путники. Дорожный ночлега с собой не возит. Дорожить что, проводить дорожки. Дороженый тес, борозженый в два ряда, для стока воды. | Ловить рыбу дорожкою, становою удою. -ся, быть дорожену, борозжену. Дороженье ср., ·длит. действие по гл. Дорожч(щ)атый, с дорожками; бороздчатый, полосатый. Дорожник муж. путевник; дорожные записки, дорожный дневник;

| книга для дорожных, роспись дорог, мест, расстояний, иногда с описаниями.

| Печенье на дорогу, подорожник;

| хлебенное, привозимое с дороги в гостинец, калачи и сайки из другого места.

| ·плотницк. струг, наструг, рубанок, похожий на шерхебель, для дороженья теса и карнизов. | У конопатчикков род долота, для расчистки пазов. Дорожняки муж., мн., пермяц., сиб. лошади, пускаемые порожнем впереди обоза, для обминки снега.

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

dic.academic.ru

Городская дорога — это… Что такое Городская дорога?

        автомобильная дорога, проходящая по городским территориям и являющаяся составным элементом городской дорожно-уличной сети, а также дорога, соединяющая город с функционально связанными с ним объектами. В отличие от улиц, Г. д. Прокладывают преимущественно по свободным от застройки территориям. В соответствии с принятой в СССР классификацией улиц и дорог населённых мест Г. д. подразделяются на скоростные и местного движения. Скоростные дороги служат для непрерывной транспортной связи удалённых городских районов между собой, с крупными промышленными районами, расположенными за пределами города, и с автомобильными дорогами общей сети. Дороги местного движения предназначены для связи промышленных предприятий и складов с магистральными улицами и дорогами. В направлениях намечаемых основных грузовых потоков проектируют специальные грузовые магистрали, которые трассируют в обход жилых районов, территорий лечебных и научных учреждений, спортивных комплексов и т. д. Для связи с зонами отдыха сооружают так называемые парковые дороги.

         На застраиваемых территориях проезжие части скоростных дорог должны быть удалены от жилой застройки не менее чем на 50 м и отделены от неё широкими полосами зелёных насаждений (рис. 1). Во многих случаях скоростные дороги целесообразно располагать в выемках (рис. 2), что обеспечивает удобство и безопасность движения, а также создаёт препятствие распространению шума и пыли, образующихся при движении автомобилей с повышенными скоростями. На отдельных участках скоростные дороги проектируют в туннелях, на насыпях или эстакадах. Пересечения скоростных Г. д. со всеми улицами, железными и автомобильными дорогами, а также пешеходными переходами устраивают на разных уровнях (рис. 3). При проектировании Г. д. принимают следующие расчётные скорости: для движения по скоростным дорогам — 120 км/ч, по местным проездам вдоль них — 80 км/ч, по дорогам местного движения — 60 км/ч.

         Лит.: Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел К, гл. 3. Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования, М., 1963; Гуревич Л. В., Ланцберг Ю. С., Страхов К. И., Справочник проектировщика городских дорог, М., 1968.

         Л. В. Гуревич.

        

        Рис. 3. Скоростная городская дорога в г. Лос-Анджелес (США).

        

        Рис. 1. Поперечный профиль городской дороги с проезжими частями: а — для скоростного движения; б — для местного движения.

        

        Рис. 2. Поперечный профиль городской дороги в выемке: а — проезжие части для скоростного движения автомобилей; б — то же для местного движения; в — пути скоростного трамвая на обособленном полотне.

dic.academic.ru

Дорога (фильм, 2009) — это… Что такое Дорога (фильм, 2009)?

«Доро́га» (англ. The Road) — постапокалиптическая драма режиссёра Джона Хиллкоута, экранизация одноимённого романа (англ.) Кормака Маккарти, вышедшего в 2006 году.

Две главные роли — отца и сына — в фильме исполняют соответственно Вигго Мортенсен и Коди Смит-Макфи (англ.). Сценарий фильма написал Джо Пинхол (англ.). Съёмки фильма велись в Пенсильвании, Луизиане и Орегоне. Российская премьера состоялась 18 февраля 2010 года.

Сюжет

На Землю обрушились некие катаклизмы, в результате которых погибла не только цивилизация, но и практически все животные и растения. Единственной пищей для оставшихся в живых людей могут быть или консервы, сделанные до катастрофы, или же… другие люди. В этом мире в поисках лучшего по покрытой пеплом дороге бредут отец и сын. Их образ жизни состоит в поисках консервов и попытках избежать сетей каннибалов.

По дороге странники попадают в дом, где в подвале людоеды держат своих жертв. Отцу и сыну с трудом удаётся бежать незамеченными. Затем они находят дом, где прошло детство отца. Здесь сыну кажется, что в соседнем здании есть другой мальчик. Однажды путникам крупно везёт — они находят подземный бункер, где есть всё необходимое для жизни: еда, вода, баллоны с газом, свечи и даже сигареты и виски, однако из страха перед чужими людьми отец с сыном бегут оттуда.

Далее странники встречают умирающего от голода старика, и тогда мальчик упрашивает отца накормить его. Затем они снова натыкаются на каннибалов, и спасаются только благодаря землетрясению. Потом отец заболевает, и у него начинается кровохарканье. Тем не менее путники продолжают свой путь к побережью, однако море их разочаровывает — оно такое же мёртвое, как и весь окружающий мир. На пляже странников обкрадывают. Отцу удаётся найти вора, которого он заставляет раздеться догола на холоде. Это производит тяжёлое впечатление на мальчика.

В одном из мёртвых городов в ногу отца попадают стрелой, тогда он убивает лучника. Измождённый отец вскоре умирает на руках у сына, скорее всего от болезни, которая вызывала у него уже давно кашель с кровью. Осиротевшего ребёнка почти сразу находит другой мужчина, хорошо вооружённый, у которого есть жена, дети и собака. Мальчик соглашается продолжать путь с ними.

В ролях

  • Вигго Мортенсен[3] — Отец. Мортенсен так описал взаимоотношения между отцом сыном: «Они пускаются в это трудное путешествие, и отец, в основном, учится у сына».
  • Коди Смит-Макфи (англ.)[3] — Мальчик[4].
  • Шарлиз Терон — Жена, которая появляется в воспоминаниях о прошлом. Терон участвует в съёмках фильма, потому что ей понравилась сама книга, и потому что она уже работала с продюсером Ником Уикслером (англ.) над фильмом 2000 года «Ярды»[5]. В фильме, в отличие от книги, персонажу будет отведена гораздо большая роль[6]. У Шарлиз в этом фильме небольшая, но очень значимая роль — матери, родившей своему мужу сына, но не познавшей радость полноценного семейного счастья, а погибшей в этом хаосе апокалипсиса[7]. По поводу уделения большего внимания этому персонажу Хиллкоут сказал следующее: «Думаю, что хорошо отступать от содержания книги, пока сохраняется возможность передать её дух».[6]
  • Майкл Уильямс (англ.)[4] — вор.
  • Гай Пирс[4] — отец, странствующий со своей семьёй.
  • Роберт Дювалл[4] — умирающий старик.
  • Молли Паркер[4] — жена ветерана.
  • Гаррет Диллахант — главарь банды каннибалов.

Создание фильма

В ноябре 2006 года продюсер Ник Уикслер, используя финансирование из независимых источников, приобрёл права на экранизацию романа Кормака Маккарти 2006 года «Дорога». Когда, после прочтения «Дороги», он увидел фильм Джона Хиллкоута «Предложение» (2005), он решил предложить Хиллкоуту стать режиссёром экранизации. Уикслер так охарактеризовал режиссёрский стиль Хиллкоута: «Было нечто замечательное в том, каким способом Джон передал в этом фильме абсолютно примитивное общество Запада»[8]. В апреле 2007 года Джо Пинхол был нанят для того, чтобы написать сценарий экранизации. Уикслер и его партнёры, Стив и Пола Мэй Шварц, планировали получить сценарий и актёра на роль отца прежде, чем начинать переговоры с дистрибьюторами фильма[9]. К следующему ноябрю актёр Вигго Мортенсен начал переговоры с создателями фильма по поводу получения роли отца, хотя он уже был занят вместе с Эдом Харрисом в Нью-Мексико на съёмках фильма «Аппалуза»[10]. Участие Мортенсена в этом фильме не предполагалось, однако к тому времени Брэд Питт, выбранный первым на роль отца, уже отклонил это предложение.

При бюджете в 20 млн долл.[11] съёмки фильма начались в конце февраля 2008 года на юго-западе Пенсильвании и после восьми недель перенеслись в Луизиану и Орегон[12]. Пенсильвания, где происходило большинство съёмок, была выбрана из-за налоговых послаблений и большого количества окрестностей, которые выглядели постапокалиптическими: каменноугольных бассейнов, дюн и расселённых частей Питтсбурга[4]. Заброшенная пенсильванская автомагистраль (англ.)[6] тоже использовалась при создании фильма. Относительно использования Питтсбурга как места для съёмок режиссёр заметил: «Осенью, когда вокруг сменяются цвета, это очень красивое место, но зимой здесь может быть очень холодно. Здесь есть заброшенные кварталы. Лес может быть очень суровым. Нам не хотелось создавать мир при помощи компьютерной графики». Создатели фильма также сняли несколько сцен в некоторых частях Нового Орлеана, которые были разрушены ураганом Катрина, и на горе Святой Елены в штате Вашингтон[13].

Хиллкоут стремился передать в фильме дух книги, создавая «серьёзно травмированный мир», хотя в нём, равно как и в книге, не объясняются обстоятельства апокалиптического происшествия. По словам Хиллкоута: «Это то, что делает фильм более реалистичным, тогда немедленно встаёт вопрос выживания и того, как вы проведёте каждый следующий день, в отличие от того, что собственно произошло».[3] Создатели фильма обратили себе на пользу обстоятельства плохой погоды, чтобы более реалистично отобразить постапокалиптическую окружающую среду. Марк Форкер, режиссёр спецэффектов фильма, для создания более достоверного пейзажа заменял в сценах отображение неба и цифровым способом удалял из них растительность[4].

Режиссёр настоял на удалении из ленты эпизода, где людоеды зажаривают на вертеле обезглавленное тело ребёнка[14]. В книге мужчина и его сын наблюдают, как по дороге движется большая «армия» вооружённых самодельным оружием людей, которая ведёт за собой рабов, женщин и мальчиков-катамитов. В фильме этот момент отсутствует.

Музыка к фильму

Музыку к фильму написали Ник Кейв и Уоррен Эллис[15]. Необычное музыкальное сопровождение картины, написанное Ником Кейвом, удивительно точно подчеркивает характер окружающего хаоса и драматизм человеческих судеб[7].

Выход фильма

Актёры Вигго Мортенсен и Коди Смит-Макфи, сценарист Джо Пинхол, режиссёр Джон Хиллкоут и продюсер Стив Шварц на Венецианском кинофестивале 2009

Сначала фильм планировали выпустить в ноябре 2008 года. Потом выход фильма перенесли на декабрь, а потом, второй раз, на 2009 год. Согласно изданию The Hollywood Reporter, студия решила, что более продолжительный пост-производственный период и меньшее количество фильмов, выходящих в то же время, пойдут фильму на пользу[16]. Новая дата выхода была назначена на 16 октября 2009 года.[17] Однако, согласно отчетам Screen Rant и /Film, Вайнштайны в последнюю минуту приняли решение отложить выход фильма до 25 ноября 2009 года, чтобы дать фильму шанс попасть в претенденты на премию Оскар, сдвинув тем самым на декабрь 2009 года дату выхода другого своего фильма, запланированного к выходу в этот день, киноленту Роба Маршала по одноименному мюзиклу «Девять» (которому тоже предсказывали большое количество номинаций на премию).

Мировая премьера фильма состоялась в сентябре 2009 года на Венецианском кинофестивале, где он боролся за получение Золотого и Серебряного Льва, а после того фильм был представлен на кинофестивалях в Теллурайде и Торонто.[18]

DVD и Blu-Ray версии фильма были выпущены 17 мая, 2010 года в Великобритании,[19] и 25 мая 2010 года в США.[20]

Отзывы

В данный момент фильм имеет рейтинг свежести на уровне 75 % по версии рейтинга на основе отзывов Rotten Tomatoes, рассчитанном на основе 196 рецензий, со средней оценкой 6.9/10 и таким общим выводом критиков: «Приверженность „Дороги“ тёмному взгляду Кормака МакКарти может некоторым показаться слишком навязчивой, но фильм безусловно выигрывает от мощной игры Вигго Мортенсена и Коди Макфи»[21] Также фильм получил оценку 64/100 в рейтинге Metacritic, основанном на 32 обзорах, отображая в общем позитивные оценки критиков.[22]

Обозреватель журнала Esquire Том Чиарелла (Tom Chiarella) просмотрел фильм ещё до его выхода на большой экран и назвал его «блестяще поставленной адаптацией любимого романа, деликатным и анахронически любящим взглядом на бесцеремонный и жестокий конец для всех нас. Ты хочешь, чтобы герои добрались до своей цели, добрались до неё, добрались до неё, и, одновременно, не желаешь этого, ничего из этого, до самого конца». Он также описывал ленту, называя её «самым важным фильмом всего года».[23] Джеймс О’Коннор (James O’Connor) из IGN поставил фильму четыре с половиной из пяти возможных звезд, назвав его «одним из самых важных и трогательных фильмов за долгое время».

В одном из ранних обзоров, кинокритик The Guardian Ксан Брукс (Xan Brooks) поставил фильму 4 из 5 звезд и описал его как «преследующий, мучительный, сильный фильм», с «отличным исполнением» Мортенсеном роли Отца.[24]

Люк Дейвис (англ.) из журнала The Monthly (англ.) описал фильм как «ужасно великолепный, но его большой холод и отрешенность показывают насколько сложно передать на экране врожденное психологическое тепло великой литературы». Дейвис предположил, что недостатки фильма «могут быть связаны с режиссёрской точкой зрения — все в фильме кажется слишком отдаленным, в отличие от книги с её жгучей близостью», и сделал вывод, что в ленте «слишком много картин и недостаточно действия».[25]

Обзор журнала Adbusters не одобрил элементы продакт-плейсмента в фильме,[26] но, как отмечено Хиллкоатом (Hillcoat), ссылки на продукцию Coca-Cola взяты непосредственно из романа, в то время как сама компания неохотно восприняла свое появление в этом фильме.[27]

Энн Хорнэдэй (Ann Hornaday) из Washington Post сказала, что этот фильм — «одна большая панихида, увлекательное оплакивание смерти всех надежд и ускользания из этого мира всего светлого и доброго… Он обладает бесспорной широтой и мрачным великолепием, но в конце концов оставляет впечатление кино о зомби, с претензией на литературную основу».[28]

Награды и номинации

Примечания

  1. Filming wraps up on post-apocalyptic ‘The Road’
  2. 1 2 The Road (2009) — Box Office Mojo
  3. 1 2 3 Pittsburgh Post-Gazette — Filming wraps up on post-apocalyptic ‘The Road’ (англ.)
  4. 1 2 3 4 5 6 7 The New York Times — At World’s End, Honing a Father-Son Dynamic (англ.)
  5. Variety — Charlize Theron hits ‘The Road’ (англ.)
  6. 1 2 3 USA Today — First Look: ‘The Road’ (англ.)
  7. 1 2 Обзор фильма Дорога ‘The Road’
  8. Variety — ‘Road’ to bigscreen (англ.)
  9. Variety — Penhall paves ‘Road’ (англ.)
  10. Entertainment Weekly — Viggo Mortensen May Hit ‘The Road’ (англ.)
  11. Pittsburgh Post-Gazette — Filming of ‘The Road’ leads to Pittsburgh (англ.)
  12. USA Today — Mortensen, Theron on ‘The Road’ to Pittsburgh (англ.)
  13. USA Today — Sneak peek: ‘The Road’ is fiction, but the bleak scenery is real (англ.)
  14. Режиссёр «Дороги» убрал зажаренного ребёнка из кадра
  15. Lenta.ru:Ник Кейв написал саундтрек к триллеру
  16. The Hollywood Reporter — «Road» rerouted into 2009 release schedule (англ.)
  17. Dimension sets October release date for The Road, Sci Fi Wire (May 1, 2009). Проверено May 1, 2009.
  18. Lambert, Christine Photos of The Road premiere at TIFF 2009 (2009). Архивировано из первоисточника 26 марта 2012. Проверено 26 ноября 2009.
  19. Foster, Dave The Road (R2/UK BD) in May (2010). Архивировано из первоисточника 26 марта 2012. Проверено 15 мая 2010.
  20. Barton, Steve The Road Leads to DVD and Blu-ray in May (2010). Архивировано из первоисточника 26 марта 2012. Проверено 23 марта 2010.
  21. The Road Movie Reviews. Rotten Tomatoes. Flixter. Проверено 25 апреля 2011.
  22. The Road. Metacritic. Архивировано из первоисточника 26 марта 2012. Проверено 28 ноября 2009.
  23. Chiarella, Tom. The Road Is the Most Important Movie of the Year, Esquire (May 12, 2009). Проверено 13 мая 2009.
  24. Xan Brooks Venice film festival: The Road. The Guardian. guardian.co.uk (3 сентября 2009). Архивировано из первоисточника 26 марта 2012. Проверено 7 марта 2010.
  25. Lost Boys: Jacques Audiard’s ‘A Prophet’ and John Hillcoat’s ‘The Road’. The Monthly. Архивировано из первоисточника 26 марта 2012. Проверено 12 февраля 2010.
  26. Berman, Sarah (January/February 2010). «The Year in Film». Adbusters (87). Проверено 2009-11-27.
  27. MacKenzie Fegan The Road’s John Hillcoat on Cannibals, Product Placement, and the Apocalypse. flavorwire.com (25 ноября 2009). Архивировано из первоисточника 26 марта 2012. Проверено 27 ноября 2009.
  28. Ann Hornaday ‘The Road’: Been there, done this post-apocalyptic reckoning. The Washington Post (29 ноября 2009). Архивировано из первоисточника 26 марта 2012.

Ссылки

biograf.academic.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *