ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — это… Что такое ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ?
- ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕР) — по гражданскому законодательству РФ (ст. 787 ГК РФ) — разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения Д.ф., а тж. форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. По Д.ф. фрахтовщик обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт), а фрахтователь — доставить и выдать груз законному получателю в порту назначения. тж. ЧАРТЕР.
Юридическая энциклопедия. 2015.
- ДОГОВОР УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ
- ДОГОВОР ЭКСЦЕДЕНТНОГО ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ
Смотреть что такое «ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ» в других словарях:
договор фрахтования — 1. Договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Справочник технического переводчика
Договор фрахтования — (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на … Энциклопедия права
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер … Юридический словарьДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — в соответствии со ст. 741 ГК по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для… … Юридический словарь современного гражданского права
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой бухгалтерский словарь
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой экономический словарь
договор фрахтования — см. чартер. * * * (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких… … Большой юридический словарь
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер … Энциклопедия юриста
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — (ЧАРТЕР) по гражданскому законодательству РФ (см. ст. 787 ГК РФ) разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких … Энциклопедический словарь экономики и права
Договор Фрахтования Судна — договор между владельцем судна и фрахтователем по найму судна для перевозки груза или пассажиров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru
Договор фрахтования.
Доклад
Наумов Виктор, 352 группа.
Руководствовался статьей Ольги Федоровны Фаст.
Часть первая комментарий к ГК
Рассмотрим более подробно договор фрахтования. Договор фрахтования, помещенный в гл. 40 ГК РФ «Перевозка» характеризуется как соглашение, заключаемое для перемещения грузов. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Заметим, что в юридической литературе не раз отмечалась схожесть целей заключения договоров фрахтования и перевозки (Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна) — транспортировка груза, пассажиров, багажа. Некоторые авторы указывают на общую экономическую цель договора фрахтования и перевозки — изменение территориального положения объекта обязательств.
Предмет – перевозка – услуги по доставке из пункта в пункт
Предмет – фрахтование – транспортное средство (выделение всей вместимости транспортного средства либо ее части для перевозки груза)
1. Договор фрахтования помещен в Кодексе в главе о перевозках и, следовательно, должен рассматриваться в качестве соглашения, заключаемого для перемещения грузов, пассажиров и багажа. Как разновидность договора морской перевозки чартер (договор фрахтования судна, его части или отдельных помещений) предусмотрен в КТМ. Нормы о чартере имеются и в ВК. По КВВТ договор фрахтования заключается для перевозки пассажиров.
2. Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки. Фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть. Например, когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара. В этом случае фрахтователь и отправитель не совпадут в одном лице.
3.Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно, другое транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика — получить за предоставленное транспортное средство (часть его вместимости) установленную соглашением сторон плату (именуемую в морском праве фрахтом).
В Советском Союзе морской чартер широко применялся в международном (зарубежном) сообщении для перевозки экспортных и импортных грузов. На воздушном транспорте чартер использовался и на внутренних линиях. С переходом России к рыночным отношениям морские и речные суда фрахтуются для перевозок грузов, пассажиров, багажа также во внутреннем сообщении. Что касается других видов транспорта, то трудно себе представить использование чартера в отношениях с железнодорожным перевозчиком. Здесь более вероятно применение норм об аренде транспортных средств.
4. Кодекс относит установление порядка заключения договора фрахтования, а также формы указанного договора к ведению транспортных уставов и кодексов. В соответствии со ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки, а также места назначения или направления судна.
В связи с широким применением чартера в мировой практике торгового мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна (его части или определенных судовых помещений) разработаны проформы (примерные договоры) рейсовых чартеров. Такие проформы чартеров часто разрабатываются объединениями судовладельцев и согласовываются с объединениями грузовладельцев, страховщиков, брокеров и др. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование. Так, в СССР были разработаны проформы чартеров под кодовым наименованием Совкол (договор фрахтования судов для перевозки угля), Совьетвуд (для перевозки леса) и др. Широко известна и применяется в практике торгового мореплавания разработанная в Англии проформа чартера под кодовым наименованием Дженкон.
studfile.net
Тема 8. Договор фрахтования
8.1. Понятие и сфера применения договора фрахтования
Практика фрахтования судов существует уже более полутора тысяч лет. В настоящее время ежегодный объем по рейсовому чартеру достигает около 500 млн. тонн, а количество сделок составляет несколько десятков тысяч в год.
Положения о договоре фрахтования закреплены в ст. 787 ГК РФ, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на одни или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Аналогичные определения чартера содержатся в ст. 104 ВК РФ и ст. 115 КТМ РФ. Нормы, регулирующие отношения по морскому чартеру, предусматривают, что договор морской перевозки груза может быть заключен либо с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных адовых помещений (чартер), либо без такого условия. В первом случае заключается договор перевозки груза по чартеру, а во втором — по коносаменту. В ст. 117 КТМ РФ особо оговаривается, что наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. В большинстве случаев чартер опосредствует отношения по перевозке массовых однородных грузов (лес, руда, хлеб, нефть и т.п.), для перевозки которых, как правило, используются трамповые суда, т.е. суда, работающие вне расписания. В отличие от чартера договор перевозки груза по коносаменту в большей степени предназначен для регулирования отношении по перевозке в линейном сообщении штучных (единичных или партионных) грузов. Поскольку в трамповом судоходстве налицо одновременно два перевозочных документа — чартер как форма договора перевозки и коносамент как товарораспорядительный документ, то необходимо выяснить соотношение между ними. Как уже отмечалось при рассмотрении темы о договоре перевозки груза, коносамент, помимо того, что является ценной бумагой и формой договора морской перевозки, выполняет функцию расписки в приеме груза к перевозке. Это касается и случаев перевозки по договору фрахтования. Следует констатировать, что согласно действующему законодательствувозможна перевозка груза по коносаменту без выдачи чартера, но невозможна перевозка по чартеру без выдачи коносамента. Отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них (ст. 119 КТМ РФ).
Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера. Фрахтователь обязан обеспечить погрузку груза в течение сталийного времени. Для того чтобы отсчет сталии начался, капитан обязан подать в порт погрузки по адресам, указанным в чартере,предварительные нотисы об ожидаемой дате прибытия судна (например, за 15, 10 и 5 суток) в порт. Чартером может быть предусмотрена премия за досрочное исполнение этой обязанности, т.е. за так называемое «спасенное время» — диспач. При задержке судна под погрузкой по истечении сталийного времени начинает течь контрсталийное (штрафное) время, за которое фрахтователь уплачивает судовладельцу доплату к согласованному фрахту за задержку судна —демередж.
Чартер отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтовщик) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить пассажиру определенное место в транспортом средстве согласно приобретенному последним проездному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.
Как видно из легального определения, договор фрахтования отличается от договора аренды транспортного средства с экипажем (тайм-чартера) и договора фрахтования транспортного средства без экипажа. Следует отметить, что в научной литературе на этот счет встречаются противоположные мнения. Например. В.А. Косовская утверждает, что рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает ей основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна1См.: Косовская В.А. К вопросу определения понятий договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. №3. С 16.. Такого же мнения, но уже в отношении воздушного чартера придерживаются А.Ю. Пиджаков и О.И. Аксаментов, которые полагают, что в тех случаях, когда ст. 104 ВК РФ говорит об обязанности фрахтовщика предоставить одно или несколько воздушных судов, то имеет место договор аренды воздушного судна2См.: Пиджаков А.Ю. Аксаментов О.И. Договор фрахтовании вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. №2. С 19.. Однако договор чартера является договором перевозки и не может рассматриваться в качестве договора аренды. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Фрахтователь же никоим образом не приобретает право владения или пользования судном.
Это, в частности, убедительно показал А.Г. Калпин, указав при этом следующее:
капитан судна и все остальные члены экипажа как в отношении навигационно-технической, так и коммерческой эксплуатации судна подчиняются только распоряжениям фрахтовщика. Через подчиненных членов он осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочия с фрахтователем;
в отведенных для перевозки помещениях груз размешается по усмотрению капитана. Фрахтовщик должен поддерживать их в состоянии, обеспечивающем сохранность груза, следить за температурным и вентиляционным режимом этих помещений и т.п. Добиться всего этого он сможет лишь при условии, если будет владеть помещениями судна;
убедительным подтверждением того, что фрахтовщику временно принадлежит правомочие владения грузом, может служить факт выдачи фрахтовщиком коносамента в подтверждение приема груза от отправителя. Одна из особенностей коносамента как товарораспорядительного документа заключается в том, что он может быть выдан лицом, получившим товары (грузы) в свое владение на определенном договорно-правовом основании. Вполне понятно, что владеть грузом фрахтовщик может, лишь владея соответствующими помещениями судна, в которых он перевозит груз;
размеры доходов от перевозки (фрахт) не меняются в зависимости от того, какими оказались расходы фрахтовщика по перевозке. Коммерческая эксплуатация судна есть не что иное, как реализация фрахтовщиком правомочия пользования имуществом. Для судовладельца перевозка чужого груза, переходящего на время в его владение, выступает в качестве одном из возможных форм использования судна;
провозная плата (фрахт) взимается за пройденное расстояние, в то время как арендная плата зависит от ценности и свойств сдаваемого в имущественный найм судна3См.: Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: Дис. д-ра юрид. наук. М- 1989..
Таким образом, обязанность фрахтовщика предоставить вместимость всего или части транспортного средства сводится лишь к надлежащему размещению груза в транспортном средстве. Отмеченные черты позволяют отграничить договор фрахтования от бербоут-чартера и тайм-чартера, являющихся разновидностью аренды транспортных средств. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру или димайз-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ). По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ).
Различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа.
Рейсовый чартер (voyage charter) — наиболее распространенный вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс. Чартер обычно предусматривает полную загрузку судна.
Фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико, и судно может перевезти его только за несколько рейсов. В этом случае весь груз должен быть перевезен на одном судне, которое после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза), и так до тех пор, пока груз не будет перевезен.
Контрактное фрахтование морского тоннажа (contract of affreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.
Кроме того, существуют краткие формы чартера. К таким формам относится берс-нот (berth-note) — договор на перевозку попутных массовых грузов, содержащий ряд статей, характерных для чартерных перевозок: порядок расчета сталийного времени, распределение расходов по грузовым операциям, ставку фрахта. В части остальных условий дается ссылка на одну из типовых проформ чартера.
Форма договора фрахтования. Чартер — это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначите судна и груза, обозначение места погрузки, места назначения или направления судна. Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров, которые одобрены такими организациями, как Британская палата судоходства и Балтийский международный морской совет (БИМКО). В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки. Существуют стандартные чартеры на перевозку отдельных грузов: нефти, удобрений, угля, сахара, зерна, руды, леса. Одним из наиболее популярных стандартных чартеров является разработанный БИМКО рейсовый чартер для сухогрузных перевозок «Дженкон» (Gencon). Для контрактного фрахтования выпущены две стандартные формы: «Волкоа» (Volcoa) для сухогрузных перевозок и «Интеркоа 80», разработанная Международной ассоциацией независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и одобренная БИМКО.
studfile.net
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — это… Что такое ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ?
- ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ
в соответствии со ст. 741 ГК по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иным законодательством.
Договор фрахтования имеет широкое применение при воздушных и морских перевозках. Например, согласно ст. 96 ВзК по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов или часть воздушного судна для воздушных перевозок.
Кодекс торгового мореплавания предусматривает несколько видов договоров фрахтования. Согласно ст. 161 КТМ по договору аренды (фрахтования на время) судна с экипажем (тайм-чартеру) судовладелец (арендодатель) предоставляет фрахтователю (арендатору) судно за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В соответствии со ст. 173 КТМ по договору аренды судна без экипажа (бербоут-чартеру) арендодатель предоставляет арендатору судно за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
При перевозке пассажиров по договору фрахтования согласно ст. 49 Закона от 21 июля 2001 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильный перевозчик обязуется по заказу юридического или физического лица (заказчика перевозки) предоставить за плату всю или часть вместимости одного или нескольких пассажирских автомобильных транспортных средств для выполнения одного или нескольких рейсов либо на время для перевозки пассажиров и багажа (ручной клади). Порядок заключения договора фрахтования пассажирского автомобильного транспортного средства устанавливается Правилами автомобильных перевозок пассажиров.
Юридический словарь современного гражданского права. 2014.
- ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА
- ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ
Смотреть что такое «ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ» в других словарях:
договор фрахтования — 1. Договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Справочник технического переводчика
Договор фрахтования — (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на … Энциклопедия права
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер … Юридический словарь
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — (ЧАРТЕР) по гражданскому законодательству РФ (ст. 787 ГК РФ) разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких… … Юридическая энциклопедия
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой бухгалтерский словарь
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой экономический словарь
договор фрахтования — см. чартер. * * * (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких… … Большой юридический словарь
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер … Энциклопедия юриста
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — (ЧАРТЕР) по гражданскому законодательству РФ (см. ст. 787 ГК РФ) разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких … Энциклопедический словарь экономики и права
Договор Фрахтования Судна — договор между владельцем судна и фрахтователем по найму судна для перевозки груза или пассажиров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
modern_law.academic.ru
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — это… Что такое ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ?
- ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ
- ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер.
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
- ДОГОВОР ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ
- ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ
Смотреть что такое «ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ» в других словарях:
договор фрахтования — 1. Договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Справочник технического переводчика
Договор фрахтования — (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на … Энциклопедия права
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — (ЧАРТЕР) по гражданскому законодательству РФ (ст. 787 ГК РФ) разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких… … Юридическая энциклопедия
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — в соответствии со ст. 741 ГК по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для… … Юридический словарь современного гражданского права
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой бухгалтерский словарь
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой экономический словарь
договор фрахтования — см. чартер. * * * (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких… … Большой юридический словарь
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер … Энциклопедия юриста
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — (ЧАРТЕР) по гражданскому законодательству РФ (см. ст. 787 ГК РФ) разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких … Энциклопедический словарь экономики и права
Договор Фрахтования Судна — договор между владельцем судна и фрахтователем по найму судна для перевозки груза или пассажиров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
dic.academic.ru
Договор фрахтования в 2019 году
Заключение договора фрахтования в 2019 году несет под собой множество нюансов. В случае их игнорирования соглашение признается таковым как недействительным.
Договор фрахтования – один их видов соглашений на перевозку. Такая разновидность соглашения нередко именуется как чартер. Рассмотрим правила о порядок заключения договора подробней.
Что это такое
Соглашение нашло свою популярность на внутреннем морском, воздушном и автомобильном транспорте. В сфере железнодорожных перевозок соглашение практически не используется.
К сведению — соглашение применяется как при перевозке грузов, так и пассажиров.
Необходимые термины
Договор фрахтования (чартер) представляет собой разновидность договора о перевозке груза. Согласно законодательству РФ он возмездный и консенсуальный.
Помимо этого предусмотрены соглашения для перевозки пассажиров с багажом, а также исключительно для перевозки груза.
Не стоит забывать об одной немаловажной особенности — фрахтователь вправе обязать перевозчика предоставить конкретное транспортное средство для перевозки либо часть вместимости.
Какова его роль
В случае подписания договора фрахтования судна на время тайм чартер либо иного типа перевозчик не имеет права внести в него свои поправки без согласия на этой второй стороны.
Сторонами может быть утвержден:
- маршрут следования;
- сроки перевозки;
- место получения груза.
Этим соглашение отличается от линейного, при котором график определяется только перевозчиком.
В законодательство не установлено список ТС, к которым может быть использован рассматриваемый тип договора.
Одновременно с этим, в большинстве случаев он применяется для водного либо воздушного транспорта.
Правовая база
Основными нормативно-правовыми документами по рассматриваемому типу соглашения принято считать:
Ст. 787 ГК РФ | Дает подробное разъяснение по договору фрахтования |
Федеральный закон № 259 от ноября 2007 года | Он часто именуется как Устав автомобильного транспорта |
Иными нормативно-правовыми документами | В случае использования различного типа транспорта для перевозки пассажиров и грузов. К примеру, Кодекс мореплавания, Закон о воздушном транспорте и так далее |
Указанный перечень законодательных норм не является исчерпывающим, но вместе с этим в них рассмотрены основные сведения по договору фрахтования.
Характеристика договора фрахтования
Договор подлежит заключению исключительно в письменной форме. В случае использования морских судов к нему обязательно должен быть приложен коносамент.
В данной ситуации такой документ способен подтвердить право собственности на транспортируемый груз. Бланк договора фрахтования можно скачать здесь.
Заключение соглашения в случае морского транспорта происходит по одной их общепринятых форм. На сегодня их свыше 200.
Существенные условия
К существенным условиям тайм-чартера принято относить:
- предмет;
- маршрут;
- цель использования;
- дату и место передачи груза;
- ставку фрахта;
- период действия соглашения;
- иные условия, по достижению которых может быть подписано договор – согласно ст. 432 ГК РФ.
К существенным условиям бербоут-чартера принято относить:
- предмет сделки;
- маршрут следования;
- преследуемые цели;
- дату и время передачи судна;
- установленную ставку;
- период действия.
Иными словами, каждый тип договор фрахтования идентичен по существенным условиям.
Виды соглашения
Предусмотрено несколько разновидностей договора фрахтования:
- без экипажа – барбоут-чартер;
- на время – тайм-чартер.
Согласно соглашению фрахтования без экипажа собственник обязан за ранее оговоренную сумму обеспечить фрахтователю, к примеру, судно, для транспортировки груза, пассажиров либо для иных задач.
Согласно соглашению фрахтования на время собственник обязан за оговоренную ранее сумму (фрахт) обеспечить транспортным средством, которое с экипажем с целью транспортировки груза, пассажиров на установленный период .
Отличие в этих договорах простое. Оба типа соглашений заключаются для транспортировки, только в первом варианте нужно обеспечить транспортным средством, а во втором – дополнительно с экипажем.
В том случае, когда по договоренностям участников сделки не предусмотрено иные условия, то процесс осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Стороны сделки
Подписать договор фрахтования имеют законное право:
Любые компании | В том числе ИП и физические лица, если они выступают в роли заказчика |
Транспортные компании, ИП и физические лица | Которые считаются перевозчиками и имеют в наличии собственное либо арендуемое транспортное средство с целью осуществления перевозок по требованию (при наличии договора аренды) |
Помимо этого обязательно нужно иметь в наличии лицензию на предоставление подобного рода услуг.
В случае с международными перевозками согласно соглашению, исполнитель дополнительно должен обладать соответствующей разрешительной документацией.
Видео: документальное оформление транспортного процесса
Исходя из этого, подписать договор фрахтования транспортного средства с целью перевозок пассажиров для ИП просто, как и для иных транспортных компаний либо физических лиц, имеющих в наличии соответствующие документы.
Содержание документа
В российском законодательстве не установлено каких-либо требований. По этой причине фрахтование является разновидностью соглашения о перевозках, по отношению к которому распространяются общепринятые нормы.
Согласно общепринятым нормам соглашения обязательно включает в себя:
- полные сведения о сторонах сделки;
- наименование и адрес места погрузки;
- установленный размер фрахта;
- число рейсов (указывается, если договор подразумевает регулярные перевозки грузов либо пассажиров), а также маршрут следования.
Не стоит забывать о возможности включения в содержание документы иных условий и разделов.
Если транспортного средства для перевозки пассажиров
Договор фрахтования автомобильного транспортного средства, который нанимается с целью транспортировки пассажиров и багажа заключается в письменной форме.
Содержание данного вида соглашения согласно российскому законодательству должно включать в себя:
Полные сведения относительно фрахтовщика и фрахтователя | Наименование компании либо частного предпринимателя, инициалы уполномоченных лиц, реквизиты документации, на базе которых им предоставлены необходимые полномочия |
Тип и число | Нанимаемых транспортных средств |
Адрес | По которому в дальнейшем будет предоставлено транспортное средство |
Подробное описание маршрута следования | — |
Указание на конкретных перечень лиц | Которые будут участвовать в перевозке |
Стоимость предоставления услуг транспортным средством | — |
Регламент допуска пассажиров с целью посадки в ТС, беря во внимание установленные Правила перевозки пассажиров | Если транспорт нанимается для перевозки ограниченного перечня лиц |
Помимо указанной информации в соглашение могут быть занесены иные сведения и разделы, среди которых:
- права и обязанности сторон;
- правила разрешения конфликтных ситуаций и так далее.
В случае возникновения каких-либо спорных ситуаций, судебный орган будет анализировать все обязательные разделы соглашения. При выявлении в них каких-либо ошибок документ признается таковым, как недействительным.
В качестве формы подписания соглашения на автотранспорт с целью транспортировки пассажиров и груза допускается возможность оформления заказа-наряда при отсутствии потребности в регулярных перевозках.
Образец заполнения
В зависимости от типа соглашения они могут нести под собой множество нюансов. По этой причине рекомендуется ознакомиться с образцами.
В частности, договор обязательно должен включать в себя время и место подачи транспортного средства с целью погрузки.
Ответственность сторон
Перевозчик несет прямую ответственность за:
- порчу;
- возможную утрату;
- либо задержку поставки груза.
Помимо этого на него ложится ответственность за все коммерческие риски, которые напрямую связаны с простоем судна в рейсе, если это случилось не по вине фрахтователя, а также:
- риски повышения финансовых затрат;
- риски механической порчи судна – если это произошло не по вине фрахтователя.
В частности, непосредственный фрахтовщик несет ответственность за любую разновидность ущерба, который был нанесен грузу по причине:
- некачественной укладки;
- сепарации;
- крепления;
- нарушения установленных Правил по вентилированию;
- несоблюдения специально разработанных инструкций в части обеспечения сохранности предоставленного груза.
Согласно общепринятому правилу вина перевозчиков презюмируется. Одновременно с этим, если груз будет сопровождаться проводником самого отправителя либо же прибыл на место за исправными пломбами отправителя груза или в исправной таре бремя доказательств полностью возлагается на отправителя или получателя.
В завершении хотелось бы отметить — рассматриваемый тип соглашения регулируется различные законодательными актами, перечень которых напрямую зависит от вида транспортных средств.
Помимо этого не стоит забывать о многочисленных особенностях, которые были рассмотрены выше, поскольку от этого зависит возможность признания договора недействительным и вероятность обращения в судебный орган для защиты своих интересов.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
yurday.ru
содержание, условия, образец :: SYL.ru
Договор фрахтования, образец которого будет описан далее, представляет собой возмездное соглашение. В соответствии с его условиями, один субъект обязуется передать другому ТС или его часть для перемещения пассажиров, груза, багажа. Оформление соглашения регламентируется гл. 40-й, 787-й статьей ГК. Рассмотрим далее особенности и содержание договора фрахтования.
Нюансы норм
Следует сказать, что некоторые авторы отмечают, что договор фрахтования транспортного средства имеет некоторую схожесть с соглашением о перевозке. В частности они указывают на аналогичность их экономической цели. Она состоит в изменении территориального положения ТС. В ГК отдельно не оговариваются какие-либо специальные условия оформления соглашений. Например, на практике часто возникает необходимость подписать договор фрахтования на перевозку детей. В таких ситуациях действуют дополнительные регламенты и инструкции, обеспечивающие безопасность перемещения. Специальные правила устанавливаются нормативными актами в зависимости от возраста пассажиров, пути следования и прочих нюансов.
Стороны
Соглашение рассматривается как документ, устанавливающий конкретные условия для совершения определенных перемещений багажа, пассажиров и груза. Оно также выступает как разновидность договора о морской перевозке. Его особенности регулируются Кодексом торгового мореплавания. Договор фрахтования судна оформляют владелец ТС и заинтересованный субъект. В качестве первого выступает собственник либо лицо, которое обладает иными законными правами на объект. Второй стороной может выступать гражданин или организация. В договор фрахтования транспортного средства включается описание маршрута, который обычно не совпадает с установленными направлениями. Заинтересованное лицо может являться получателем или отправителем определенного груза, но может и не быть таковым.
Договор фрахтования: образец
Суть соглашения заключается в праве резервирования одной стороной всего ТС или части его вместимости для транспортировки за установленную плату в течение одного (нескольких) рейсов багажа, пассажиров, груза и получения вторым участником за предоставленный объект оговоренной суммы. Из этого следует, что, по общим правилам, в договор фрахтования должны включаться следующие условия:
- Предмет сделки.
- Пункты выбытия и прибытия.
- Количество мест (объем вместимости) для груза, пассажиров, багажа.
- Условия оплаты.
- Вид (род) груза.
Кроме этого, обязательно указываются наименования (ФИО) субъектов, оформляющих соглашение, отправителя и получателя груза.
Классификация
Изначально заключение договора фрахтования регламентировалось гл. 10-й, 104-й статьей Воздушного кодекса, а также 97-й нормой КВВТ. Кодексом торгового мореплавания предусматривается 2 главы, посвященные найму: тайм-чартер и бербоут-чартер. В первом случае имеет место договор фрахтования ТС на время. В соответствии с ним, владелец обязуется предоставить заинтересованному лицу за оговоренную сумму объект, в котором будет осуществляться перемещение груза, а также услуги его экипажа. По условиям такой сделки, собственник судна должен не только обеспечить годность ТС, укомплектовать его людьми, но и надлежащим образом его снарядить. Такой договор фрахтования считается более категоричным. По своему определению тайм-чартер не допускает разных вариантов аренды.
Бербоут-чартер
Такой договор фрахтования рассматривается как соглашение, в соответствии с которым собственник предоставляет заинтересованному лицу ТС в пользование и владение без экипажа на оговоренный срок за установленную плату. Соответствующее определение присутствует в 211-й статье КТМ. Но, в отличие от норм ГК, этот Кодекс устанавливает, что положения, непосредственно касающиеся аренды судов, могут применяться, если соглашением между участниками сделки не устанавливается иной порядок. Это значит, что стороны обладают свободой при выборе условий: вариантов оказания каких-либо услуг, возможного состояния ТС и пр.
Специфика правоотношений
Некоторые юристы рассматривают договор фрахтования как разновидность соглашений на перемещение груза, без каких-нибудь осложняющих элементов от иных сделок. Другими словами, авторы определяют конкретное его значение. Оно состоит исключительно в перевозке на определенных условиях. Чтобы четко понимать, какое место соглашение занимает в отношениях, связанных с перемещением груза, необходимо исследовать его юридическую природу.
Особенности термина
Слово «фрахтование» буквально означает коммерческую деятельность, связанную с оформлением договоров на перевозку пассажиров, грузов, багажа автомобильными, речными, морскими, воздушными ТС. В немецком законодательстве предусматривается, что перемещение объектов на автомобилях производится в соответствии с соглашением. С голландского «фрахт» – плата владельцу ТС за оказанные им услуги.
Предмет
В качестве него может выступать любой транспорт. Соглашение считается комплексным. Оно устанавливает обязательства, которые непосредственно касаются предоставления всего ТС или части его вместимости в аренду, оказания заинтересованному лицу определенных услуг. Они связаны с технической эксплуатацией и управлением транспорта. Если в соглашении не предусмотрены такие услуги, то имеет место обычная аренда. Согласно 787-й статье ГК, предмет фрахтования включает в себя оговоренные обязательства, касающиеся предоставления конкретного транспорта для перемещения определенного груза в пространстве.
Цель оформления
Ее определение служит основанием для дифференциации договора аренды и фрахтования. В 787-й статьей ГК оговорена следующая цель. Фрахтование предполагает предоставление всего транспортного средства либо его части для перемещения багажа, пассажиров, груза. При аренде владельцу в принципе все равно, для чего заинтересованному субъекту нужно ТС. То есть оно может и не использоваться для перевозки.
Наземные ТС
В отношении них договор фрахтования заключается в виде заказа-наряда. Порядок оформления и реквизиты этого документа определяются в Правилах, регулирующих перемещение грузов автомобильными ТС. При этом следует учитывать, что соглашение считается консенсуальным. Соответственно, законодательство допускает его оформление и в иной форме, по согласию участников сделки. В Уставе автомобильного транспорта от 2007 г. предусмотрен перечень сведений, обязательных для включения в договор:
- Информация о владельце и заинтересованном лице.
- Название груза.
- Тип транспортного средства, предоставляемого в соответствии с соглашением. При необходимости указывается количество ТС.
- Место подачи и маршрут.
- Период выполнения перевозки.
- Величина оплаты за использование ТС.
В договоре могут присутствовать и иные условия, не зафиксированные Уставом. Следует сказать, что в этом нормативном акте отсутствует определение соглашения. Представляется, что понятие достаточно полно раскрыто в ГК и не подлежит расширенному толкованию.
Дополнительно
В гл. 40 ГК, Уставе от 2007 г. отсутствуют положения, регулирующие оформление договора субфрахтования. По мнению экспертов, такие отношения между субъектами должны быть узаконены. Это позволит регулировать различные проблемы. К примеру, на практике возникает вопрос, необходимо ли согласие владельца на предоставление ТС фрахтователем третьему лицу, какой должна быть его форма. Неясности также возникают при определении ответственности за неисполнение обязательств по таким сделкам, а также за нанесение ущерба сторонним субъектам.
Заключение
В СССР морской чартер применялся достаточно широко в международном сообщении. Так перевозились экспортные и импортные товары. На воздушных ТС чартер использовали и на внутренних направлениях. После перехода страны на рыночные отношения фрахтование речных и морских судов стало осуществляться по внутригосударственным линиям. Если говорить о других видах ТС, то использование чартера, например, на железной дороге представить себе достаточно сложно. В таких ситуациях более вероятна аренда. Договор фрахтования, регламентируемый 787-й статьей ГК, включает в себя не только цель предоставить имущество во временную эксплуатацию. Соглашение должно четко указывать, как именно будет оно использоваться. Соответственно, чтобы документ был признан договором фрахтования, в нем должно содержаться условие о перемещении груза, пассажиров или багажа. Такая направленность предопределяет его место в соответствующих гражданско-правовых отношениях.
www.syl.ru