Чем отличается радар-детектор от антирадара?
Отвечает
эксперт
Радар-детектор — это компактное электронное устройство, которое информирует пользователя о наличии в поле действия радиоволн или лазерных излучений, исходящих от чужих активных радаров. В отличие от антирадара, радар-детектор не заглушает сигналы, а только улавливает их.
Антирадар — активное устройство, которое способно генерировать высокомощные помехи в определенных спектрах радочастот или модулировать ответный сигнал, по мощности превосходщий оригинальный от пеленгующего радара. Иными словами, антирадар улавливает и заглушает сигнал пеленгующего устройства. В результате радар ГИБДД либо не выдаст никакого результата, либо выдаст те показания, которые смодулировал антирадар.
Кроме того, у нас используются и другие электронные «обманки» — лазерные антирадары или шифтеры, которые модулируют ответный сигнал, в результате чего на радар ГИБДД в закодированном виде передается показатель не реальной скорости, а на порядок уменьшенной.
По сути – это средство обмана правоохранительных органов, поэтому неслучайно подобные устройства запрещены во многих странах мира, а кое-где за их использование грозит даже уголовное дело и тюремный срок. Но только не в России.
Принцип работы радар-детектора
При замере скорости радар ГИБДД фиксирует излучение, отраженное от вашего автомобиля, а в свою очередь радар-детектор улавливает прямые сигналы от пеленгующего устройства. В этом и состоит преимущество радар-детектора, поскольку он всегда обнаружит радар ДПС намного раньше, чем произойдет замер скорости вашего автомобиля.
При наилучших условиях местности и ясной погоде засаду с активным радаром можно обнаружить на расстоянии до 5000 м, а максимальное расстояние устойчивых показаний радара ДПС составляет от 400 м до полутора километров (в редких случаях).
Как выбрать?
Одним из критериев выбора радар-детектора является его чувствительность и возможность максимального отсеивания ложных сигналов. Как раз этими параметрами главным образом и отличаются радар-детекторы разных ценовых групп.
Радар-детекторы использует два типа усиления сигнала: прямое усиление и усиление на основе гетеродина и супергетеродина. Первый тип — самый старый способ усиления сигнала, при котором излучение самого усилителя практически равно нулю. Данный тип усилителя ловит мало помех за счет очень малой чувствительности, он дешев в производстве и прост в настройке.
Второй метод, наиболее технологичный, используется во всех среденбюджетных и дорогих радар-детекторах. При высокой чувствительности и селективности частот, этот прибор имеет характерное излучение, отчего возрастает процент помех, и требуется настройка усилителя по частотам и создания сложных схем отсеивания ложных помех.
Диапазоны частот
Дорожные радары, находящиеся на вооружении правоохранительных органов используют ряд стандартизированных несущих радиочастот. Самая известная и старая — частота 10525 МГц или X-диапазон. В настоящее время эта частота морально и технически устарела, и постепенно уступила дорогу более быстродействующим приборам, используемым другую несущую частоту.
Свежий диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 24150 МГц – К-диапазон. Благодаря более высокому энергетическому потенциалу, приборы, работающие на этой частоте, как правило, имеют компактные размеры и располагают более эффективной дальностью и оперативностью обнаружения, чем приборы, работающие в X-диапазоне. Кроме того, в К-диапазоне гораздо меньше помех и более широкая полоса пропускания — 100 МГц.
На этом диапазоне частот базируются такие отечественные радары, как «Беркут», «Искра-1», а также их модификации. В настоящее время это базовый диапазон у подавляющего большинства радаров мира.
Ka-диапазон — самый новый диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 34700 МГц. Считается наиболее перспективным диапазоном за счет более высокого энергетического потенциала, который позволяет приборам иметь дальность обнаружения до полутора километров, с высокой точностью и за минимально короткое время. Диапазон имеет самую широкую полосу пропускания — 1300 МГц. Благодаря этому он называется Super Wide (сверширокий). На данном этапе в России этот диапазон частот активно осваивается.
Ku-диапазон — один из редких диапазонов, работающий на частоте 13450 МГц, который используется спутниковым телевидением. В России вряд ли появятся радары на этой частоте, хотя в Европе они очень популярны.
VG-приборы
В Европе и Северной Америке в целях обнаружения незаконных антирадарных устройств правоохранительные органы используют несколько специальных высокочувствительных радаров, работающих на частоте 13000 МГц — VG-1,VG-2 и VG-3. Эти устройства способны фиксировать антирадарные приборы, основанные на супергетеродине, а их там подавляющее большинство.
В свою очередь, почти все производители радар-детекторов позаботились об этой проблеме и разработали различные по эффективности технологии маскировки от устройств серии VG.
Лазерный диапазон
С начала девяностых годов известны лазерные дальномеры и измерители скорости, основанные на отражении узконаправленного луча лазера от препятствия. Вычисление скорости производилось по простым алгоритмам, путем подачи нескольких коротких импульсов через строго определенный промежуток времени измеряя расстояния до цели от каждого отражения этого импульса. В итоге получалась некая средняя составляющая, которая и выводилась на экран. Принцип прост и не изменился с тех пор и до сегодняшних дней. Почти все современные радар-детекторы оснащены сенсорами для приема лазерного диапазона, принимаемая длина волны которых варьируется от 800 нм до 1100 нм.
Среди недостатков, присущих приборам, используемых лазерный диапазон – чувствительность к дисперсионным препятствиям — осадкам, туману, пыли, поэтому такие устройства используются только в сухую погоду. Прием данного диапазона актуален в основном в мегаполисах, где сотрудники ГИБДД имеют дорогую технику для отслеживания скоростного режима.
В мировом масштабе имеется всего лишь несколько брендов радар-детекторов, заслуженно занимающих лидирующие места по всем показателям. В первую очередь в лидеры входят Whistler, Crunch, Star и Cobra. Это старейшие производители, чьи бренды стали почти нарицательными.
В России более известны все же Whistler и Cobra — это два бренда, постоянно конкурирующие в технологиях. В последнее время Cobra сдала свои позиции под натиском импульсных радаров ГИБДД – «Искра-1».
Радар-детектор — это компактное электронное устройство, которое информирует пользователя о наличии в поле действия радиоволн или лазерных излучений, исходящих от чужих активных радаров. В отличие от антирадара, радар-детектор не заглушает сигналы, а только улавливает их.
Антирадар — активное устройство, которое способно генерировать высокомощные помехи в определенных спектрах радочастот или модулировать ответный сигнал, по мощности превосходщий оригинальный от пеленгующего радара. Иными словами, антирадар улавливает и заглушает сигнал пеленгующего устройства. В результате радар ГИБДД либо не выдаст никакого результата, либо выдаст те показания, которые смодулировал антирадар.
Кроме того, у нас используются и другие электронные «обманки» — лазерные антирадары или шифтеры, которые модулируют ответный сигнал, в результате чего на радар ГИБДД в закодированном виде передается показатель не реальной скорости, а на порядок уменьшенной.
По сути – это средство обмана правоохранительных органов, поэтому неслучайно подобные устройства запрещены во многих странах мира, а кое-где за их использование грозит даже уголовное дело и тюремный срок. Но только не в России.
Принцип работы радар-детектора
При замере скорости радар ГИБДД фиксирует излучение, отраженное от вашего автомобиля, а в свою очередь радар-детектор улавливает прямые сигналы от пеленгующего устройства. В этом и состоит преимущество радар-детектора, поскольку он всегда обнаружит радар ДПС намного раньше, чем произойдет замер скорости вашего автомобиля.
При наилучших условиях местности и ясной погоде засаду с активным радаром можно обнаружить на расстоянии до 5000 м, а максимальное расстояние устойчивых показаний радара ДПС составляет от 400 м до полутора километров (в редких случаях).
Как выбрать?
Одним из критериев выбора радар-детектора является его чувствительность и возможность максимального отсеивания ложных сигналов. Как раз этими параметрами главным образом и отличаются радар-детекторы разных ценовых групп.
Радар-детекторы использует два типа усиления сигнала: прямое усиление и усиление на основе гетеродина и супергетеродина. Первый тип — самый старый способ усиления сигнала, при котором излучение самого усилителя практически равно нулю. Данный тип усилителя ловит мало помех за счет очень малой чувствительности, он дешев в производстве и прост в настройке.
Второй метод, наиболее технологичный, используется во всех среденбюджетных и дорогих радар-детекторах. При высокой чувствительности и селективности частот, этот прибор имеет характерное излучение, отчего возрастает процент помех, и требуется настройка усилителя по частотам и создания сложных схем отсеивания ложных помех.
Диапазоны частот
Дорожные радары, находящиеся на вооружении правоохранительных органов используют ряд стандартизированных несущих радиочастот. Самая известная и старая — частота 10525 МГц или X-диапазон. В настоящее время эта частота морально и технически устарела, и постепенно уступила дорогу более быстродействующим приборам, используемым другую несущую частоту.
Свежий диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 24150 МГц – К-диапазон. Благодаря более высокому энергетическому потенциалу, приборы, работающие на этой частоте, как правило, имеют компактные размеры и располагают более эффективной дальностью и оперативностью обнаружения, чем приборы, работающие в X-диапазоне. Кроме того, в К-диапазоне гораздо меньше помех и более широкая полоса пропускания — 100 МГц.
На этом диапазоне частот базируются такие отечественные радары, как «Беркут», «Искра-1», а также их модификации. В настоящее время это базовый диапазон у подавляющего большинства радаров мира.
Ka-диапазон — самый новый диапазон для полицейских дорожных радаров с несущей частотой 34700 МГц. Считается наиболее перспективным диапазоном за счет более высокого энергетического потенциала, который позволяет приборам иметь дальность обнаружения до полутора километров, с высокой точностью и за минимально короткое время. Диапазон имеет самую широкую полосу пропускания — 1300 МГц. Благодаря этому он называется Super Wide (сверширокий). На данном этапе в России этот диапазон частот активно осваивается.
Ku-диапазон — один из редких диапазонов, работающий на частоте 13450 МГц, который используется спутниковым телевидением. В России вряд ли появятся радары на этой частоте, хотя в Европе они очень популярны.
VG-приборы
В Европе и Северной Америке в целях обнаружения незаконных антирадарных устройств правоохранительные органы используют несколько специальных высокочувствительных радаров, работающих на частоте 13000 МГц — VG-1,VG-2 и VG-3. Эти устройства способны фиксировать антирадарные приборы, основанные на супергетеродине, а их там подавляющее большинство.
В свою очередь, почти все производители радар-детекторов позаботились об этой проблеме и разработали различные по эффективности технологии маскировки от устройств серии VG.
Лазерный диапазон
С начала девяностых годов известны лазерные дальномеры и измерители скорости, основанные на отражении узконаправленного луча лазера от препятствия. Вычисление скорости производилось по простым алгоритмам, путем подачи нескольких коротких импульсов через строго определенный промежуток времени измеряя расстояния до цели от каждого отражения этого импульса. В итоге получалась некая средняя составляющая, которая и выводилась на экран. Принцип прост и не изменился с тех пор и до сегодняшних дней. Почти все современные радар-детекторы оснащены сенсорами для приема лазерного диапазона, принимаемая длина волны которых варьируется от 800 нм до 1100 нм.
Среди недостатков, присущих приборам, используемых лазерный диапазон – чувствительность к дисперсионным препятствиям — осадкам, туману, пыли, поэтому такие устройства используются только в сухую погоду. Прием данного диапазона актуален в основном в мегаполисах, где сотрудники ГИБДД имеют дорогую технику для отслеживания скоростного режима.
В мировом масштабе имеется всего лишь несколько брендов радар-детекторов, заслуженно занимающих лидирующие места по всем показателям. В первую очередь в лидеры входят Whistler, Crunch, Star и Cobra. Это старейшие производители, чьи бренды стали почти нарицательными.
В России более известны все же Whistler и Cobra — это два бренда, постоянно конкурирующие в технологиях. В последнее время Cobra сдала свои позиции под натиском импульсных радаров ГИБДД – «Искра-1».
automobili.ru
Чем отличается радар-детектор от антирадара
На страницах многих сайтов понятия радар-детектор и антирадар взаимозаменяемы и используются как синонимы. Между тем, разница между ними очень велика. Законодательство некоторых европейских стран и РФ запрещает применять антирадары, причем нарушитель может понести уголовное наказание. Чтобы не стать заложником собственной неграмотности, следует четко понимать разницу между данными приборами.
Определение
Радар-детектор – прибор, используемый для обнаружения излучения ручного или мобильного радара и преждевременного предупреждения водителя о приближении к месту его расположения. Это пассивный регистратор, не вносящий никаких помех в работу радара сотрудника ГИБДД.
Антирадар – прибор, применяемый для обнаружения частоты, на которой работает радар сотрудников ГИБДД, и корректировки показателей радара. Более того, прибор может вносить шумовые помехи в работу последнего.
к содержанию ↑Сравнение
Принципиальная разница в их работе понятна. Отсюда наблюдается и различное отношение законодательства РФ к приборам. Если радар-детектор не запрещен, то антирадары противозаконны. Поимка нарушителя чревата не только конфискацией прибора, но и наложением штрафа в размерах нескольких десятков минимальных окладов. Следует понимать, что антирадар нарушает работу частот, которые нельзя использовать частным лицам.
Активный антирадарПоскольку антирадары запрещены, большое внимание на форумах уделяется разновидностям радар-детекторов и правилам их выбора. Первое место занимает ценовой критерий. В связи с этим выделяют приборы бюджетного, среднего и высокого классов. Многие бюджетные модели устарели, поскольку не только не принимают сигналы от новых радаров, но и реагируют на множество помех, препятствующих их точному выявлению. Нередко такие радар-детекторы можно встретить в продаже. Низкая цена оказывается заманчивой для покупки нового «полезного» устройства, но ничем более игрушки такой прибор не будет. Разочарованный покупатель начинает всесторонне рассказывать о бесполезности приобретения и таких приборов в целом, вводя в заблуждение других водителей. Между тем, более дорогие и современные модели оказываются очень эффективными во время движения по оживленным трассам.
Что касается антирадаров, с ними следует быть очень осторожными. В ходе использования радар-детекторов необходимо снижать скорость при приближении к «опасному» радару. Антирадар позволяет водителю не снижать скорости и проезжать мимо радара, оставаясь незамеченным. Опасность применения заключается в возможном или преднамеренном внесении шумовых помех. Считается, что на территории РФ продаются только радар-детекторы, а антирадары купить нельзя. Утверждение достаточно сомнительное, хотя и разочаровывает многих, кто желает стать обладателем чудо-прибора.
Путешествуя по Европе, помните, что в некоторых странах запрещено использование любых устройств, позволяющих определять расположение радара, то есть нельзя применять даже радар-детекторы. Однако по Нидерландам, Болгарии, Норвегии, Турции, Болгарии, Германии с ними можно ездить спокойно. В Албании нет законов препятствующих использованию даже антирадаров. Сотрудники дорожной полиции Германии и РФ не запрещают радар-детекторы и считают их очень полезными для снижения аварийных ситуаций, поскольку при приближении к радару водитель заблаговременно снижает скорость.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Радар-детектор только регистрирует сигнал радара, а антирадар регистрирует, корректирует и/или вносит шумовые помехи в работу полицейского радара.
- Использование антирадара на территории РФ запрещено и налагается штрафом с конфискацией прибора, на применение радар-детектора никаких санкций не налагается.
thedifference.ru
Обычный радар-детектор и сигнатурный — в чем разница — журнал За рулем
Сигнатурный радар-детектор — это следующее поколение радарного модуля. Чем он отличается от своих предшественников и в чем его главные преимущества?
В 2016 году на рынке появились усовершенствованные радар-детекторы. Они были практически лишены главного недостатка своих предшественников — регулярные ложные оповещения. Видеорегистратор, оснащенный сигнатурным радарным модулем, стоит несколько дороже обычного. Однако эти устройства довольно быстро окупаются, своевременно оповещая водителя о подстерегающих на дороге «засадах».
Недостатки обычного радар-детектора
Как правило, в городе источников радиосигналов более чем достаточно: автоматические двери супермаркетов, парктроники, круиз-контроль других автомобилей и многое другое. Радар-детектор, естественно, улавливает все их сигналы. Рано или поздно непрерывные ложные оповещения попросту будут раздражать водителя и отвлекать от дороги.
Подробнее о радар-детекторе можно узнать здесь.Поэтому автомобилисты, находясь в городе, отдают предпочтение GPS-информеру. Этот модуль работает с базой данных, которая заранее загружена в его память.
Однако, если расположение радарного комплекса изменится, GPS-информер не сможет предупредить об этом водителя. Радар-детектор в свою очередь предупреждает о подстерегающих впереди «засадах», так сказать, в прямом эфире.
Подробнее о GPS-информере можно узнать здесь.Принцип работы сигнатурного радар-детектора
Каждый тип устройства, будь то полицейский радар или автоматические двери, имеет свой уникальный сигнал. В базе данных сигнатурного модуля уже заложена информация о каждом из них: длительность импульса, длительность паузы между ними и период повторения импульсов. По этим данным модуль распознает тип устройства и решает, уведомлять водителя о нем или нет.
Подробнее об устройствах, оснащенных сигнатурным радар-детектором, можно узнать здесь.Таким образом, работа сигнатурного радарного модуля заключается в совмещении самых лучших качеств радар-детектора и GPS-информера.
В заключение
Сигнатура (от англ. Signature) — это привязка полученной информации с какому-либо оборудованию, например, датчики, сигнализации или полицейские радары.
Пока сигнатурные модули не такие совершенные, как хотелось бы, поскольку невозможно держать в базе данных информацию о радиосигналах абсолютно всех устройств. Однако информация о них регулярно регулярно обновляется.
Материал подготовлен автором личного блога. Редакция ЗР может не разделять мнения автора.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru
Радар-детектор и закон — журнал За рулем
Чем отличаются радар-детекторы и антирадары? Действительно ли эти устройства хотят запретить?
За использование видеорегистратора никто не собирается штрафовать. Однако инспекторы имеют право сделать замечание за неправильное расположение устройства на лобовом стекле. По закону, никакие объекты не должны попадать в поле зрения водителя и загораживать обзор. Видеорегистратор лучше расположить либо за зеркалом заднего вида, если позволяют габариты устройства, либо с правой стороны относительно водителя. При соблюдении эти условий никаких претензий не последует.
Запомните, никакого закона, который запрещает использование видеорегистратора, попросту не существует.
Радар-детектор и антирадар
Другой вопрос — это использование радар-детектора или антирадара. Тут стоит отметить, что это совершенно разные устройства, они существенно отличаются как по принципу работы, так и по своему назначению. Многие водители, к сожалению, путают эти два определения, считая, что это одно и то же.
Антирадар излучает собственные радиоволны, благодаря чему искажает показания полицейских радарных комплексов. Использование и распространение подобного рода устройств запрещены на территории Российской Федерации.
Антирадар не решает основную задачу — предупредить водителя о радаре, чтобы тот снизил скорость. Нередко из-за антирадара полицейское оборудование выходит из строя.
Радар-детектор не излучает никаких сигналов, а служит только приемником для радиоволн от полицейских радаров. Устройство оповещает водителя о «засаде», вынуждая его таким образом сбавить скорость еще до попадания в зону действия радаров.
Подробнее о работе радар-детектора: https://carcam.ru/articles/kak-rabotaet-radar-detector/
Кроме этого, в статье 13.3 КоАП приводится список радиоустройств, которые могут быть использованы гражданскими лицами, а также диапазоны, в которых эти устройства могут работать. За использование государственных частот — как происходит в случае с антирадаром — владельцу выписывают штраф и конфискуют прибор.
Стоит помнить, что в некоторых странах Европы запрещено пользоваться радар-детекторами. Поэтому водителю следует предварительно выяснить необходимую информацию, чтобы не попасть в неприятную историю.
Таким образом
У водителей сложилось предвзятое отношение к радар-детекторам. Устройство защитит своего владельца от штрафов, а самое главное — улучшит общую обстановку на дорогах. Как правило, даже самые заядлые любители погонять снижают скорость при уведомлении о полицейском радаре.
Материал подготовлен автором личного блога. Редакция ЗР может не разделять мнения автора.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru
Радар-детекторы с GPS — сравнительный тест — журнал За рулем
Проверяем в деле одиннадцать моделей радар-детекторов с GPS-базой стационарных камер фото- и видеофиксации.
Главная рекомендация при выборе радар-детектора неизменна на протяжении последних нескольких лет. Если планируете пользоваться им часто, покупайте модель с GPS. Другие не смогут предупредить о безрадарных измерителях скорости, камерах на перекрестках и над автобусными полосами и им подобных. Кроме того, без связи со спутниками прибор не сможет определить вашу собственную скорость — значит, вы будете лишены удобной функции выключения всех звуковых оповещений, когда движетесь заведомо медленнее «штрафного» порога.
Общий план
Материалы по теме
Девять из одиннадцати выбранных нами для испытаний радар-детекторов — дорогие модели известных на рынке фирм. Детектор Sho-Me G800 STR мы взяли как ориентир — он не единожды побеждал в наших сравнительных тестах. Интересно, насколько далеко продвинулись на его фоне новички? А Sho-Me G900 STR — это некое промежуточное звено, модернизация «восьмисотой» серии.
В отличие от видеорегистраторов, известных большим разнообразием форм, габаритов, интерфейсов и функционала, львиная доля радар-детекторов сделана по единому лекалу: плоский черный корпус, дисплей в одну строку, колесико регулировки громкости на левом боку и четыре клавиши управления сверху. Меню у всех тоже практически идентичны — для общения с прибором необязательно изучать инструкцию. Общая схема настолько привычная и удобная, что попытки привнести что-то новое заканчиваются конфузом. К примеру, Supra зачем-то добавила хромированные вставки на корпус детектора — а они постоянно отражаются в ветровом стекле. Neoline в стремлении придать детектору оригинальные черты и вовсе всё испортил: невидимые кнопки худо-бедно позволяют бродить по настройкам, но прикрытый бликующим стеклом дисплей — за гранью разумного. Вдобавок нет удобной крутилки регулировки громкости. На нее поскупились также Supra и Playme (у него это единственный эргономи
www.zr.ru
Проверено ЗР: радар-детекторы — журнал За рулем
Измерителей скорости на дорогах развелось пропасть: от инспекторов с бегающими глазками до современных неподкупных приборов «Стрелка». Мы протестировали 28 радар-детекторов.
1
Испытуемым противостояли всемирно известные профи: радары питерской фирмы «Симикон». Их измерители наряду с питерскими же приборами от ЗАО «Ольвия» — самые массовые в стране; кроме того, они работают в Польше, Киргизии, Латвии, Казахстане и даже в Канаде.
В ходе основного конкурса требовалось поймать их сигналы. Начинали практически с нулевого расстояния, затем удалялись до 1600 м. Кроме того, мерили собственное излучение радар-детекторов: чем меньше они «свистят», тем лучше водителю и пассажирам. СВЧ-излучение здесь, конечно же, не такое зверское, как у радиолокационных станций, но почему бы не выбрать минимальное? До и после основной программы оценивали также разного рода мелочовку: эргономику, дизайн, спецэффекты и т. п.
На все про все ушло полторы тысячи километров пробега по трассам и мерным дорожкам.
Получить в итоговой таблице семь плюсов из семи не смог ни один: все усилия разработчиков, похоже, ушли на разного рода «цветомузыку». В их арсенале и длинные тестовые режимы при каждом включении, и разноцветные подмигивания, и голосовое сопровождение на самых разных языках, вплоть до татарского. Нет только одного: уверенного «пи-пи-пи» при наличии далекого радара любой породы, а также полного молчания при его отсутствии. По собственному излучению приемлемыми оказались только два изделия из двадцати восьми, причем не из числа лучших.
Обращаем внимание на то, что цена одного и того же изделия может различаться почти вдвое. Полученные результаты относятся к конкретным образцам, попавшим к нам в руки.
Бригада из трех арбитров: лазерный измеритель скорости (опытный образец), фоторадарный комплекс измерения скорости транспортных средств «Кордон» и комплекс фоторадарный передвижной КРИС-П.
Бригада из трех арбитров: лазерный измеритель скорости (опытный образец), фоторадарный комплекс измерения скорости транспортных средств «Кордон» и комплекс фоторадарный передвижной КРИС-П.Бригада из трех арбитров: лазерный измеритель скорости (опытный образец), фоторадарный комплекс измерения скорости транспортных средств «Кордон» и комплекс фоторадарный передвижной КРИС-П.
«Сигналы мы им посылаем туда, а нас посылают обратно». Увы, лазерный луч увидели только шесть приборов из двадцати восьми. Даже на таком вот расстоянии! А обещали почти все…
www.zr.ru